Карина Валерьевна Комолова
Проектная деятельность «Я житель шахтерского края»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
ПАТРИОТИЧЕСКОЙ, КРАЕВЕДЧЕСКОЙ
НАПРАВЛЕННОСТИ
Я – ЖИТЕЛЬ ШАХТЕРСКОГО КРАЯ
Подготовила:
методист
Крушельницкая М. В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Актуальность проекта.
Современный мир развивается очень быстро. Постоянно изменяющиеся политические, социально – экономические отношения в обществе, государстве требуют от подрастающего поколения быстрой адаптации к новым условиям существования. Возникает проблема: как в условиях смещения ценностного вектора от высоких идеалов к идеалам достатка, жестокой рыночной конкуренции сохранить лучшие нравственные качества детей.
Публикация «Проектная деятельность „Я житель шахтерского края“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Шахтер. Знакомство с профессией
- Темочки
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина. Духовно-нравственное развитие – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Луганская Народная Республика устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скреплённый общими ценностями духовными смыслами, общностью исторической судьбы.
В соответствии с этим должен определяться и современный идеал личности, воспитанной в новой образовательной среде – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях своего народа.
Сегодня патриотическое воспитание – одна из главных задач, конечной целью которой должно стать формирование личности, патриота, труженика, семьянина. В связи с этим, данное направление требует постоянного развития в образовательной организации системы идеологической и воспитательной работы, направленной на формирование духовно-нравственной, социально ответственной личности.
Задача педагогов – создать такие условия, которые бы позволили детям на практике проявить свои патриотические чувства и гражданскую позицию, формировали готовность сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, способствовали бы воспитанию ответственности за судьбу страны, своих близких, свою собственную, дали возможность почувствовать себя нужным своей стране, своему городу, своему саду.
В основе воспитания гражданина лежит, прежде всего, правильное понимание времени, в котором он живёт, сознание своего места в жизни, сопричастности ко всему, что происходит на земле.
Быть полезным для всего общества, быть добрым, щедрым для людей, быть коллективистом – это то главное, что необходимо воспитать в детях.
В условиях многонациональной и поликонфессиональной Республики осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения на государственном уровне имеет особую значимость.
Таким образом, актуальность разработки проекта «Я – житель шахтерского края» является необходимостью организации патриотического воспитания детей в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;
поиском идеи, которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис, дискредитировавший понятия общего блага и социальной справедливости, обусловивший упадок общественной морали;
необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях;
потребностью в обеспечении активного участия граждан Республики в поддержании ее безопасности от внешних и внутренних угроз в условиях борьбы с международным терроризмом.
Всё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение целого комплекса проблем воспитания и развития гражданина.
Обществоведческая составляющая (человек как личность; человек и общество; человек среди людей; культура) охватывает знания о человеке как нравственном и самоценном субъекте; знания об обществе, окружающей среде, способствует поэтапному осознанию единства компонентов «Я – семья – сад – родной город – Луганская Народная Республика», раскрывает взаимодействие людей в семье, коллективе, обществе; предполагает активное общение детей с природным и социальным окружением, накоплением опыта личностного отношения к системе общественных ценностей, в частности этнических, общенациональных, общечеловеческих.
Природоведческая составляющая знакомит воспитанников с разнообразием природы, хозяйственной деятельностью населения Луганщины, охраной и сохранением природы родного края, с системой ценностей в отношении к природе, к людям, к самому себе; направляет практическую деятельность подрастающего поколения, связанную с охраной и сохранением природных богатств.
Историко-краеведческая составляющая (города и села родного края; исторические памятники) предусматривает воспитание уважительного отношения к родному краю, его истории; утверждение патриотических взглядов.
Культурологическая составляющая направлена на ознакомление с культурным наследием, традициями, верованиями нашего народа, воспитание уважительного отношения к ним и развитие внутренней потребности в сохранении и приумножении культурных достижений.
Важнейшим воспитательным направлением содержания является формирование у воспитанников наиболее значимых для нашего народа ценностей: патриотизма, социальной справедливости, первичности духовного относительно материального, уважительного отношения к человеку и его труду; воспитание у ребенка своего собственного «Я», веры в свои силы, талант, способности; воспитание гуманной, творческой, социально активной личности, способной бережно относиться к природе, миру вещей, самого себя, других людей, понимать значение жизни как наивысшей ценности.
Нормативно-правовое обеспечение проекта
Нормативно-правовым обеспечением проекта являются :
• Конвенция о правах ребенка;
• Конституция Луганской Народной Республики;
• Закон Луганской Народной Республики «Об образовании»
• Локальные акты Министерства образования и науки Луганской Народной Республики, Управления образования.
Цели и задачи проекта
Цели:
• развитие и воспитание у воспитанников самосознания, безграничной любви к Родине, к своему народу, стремления добросовестно выполнять гражданский долг, соблюдать свои конституционные права и обязанности;
• подготовка функционально грамотного, высоконравственного, культурного, деятельного гражданина-созидателя, усвоившего общечеловеческие ценности, стремящегося к сохранению и приумножению духовных, культурных, материальных богатств своего народа и своего Отечества.
Задачи:
• модернизация системы патриотического и духовно-нравственного воспитания детей, создание условий для её успешной реализации;
• информационно-мировоззренческая подготовка детей, оказание помощи в определении смысла жизни в условиях осуществляемых преобразований, формирование самосознания, ценностного отношения к социально значимым идеям и ценностям, особенно связанным с любовью к Отечеству и необходимостью обеспечения его безопасности;
• воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни; утверждение в сознании личности своей значимости как гражданина для государства;
• формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному долгу в условиях мирного и военного времени, высокой гражданской ответственности;
• привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Луганской Народной Республики – Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества; обеспечение роста уровня значимости патриотизма у подрастающего поколения,
• формирование положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как важнейшим ценностям в жизни;
• развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
• уважение культурных достижений и исторического прошлого, традиций;
• формирование желания учиться и самосовершенствоваться для того, чтобы развивать науку и культуру родного края.
Принципы проекта
• Принцип доступности требует, чтобы воспитание, обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей детей, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
• Принцип систематичности и последовательности требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
• Принцип преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп реализуется через сквозные идеологические концепты и макросферы проекта, которые изучаются на каждой ступени.
• Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющего органическую связь этих составляющих.
• Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечении творческого характера деятельности.
• Принцип универсальности основных направлений патриотического воспитания предполагает целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования и такого фактора формирования патриотизма, как социально-ценный опыт прошлых поколений, культивирующий чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, учебе и подходах к труду, методах творчества;
• Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных средств визуализации (иллюстраций, плакатов, карточек, видео, киноматериалов, слайдов и др., а также посещение тематических экскурсий, выставок и др.
• Принцип системно-организованного подхода предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех подструктур, учреждений культуры и дополнительного образования, управлений образования, общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан;
• Принцип адресного подхода в формировании патриотизма предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;
• Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей, означающий пропаганду идей и ценностей не только общего патриотизма, но и местного (регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, саду, предприятию, спортивной команде и т. д.
Структурная схема курса
Макрофера 1. «Донбасс – мой родной край»
Мы воспитываемся в духе традиций Луганского края. У нас общее наследие!
Микросфера
«Я – житель Донбасса» Микросфера
«Природа Донбасса» Микросфера
«Культура Донбасса»
Содержательные линии:
- Я и моя семья.
- Мой род.
- Я и мое окружение.
- Я и общество.
- Мой город – моя Луганщина.
- Труд и хозяйственная деятельность. Содержательные линии:
- Я и природа.
- Природа вокруг меня.
- Характерные особенности природы нашего края.
- Природоохранная деятельность.
Содержательные линии:
- Народная мудрость.
- Образование.
- Исторические памятки Донбасса.
- Духовные жемчужины Донбасса.
- Искусство Луганщины.
- Выдающиеся деятели Антрацита.
Макросфера 2. «Воспитай в себе гражданина»
Мы воспитываемся в духе гражданской и общечеловеческой культуры.
У нас общая культура!
Микросфера «Ребенок и закон» Микросфера «Гражданская позиция» Микросфера «Мои права и обязанности» Микросфера «Трудом славен человек» Микросфера «Учимся жить среди людей»
Содержательные линии:
- Конституция Луганской Народной Республики – основной закон государства;
- Государственные символы Республики;
- Правонарушение и преступление. Содержательные линии:
- Что значит быть гражданином;
- Человек и средства массовой информации;
- Что такое местное самоуправление. Содержательные линии:
- Права, свободы и обязанности гражданина ЛНР;
- Права ребенка;
- Как государство защищает мои права. Содержательные линии:
- Все профессии важны;
- Для чего человеку работа;
- Труд шахтеров;
- Право человека на труд. Содержательные линии:
- Школа вежливости;
- Культура общения;
- Правила поведения в общественных местах;
- Мерило нравственности – совесть;
- Учимся быть толерантными
- В единстве и солидарности наша сила.
Ценностные установки патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания
Проект опирается на традиционные источники нравственности, такие как:
• патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• история – исторический путь народа, исторически значимые события, историческое развитие народа;
• культура – культурное наследие народа, народные традиции, общечеловеческие и национальные ценности;
• равноправие – равенство перед законом, социальное равенство;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших;
• совесть – потребность человека нести ответственность за свои действия; способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль;
• солидарность – единство целей, задач, интересов, взаимоподдержка, взаимодействие;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
• наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Методы достижения поставленных целей и задач
Содержание проекта реализуется на занятиях согласно годового плана ДОУ, рабочих программ сада и воспитателей, специалистов: литературное чтение, окружающий мир, трудовое обучение, музыкальное искусство, изобразительное искусство, физическая культура, природоведение, а так же:
• деловая игра,
• практикум,
• устный журнал,
• конкурс рисунков и газет,
• викторина,
• круглый стол,
• конкурс сочинений,
• родительские собрания;
• анкетирование;
• семейные праздники;
• спортивные состязания;
• тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями;
• КВНы семейных команд,
• брейн-ринги,
• интеллектуальные марафоны родителей и детей.
• экскурсии, походы выходного дня, походы по памятным местам, встречи, поисковая, научно-исследовательская работа и др.
Главными критериями выбора или конструирования методов реализации проекта выступают педагогические и дидактические цели, предметное содержание, познавательные возможности каждого дошкольника, уровень его учебно-познавательной готовности. Кроме того, учитываются материальные условия, время, субъективные возможности педагога.
Проект не ограничивается только рамками воспитательных мероприятий, ведь воспитание любви к родному краю и Родине предполагает не только сферу познания, но и сферу активной практической деятельности. Имеются в виду и экскурсии, беседы, встречи и практические занятия, предложенные в проекте, которые направлены на закрепление знаний, полученных как в рамках проекта «Я – житель шахтерского края», так и во время воспитания в саду в целом.
План консультативно – лекционной работы в пространстве проектой деятельности патриотического воспитания «Я – житель шахтерского края".
Цель: воспитывать у дошкольников любовь к родному краю; способствовать формированию сознательной гражданской позиции, обратить внимание старших дошкольников на исторические события в Донбассе, известные личности земляков; прививать патриотические чувства, укреплять чувства гордости и достоинства.
Название мероприятия Сроки, отв.
Тема: Обновление содержания дошкольного образования в контексте требований ВГОС по краеведческо-патриотическому воспитанию.
Цель: Совершенствование качества дошкольного образования через практическую деятельность – турпоходы, экскурсии, целевые прогулки.
Ориентир деятельности :
Формирование базы для сопровождения деятельности педагога, маршрутной карты.
Поддержка инициатив педагогов в принятии инновационной политики.
Создание условий для ознакомления воспитанников с родным краем. сентябрь 2016
Крамарь Е. Н
воспитатель-методист
Тема: «Интернет-порталы, как форма демонстрации проведенной работы, привлечени интереса родительской обществености»
Цель: Повышение профессионализма воспитателей, имиджа ДОУ и педагога через привлечение к виртуальной мастерской педагогического творчества.
Ориентир деятельности :
Информационная система педагогического сообщества;
Формирование медиа культуры воспитателей в пространстве социальных сетей.
Презентация, как демонстрационная форма работы.
Объединение педагогов на интернет – площадке для обсуждения и решения образовательных проблем и помощи в выполнении ежедневных рабочих задач. ноябрь 2016
воспитатели-методист
Тема: «Я – семья – детский сад – город – Луганская Народная Республика»
Цель: активное общение детей с природным и социальным окружением, накоплением опыта личностного отношения к системе общественных ценностей, в частности этнических, общенациональных, общечеловеческих.
Ориентир деятельности :
- Я и моя семья. Мой род. Я и мое окружение. Мой город – моя Луганщина.
Форма освещения опыта: виртуальные экскурсии, медиа-презентации. январь
2017
Ерохина Н. И.
воспитатель - методист
Тема: «Его величество – уголь»
Цель: создание условий для развития дошкольников через ознакомление с родным краем. Формирование чувства гордости за свою малую родину.
Ориентир деятельности :
Расширить и закрепить знания детей о родном крае, полезных ископаемых.
Познакомить со свойствами каменного угля, закреплять умения детей обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.
Познакомить детей с месторождениями угля на Донбассе. Воспитывать любовь и уважение к труду горняков, родному краю, чувство гордости за него.
Познавательные экскурсии:
В городскую детскую библиотеку. В городской краеведческий музей.
Занятия и опытно-экспериментальная деятельность :
Основная профессия моего города и края. Уголь – главное богатство нашего края.
Удивительное в камне; путешествия по “реке времени”, история образования угля.
Опыты и эксперименты с углём. Путешествия по карте Донбасса. март
2017
воспитатели-методист
Тема: Воспитай гражданина!
Цель: Информационно-мировоззренческая подготовка детей, формирование положительного отношения к труду, природе, окружающим людям, семье как важнейшим ценностям в жизни.
Ориентир деятельности :
Все профессии важны; Для чего человеку работа; Труд шахтеров. апрель
2017
воспитатели-методист
Маршрутная экскурсионная карта проекта
«Я – житель шахтерского края»
Сроки
Направление деятельности Ответственные
Сентябрь Тема: Моя семья и мой родной Донбасс.
Форма реализации: семейный праздник на природе.
Тема: С чего начинается Родина.
Форма реализации: участие в праздничном шествии ко Дню города.
Все группы
Старшие группы
Октябрь Тема: Трудом славен человек.
Форма реализации: познавательная экскурсия в ГУП ЛНР
Тема:Пейзажи Донбасса.
Форма реализации: ознакомительная экскурсия к террикону.
Старшие группы
Все садовые группы
Ноябрь Тема:Уголь – сила Донбасса.
Форма реализации: экскурсия к памятнику шахтеру.
Тема:Где родился – там и пригодился.
Форма реализации: встреча с А. Ткаленко Все садовые группы
Старшие,средние группы
Декабрь Тема: Культурный центр города.
Форма реализации: эксукрсия к городской елке.
Тема: Культура Донбасса
Форма реализации: поездка в Луганский цирк. Все садовые группы
Родит. комитет
Администрация ДОУ
Январь Тема: Православнй очаг Антрацита.
Форма реализации:посещение Рождественской службы в храме города.
Тема: Бог – творец мира.
Форма реализации: встреча со священнослужителем. Родит. комитет
Администрация ДОУ
Все садовые группы
Февраль Тема: Что такое Республиканские символы?
Форма реализации: интерактивное занятие.
Тема: Я могу и я должен.
Форма реализации: встреча с сотрудниками полиции. Старшие группы
Старшие,средние группы
Март Тема: Не зря слово молвится
Форма реализации: экскурсия в детскую библиотеку.
Тема: Народная сказка мудростью богата.
Форма реализации: поездка в Луганский кукольный театр.
Старшие,средние группы
Апрель Тема: Природа вокруг нас.
Форма реализации: зеленая тропа микрорайона.
Тема:Наши знаменитые земляки.
Форма реализации: экскурсия к памятнику Л. П. Ляхову. Все садовые группы
Старшие группы
Май Тема: Никто не забыт, ничто не забыто.
Форма реализации: участие в городских мероприятиях ко Дню победы
Тема: Память в сердцах сохраним.
Форма реализации:экскурсия к вечному огню,памятникам солдатам. Старшие группы
Все садовые группы.