Библиотека в группе как центр разработки собственного развивающего маршрута ребенка

Ольга Мамчур
Библиотека в группе как центр разработки собственного развивающего маршрута ребенка

Актуальность.

Развитие Российского общества в ближайшие десятилетия во многом зависит от качества образования. Уровень социальной адаптации, поведенческой культуры детей, посещающих современные ДОО напрямую зависит от того, насколько благоприятной является развивающая предметно- пространственной среда, в которой большую часть своего времени пребывают дети.

Мы знаем, что согласно Стандарту развивающая предметно-пространственная среда должна быть организована таким образом, чтобы обеспечить поддержку «инициативы детей в различных видах деятельности», чтобы сам ребенок становился «активным в выборе содержания своего образования». Развивающая среда должна быть исключительно благоприятной для формирования «познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности».

С введением стандарта мы активно решали проблемы среды. И когда сделали ее насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, доступной, безопасной,появилась еще одна проблема: элементы среды не объединены ключевой идеей, концепцией и поэтому часть из них не востребованы.

Именно объединяющая идея развивающей среды, на мой взгляд, может стать двигателем детского интереса.

Своеобразие и новизна.

Моя идея заключается в создании такой среды, которая бы работала постоянно и непрерывно, вовлекая детей в процесс развития незаметно для них, спонтанно, как бы играючи. Чтобы среда обладала такой способностью, нужно было как-то объединить все её элементы, чтобы они стали частью целого. Такая объединяющая концепция появилась. И вначале это была просто новый центр активности в группе – библиотека. Создание настоящей действующей библиотеки в нашей группе явилось результатом такого очень важного приема, как поддержка детской инициативы. Именно детям нашей группы принадлежала первая идея – узнать, где живут книги. Исследуя этот вопрос и перебрав все известные им ответы, они обратились к воспитателю, который оставил этот вопрос открытым и предложил узнать ответ на него у родителей. И нашлись те, кто рассказал своему ребенку про библиотеку.Следующими шагами были: экскурсия в детскую библиотеку города Кинеля и создание библиотеки у нас в группе (тоже инициатива детей).

Итак, центром и объединяющей идеей для развивающей среды в нашей группе становится детская библиотека. Что такое библиотека? Это дом, где живут книги. Какие книги? Разные. О чём они? Внимание!: Обо всём! А если «Обо всём», то это значит, что на любой вопрос можно найти ответ где? Правильно, в книге! А вопросы могут возникнуть когда? Правильно, в процессе деятельности ребенка в любом из центров активности созданной нами развивающей среды.

Практическая значимость.

Результатом моих действий и наблюдений стал сборник индивидуальных маршрутов развития ребенка. Индивидуальный маршрут ребенка в нашем случае это последовательность этапов развития, которые ребенок совершает самостоятельно в процессе поиска решения возникшей перед ним проблемы. Результатом маршрута является ребенок, деятельность которого в благоприятной для него развивающей среде привела к достижению нового уровня развития.

Например.Начало пути: ребенок построил бумажный кораблик по простой схеме оригами (деятельность в центре математики) и захотел построить пароход, но схемы парохода в уголке математики не оказалось

Проблема: как построить пароход оригами?

Этап 1. Ребенок обращается к воспитателю с проблемой «Хочу построить пароход, но нет схемы»

Этап 2. В процессе общения с воспитателем, который не дает готовых ответов, ребеноксам предлагает варианты решения проблемы и выбирает подходящий: «у нас же есть книга по оригами в нашей библиотеке».

Этап 3. Идет в наш читальный зал, выбирает книгу, находит нужную ему схему в книге и делает сам или с минимальной помощью воспитателя желанный пароход.

Этап 4. Ребенок вспоминает книги, которые знает, и где есть пароход, другие корабли.

Этап 5. Ребенок узнает много нового о водных видах транспорта. Получает удовольствие от собственного развития. У ребенка сохраняется и растет интерес к книге и уверенность в собственных силах.

Таким образом,при наличии такой объединяющей идеи в структуре созданной нами среды появляются:

1 - положительный эмоциональный фон для успешной самореализации каждого ребенка;

2 - мотивация к продолжению деятельности;

3 – востребованность всех элементов среды;

4 - условия для интеллектуального развития дошкольника;

5 – условия для приобщения его к общечеловеческим ценностям (любовь и уважение к книге);

6 - положительный эмоциональный отклик, мотивирующий к продолжению деятельности.

Библиотека в группе как центр разработки собственного развивающего маршрута ребенка
Публикации по теме:

Дидактические разработки по применению технологии наглядного моделирования и схематизации в подготовительной группеДидактические разработки по применению технологии наглядного моделирования и схематизации в подготовительной группе Дети учатся делить слова на слоги. Моделирование домов из геометрических фигур. Любимая игра детей по знакомству с правилами дорожного.

Фотоотчёт маршрута выходного дня «Путешествие паровозика Непоседы»Фотоотчёт маршрута выходного дня «Путешествие паровозика Непоседы» Маршрут выходного дня "Путешествие паровозика Непоседы" Цель: Познакомить детей и их родителей с материально-техническим обеспечением и.

Интерактивные разработки по речевому развитию обучающихся в старшей группе Возможности интерактивной доски Наличие интерактивной доски значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Это позволяет:.

Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4–5 лет) Карта индивидуального образовательного маршрута ребенка дошкольника (для детей 4 – 5 лет). Образовательные области Цели-результаты Задачи.

Конспект по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Библиотека и книги» НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по теме «Библиотека и книги» Цели: Продолжать знакомить детей с правилами поведения.

Отчет по результатам индивидуального маршрута детей второй младшей группы на конец года .

Проектирование индивидуального образовательного маршрута Проектирование индивидуального образовательного маршрута. В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута дошкольников в условиях ДОУ «Проектирование индивидуального образовательного маршрута». Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Кудинова Наталья.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута в ДОУ .

Речевой центр и мини-библиотека в подготовительной группеРечевой центр и мини-библиотека в подготовительной группе Одна из ведущих задач в дошкольном возрасте, которую решают педагоги – это развитие связной речи. Речь – средство общения и от её качества.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Библиотека в группе как центр разработки собственного развивающего маршрута ребенка
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 23:13
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 августа. День шашек на МААМ

«Раз-два - и в дамки!» — очередной тематический день посвящен популярной настольной логической игре в шашки. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы привить ребенку интерес и любовь к этой...

13 августа. День «Трех поросят» на МААМ

«Три поросёнка» – популярная сказка из английского фольклора, хорошо известная всем нам в пересказе Сергея Михалкова, вместе с задорной песенкой, что он придумал. История эта вовсе не легкомысленная, а...

Мастер-класс «Цветок из бумаги»
Предлагаю вашему вниманию цветы, которыми можно украсить открытки или просто собрать букет. Изготовление этих цветов очень простое, нам понадобиться :...
Требования к предметному содержанию развивающей ППС
Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми… » А у нас все дети хорошие! Одним из...
Мастер-класс по аппликации из цветной бумаги «Львёнок»
Мастер-класс по аппликации из цветной бумаги "Львёнок" Аппликации из цветной бумаги – творческий процесс, благодаря которому дети познают окружающий...