Получи документы

Проектная деятельность «Забыты профессии» детей подготовительной группы

Ольга Полежаева
Проектная деятельность «Забыты профессии» детей подготовительной группы

Цель:

формирование системных представлений детей о самых необычных и интересных профессиях старой России.

Задачи:

-создавать условия для восприятия сведений об историческом прошлом некоторых профессий.

-познакомить детей с устаревшими и забытыми профессиями.

-познакомить с прототипами современных профессий (посыльный- курьер; извозчик – таксист; телефонистка – оператор мобильной связи приложение 1)

Публикация «Проектная деятельность „Забыты профессии“ детей подготовительной группы» размещена в разделах

-формировать реалистические представления о труде людей прошлого.

-развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности.

-расширять кругозор, познавательный интерес.

-развивать речь детей, активизировать, уточнять и расширять словарь по данной теме.

-формировать словарь детей посредством слов – понятий современных и забытых профессий.

-воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Сроки реализации: 1 год

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, родители

Вид проекта : познавательный, информационный

Классификация: групповой

Новизна проекта

Проект ориентирован на вступивший в силу Федеральные государственный образовательный стандарт Дошкольного образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей, в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.

Введение

Сейчас существует столько профессий, что детям бывает трудно сориентироваться во всём их многообразии, и они мечтают стать пожарными, космонавтами, врачами или полицейскими, как когда-то мечтали их мамы и папы, бабушки и дедушки. А вот во времена дореволюционной России круг профессий сильно отличался от наших дней.

Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться. Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. Что же представлял собой рынок труда на Руси?

Ведь в те далёкие времена всё было другим: одежда горожан, поведение, речь. По улицам ездили не машины, а экипажи, то и дело были слышны выкрики лоточников и разносчиков газет, а по дворам ходили шарманщики и старьёвщики. Можно было увидеть представителей таких профессий, которых больше уже и нет. А некоторые профессии изменились настолько, что их теперь не узнать.

Именно эти люди, в силу своих занятий почти всё время проводившие на улице, создавали картину городской жизни того времени. Пёструю толпу торговцев, извозчиков, посыльных и многих других называли «уличными типами». Это выражение было широко распространено в 19 веке, а сегодня практически не употребляется.

Уличные типы были настолько интересны, что многие художники и фотографы специально приезжали в Россию, чтобы запечатлеть этих колоритных персонажей. За ними любили наблюдать и писатели. В 19 веке даже был издан сборник, который назывался «Русские, описанные с натуры ими самими», а составителем его стал знаменитый поэт Николай Алексеевич Некрасов. Слово «типы» часто встречалось в альбомах с рисунками, в заголовках юмористических журналов и литературных альманахов.

А в начале 20 века появились и серии почтовых открыток, посвящённые типам. Они так и назывались: «Русские типы», «Типы России», «Волжские типы», «Типы Сибири».

C развитием технологического прогресса во многих профессиях отпала необходимость, ведь теперь их заменяют автоматизированные устройства и разнообразные гаджеты. Но в прошлом столетии эти профессии были очень полезны и востребованы.

Актуальность проекта

Мы мало знаем о прошлом, мало знаем о людях предшествующих эпох, об особенностях их жизни и быта.

Современные дети думают, что и раньше люди жили примерно так же, как живём мы сейчас, что их окружали те же дома, такие же улицы, автомобили, магазины, кинотеатры, существовали те же профессии, что и сейчас. Им трудно представить, что каких-нибудь сто лет назад ещё не было ни самолётов, ни телевизоров, ни космических кораблей.

Большинство профессий волей-неволей исчезают из жизни современного общества, они оказываются ненужными из-за развития науки и техники и появления машин, способных заменить ручной труд человека, избавив от тяжелых нагрузок и увеличив производительность труда. Такие профессии называются устаревшими или забытыми. Другие получили новое рождение. Возникла идея – познакомить детей с профессиями, которые существовали на Руси и прототипами современных профессий.

Основным концептуальным положением при разработке проекта стал тезис о том, что содержание образования ребёнка дошкольного возраста не является самоцелью. Оно должно рассматриваться как средство развития личности ребёнка, а средства должны меняться в зависимости от ситуации, их нельзя жёстко нормировать. Результатом образовательной работы с детьми должна стать их компетентность, которая представляет собой личностную характеристику, предполагающую, что индивид не только информирован и умеет применять эту информацию, но и использует её в качестве основы для принятия собственных решений.

Хорошо известно, что интерес ребёнка к учению в значительной мере зависит от содержания образования. Необходимо учитывать природу ребёнка, которая сама ориентирована на познание окружающего мира. Правильное выстроенное обучение должно осуществляться без принуждения, без насилия над ребёнком.

Практическая ценность проекта

В результате работы над проектом будет создана информационная база по знакомству детей с забытыми профессиями. В результате у детей будут сформированы представления о наиболее необычных и интересных профессий дореволюционной России.

В проекте «Забытые и устаревшие профессии» ознакомление с миром профессий содействует открытию мира исторических данных о некоторых из них:

- трудовая деятельность одних профессий устарела, и в современном мире не используется;

- трудовая деятельность других профессий в связи с модернизацией и научным прогрессом видоизменились, и в современном мире называется

по- другому;

- о трудовой деятельности как о взаимосвязи пяти компонентов (замысел, предмет деятельности, средства, порядок действий, результат);

- о труде людей разных профессий, работающих в разных направлениях.

Принципы проекта :

- Учёт возрастных особенностей детей.

- Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.

- Систематичность и последовательность.

- Наглядность.

- Доступность.

Методические приёмы проекта :

1. Соединение познавательного содержания с продуктивной творческой деятельностью детей. Получая новую информацию, дети имеют возможность не только осмыслить её в ходе обсуждения на занятии, но и пережить через продуктивную деятельность : рисование, лепка, конструирование, ручной труд.

2. Опора на работу с художественной литературой. Поскольку речь идёт о системах ценностей и идеалов, значительная, ведущая роль принадлежит в этом процессе тем формам, которые связаны с использованием слова, языка. Это художественная литература.

Только совокупность разных методов и форм может дать результат. Необходимость заинтересовать дошкольников, чтобы у них появилось желание как можно глубже познать тему, соприкоснуться с ней лично, мечтать попробовать себя в данной области человеческой деятельности.

Направления проекта :

1 Историческое.

Это направление связано с нашей историей. Современные дети думают, что и раньше люди жили примерно так же, как живём мы сейчас, что их окружали те же дома, такие же улицы, автомобили, магазины, кинотеатры, существовали те же профессии, что и сейчас. Им трудно представить, что каких-нибудь сто лет назад ещё не было ни самолётов, ни телевизоров, ни космических кораблей. Двести лет назад не было железных дорог, пароходов, телефона с телеграфом. Триста лет назад основным сухопутным транспортом были всевозможные повозки и коляски, в которые впрягали лошадей. По морям и рекам передвигались тогда на парусных и гребных (на вёслах)судах. Привычные для нас электрическое освещение, газ, горячая вода, отопление вошли в жизнь людей только в 20 веке. Вместо света зажигали свечи, а на улице фонари, воду привозил водовоз, а отопление было печное, и трубы чистил трубочист. Трансформация мира профессий наглядно показывает детям, как развивается научная мысль, осуществляется технический прогресс в обществе и мире.

2 Современное.

Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем.

Ресурсное обеспечение

1. Обеспечение материально-технических условий (оформление уголка).

2. Подбор литературы по теме, наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции).

3. Подготовка материала для продуктивной деятельности.

4. Подборка дидактических игр, физкультурных минуток.

5. Использование презентаций.

Этапы реализация проекта :

Подготовительный

Разработка перспективного плана по теме проекта

Изучение методической литературы по данной теме.

Подбор художественной литературы, иллюстраций, репродукций.

Изготовление дидактических игр, оформление альбомов.

Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Составление словаря старинных слов.

Практический

Мероприятия по реализации проекта :

Образовательная Область «Речевое развитие»

1. Загадывание загадок о профессиях.

2. Составление рассказов по теме «Профессии дореволюционной России».

3. Заучивание стихотворений о профессиях.

4. Пословицы о труде и профессиях.

Художественная литература

Геннадий Цыферов «Старинные профессии»

Наталия Волкова, Василий Волков «Профессии старой России»

Образовательная область «Познавательное развитие»

1 Викторина «Профессии наших предков» (приложение 4)

2 Беседы по знакомству детей с профессиями городового, корзинщика, швейцара, лирника, ямщика, извозчика, посыльного, офени, фонарщика, трубочиста, рубщика льда, крючника, шарманщика, скомороха, шута, шорника, старьёвщика, коробейника, стекольщика, целовальника, полового, плевальщика, косаря, игрушечника, бондаря, дегтекуры, глашатого, телефонистки, водовоза, бурлака, чистильщика обуви, сапожника, тапёра, крысолова, бакенщика, сбитенщика.

3 Рассматривание иллюстраций, картин о профессиях, предметы, инструменты людей разных профессий

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

1. Лепка «Мужские профессии»

2. Аппликация «Укрась шапку скомороху», «Укрась шарманку»

3. Конструирование из бумаги «Обувная мастерская» (мастерим туфельки и украшаем их).

4. Раскрашивание раскрасок «Профессии»

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Дидактические игры:

- «Кем ты стал?»

- «Найди инструмент?»

- «Доскажи словечко…»

- «Расскажи о профессии»

- «4 лишний»

- «Что будет если…»

- «Часы»

Сюжетно-ролевые игры:

- «Поездка по городу в экипаже»

- «Ипподром»

- «Ярмарка»

- «Весёлые скоморохи»

Образовательная область «Физическое развитие»

Физминутки

«Городовой»

«Много профессий»

Заключительный

Подготовка победителя к итоговому проекту «Город мастеров»,

Оформление выставки «Профессии наших предков» с участием родителей. Оформление уголка «Забытые профессии».

Ожидаемые результаты проекта :

Проект «Забытые и устаревшие профессии», реализуемый в ДОУ, предусматривает, что дети:

- Узнают об историческом прошлом некоторых профессий.

- Приобретут знания о профессиях дореволюционной России.

- Познакомятся с прототипами современных профессий.

- Будут иметь реалистические представления о труде людей прошлого.

- Разовьются творческие способности детей в разных видах деятельности.

- Дети научаться отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, изобразительной деятельности, пении, чтении стихотворений, составлении собственных рассказов.

С помощью систематической работы по данному проекту у детей будут следующие результаты:

- Целостность восприятия мира;

- Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

Информационное обеспечение проекта :

1. Наталия Волкова, Василий Волков «Профессии старой России»

2 .Интернет-источники.

3 Елена Алексеевна Алябьева (книга 1,2) «Поиграем в профессии», «Ребёнок в мире взрослых»

Перспективное планирование

Сентябрь

Беседа «Знакомство с профессией городового»

Беседа «Знакомство с профессией корзинщика»

Беседа «Знакомство с профессией швейцара»

Беседа «Знакомство с профессией посыльного»

Октябрь

Беседа «Знакомство с профессией ямщика»

Беседа «Знакомство с профессией извозчика»

Беседа «Знакомство с профессией шорника»

Беседа «Знакомство с профессией фонарщика»

Ноябрь

Беседа «Знакомство с профессией лирника»

Беседа «Знакомство с профессией шарманщика»

Беседа «Знакомство с профессией тапёра»

Беседа «Знакомство с профессией трубочиста»

Декабрь

Беседа «Знакомство с профессией целовальника»

Беседа «Знакомство с профессией полового»

Беседа «Знакомство с профессией рубщика льда»

Беседа «Знакомство с профессией глашатая»

Январь

Беседа «Знакомство с профессией плевальщика»

Беседа «Знакомство с профессией косаря»

Беседа «Знакомство с профессией телефонистки»

Беседа «Знакомство с профессиейстекольщика»

Февраль

Беседа «Знакомство с профессией офени»

Беседа «Знакомство с профессией коробейника»

Беседа «Знакомство с профессией старьёвщика»

Беседа «Знакомство с профессией сбитенщика»

Март

Беседа «Знакомство с профессией скомороха»

Беседа «Знакомство с профессией шута»

Беседа «Знакомство с профессией бакенщика»

Беседа «Знакомство с профессией игрушечника»

Апрель

Беседа «Знакомство с профессией бондаря»

Беседа «Знакомство с профессией дегтекуры»

Беседа «Знакомство с профессией водовоза»

Беседа «Знакомство с профессией крысолова»

Май

Беседа

«Знакомство с профессией крючника»

Беседа «Знакомство с профессией бурлака»

Беседа «Знакомство с профессией сапожника»

Беседа «Знакомство с профессией чистильщика обуви»

Викторина «Профессии наших предков»

- Коробейник на Руси занимался торговлей или изготовлением коробов из бересты?

(Торговлей. Вразнос продавал галантерейные товары, мелкие вещи, необходимые в крестьянском быту.)

- Как называется мастер, который занимается изготовлением бочек?

(Бондарь, или бочар.)

- Как на Руси называли бондаря?

(обручник или кадаш)

- Каким именем называли в дореволюционной Москве всех дешёвых извозчиков?

(Ванька.)

- Слугу в трактире называли половой или посудный?

(Половой.)

- Московский музей какого символа России стал возможен благодаря нелёгкому труду валяльщиков?

(Музей Валенка.)

- Представители, какой старинной профессии используют на работе в качестве подручных средств ёрш, гири и тросы?

(Трубочисты.)

- Кого на Руси называли ямщиками?

(Возниц, кучеров на почтовом тракте.)

- Какой свист городового короткий или длинный был командой догонять преступника?

(короткий)

Физминутки

Городовой

Воспитатель берёт свисток и свистит. На короткий свист дети бегут на месте, а на длинный свист имитация движения - зовём к себе.

Много профессий

Много профессий было давно.

Их можно видеть только в кино.

Вот за тележкой старьёвщик идёт.

Всякую мелочь для нас он везёт.

В поле человек идет, через каждый шаг плюёт.

То плевальщик сеет репу, засевает огород.

Лирник песню нам исполнит

Крысолов от крыс спасет.

Так же вашему внимаю предлагаю презентацию, с которой выступал победитель итогового проекта "Город мастеров"

Прикреплённые файлы:

prezentacija2_gkvpc.pptx | 8206,74 Кб
 
Публикации по теме:

Проектная деятельность «Берёза, моя берёзонька» в подготовительной группе Проектная деятельность «Берёза, моя берёзонька» Изгагина Маргарита Алексеевна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя.

Проектная деятельность «Добрый мир сказок Корнея Чуковского» для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет Цель проекта. Приобщить детей к чтению художественной литературы в процессе знакомства с жизнью и творчеством Корнея Ивановича Чуковского.

Проектная деятельность «Я и мое тело» в подготовительной группеПроектная деятельность «Я и мое тело» в подготовительной группе Проект «Я и мое тело». Вид проекта: познавательно-творческий, групповой. Время реализации: с 26.02-12.032018 г. Участники проекта: дети.

Проектная деятельность с детьми подготовительной группы «Блокада Ленинграда»Проектная деятельность с детьми подготовительной группы «Блокада Ленинграда» Паспорт педагогического проекта Наименование проекта «Блокада Ленинграда» Адресация проекта Все участники образовательного процесса Участники.

Проектная деятельность с детьми подготовительной к школе группы Проектная деятельность с детьми подготовительной к школе группы.. Срок реализации: 1 учебный год Составитель: Абашева Вероника Львовна.

Проектная деятельность в ДОУ в подготовительной группе детей с ОВЗ «Огонь — друг, огонь — враг»Проектная деятельность в ДОУ в подготовительной группе детей с ОВЗ «Огонь — друг, огонь — враг» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОУ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ОВЗ). «ОГОНЬ ДРУГ, ОГОНЬ ВРАГ». Воспитатели:Стебенева Н. Н. Першуткина Е. В. Учитель-дефектолог:.

Проектная деятельность в ДОУ «Весна» с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 ст. Кущевская Проект «Весна идёт,.

Проектная деятельность «Выращиваем фасоль» в подготовительной группе Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение №74 «Семицветик» по Ростовской области в г. Шахты. Исследовательский.

Проектная деятельность «Веселая математика» в подготовительной группе МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» ЗАТО Шиханы ПРОЕКТ «Веселая математика» для детей подготовительной общеразвивающей группы.

Проектная деятельность в подготовительной группе «В мире животных»Проектная деятельность в подготовительной группе «В мире животных» Вид проекта: познавательно –исследовательский, творческий. Проблема: как отличить травоядного от хищника. Продолжительность: краткосрочный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность «Забыты профессии» детей подготовительной группы
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 19:02
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД