МААМ-картинки

Проектирование образовательной среды дошкольного учреждения с целью активизации субъекта личности ребенка

Татьяна Мантурова
Проектирование образовательной среды дошкольного учреждения с целью активизации субъекта личности ребенка

слайд 1. Вопрос проектирования развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). От подготовленности, компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок ее освоить в своей деятельности, будет ли происходить самореализация, саморазвитие и социализация субъекта личности ребенка. Ребенок и взрослый действуют вместе, и им должно быть удобно в их предметной среде»

Публикация «Проектирование образовательной среды дошкольного учреждения с целью активизации субъекта личности ребенка» размещена в разделах

На нашем семинаре на основе изучения практического опыта, в процессе обсуждения, анализа учебно - исследовательского задания мы постараемся определить и обосновать содержание и специфику организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Для того, чтобы понять, в первую очередь для себя, насколько вы осознанно и близко подошли к этому вопросу, я предлагаю ответить вам на следующие вопросы, на эти же вопросы вам предстоит ответить и в конце семинара. (2-3 мин.) (Далее общее обсуждение).

слайд 2. Вопросы для обсуждения

1. Какое место в государственном образовательном стандарте дошкольного образования занимают требования к среде развития ребенка? Почему эти требования являются составной частью государственного стандарта? Из каких основных компонентов он состоит?

2. Какие качества и свойства формируются у ребенка в условиях развивающей среды?

3. Назовите два основных источника знаний и социального развития ребенка. Каково их значение в педагогическом процессе на этапе дошкольного образования?

4. Какие изменения в создании среды современного дошкольного учреждения можно оценить как новые прогрессивные подходы? Как они способствуют развитию ребенка и его эмоциональному благополучию?

5. Назовите принципы построения развивающей среды. Какие из них могут быть реализованы в детском саду в ближайшее время, а какие - в более отдаленной перспективе? Объясните, почему

слайд 3. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности.

Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды. Как вы понимаете, что значит среда обогащенная? А предметная? А чем будет отличатся развивающая предметная от предметной среды? Расширяем понятия, что изменится, если добавим слово пространственная? Развивающая образовательная среда?

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого осуществляется процесс развития личности.

Среда должна быть, не только развивающей, но и развивающейся.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста.

В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребёнка, раскрытие субъективных проявлений ребёнка, формирования активности.

слайд 4

Среда развития ребенка в структуре государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Итак, Среда развития ребенка - это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении.

Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям - познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми.

Материально-технические и санитарно-гигиенические условия составляют первичную основу организации деятельности любого детского сада.

В образовательном учреждении должны соблюдаться меры противопожарной безопасности, в том числе должно быть противопожарное оборудование.

Важнейшее значение для здоровья детей имеет также санитарное состояние помещений, отсутствие пыли, чистота воды и воздуха и др.

Эргономические, эстетические и главным образом психоло-педагогические условия составляют основу организации собственно образовательного процесса

Эти требования являются составной частью государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Государственный стандарт дошкольного образования представляет собой государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения ребенка в детском саду.

Государственные требования к психолого-педагогическим условиям воспитания и обучения состоят из трех основных компонентов: 1) требований к содержанию и методам воспитания и учения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении (к программам и педагогическим технологиям); 2) требований к характеру взаимодействия педагогов с детьми; 3) требований к среде развития ребенка.

слайд 5.

Минусы традиционного подхода к созданию развивающей среды

Прежде, чем приступить к изменениям РППС, нужно четко видеть и понимать минусы традиционного подхода к созданию развивающей среды? Работаем в группах, записываем минусы, традиционного подхода в проектировании РППС.

Выводы:

Таким образом, в традиционном дошкольном учреждении часто господствует среда, полностью соответствующая учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослых с детьми. Ее можно опознать по следующим признакам. Цель - вооружить детей знаниями, умениями, навыками; привить послушание; лозунг во взаимодействии взрослых с детьми: «Делай, как я!»; способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик; тактика - диктат и опека; позиция взрослого реализовать программу, удовлетворить требования руководства и контролирующих инстанций. Методические указания превращаются в этих условиях в закон, а ребенок становится лишь объектом приложения сил воспитательной системы

слайд 6.

Принципы построения развивающей среды

В разработанной «Концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования» определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в ДОУ.

Личностно-ориентированная модель обнаруживает себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях :

1) принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2) принцип активности, самостоятельности, творчества;

3) принцип стабильности – динамичности;

4) принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5) принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального

благополучия каждого ребенка и взрослого;

6) принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической

слайд 7.

СОДЕРЖАНИЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ

стратегия и тактика построения жилой среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: обеспечить чувство психологической защищенности - доверие ребенка к миру, радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка - не «запрограммированность», а содействие полноценному развитию личности.

В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты», творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др.

К позитивным традициям следует отнести появление изостудий, компьютерных классов; залов для занятий хореографией, оборудованных станками, зеркалами; «комнат сказок», в которых организуются коллективные игры детей и их театрализованная деятельность. .

Слайд 8.

Требования ФГОС ДО к РППС:

РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.

РППС предполагает:доступность для воспитанников всех помещений организации

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать :

- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых

- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

- развитие и саморазвитие личности ребенка

- учет особенностей и коррекцию недостатков их развития,

Слайд 9 Что должен знать педагог при организации РППС группы?

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства.

3. Форма и дизайн предметов направлены на безопасность и соответствовать возрасту детей группы.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении, необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Развивающая предметно – пространственная среда группы должна меняться Слайд 10

При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

-слайд 11.

Что является составляющими предметно- пространственной среды?

слайд 12

1. Ознакомьтесь с материально-техническими и медико-социальными условиями

2. Проанализируйте состояние развивающей среды в одной из групп для детей

3. Проанализируйте «рынок» современного оборудования и игровых средств для детских садов

4. Составьте список, сделайте правильный подбор необходимого оборудования

5. Создайте проект РППС вашей группы

Прикреплённые файлы:

oborudovanie_ne2cg.ppt | 9092 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация «Изобразительное творчество в семье как фактор полноценного развития личности ребенка дошкольного возраста» МБОУ «Бутовская СОШ» дошкольные группы Консультация для родителей «Изобразительное творчество в семье как фактор полноценного развития.

Формирование этических основ личности ребенка дошкольного возраста .

Индивидуализация предметно-пространственной развивающей образовательной среды как средство развития ребенка Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть.

Использование предметно-пространственной развивающей среды группы для активизации речевой деятельности детей-логопатов Наш детский сад не первый год работает над проблемой обновления предметно – пространственной развивающей среды. Развитие ребенка во многом.

Развитие личности ребенка дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в условиях дошкольного учреждения воспитатель Сейтбелялова Р. Р. Актуальность проблемы. Игра является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, вызывающая в.

Организация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детейОрганизация развивающей предметно-пространственной среды для обогащения и активизации словаря детей Организация развивающей предметно-пространственной среды, способствующей обогащению и активизации словаря детей в старшей группе с ОНР.

Проектирование предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию «Проектирование предметно-развивающей среды по музыкальному воспитанию». Младший дошкольный возраст. Содержание музыкального воспитания.

Проектирование развивающей среды для самостоятельной музыкальной деятельности в младшей группе ДОУПроектирование развивающей среды для самостоятельной музыкальной деятельности в младшей группе ДОУ Проектирование предметно - развивающей среды в ДОУ для самостоятельной музыкальной деятельности детей младшего дошкольного возраста При.

Проектная деятельность как средство развития личности ребенка дошкольного возраста Актуальность данной темы. На сегодняшний день система развития дошкольного образования находится в ситуации существенных изменений: на первый.

Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование образовательной среды дошкольного учреждения с целью активизации субъекта личности ребенка
Опубликовано: 20 августа 2015 в 08:20
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД