Папки-передвижки

Проектирование индивидуального образовательного маршрута в ДОУ

Наталья Ковальчук
Проектирование индивидуального образовательного маршрута в ДОУ

Уважаемые коллеги Вашему вниманию представлен доклад на тему: «Проектирование индивидуального образовательного маршрута»

Среди ведущих методологических принципов, на которых должно строиться российское образование 21 века, важное место занимает принцип индивидуализации.

Публикация «Проектирование индивидуального образовательного маршрута в ДОУ» размещена в разделах

В широком смысле индивидуализация образования предполагает переориентацию его на личность, на неповторимую индивидуальность воспитанника. В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности, а тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу на создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка (воспитанника) в образовании и обучении.

Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) - это создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития.

Задачи по социально - личностному развитию ребенка:

• Создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;

• Организовать единую систему работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию ребенка;

Совершенствовать стиль общения педагога с ребенком: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия воспитанника;

• Создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

• Формировать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)

Необходимость построения индивидуальных образовательных программ обусловлена следующими факторами:

• Растет число дошкольников, которые в связи с отклонениями в развитии и здоровье не могут обучаться по обычной системе.

• Часть дошкольников не может в определенный период посещать детский сад из-за состояния здоровья, обстоятельств жизни в семье.

• Появление педагогических систем, которые рассматривают индивидуализацию обучения как основной педагогический инструмент «Талантливые дети», «Смотри на меня как на равного», «Другие мы» и пр.

• Расширяются материальные и технические возможности обеспечения индивидуального образования.

Разработка ИОМ

ИОМ разрабатывается на всех детей, а не только на детей с проблемами в развитии и на детей с опережающим развитием.

ИОМ представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными способностями своего развития и способностями к учению.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ)

Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала воспитанника в образовании интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного развития. Составляющей данного маршрута является индивидуальная карта развития ребенка - это документ, включающий в себя основные показатели развития ребенка, посещающего дошкольное образовательное учреждение, в динамике.

При разработке индивидуального маршрута выделяются следующие принципы:

• принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;

• принцип соблюдения интересов ребенка;

• принцип опоры на детскую субкультуру. Проектирование деятельности по сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя традициями, нормами и способами совладания с трудными ситуациями, выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт. Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и понимать жизнеустройство (формировать картину мира, сообразно своему возрасту.

• принцип отказа от усредненного нормирования. Реализация данного принципа предполагает избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка, ведущего в своем предельном выражении к стремлению "навешивать ярлыки", понимание того, что есть норма.

• Нормы - это не среднее, что есть (или стандартное, что необходимо, а то, что лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.

ИОМ должен иметь цель

Цель ориентирована на достижение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка.

Цель использования карты - выявление и обобщение в одном документе индивидуальных психофизических, личностных особенностей воспитанника, уровня психического развития, усвоения программного материала и как результат - проектирование индивидуального образовательного маршрута в рамках образовательного процесса конкретного дошкольного учреждения.

1. Временные отрезки, на которые составляется ИОМ

Невозможно определить весь путь развития ребенка сразу, задав его направление, поскольку сущность его построения состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии и обучении ребенка. Практика работы показывает, что наиболее оптимальный период работы – это планирование на 1-3 месяца.

2. Содержательная часть ИОМ

• Анамнез

o общие сведения о ребенке (фамилия, имя, возраст, дата поступления в детский сад);

o характер адаптации ребёнка к условиям ДОУ;

o краткая характеристика состояния его здоровья, включая частоту пропусков по болезни, нарушения осанки, развития стопы, зрения и т. д.

• Диагностические данные на ребенка. Диагностика развития ребенка является основой выстраивания ИОМ. Наряду с диагностикой в процессе реализации ИОМ проводится мониторинг в работе с дошкольниками – это контроль с периодическим отслеживанием уровня развития ребенка с обязательной обратной связью. Мониторинг позволяет не просто регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии. Цель педагогического мониторинга – обобщение и анализ информации о состоянии общего развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

o показатели уровня психического развития (познавательных процессов, свойств и качеств личности, уровень развития общения и деятельности);

o показатели уровня усвоения ребенком программного материала;

o уровень готовности ребенка к обучению в школе;

o выявление индивидуальных склонностей ребенка;

• Коррекционная (развивающая) работа по результатам диагностики, которая также планируется на срок, определенный временными отрезками;

Индивидуальная сетка занятости ребенка (их может быть от 2 до 5);

• Рекомендации для родителей по организации индивидуальных занятий и предметной развивающей среды дома в соответствии со склонностями ребенка.

Родители являются основными заказчиками данной работы. Без согласования с родителями работа не проводится.

Контролирующая часть структуры ИОМ:

o Текущий контроль

o Отчетность (по истечении срока планирования инд. работы)

o Выводы и дальнейшие рекомендации в соответствии с индивидуальными особенностями развития ребенка

• Корректировка ИОМ

Корректировка индивидуального образовательного маршрута связана с изменениями условий.

• Организационно – педагогические условия

o Оценка готовности педагогов ИОМ. Это очень важный момент. Педагог должен понимать важность работы, знать всю глубину вопроса, знать индивидуальные особенности ребенка и хотеть помочь малышу.

o Согласие родителей на то, чтобы их ребенок занимался по индивидуальной программе.

• Формы реализации ИОМ

o Фронтальная работа

o Подгрупповая работа

o Индивидуальная работа

Индивидуальный подход в организации среды:

• Центрирование (зонирование) образовательной среды. Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности;

• Создание уголков для уединения;

• Насыщение предметной среды содержанием, рассчитанным на разные уровни развития ребенка;

• Каждому ребенку должно быть обеспечено личное пространство (место для хранения личных вещей.

Таким образом, складываются следующие этапы проектирования индивидуального образовательного маршрута, которые могут быть представлены следующим образом :

• определение потребностей и мотивов;

• постановка цели;

• разработка содержания; определение технологического инструментария;

• определение направлений диагностического сопровождения воспитанника;

• определение условий, обеспечивающих достижение цели;

• обсуждение результатов и корректировка. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями воспитанника.

ИОМ ребенка является документом, фиксирующим проводимые педагогом развивающие мероприятия, их эффективность в отношении ребенка, характер индивидуальных изменений в обучении и развитии дошкольника, а также данные об усвоении программного материала.

Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в личностном развитии детей. Несомненно, такая работа потребует от педагога профессиональной компетентности и заинтересованности в процессе и результате своего труда.

Публикации по теме:

Проектирование как инновационный метод обучения воспитанников «Проектирование как инновационный метод обучения воспитанников» Сообщение для педагогов о роли проектного метода в ДОУ, как инновационном.

Проектирование реализации технологии социального партнёрства с родителями в условиях ФГОС Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Именно родителями закладываются основы характера ребёнка, формируются.

Проектирование основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 29» ДОКЛАД на семинар для.

Проектирование игровой деятельности Проектирование игровой деятельности. Современные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута Проектирование индивидуального образовательного маршрута. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний.

Проектирование ООП ДОна основе требований Федеральных Государственных Образовательных Стандартов 1с. 2с. ФГОС раскрывает: самоценность дошкольного периода; личностный рост ребенка; формирования.

Проектирование ситуации общения детей со взрослым. Тема: «Про моря и океаны» «Про моря и океаны» Средняя группа (4-5 лет) Цель: Создание условий для ознакомления детей с удивительным растительным и животным миром.

Проектирование в ДОУПроектирование в ДОУ В рамках недели "Чудо своими руками" в области художественно-эстетического развитие в нашей группе "Пчёлки" прошёл краткосрочный творческий.

Проектирование воспитательно-образовательного процесса во второй младшей группе Проектирование воспитательно-образовательного процесса гр. «Чиполино» Тема недели: «Труд людей весной» Месяц АПРЕЛЬ период с 04.04 по.

Справка взаимопроверки «Проектирование в образовательной деятельности с детьми подготовительной группы» Справка взаимопроверки. Тема: «Проектирование в образовательной деятельности с детьми подготовительной группы» Мною, воспитателем подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута в ДОУ
Опубликовано: 5 ноября 2016 в 12:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД