Получи документы

Проектная деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Малюта
Проектная деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Малюта Татьяна Александровна

воспитатель,МАДОУ-детский сад № 10

В настоящее время, когда дошкольное образование в Российской Федерации стало ступенью образования в целом, перед образовательной организацией стоит задача, которая заключается в выполнении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).

Публикация «Проектная деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

ФГОС ДО выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства», он направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…».

В настоящее время самой большой опасностью, которой подвергается современное общество, является не проблемы экономики, не события в политической жизни страны и мира, а разрушение личности её граждан. Материальные ценности стали доминировать над духовными, у детей искажается представление о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Рост научно-технического прогресса, засилье иностранных слов, музыки, фильмов, игрушек и игр привело к тому, что у детей стал пропадать интерес к истории своей страны, традициям и обычаям, национальной культуре. Всё это может нас привести к тому, что из современных дошкольников вырастет «потерянное поколение», не имеющие никаких нравственных ценностей.

Поэтому возникает необходимость осуществления патриотического воспитания на качественно новом уровне, что способствовало бы выработке у подрастающего поколения правильного понимания патриотизма, собственной позиции по данному вопросу.

В разное время к проблеме патриотического воспитания обращались педагоги и ученые: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Я. Я. Коменский и др., в наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л. А. Кондрыкинская, Н. Г. Комратова, Ю. М. Новицкая, Н. В. Алёшина, А. А. Зеленова, М. Д. Маханёва. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой родины.

В связи с этим, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм. Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества в целом и своей малой родины в частности.

Задача педагога пробудить в ребёнке чувства любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Образование должно идти в ногу со временем. В «Концепции модернизации Российского образования» предусматривается обновление содержания образования, одним из пунктов которого является, изменение методов обучения. Одним их актуальных и эффективных методов является метод проектов. Решение проблемы нравственно-патриотического воспитания наиболее результативно в ходу организации проектной деятельности. Ещё Джон Дьюи предложил использовать метод проектов, предусматривающий поэтапную последовательность в организации воспитания и развития детей : от выявления возможностей и прошлого опыта – к своевременному планированию и реализации намеченного.

Старшие дошкольники наиболее восприимчивы к социальным процессам окружающего их мира, что позволяет им проводить социальных эксперименты и принимать участие в коллективной проектной деятельности.

Отечественные и зарубежные психологи (Х. Литтон, В. А. Петровский) отмечают, что ребёнка воспитывает та деятельность, которая доставляет ему радость, оказывает на положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические возможности. Но самостоятельно организовать такую деятельность ребёнок не может. Это должен сделать взрослый, используя новые современные гуманитарные технологии, одной из которых является технология проектирования, ориентированная на отношения «ребёнок – взрослый», и построенной на соучастии в деятельности. Использование технологии проектирования позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение и даё т возможность педагогу сделать первый вклад в культуру личности: сотрудничество, созидание, диалог, дружба, толерантность и т. д.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходимо исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Проектная деятельность обеспечивает развитие творческой инициативы и самостоятельности участников проекта; открывает возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Ребёнок – дошкольник стоит в начале своего жизненного пути и постигает смысл ценностей, которые будут определять его образ Человека. Вот почему так важно, чтобы педагоги и родители (законные представители) были рядом с ребёнком, помогали соприкасаться с народными традициями, историей, культурой, поддерживали его интерес к прошлому и настоящему родной земли, ведь именно через это и воспитывается патриотизм и любовь к своей Родине.

Планируя работу по патриотическому воспитанию, необходимо решить ряд задач, которые мы решаем в рамках реализации проектов как краткосрочных, так и долгосрочных:

- сформировать у детей чувство привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране;

- сформировать представление о России как о родной стране, о Москве – как о столице России;

- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;

- воспитывать бережное отношение к природе, ко всему живому;

- воспитывать уважение и интерес к культурному прошлому России, развивать интерес к русским традициям и промыслам.

Работа по привитию детям духовно – нравственных ценностей, воспитанию достойного человека, патриота своей Родины мы ведём по нескольким направлениям, которые включают в проекты;

- духовно-образовательном (тематические занятия, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, альбомов, тематических папок);

- воспитательно-образовательном (развлечения, народные праздники, игровая деятельность, беседы, традиции);

- культурно – познавательном (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);

- нравственно – трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).

Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо создание условий – создание развивающей предметно-пространственной среды группы, а именно центра нравственно-патриотического воспитания, в котором содержится определённый материал, который можно пополнять в ходе реализации проектной деятельности :

- материал по ознакомлению с родным городом, страной, государственной символикой;

- материал по ознакомлению предметов старины и быта крестьян, предметы народно-прикладного искусства;

- материал по социально-нравственному воспитанию – семейные фотоальбомы, самодельные книги, детские анкеты на тему «Я и моя семья», «Генеалогическое дерево», художественная литература нравственной тематики;

-материал по ознакомлению детей с родной станицей, подбор литературы о родной станице, тематические папки, содержащие фотографии и рисунки символов станице, о достопримечательностях, подбор презентаций о родной станице;

- материал по ознакомлению детей нашей страной – Россией, подбор детской литературы о России, об истории нашей страны, о народах России, карта России, альбомы – «Наша родина – Россия», «Народы, населяющие Россию», «Семь чудес России», «Известные города России», подбор презентаций о нашей стране;

- материал для ознакомления с защитниками Отечества – тематические папки: «Российская армия», «Памятники воинской славы», «Города – Герои», «Богатыри земли русской», модели военной техники, альбом с детскими рисунками солдат;

- материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры – тематические папки и книги по темам «Как жили люди на Руси», «Русский дом», «Из истории русского народного костюма», «Праздники, традиции и обычаи», «Древняя Русь», медиатека с русскими народными сказками, песенками, былинами.

Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей (законных представителей). Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка.

Значение семьи в формировании нравственно-патриотического сознания трудно переоценить. Привлекая родителей к работе над проектом, создаются дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта.

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Систематическая и планомерная работа по воспитанию у детей патриотических качеств с помощью проектной деятельности способствует обогащению знаний дошкольников. Дети узнают много нового о членах своей семьи, родословной своей фамилии, учатся составлять родословное древо, пополнять знания о традициях и обычаях семьи, о родном городе, о его достопримечательностях, о жизни коренных жителей, об обычаях и традициях, о космосе, планетах Солнечной системы, о первых покорителях космоса.

Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических чувств у старших дошкольник является весьма действенным и эффективным и будет и в дальнейшем использован в работе.

Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка»Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении,.

Экскурсия как средство развития начала патриотических чувствЭкскурсия как средство развития начала патриотических чувств Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство – силою его патриотизма.

Дидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольниковДидактические игры по воспитанию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников Курнина Любовь Владимировна воспитатель МБДОУ детский сад 54 г. Ковров. Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию дидактические игры,.

Краеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольниковКраеведение, как средство формирования нравственно-патриотических компетенций у дошкольников «Красота родного края открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия,.

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности. Заложить нравственные.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 летВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 3–4 лет С 23 января по 23 февраля 2017 года в МБДОУ ДСОВ №6 «Ромашка» проходил месячник оборонно-массовой и военно-патриотической работы, посвященный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство формирования нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 июля 2022 в 19:48
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД