Непосредственная образовательная деятельность «Знакомство с народными промыслами»

марина покаляева
Непосредственная образовательная деятельность «Знакомство с народными промыслами»

Непосредственная образовательная деятельность: тема «Знакомство с народными промыслами»

Материал можно использовать, как целое занятие, при первоначальном знакомстве с промыслами. Взять часть при более подробном знакомстве с каждым из промыслов, а можно использовать частично материал для развлечения.

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие»

Возраст детей: старшая группа

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно-прикладному искусству, (Хохлома, Городец, Дымка, Гжель)

Задачи:

Познавательное развитие:

1. Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров, особенностях росписи (гжель, городец, дымка, хохлома).

2.Развивать сенсорные умения: подбор цветовой гаммы для каждого вида росписи.

3. Закреплять знание цифр, математических знаков, умение правильно оперировать ими.

Художественно - эстетическое развитие:

1. Развивать творческое воображение.

2. Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы создания узоров по мотивам народных промыслов.

3. Совершенствовать умение выполнять узор в определённой последовательности.

4. Развивать эстетические чувства, чувство ритма и композиции, мелкую моторику рук

5. Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества.

Речевое развитие:

1. Совершенствовать умение отвечать на вопросы, работать в группе.

2. Работать над обогащением словарного запаса по теме «Народные промыслы»

3. Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, развивать умение отгадывать загадки.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.

Физическое развитие:

1. Развивать потребность в двигательной активности.

Демонстрационный материал: презентация «Знакомство с народным декоративным творчеством».

«Сегодня я хочу воспеть и восславить

Сердце доброе, щедрость да разум,

Руки искусные народа русского”

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим. Все виды народного искусства,словно старинная песня: слова её неизменны, но каждый человек и каждое поколение поёт её по-своему.

Богата земля российская разнообразными народными промыслами.

И сейчас мы вам покажем презентацию совместной деятельности по ознакомлению детей с четырьмя народными промыслами: Дымка, Гжель, Городец и Хохлома

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ:

О Руси родной, умельцах

На весь мир молва идёт.

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, я предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие и посетить интересные места. Но сначала послушайте одну старую сказку.

Жила-была в одном селе девушка по имени Марья.И такая Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами расписывать умела – залюбуешься. И прозвали ее за это Марья – Искусница.

Прослушал о Марье, Кощей Бессмертный и решил ее заполучить в свое Кощеево царство. Налетел, схватил ее и понес. А Марья – Искусница превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда попало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.

Одно перышко упало в селе Дымково.

Другое перышко упало в местечке Хохлома.

Третье перышко упало в городе Городец. А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки.

Слайд№2

Воспитатель:

Отправляемся в путешествие.

На пути нас ожидает четыре остановки.

Слайд№3-4

Воспитатель:сначала отгадаем загадку:

Веселая, белая глина кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски, и всадники и ребятня.

А ну отгадайте: кто я?

-Кто отгадал название этой росписи, закройте глаза.

Как называется эта роспись?

Дети: дымковская роспись

Слайд №5

Воспитатель:

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом -голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинные, и лепили там из глины.

Все игрушки не простые, а волшебно расписные.

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски.

Когда-то очень давно на поросшем лесом берегу реки Вятки появилось поселение-слобода. По утрам хозяйки дружно топили печи, и кудрявые дымки весело поднимались к небу. Наверное, потому и назвали слободу Дымковской.

В слободе Дымково, пригороде Вятки, издавна занимались лепкой и росписью глиняных игрушек. Неширокая спокойная речка течет возле самого села, и в синей ее глади отражаются лес и белые облака, которые порой удивительно похожи то на причудливую птицу, то на

коня или оленя. Издавна в Дымковской слободе жили гончары. Лепили из местной красной глины посуду, дудочки-свистульки, а еще разных животных и барышень. Слепят, потом несколько дней сушат на деревянных столах и подоконниках. Затем в печь поставят, чтобы игрушки стали крепкими и долго всех радовали. Как только игрушки остынут, мастерицы покрывают их ровным слоем разведенного в молоке мела и ставят сушиться на сквознячок. Затем эти игрушки продавали на ярмарке. А свистульки в виде зверюшек и птичек делали не просто для забавы детворы. В старину Вятичи весной встречали Ярилу-бога солнца и плодородия-весёлым свистом глиняных дудочек. Тот весенний праздник назывался в народе «Свистунья».

Слайд№9

В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради - они были участниками древних обрядов.Им приписывали особую силу: охранять, оберегать людей от всякого зла. Во всех игрушках отражаются образы, которые живут в памяти людей и переносят их традиции. В росписи присутствуют самые разнообразные цвета и всего пять элементов. На белом фоне мастера рисовали простой узор. Это кружочки, кольца, точки, полоски, клеточки, волнистые линии.

Круг обозначает солнце, волнистые линии – воду, пересечённые прямые линии – землю.

Использовали дымковские мастера красный, синий, жёлтый и зелёный цвета.

Воспитатель: какие цвета используют в дымковской росписи?

Дети: красный, синий, желтый, зеленый.

Воспитатель: Каким узором дымковские мастера расписывают свои игрушки?

Дети: кружочки, точки, полоски…

Слайд №10

Ай да девица-душа!

Как ты чудо хороша!

Клетчатая юбочка,

Фартук полосатый,

На полосках точки,

А вокруг кружочки

Кони глиняные мчатся,

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

С лентами да бантами,

Да под ручку с франтами

Мы гуляем парами,

Проплываем павами.

Голосисты эти птицы,

И нарядны, словно ситцы!

Беседа с детьми о том, кому какая игрушка понравилась, почему?

Упражнения с движениями:

Цок, цок. Цок, цок!

Я лошадка- красный бок!

Я копытцем постучу!

Если хочешь прокачу!

Посмотри, как я красива,

Хороши и хвост, и грива.

Слайд №11

Игра «Укрась игрушку»

Слайд №12

Воспитатель: послушайте еще загадку-

Из липы доски сделаны, и прялки, и лошадки.

Цветами разрисованы, как будто полушалки.

Там лихо скачут кони, жар-птицы ввысь летят.

Розаны и купавки на солнышке блестят.

Коль на досточке девица, иль удалый молодец,

Чудо-конь и чудо-птица, это значит …

Дети: Городец.

Слайд №7

Воспитатель:

Есть на Волге город древний, по названью – Городец.

Славится на всю Россию своей росписью, творец,

Распускаются букеты, ярко красками горя.

Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Есть на Волге в Нижегородской области старинный городок Городец. Делают в Городце игрушки из дерева и глины. Городецкая роспись- это искусство оформления плоских поверхностей, которые не закаливаются в печи, а поливаются блестящей глазурью.

Слайд №13

Воспитатель: Используют в росписи красный, синий, желтый, зеленый и другие цвета,а также их оттенки: разнообразные оттенки голубого и розового, фиолетового и оранжевого с добавлением белил. Важная часть росписи - умелое оживление рисунка узорными декоративными сеточками, завитками, усиками. Оживку рисовали белым и черным цветами.

В этой росписи присутствуют элементы: бутоны, розаны, листья. Все эти цветы придуманы художниками. Такие цветы называются декоративными. Чтобы создать узоры, мастера объединяют их в гирлянды. Гирлянда- это расположение цветов друг за другом. Самый крупный цветок находится в середине гирлянды. Слева и справа расположены цветы поменьше, а в конце гирлянды рисуют маленькие бутоны. Между бутонами и цветами располагаются листья.

Воспитатель:

-Какие предметы украшались Городецкой росписью?

Дети: посуда, мебель, глиняные игрушки, доски, сундуки, шкатулки, корзины.

Воспитатель:

- Назовите наиболее характерный фон для этой росписи?

Дети: это жёлто-лимонный цвет.

Воспитатель:

Какие элементы узора присущи этой росписи?

Дети: бутоны, розаны, листья.

Слайд №14

Если взглянешь на дощечки, ты увидишь чудеса.

Городецкие узоры, тонко вывела рука.

Городецкий конь бежит! Вся земля вокруг дрожит!

Птицы яркие летают, и кувшинки расцветают

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца!

Кто рисует Городец, ах, какой он молодец.

И листочки и цветы, это все для красоты.

Коль букет, как солнце ясный, очень яркие тона -

Цвет зеленый, синий, красный, вновь работа их видна!

Физкультминутка:

Наши красные цветки распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши синие цветки закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Слайд №15

Игра «Продолжи узор»

Слайд №16

Воспитатель: третья загадка

Эта роспись на белом фарфоре – синее небо, синее море.

Синь васильков, колокольчиков звонких,

Синие птицы на веточках тонких.

Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье – русская звонкая …

Дети: гжель

Слайд №6

Воспитатель: Расскажу вам бело-голубую сказку

Так вот. В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Происхождение этого названия краеведы связывают со словом “жечь”,которое имеет прямое отношение к промыслу –изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. Так и распространилось на всю округу это название, где и развивался народный керамический промысел Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство свое показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду, и расписывать ее. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Слайд №17

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

Животные и птицы невиданной красы.

Деревня в Подмосковье прославилась теперь.

Известно всем в народе ее название – Гжель.

При виде гжельских изделий глаза разбегаются. Уж очень они хороши!Один мастер слепил чайники: носик в виде головки курочки, а на крышке – петушок красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Услышал он сказку про кита, да сделал масленку. На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита – фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза.

Третий мастер полюбовался красотой такой, а сам еще лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Лепили гжельские мастера животных и птиц, а так же часы. Форма у них непростая, причудливая. Расписаны они снизу доверху цветами, а на самую макушку петушок забрался. Так, и кажется,сейчас прокукарекает: «Спать пора!» Русский живописец Б. М. Кустодиев говорил, что гжельские чайники и чашки цветут“колдовскими синими цветами”.

Физкультминутка:

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг.

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

Слайд №18

Воспитатель: Изделия из Гжели так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась не только в нашей стране, но и за рубежом. Секреты красоты таятся в самой природе. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек синей краской различных оттенков. Синий самый главный цвет, который использовали гжельские мастера. Вначале на белом фоне художники рисовали узор из декоративных цветов, листьев и травы, а потом обжигали это в печи. Гжель называют синим чудом. Синее небо отражается в каждом узоре, роспись получается нарядная, праздничная. Смотришь на гжельские узоры и понимаешь, как прекрасна наша Россия, ощущаешь тепло, нежность, любовь.

Воспитатель:

-Какой цвет используют в работе гжельские мастера?

Дети: синий, голубой.

Слайд №19

Игра: «Выбери правильно»

Слайд №20

Воспитатель: последняя загадка.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это? …

Дети: Хохлома

Слайд №8

Воспитатель: Хохлома! – какое странное и веселое слово. Говорят, будто давным-давно поселился в лесу за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшена не забывал насыпать.

Прилетела как-то к его порогу птица Жар. Он и ее угостил. Птица – Жар задела золотым крылом чашку с кашей – и чашка стала золотой.

Родина искусства Хохломы – Лесное Заволжье, что недалеко от Нижнего Новгорода. Большую часть Нижегородского края занимали дремучие леса, и особенно много леса шло на изготовление деревянной посуды – ложек, чашек. Для изготовления посуды использовали древесину липы. Мастера могли свободно вырезать из нее любые изделия. Затем этим изделиям необходимо было просохнуть. После сушки изделия очищали шкуркой и покрывали олифой. Теперь заготовки можно расписывать. Расписывают изделия масляными красками. А кисточки для работы мастера делают из хвоста белки. Такими кисточками можно выполнять и очень тонкие и широкие мазки. После росписи изделия покрывают лаком, а потом закаливают в печах. Хохломская посуда не только красива, но и прочна. По словам хохломских мастеров, она не боится «ни жару, ни стужи, хорошо моется, долго служит, по нарядности соперничает с золотой, а по цене доступна всем»

Слайд №21

Как волшебница Жар-птица, не выходит из ума,

Чародейка-мастерица, золотая хохлома.

И богата, и красива, гостю рада от души,

Кубки, чашки и ковши-

И чего здесь только нет: гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета, и ромашки луговин.

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым

Земляника цветом алым засияла, поднялась

Сладким соком налилась.

А трава как бахрома, золотая Хохлома!

Пальчиковая гимнастика:

Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится (сжимание и разжимание пальцев в кулак)

Слайд №22

В хохломской росписи с золотым фоном сочетаются красный и черный цвета. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Но фон является главным. Так же рисунки делают и на черном, красном фоне, тогда как сам узор остается золотым.

Вы не знаете, ребята, от чего и почему,

Очень часто называют Золотую Хохлому?

Разве золотом покрыты в ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют Золотые терема?

Деревянная, резная расписная Хохлома!

Удивительной посудой, - вот чем славится она.

Этот тонкий, этот дивный золотистый завиток!

Раз увидишь, не забудешь, и хотел бы, да не смог.

В росписи используют такие элементы, как травинки, капельки, усики, завитки, кустики, листочки да ягодки. Для рисования ягод бруснички, смородинки и рябинки, используют печатку-тычок (ватную палочку, чтобы ягода была вся ровная, круглая, аккуратная

Воспитатель:

- Какой цвет может использоваться для фона?

Дети: фон может быть жёлтым, красным, чёрным.

Воспитатель:

Какие цвета использовали художники в этой росписи?

Дети:В хохломской росписи художник использует масляные жаростойкие краски четырех цветов: черную, красную, зеленую, желтую.

Воспитатель:

Из каких элементов состоит узор?

Дети: травка, завиток, лист, ягодка, цветок.

Слайд №23

Игра «Сосчитай и расставь знаки»

Слайд №24

Народные промыслы и ремесла России.

1.

с. Гжель;Московская область:

Гончарное дело. Художественная керамика. Посуда.

Основан в XIV в.

2.

г. Городец,Нижегородская область:

Резьба и роспись по дереву. Игрушки.

Основан в XIV в.

3.

с. Дымково; Кировская область

Расписные глиняные Игрушки.

Основан в XIX в.

4.

с. Филимоново; Тульская область

Расписные глиняные игрушки.

5.

г. Семенов, г. Сергиев Посад, Московская область

Матрешки. Роспись по дереву (ложки, посуда).

Основан в XV в.

6.

г. Павловский Посад, Московская область

Расписные платки.

Основан в XIX в.

7.

с. Жостово,Московская область:

Роспись по металлу. Подносы.

Основан в XVIII в.

8.

с. Хохлома,Нижегородская область:

Роспись по дереву. Лаковая живопись.

Основан в XVII в.

9.

пос. Палех,Ивановская область:

Роспись по дереву. Лаковая живопись.

Основан в XVII в.

10.

г. Дятьково

г. Гусь-Хрустальный,Владимирская область:

Хрусталь. Стеклянная посуда

Основан в XVII в.

11.

г. Торжок,Тверская область:

Кружевное шитье.Глиняная игрушка:

Основан в XII в.

12.

г. Тула,Тульская область:

Производство самоваров, пряников. Производство оружия.

Основан в XII в

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными промыслами «Русская душа» Конспект занятия по ознакомлению с русскими народными промыслами:«Русская душа» Цели и задачи: Знакомство детей с русскими народными.

Развитие созидательной активности детей через знакомство с народными художественными промыслами Белгородчины «Развитие созидательной активности детей через знакомство с народными художественными промыслами Белгородчины». Цель: формировать у детей.

Знакомство детей с народными промыслами. Мини-музей «Народные умельцы»Знакомство детей с народными промыслами. Мини-музей «Народные умельцы» Цель: Знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы. Знакомить.

Непосредственная образовательная деятельность .

Непосредственная образовательная деятельность «Парк аттракционов» Конспект непосредственной образовательной деятельности «Парк аттракционов» Возрастная группа детей: подготовительная к школе группа общеразвивающей.

Непосредственная образовательная деятельность по конструированию в старшей группе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей «Муравушка».

Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте «Звук Ы». Конспект НОД. Цель: Познакомить детей с гласным звуком [Ы] и буквой «Ы». Упражнять детей выделять его среди других гласных звуков. Формировать.

Непосредственная образовательная деятельность «Строим парк отдыха»Непосредственная образовательная деятельность «Строим парк отдыха» Задачи: - Закреплять знания детей о родном городе. - Дать детям представления о социальной проблеме нашего города. - Развивать связную речь.

Непосредственная образовательная деятельность «Учись быть здоровым» Образовательные задачи: Формировать у детей первоначальные представления об элементах дыхательной системы организма. Закреплять знания о.

Непосредственная образовательная деятельность по физкультуре «Новогодний калейдоскоп» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» комбинированного вида г. Карабаша Непосредственная.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Непосредственная образовательная деятельность «Знакомство с народными промыслами»
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 21:17
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
28 января. День открытия Антарктиды

Очередной тематический день посвящен открытию последнего неизведанного континента, которое совершили русские моряки. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом...

28 января. Международный день конструктора Лего

Очередной тематический день предлагаем посвятить занятиям с самой полезной игрушкой в мире – блочным конструктором. Тем более, что 28 января знаменитый конструктор Лего отмечает свой день рождения.

Методическая разработка: учебно-игровое пособие «Перекресток»
Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по...
Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за лягушкой»
Цель :расширять знания детей об окружающем мире. Задачи: Образовательные: расширять и уточнять знания детей о внешнем виде лягушки,...
Фотоотчёт о конкурсе чтецов среди воспитанников старших групп детского сада «Мы рады...
Традиционно каждую зиму в нашем детском саду организуется конкурс чтецов "Мы рады Зимушке-Зиме" среди воспитанников старших и подготовительных групп. Не стал...