Надежда Кутор
Проектная деятельность в средней группе «Сказка в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Одним из наиболее эффективных средств работы с детьми дошкольного возраста является сказкотерапия, ведь развивающий и психотерапевтический потенциал сказок необычайно велик. Даже простое прочтение сказок некоторым помогает преодолеть многие жизненные трудности, а в работе с дошколятами дает удивительные результаты. Сочинение сказок, их рисование, разыгрывание ролей, а также подготовка декораций, изготовление героев помогают детям отработать свои эмоции (распознать, обозначить, проговорить их и др.). Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации – всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Публикация «Проектная деятельность в средней группе „Сказка в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Например, сказка учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Некоторые сказки предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Учит детей жить в дружбе, помогать друг другу. Наказ слушаться родителей, старших. Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке. Трудолюбие в народных сказках всегда награждается. Мудрость восхваляется в сказках. Забота о ближнем поощряется.
Сказки помогают корректировать негативные проявлениями в поведении детей.
Проектная деятельность посвящена летнему периоду и связывается с такими темами, как «Лето», «Мир насекомых», «Безопасное поведение в природе».
Цель: развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер; раскрытие совместного творчества детей и родителей.
Задачи:
для детей:
Воспитательные:
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- воспитывать культуру речи,
Развивающие:
- развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- развивать у детей образное мышление, память, внимание, фантазию, творческие способности;
- развивать коммуникативные способности, эмоционально-волевую сферу;
Образовательные:
-расширить представление детей о сказках
-учить детей рассуждать,
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
-обогащать и расширять словарный запас детей.
для родителей:
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей.
Тип проекта: познавательно-творческий, кратковременный (2 недели).
Участники проекта: дети, родители, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ожидаемые результаты
Для детей: воспитание чувства дружбы и коллективизма; получить эмоциональный отклик от своей работы; развитие интереса детей сказкам; закрепление умения применять свои знания в беседе, связных высказываниях;
Для психолога: пополнение книжного уголка книгами по разделу «Сказки»; разработка методических рекомендации для воспитателей и родителей; оформление проекта, презентация проекта на педсовете ДОУ.
Для родителей: содержательно проведённое с ребёнком время, желание принимать участие в совместных мероприятиях, общие интересы; активное участие родителей в жизни детского сада и группы; рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Продолжительность занятий, игровых сеансов: 20 – 25 мин.
Число участников: 19 – 23 человека.
Методы работы:
• Словесные: рассказ, убеждения, художественное слово, беседа; тематические сообщения; дискуссия, обсуждение организационных моментов группой;
• Игровые: сюжетно-ролевые игры; подвижные игры, способствующие снятию мышечных зажимов, эмоционального напряжения, переключению внимания, повышению работоспособности воспитанников; игры-драматизации; дидактические игры; игры-соревнования.
• Практические: придумывание и рисование тематических рисунков-историй (сказкотерапия); художественно-продуктивная деятельность;
Этапы проекта
Подготовительный этап
1. вызвать интерес детей и родителей к выбранной теме проекта;
2. предложить детям принести в группу из дома любимые сказки о насекомых;
3. оформить стенд для родителей;
4. оформить тематическую выставку литературы для детей;
5. подобрать сценарий итогового развлечения, распределить роли для детей.
Основной этап
1. рассматривание иллюстраций к выбранным сказкам;
2. чтение и рассказывание сказок, беседа по прочитанной сказке;
3. беседа с детьми «Что такое сказка?»
4. проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр;
5. рисование по сюжету сказок;
6. аппликация «Мир насекомых»;
7. отгадывание загадок по темам «Лето», «Насекомые», «Природа»;
8. лепка «Бабочка»;
9. драматизация сказок.
Заключительный этап
1. подведение итогов проектной деятельности;
2. составление альбома «Герои наших любимых сказок»;
3. показ театрализованной сказки «Муха-Цокотуха»;
4. составление рекомендаций.
Тематическое планирование
1. «Волшебство сказок»
Цель: выявить уровень понимания детьми понятия «сказка», частоту чтения дома с родителями, развитие внимания, восприятия, чувства сплоченности.
Содержание:
Беседа с детьми «Что такое сказка?».
Игра-тренинг «Волшебный мешочек».
П/И «Пузырь».
Д/И «Найди отличия» (слайды).
Опрос родителей «Сказка на ночь».
2. «Мир насекомых»
Цель: расширить объем и качество знаний об окружающем мире, словарный запас, развить умение пересказывать, способствовать развитию внимания, восприятия, памяти.
Содержание:
Беседа «Мир насекомых».
Рассказывание сказки «Как божья коровка друзей искала», рассматривание иллюстраций.
Д/И «Летает – не летает»
Просмотр видеоролика «Божья коровка».
3. «Самые, самые в мире насекомых»
Цель: расширить объем и качество знаний об окружающем мире, словарный запас, развить умение пересказывать, способствовать развитию внимания, восприятия, памяти.
Содержание:
Беседа «Бережное отношение к природе».
Д/И «Подбери слова к действиям».
П/Г «Бабочка».
Презентация «Самые, самые в мире насекомых».
4. «Моя любимая сказка»
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков, внимания, памяти, навыков конструирования, умения работать в группе. Привлечь родителей к активной деятельности в рамках проекта в виде совместной творческой работы с детьми.
Содержание:
Беседа «Моя любимая сказка».
Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», рассматривание иллюстраций.
Игра-тренинг «Комплименты».
Д/И «Собери сказку из частей».
Конструирование «Домик для Мухи и Комара».
Выполнение совместно с родителями рисунков «Мой любимый сказочный герой».
5. День загадок.
Цель: способствовать развитию мышления, памяти, внимания; умения играть по сюжету, принимать и следовать правилам игры.
Содержание:
Отгадывание загадок о природе.
С/Р игра «В гости к Мухе-Цокотухе»
П/И «День. Ночь»
Разучивание стихотворений о насекомых.
Просмотр мультфильма «Путешествие Муравья» (по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».
6.«Наши руки не для скуки»
Цель: способствовать формированию установки на безопасное поведение в природе; развитию внимания, творческих способностей.
Содержание:
Беседа «Безопасное поведение летом на природе».
П/И «Путаница».
Д/И «Закончи предложение».
Коллективная аппликация «Мир букашек».
7.«Песочные истории»
Цель: способствовать развитию мышления, умения слушать, понимать речевую инструкцию, умения рассуждать. Способствовать снижению уровня агрессии, тревожности, развитию раскрепощенности через применение песочной терапии.
Содержание:
Обсуждение пословиц о природе, о лете.
Чтение грузинской сказки «Осел и Муравей».
Д/И «Скажи наоборот» (черты характера героев сказок).
Игра-тренинг «Песочные истории».
8.«Новая сказка»
Цель: способствовать развитию воображения, связной речи, мышления, внимания, ММР. Содержание:
Придумывание сказки с заданными героями (по выбору).
Д /И «Что перепутал художник?» (слайды)
Рисование цветными карандашами придуманной сказки.
9. Итоговое мероприятие
Цель: способствовать развитию артистизма, коммуникативных навыков и навыков самопрезентации перед аудиторией.
Содержание:
Театрализованное развлечение «Муха –Цокотуха».
10. Консультации для родителей
Цель: способствовать созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
Содержание:
Беседы, демонстрационный материал, консультации.
Приложение 1. Сказки, пословицы,поговорки
«Как гусеница друзей искала»
Жила-была на свете гусеница. Она была еще совсем маленькая и ползала по листочку, на котором жила. Решила гусеница однажды сползти со своего листочка и найти себе друзей. Она с листочка сползла, по ветке поползла, со ствола на землю сползла. Ползет по земле и видит, что из земли кто-то выполз. Гусеница спрашивает:
- Ты кто?
- Я червяк. А ты кто?
- А я гусеница. Давай с тобой дружить!
- Давай! – отвечает червяк.
Ползет гусеница дальше и видит, что кто-то переполз через большую палку и тащит на себе соломинку.
- Ты кто?
- Я муравей. А ты кто?
- А я гусеница. Давай с тобой дружить!
- Давай! – отвечает муравей.
Так гусеница нашла себе друзей – червяка и муравья. Пришло время возвращаться домой. Гусеница поползла по дороге, вползла на ствол своего дерева, потом поползла по ветке и приползла на свой любимый листочек. Она легла спать, и ей снились ее новые друзья.
Сказка сопровождается показом иллюстраций, выставляя их рядом друг с другом.
«Осел и муравей»
Повстречался раз осел с муравьем. Муравей с горы соломинку тащит, надрывается.
- Что, брат муравей, - спрашивает осел, - какова наверху трава?
- Ох, осел, трава там такая высокая да густая, точно лес, с трудом пробился.
Полез осел в гору за травой, на самую кручу взобрался и там чуть с голоду не пропал: нечего было губами захватить. Спасибо хозяину – услышал крик и на веревке вниз спустил.
Пословицы и поговорки о дружбе, природе
Друг познается в беде.
Дружба заботой да подмогой крепка.
И собака помнит, кто ее кормит.
Нет друга, так ищи, а нашел, так береги.
От теплого слова и лед тает.
Нет такого дружка, как родная матушка.
Солнце летом греет, а зимой морозит.
Худо лето, если солнца нету.
День летний год кормит.
У медведя 10 песен - все про мед.
На муравейнике долго не усидишь.
Июньские ночи воробьиного клюва короче.
Яблоньку за блоки любят, а пчелу – за мед.
Роса и туман живут по утрам.
С лесного цвету гуще меда нету.
С одного цветка много меда не возьмешь.
По щедрости руки видно, какое сердце.
У каждого дня свои заботы.
Приложение 2. Игры, загадки
«Волшебный мешочек»
Инструкция:
Перед ребенком выкладывается непрозрачный мешок, наполненный мелкими игрушками. И озвучивается инструкция. «Сейчас ты будешь опускать руку в мешочек, нащупывать там предмет, угадывать, что это может быть, а затем вынимать из мешка руку и сопоставлять свой ответ с игрушкой». Если ребенок затрудняется назвать предмет сразу, задаются наводящие вопросы: «Какой предмет на ощупь: твердый - мягкий; стеклянный - железный; круглый - квадратный и т. д.». Одновременно, психолог поощряет ребенка словами (позитивные поглаживания и поддерживающие послания).
- Мне нравится с тобой заниматься!
- У тебя так замечательно получается!
- Ты можешь работать в своем темпе!
- Ты можешь делать упражнение столько раз, сколько тебе нужно!
- Я рада, что ты начинаешь думать сам (а)
- Мне нравится, как ты проявляешь инициативу! И т. д.
Меняя наполняемость и разнообразие мешочка, достигается желаемый результат – дети не боятся ошибиться при ответе, задают наводящие вопросы, становятся уверенными в себе и своих возможностях. А главное, опыт, приобретенный в этом упражнении, они с удовольствием переносят в жизнь!
«Летает - не летает»
Инструкция:
Назовите насекомых, которые:
• Летают (бабочка, мотылек, муха, комар, пчела и др).
• Не летают (кузнечик, муравей, гусеница)
• Ползают (гусеница, муравей)
• Прыгают (кузнечик)
«Подбери слова к действию»
Взрослый спрашивает, про кого можно сказать:
• Он идет
• Он ползет
• Он летит
• Она летит
«Комплименты»
Правило – не повторяться. Дети, глядя друг другу в глаза, желают соседу что-то хорошее, хвалят, восхищаются, передавая при этом фонарик из рук в руки. Принимающий внимательно слушает, говорит: «Спасибо, мне очнь приятно».
«Самые, самые в мире насекомых»
Самое длинное насекомое - палочник Phamacia kirbyi, обитающий на острове Борнео, его длина может достигать 54,6 сантиметров.
Самое маленькое насекомое - жук-перистокрылка из семейства Ptiliidae, их длина достигает всего 0,3—0,4 миллиметров.
Самое тяжелое насекомое - жук-голиаф из семейства Scarabaeidae, обитающий в Экваториальной Африке, его вес может достигать до 100 граммов.
Самое легкое насекомое – полосатая вша (Enderleinelluszonatus) и паразитическое перепончатокрылое Caraphractus cinctus все каждого из них составляет по 0,005 миллиграмм.
Самые сильное насекомое – жук-скарабей. Если производить расчёт пропорционально размерам тела, то самым сильным считается крупный жук семейства Scarabaeidae, живущий в основном в тропической климатической зоне.
Самые большое количество ног у двупарноногой многоножки Illacme plenipes, обитающей в Калифорнии, США, у неё 375 пар ног, то есть всего 750.
Самая необычная защита Жук-бомбардир (род Brachinus) хранит в специальной полости своего брюшка два относительно безвредных вещества. Когда жук чувствует, что ему угрожает опасность, он перекачивает их в другую полость, где они смешиваются со специальным ферментом. В результате происходит бурная химическая реакция, и из анального отверстия жука выделяется сильно разогретый (до 100+С) газ. Жук способен произвести до 500 газовых залпов в секунду.
Самые большое сооружение построенное насекомыми – термитник. Самые высокие жилища строят африканские термиты вида Macrotermes bellicosus. Один из нихдостигал высоты 12,8 м.
Самые быстрые сухопутные насекомые - тропические тараканы семейства Dictyoptera. Зарегистрированный рекорд принадлежит американскому таракану Periplaneta americana - 5,4 километра в час, то есть. за одну секунду он пробегал расстояние, превышающее собственную длину в 50 раз
Самый лучший прыгун среди насекомых - кошачья блоха Cteneocephalides fellis. В ходе эксперимента она прыгнула на высоту 34 сантиметра и в длину на 19,7 сантиметра.
Самое опасное насекомое - крысиная блоха Xenopsylla cheopsis, которая служит переносчиком бубонной чумы.
Самое долгоживущее насекомое – златка из семейства Buprestidae. 27 мая 1983 г. из деревянной лестницы дома, принадлежащего У. Юстону из Приттлвелла, Саутенд-он-Си, графство Эссекс, Великобритания, выползла златка Buprestis aurutenta, которая провела там не менее 47 лет в состоянии личинки.
Загадки
Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту. (кузнечик)
Не мотор, а шумит,
Не пилот, а летит,
Не гадюка, а жалит.
(Пчела)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
Бабочка Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
Я думал: ног не унесу,
Есть и у храбрости границы!
Сегодня встретилась в лесу
Мне помесь гуся и синицы.
(Гусеница)
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи)
Звучит труба басисто.
Не трогайте солиста!
Пускай садится на цветок
И пьёт в антракте сладкий сок.
(Шмель)
Возле ёлок из иголок
Летним днём построен дом,
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
(Муравейник)
Ходит ходок через потолок,
Всем надоедает, здоровью угрожает.
А как осень придёт,
Ещё и кусаться начнёт.
(Муха)
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт.
(Комар)
Источники
1. Васильева Е. В. Грамматические сказки. Демонстрационный материал. – М., 2015.
2. Белобрыкина О. А. Сказка ложь, да в ней намек. Пособие для родителей и педагогов – М., 2014.
3. www.mir-nasekomyh.ru
4. www.nsportal.ru