мария афонина
Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день российское образование может опираться на принцип индивидуализации.
В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый из воспитанников может в полной мере реализовать свои возможности. Это ставит перед педа-гогами задачу по созданию оптимальных условий для реализации возмож-ностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации являет-ся составление и реализация индивидуального образовательного маршрута.
Публикация «Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольника» размещена в разделах
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.
Цель образовательного маршрута - создание условий, которые предполага-ют позитивную социализацию дошкольников, их социально-личностное развитие.
Задачи индивидуального образовательного маршрута :
- создать благоприятную атмосферу для социального развития ребенка;
- организовать единую систему работы администрации, педагогических со-трудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;
- налаживать позитивное и доверительное общение между педагогом и ре-бенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, доби-ваться уважения и доверия воспитанника;
- создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
- формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению ис-пользовать личное время).
Индивидуально-образовательный маршрут определяется :
- государственным заказом;
- потребностями и запросами родителей;
- индивидуальными возможностями и уровнем развития воспитанников;
- средствами и возможностями ДОУ.
Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются :
- не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;
- для детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
- для детей с высоким интеллектуальным развитием.
Построение индивидуального образовательного маршрута обусловлено следующими факторами:
- выросло количество дошкольников, которые в связи с отклонениями в раз-витии и здоровье не могут обучаться по обычной системе;
- часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья или по иным причинам;
- появление педагогических систем, которые рассматрива-ют индивидуализацию обучения как основной педагогический инстру-мент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и другие;
- растут материальные и технические возможности обеспечения индивиду-ального образования.
Выделяются следующие принципы, при построении индивидуального обра-зовательного маршрута :
- принцип опоры на обучаемость ребенка;
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
- принцип соблюдения интересов ребенка;
- принцип близкого взаимодействия и согласованности работы "команды" педагогов, в ходе изучения уровня развития воспитанника;
- принцип непрерывности;
- принцип отказа от усредненного нормирования;
- принцип опоры на детскую субкультуру.
По мимо принципов, образовательный маршрут включает в себя следующие направления:
- развитие у детей общей и мелкой моторики;
- развитие коммуникативно-социальных навыков;
- развитие духовно-нравственных ценностей;
- формирование деятельности воспитанника (манипуляторной, сенсорно-перцептивной, предметно-практической, игровой) к которой относятся - лепка, аппликации, разные техники рисования, дидактические игры);
- развитие речи (формирование чувственной основы речи, сенсомоторного механизма, речевых функций);
- формирование представлений об окружающем мире;
- формирование пространственных представлений.
Также в работе используются методы обучения:
Беседы, игры, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами; упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально-личностной и поведенческой сфер; игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения); приемы арт - терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия); релаксационные психогимнастические упражне-ния (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног).
Этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута :
1 этап. Наблюдение и диагностики.
Цель - выявление дошкольников, испытывающих трудности в каких-либо видах деятельности.
Определение причин трудностей у ребенка.
2 этап. Конструирование образовательного маршрута.
Цель - построение индивидуальных образовательных маршрутов для до-школьников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей.
3 этап. Реализация.
Организация совместной деятельности педагога с воспитанниками. Создание условий для индивидуальной и самостоятельной деятельности ребенка.
4 этап. Итоговая диагностика.
Проводится завершающая диагностика.
Цель - выявить результаты действия образовательного маршрута.
Все этапы педагогического обследования отражаются в индивидуальной карте развития.
Считаю важным, что данный раздел должен быть отражен в программе, для того чтобы педагог мог вести наблюдение за деятельностью детей в процессе освоения программы с целью определения, отвечают ли созданные условия потребностям воспитанников и своевременно вносить изменение в содержа-ние программы, для того чтобы обучение подходило детям. Результаты наблюдения за детьми представлены в таблице №1.
Таблица №1.
Деятельность детей
ФИО Группа Деятельность детей
Игровая Коммуни-кативная Познава-тельная Тру-довая Изоб-рази-тельная
Иванов И. И. Старшая группа ++ + + + ++
Петров П. П. Подгото-витель-ная группа + + +
Заполнение таблицы позволит педагогу получать информацию о том, какие виды деятельности и центры активности наиболее привлекательны для детей. Кроме того, полученная информация о наиболее востребованных видах деятельности в центрах активности дает повод для дальнейших педагогиче-ских действий. Например, продуктивную деятельность детей можно напол-нить такими материалами и действиями, которые будут стимулировать раз-витие детей в других направлениях, например:
- знакомство с окружающим миром (подбор иллюстраций, копирование картинок);
- развитие речи (использование картинок для развития речи);
- развитие игровых умений.
Из результатов индивидуальной карты развития педагоги могут выделить как наиболее сильные стороны ребенка, так и проблемные стороны. На осно-ве выделенных сильных или проблемных сторон в развитии формулиру-ют индивидуальные цели.
Карта развития позволяет педагогу вовремя фиксировать результат наблю-дений за детьми в процессе образовательной деятельности. Также педагог интерпретирует данные и использует эти результаты в дальнейшем при про-ектировании образовательного процесса. Использование индивидуальных карт развития позволяет отмечать динамику в развитии и сопоставлять ре-зультаты каждого ребенка с группой.
Работа по индивидуальному маршруту представлена в таблице №2.
Таблица №2.
ФИО, группа Первичная диагности-ка Содержа-ние Использу-емые тех-ники, ме-тодики Ожидае-мые ре-зультаты Приме-чания
Петров Иван, слабо развита крупная моторика (способность владеть своим телом в пространстве). Необходимо развивать двигательную активность, совершенствовать координацию движений; упражняться в ходьбе по ограни-ченной поверхности; игры с мячом технологии Л. Д. Глазыриной; выполнять упражнение на равновесие; рекомендации инструктора; наблюдение за ре-бенком во время двигательной образовательной деятельности.
Выводы.
Рекомендации.
Диагностика индивидуальных особенностей детей.
1. Беседа и анкетирование родителей
Знания родителей активно используются для определения интересов ребенка, особенностей его поведения, развития навыков самообслуживания, речи, интеллектуальных и социальных умений. Основная цель беседы – установить контакт с родителями, познакомиться с ребенком, познакомить родителей с детским садом и определить основные направления сотрудничества.
2. Диагностика развития ребенка:
Диагностика ребенка проводится специалистами детского сада. Каждый специалист обращает внимание на свою область.
3. Наблюдение за поведением в группе:
На протяжении периода адаптации и всего времени присутствия ребенка в ДОУ воспитатель и специалисты наблюдают за ребенком в разных ситуаци-ях, определяя уровень сформированности навыков самообслуживания, осо-бенности контакта с другими детьми и взрослыми, навыки продуктивной деятельности, развитие двигательных и речевых навыков, познавательной сферы, проявление самостоятельности и активности, сферу интересов.
Методы и технологии, используемые в соответствии с трудностями и воз-растными особенностями.
- беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы;
- приемы арт – терапии;
- игры, упражнения и тренинги;
- релаксационные психогимнастические упражнения;
- занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов.
Контрольная часть.
Проводится завершающая диагностика.
Цель - выявить результаты действия маршрута.
Отчетность по истечении срока планирования индивидуальной работы. Вы-воды и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка.