МААМ-картинки

Проектная деятельность как способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию

Лиана Гордиенко
Проектная деятельность как способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Головчинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов»

дошкольные группы

Проектная деятельность как способ реализации

личностно-ориентированного подхода к образованию

Подготовила:

Воспитатель

Гордиенко Л. Е.

2013

Публикация «Проектная деятельность как способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию» размещена в разделах

Метод проектов возник в 1920-х гг. в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом.

Идеи проектного метода обучения в России появились одновременно с разработками американских педагогов. Под руководством С. Т. Шацкого объединилась группа педагогов, использующих проектный метод на практике. Они провозгласили его средством преобразования школы учебы в школу жизни, где приобретение знаний осуществляется в связи с трудом детей.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагогов на детский вопрос рождает новые вопросы.

Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.

Работа педагога с группой детей – это рассмотрение возникающих проблем, когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их.

Развивая у ребенка потребность, получать знания о природе, о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на земле, о разнообразной деятельности и ее продуктах, педагог тем самым помогает ребенку строить свой жизненный мир.

Решая различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить.

Как показывают результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка.

В развивающем пространстве детского сада дети создают игры, придумывают загадки, моделируют костюмы, сочиняют музыкальные произведения. Накапливая творческий опыт, они при поддержке взрослых могут стать авторами исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Проектный метод направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, потому что в проектной деятельности ребенок сталкивается с необходимостью проявлять своё «Я», заявить свои цели, озвучить представления о себе, отстоять свою позицию в дискуссии с партнерами (детьми и взрослыми,открыто и четко сказать о своих трудностях, найти их причины, в том числе и в себе, уметь согласовывать свои цели с другими, не отступать при этом от собственных установок и уметь находить компромисс.

Проектирование является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.

Переход ДОУ на проектный метод деятельности,как правило, осуществляется по следующим этапам:

• Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д.

• Комплексные тематические занятия.

Интеграция: (взаимопроникновение разделов программы друг в друга).

• Метод проектов.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной

творческой личности ребенка.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Для дошкольного образования актуальна следующая типология проектов :

1. По доминирующему методу: исследовательские, информационные, творческие, игровые, приключенческие, практико-ориентированные.

2. По характеру содержания: включают ребенка и его семью, ребенка и природу, ребенка и рукотворный мир, ребенка, общество и его культурные ценности.

3. По характеру участия ребенка в проекте : заказчик, эксперт, исполнитель, участник от зарождения идеи до получения результата.

4. По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с другой возрастной группой, внутри ДОУ. В контакте с семьей, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект).

5. По количеству участников: индивидуальный, парный, групповой и фронтальный.

6. По продолжительности: краткосрочный, средней продолжительности и долгосрочный).

Мы в своей работе тоже активно используем проектную деятельность, как способ реализации личностно-ориентированного подхода в образовании детей. Так я, например, со своими детьми провела исследовательскую работу на тему «Полезно ли мороженое?».

Для реализации этого проекта мы с детьми определили предмет исследования – это полезные свойства мороженого, объект исследования-мороженое, выдвинули гипотезу, предположив, что если мороженое произведено из натуральных продуктов, правильно транспортировалось и хранилось, то, при соблюдении культуры употребления мороженого оно положительно влияет на организм человека.

Определили методы, предположили ожидаемый результат, установили цели и задачи работы :

1) узнать, где и когда появилось мороженое

2) выявить отношение к мороженому взрослых и детей

3) изучить состав мороженого

4) выяснить полезные свойства мороженого

5) научиться правильно употреблять этот продукт

6) сделать выводы.

В ходе выполнения этой работы дети узнали много нового об истории возникновения мороженого,его видах,полезных свойствах, научились делать мороженое в домашних условиях, узнали какое мороженое пользуется наибольшим спросом у покупателей и пришли к выводам, что :

1. Мороженое полезно для организма, если оно произведено из натуральных продуктов, правильно транспортировалось и хранилось.

2. Мороженое не принесет вреда, если его правильно употреблять-есть в помещении, не спеша, маленькими кусочками.

3. Каждый человек может сам изготовить полезное мороженое в домашних условиях из свежих натуральных продуктов.

Детям очень понравилось работать над этим «вкусным» проектом. С этим проектом мои дети выступали на районном конкурсе «Я - исследователь», где стали победителями. Кроме того, мы разработали проекты «Вода», «Воздух», «Насекомые», «Волшебная бумага».

Таким образом, проектная деятельность прочно закрепилась в нашей образовательной работе. В период реализации проектов в детском саду происходила интеграция между общими способами решения воспитательных и творческих задач, способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами детской деятельности. Через объединение усилий всех участников образовательного процесса, посредством проектной деятельности, формировались основы полноценной, гармонично развитой личности.

Публикации по теме:

Формирование гендерной принадлежности как условие личностно-ориентированного развития детей старшего дошкольного возраста Цель проекта:  создание полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей социально-коммуникативному развитию.

Проектная деятельность в условиях реализации ФГОС Введение ФГОС ДО дает все основания для решительного изменения педагогической практики: на смену привычным формализованным занятиям приходит.

Опытно-исследовательская деятельность как способ формирования личности, способной к осознанно правильному отношению Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Солнышко» «Умейте открыть перед ребёнком.

Проектная деятельность в первой младшей группе «Ель» «Дети должны жить в мире красоты. Игры, сказки, музыки, рисунка. Фантазии и творчества» В. А. Сухомлинский Актуальность проекта: Тема была.

Проектная деятельность в ДОУ Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является.

Проектная деятельность в ДОУ Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам.

Проектная деятельность в подготовительной группе. Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства воды» Продолжительность: кратковременный: 5 недель – с 14.09.15 г. по 16.10.15 г. : Актуальность: На сегодняшний день в системе образования ДОУ.

Проектная деятельность в средней группе «Зимушка-зима» в условиях введения и реализации ФГОС ДО (фотоотчет)Проектная деятельность в средней группе «Зимушка-зима» в условиях введения и реализации ФГОС ДО (фотоотчет) Одним из актуальных и эффективных методов, реализующих принцип компетентностно- и личностно - ориентированного образования и интеграции,.

Консультация «Театрализованная деятельность как способ активизации словаря детей младшего дошкольного возраста» Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи,.

Теоретические основы реализации гендерного подхода в ДОУ Модернизация образования в качестве доминирующего фактора личностного развития определяет необходимость освоения ребенком форм существования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как способ реализации личностно-ориентированного подхода к образованию
Опубликовано: 14 декабря 2015 в 19:34
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД