Приложение МААМ

Проектная деятельность дошкольников с ОВЗ в ДОО

Юлия Забаровская
Проектная деятельность дошкольников с ОВЗ в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

Проектная деятельность дошкольников с ОВЗ (с ТНР) в ДОО.

Забаровская Ю. И.

Старший воспитатель, учитель-логопед

Проектная деятельность - это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления. В России метод проектов приобрел широкую популярность с конца девяностых годов прошлого века.

Публикация «Проектная деятельность дошкольников с ОВЗ в ДОО» размещена в разделах

В настоящее время проектная деятельность органически входит в новые стандарты образования «уважение к ребенку, принятие его целей, интересов, создание условий для развития - непременные условия гуманистического подхода».

Современные подходы в работе с детьми ОВЗ:

1. Поддержка разнообразия детства;

2. Сохранение уникальности и самоценности;

3. Индивидуальный подход.

Хочется отметить немаловажную роль учителя-логопеда в проекте, который является тьютором коррекционного направления в современной работе. Логопед помогает воспитателям ставить коррекционные задачи, которые нужно решить за время прохождения по проекту, подбирать приемы в работе с детьми с ТНР, прежде чем подойти к результатам исследования. Помочь педагогам, родителям, запланировать и провести практические мероприятия, направленные на обогащение словаря, коррекцию грамматических средств языка детей с ОВЗ.

Работа не ограничивается использованием проектов только по одной теме, а широко используется на протяжении всего периода работы детей с ОВЗ, с ежегодным, поэтапным усложнением и наполняемостью. Например:

Средний возраст Старший возраст Подготовительная к школе группа

Долгосрочный проект

«Вместе с мамой» Долгосрочный проект

«Мама в гости к нам пришла» Долгосрочный проект

«Мамы разные нужны, мамы разные важны»

Цель.

Обогащение словаря по лексическим темам Цель.

Обогащение и формирование лексико- грамматического строя речи. Цель.

Совершенствование связного высказывания.

Альбомы: «Птицы» «Продукты», «Машины», «Животные» и т. д.

Пособия «Цветок» «Опыт с картофелем», «Жаворонки из ткани». «Моя мама парикмахер»,

«Моя мама учитель», инсценировка по произведению С. Михалкова «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

Решая в ходе проектирования различные познавательно- практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с нарушениями речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать (декламировать стихи, рассказывать о новых фактах, адекватно общаться с окружающими.)

Задачи, которые решаются в ходе проектной деятельности детей с ОВЗ (ТНР) :

1. Создавать условия для обеспечения познавательного, речевого, социально- коммуникативного, художественно- эстетического и физического развития детей дошкольного возраста.

2. Развивать любознательность, детскую инициативность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.

3. Способствовать преодолению речевых нарушений, развитию самостоятельной, связной, грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста, наглядно-образного мышления.

4. Выстраивать тесное сотрудничество с родителями, вовлекать их в образовательный процесс посредством участия в разработке и реализации проектной деятельности.

Методические рекомендации для воспитателей ДОО по организации проектной деятельности детей с общим недоразвитием речи.

У детей с ОНР наблюдаются, наряду с отставанием в развитии речи, также и нарушения внимания, памяти, быстрая истощаемость и утомляемость психических проессов. Поэтому, дети с ОНР не могут полноценно овладевать учебным материалом на фронтальных занятиях со всей группой.

Для проведения занятий, целесообразно делить группу на две подгруппы с учётом уровня речевого развития.

Учитывая данные особенности детей, рекомендуется:

При организации проектной деятельности детей с ОНР

Использовать принципы дифференциации и индивидуализации педагогических методов и приемов.

Учитывать степень осложненности дефекта и уровень речевого развития.

Организовывать проектную деятельность детей с ОНР по следующим образовательным разделам:

• Познавательное развитие

• Художественно-эстетическое развитие.

• Речевое развитие

• Социально-коммуникативное развитие

Планировать кратковременные и средней продолжительности проекты.

Виды проектов выбирать из ниже представленных:

исследовательские

ролево-игровые

творческие

комплексные

На этапах презентации проектов активную позицию отдавать педагогу.

При выборе формы работы на начальных этапах формирования навыка проектной деятельности выбирать индивидуальный проект, далее использовать групповой проект.

Постоянно поддерживать интерес и стимулировать мотивацию к данному виду деятельности.

Технология проектной деятельности является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно-ориентированных подходов к дошкольному образованию.

В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Все это способствует формированию нормальной самооценки. Проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе и даже вузе. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Методические рекомендации воспитателям по организации проектной деятельности дошкольников :

1. Глубоко изучить тематику проекта.

2. При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

3. Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

4. Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их

эмоциональный отклик.

5. Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на детский личный опыт.

6. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

7. Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

8. В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

9. Развивать творческое воображение и фантазию детей.

10. Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

11. Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

В ходе эмпирических исследований, проведенных с целью совершенствования методики учебных исследований в детском саду, было выявлено несколько общих правил. Их соблюдение воспитателем позволяет успешно решать задачи исследовательского обучения.

Самое главное - подходите к проведению этой работы творчески. Для этого:

учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций;

не сдерживайте инициативы детей;

не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

не спешите с вынесением оценочных суждений;

помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

а) прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

в) учиться анализу и синтезированию и на их основе классификации, обобщению информации.

Подчеркнем еще раз, что эта педагогическая технология может быть использована на всех предметных занятиях. Она дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики. Важно также учитывать, что работать дети могут не только индивидуально. Очень полезна и в плане творческого, и в плане психосоциального развития работа вдвоем или втроем. В этом случае возникают особые трудности, но вместе с тем мы получаем и дополнительные воспитательные возможности.

Исследовательская практика ребенка-дошкольника - это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.

Коллективные занятия, описанные выше, позволят детям приобрести некоторый опыт, но временные рамки этих занятий ограничены, а исследовательскую активность ребенка ограничивать не стоит. Поэтому в этой главе мы остановимся на учебных исследованиях более сложного уровня. Они могут быть как индивидуальными, так и выполненными совместно, кратковременными и протяженными во времени, проблематика их может быть бесконечно разнообразной. Мы опишем их отдельно, так как они сложнее и фактически могут рассматриваться как следующая ступень обучения в дошкольном возрасте. Чаще это свойственно одаренным детям, но любой ребенок, даже не причисленный к разряду одаренных, должен иметь возможность для неограниченного развития.

Исследовательское обучение может присутствовать и в форме какого-то специального действия, например, специальных занятий, а может быть представлено как естественное продолжение обычной, традиционной для детского сада деятельности.

Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно: от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию, затем к партнерству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Проектная деятельность – личностно- ориентированное развивающее обучение. Через осмысление и принятие проблемы проекта ребенком самостоятельно организуется его собственная мотивированная личностно-значимая цель работы. А значит, возникает индивидуальный маршрут познавательной деятельности, продвижение по маршруту происходит в результате рефлексии на всех этапах работы над проектом. В ходе реализации проекта происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Коллективная работа детей в подгруппах дает возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Работа над проектом проходит несколько этапов:

• постановка цели,

• поиск формы реализации,

• разработка содержания всего воспитательного процесса на основе тематики проекта,

• организация развивающей, познавательной, предметной среды,

• определение направлений поисковой и практической деятельности,

• организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности,

• работа над частями проекта, коррекция,

• коллективная реализация проекта, его демонстрация.

Структура проекта обязательно включает:

• насыщение детей наглядным материалом (видео, иллюстрации, репродукции, экскурсии, и т. д.);

• активизацию прошлого опыта детей в различной форме (беседы, драматизации, изодеятельность);

• ежедневные рефлексии

• обязательное участие родителей (беседы с детьми дома, запись сказок, высказываний детей, рисование, пение, просмотр рекомендованных фильмов, спектаклей, изготовление костюмов, подарков, совместное участие в презентациях)

• презентация с показом того, что научились делать дети.

Публикации по теме:

Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей»Презентация «Проектная деятельность как совместная деятельность детей, родителей, воспитателей» 01.11.2018 года на базе нашего детского сада БДОУ МО Динской район "Детский сад №37" проходил районный семинар "Взаимодействие с родителями.

Проектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольниковПроектная деятельность в ДОУ — одна из эффективных форм работы по формированию экологической культуры дошкольников В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Главное внимание уделяется обеспечению условий для.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Проектная деятельность «Широкая Масленица»Проектная деятельность «Широкая Масленица» Проектная деятельность на тему: «Широкая масленица». Тип проекта: творческий, информационно-познавательный. Продолжительность проекта:.

Проектная деятельность «Неделя потешек»Проектная деятельность «Неделя потешек» Проектная деятельность «Неделя потешек» Продолжительность: краткосрочный: 2 недели – с 16.04.18 г. по 27.04.18 г. Тип проекта: ролево-игровой,.

Проектная деятельность «Снег-снежок»Проектная деятельность «Снег-снежок» Зима, зима в окно стучится. И много снега намела. И будто к нам на землю мчится Эта прекрасная пора. Накрыла белой шапкой землю. Укутала.

Проектная деятельность в ДОУ ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА В ДОУ (памятка для педагогов) Проектная форма педагогической деятельности – это отход от авторитарных и репродуктивных.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть.Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 2 часть. Продолжим обозрение мастер-классов на тему:«Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».7 мастер-класс «Проектная.

Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 частьПроектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников. 3 часть Представляю вашему вниманию заключительные мастер - классы на тему: «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».9.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Автор публикации:
Проектная деятельность дошкольников с ОВЗ в ДОО
Опубликовано: 20 июня 2022 в 10:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность дошкольников с ОВЗ в ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Забаровская (УИ 438798) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД