МААМ-картинки

Проектная работа по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики»

Марина Кушнарева
Проектная работа по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики»

Актуальность.

Почему я выбрала эту тему проекта? Работая логопедом я выявила, что у детей с речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движения пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Поэтому проблема сенсорного развития детей с речевой патологией приобретает всё большее значение.

Публикация «Проектная работа по развитию мелкой моторики „Веселые пальчики“» размещена в разделах

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстаёт, то и речевое развитие ребёнка задерживается.

В настоящее время существуют противоречия в том, что теоретически разработанные упражнения по развитию мелкой моторики не находят достаточного применения на практике. В основном используются традиционные приёмы для развития тонких движений пальцев рук (упражнения на их сгибание и разгибание, сжимание кулачков и лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, способствующее дополнительному повышению тонуса пальцев рук). Только на физминутках применяются игры, способствующие развитию мелкой моторики. Недостаточно используются игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга. Крайне мало внимания уделяется массажу и самомассажу кистей рук, способствующих оздоровлению организма.

Паспорт проектной работы.

Название проекта : «Веселые пальчики»

Руководитель проекта : Кушнарева Марина Геннадьевна.

Образовательная область: «Речевое развитие».

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Возраст детей: данный проект рассчитан на детей 5-7 лет.

Состав проектной группы : дети старшей логопедической группы, воспитатели.

Тип проекта : игровой.

Продолжительность проекта : 01.11.2015 г. – 30.04. 2016 г.

Проблемные вопросы:

Чем обусловлена необходимость развития мелкой моторики у дошкольника?

Как более эффективнее использовать игры и игровые упражнения во всех логопедических занятиях?

Чем разнообразить задания, чтобы избежать у детей утомляемости и повысить их интерес к занятиям?

Гипотеза: Если ребенку систематически развивать тонкую моторику пальцев рук, то он успешнее преодолеет речевые нарушения.

Цель проекта : преодоление речевых нарушений у детей с нарушениями речи при помощи развития тонких дифференцированных движений пальцев рук.

Задачи проекта :

Развивающие :

• Стимулировать развитие речи через активизацию движений пальцев рук.

Развивать тактильную чувствительность и умение оперировать мелкими предметами.

Развивать изобразительные и графические навыки.

• Повысить уровень зрительно-двигательной координации, моторной ловкости.

Развивать двигательную память, произвольность и точность движений.

Обучающие:

• Сформировать переключаемость с одного вида движения на другое.

• Учить действовать по словесным инструкциям, контролировать свои действия.

• Овладеть приемами самомассажа и расслабления.

Воспитывающие:

• Воспитывать культуру речевого общения, дружеские взаимоотношения между детьми.

Здоровьесберегающие технологии:

Развитие мелкой моторики, посредством разнообразных практических заданий, используемых на всех видах логопедических занятий.

Совершенствование координации пальцев рук.

Использование релаксации.

Условия реализации проекта :

Формировать интерес детей к занятиям.

Подобрать и разработать специальные задания.

Заинтересовать родителей результатами коррекционной работы.

Этапы проекта :

I этап - Подготовительный.

Разработка темы;

• Формулировка цели проекта;

• Подбор и изучение методической литературы по данной теме;

• Подбор упражнений по моторному развитию детей в соответствии с возрастом;

• Подбор дидактического материала и пособий.

II этап – Основной.

На данном этапе проводилась следующая работа :

• Проведение подгрупповой и индивидуальной деятельности на развитие мелкой моторики рук.

• Использование пальчиковой гимнастики физкультурных минуток в воспитательно-образовательном процессе.

• Игры с использованием дидактических игрушек.

• Художественно-эстетическое развитие (лепка, рисование, аппликация, ручной труд).

• Совместная деятельность логопеда, воспитателей и детей.

Реализация поставленных задач осуществлялась в ходе подгрупповой и индивидуальной деятельности, на которых использовались традиционные и нетрадиционные формы работы. Основная задача тренировочных упражнений состояла в том, чтобы сделать эти упражнения доступными и легко выполнимыми для ребёнка. Достигнуть этого можно было лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемого в результате перехода к всё более и более сложным для ребёнка заданиям.

Работа по развитию движений пальцев и кисти рук проводилась систематически согласно лексическим темам недели.

В качестве совместной деятельности на данном этапе нами производились:

Совместные игры в группе и на участке на развитие моторики рук. Оформление коррекционного уголка в группе.

Перечень возможных видов деятельности для развития у ребёнка ручной моторики можно продолжать до бесконечности. Неограниченный простор в этом отношении даёт сама жизнь, нужно только умело и своевременно привлекать ребёнка к доступным для него видам деятельности. Благодаря всем этим систематическим и разнообразным упражнениям руки ребёнка, постепенно приобретают точность, силу и дифференцированность движений.

III этап – Заключительный.

Заключительным этапом было:

• Подведение итогов.

• Оформление проектной деятельности.

• Проведение мастер-класса для педагогов»Умные руки-умный ребенок», где воспитатели изучали и осваивали азы пальчиковой гимнастики и развитие мелкой моторики рук в целом.

• Велась работа с родителями :

• Были подготовлены консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.

• Слайдовая презентация, защита проекта.

Результат работы :

Развитие мелкой моторики рук пальцев рук.

Дети овладели навыками самомассажа кистей рук.

Расширился лексический запас.

Наблюдается положительная динамика в формировании грамматических категорий.

Осознание родителями необходимости и значимости развития ручной моторики у детей с нарушениями речи.

Продукт проектной деятельности :

Продукты детской деятельности:

Работы детей : рисунки, аппликации.

Игровые пособия.

Наглядная информация для родителей:»Игры в пальчиковом бассеине»»Затейливые игрушки»,» Узоры из счетных палочек»и т. д.

Вывод:

Таким образом:

- тренировка тонких движений пальцев рук оказывает огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка;

- функция движения руки всегда тесно связана с функцией речи: развитие первой способствует развитию второй, т. к. моторные и речевые центры в коре головного мозга расположены рядом;

- развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, и как следствие, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов в логопедической коррекции дошкольников, кисть их руки приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию мелкой моторики рук и ног «Пальчики играют» в средней группе .

Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Умелые пальчики»Конспект НОД по развитию мелкой моторики рук в средней группе «Умелые пальчики» Цель: развитие познавательных процессов, мелкой моторики рук. Содействовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления.

Кружковая работа по развитию мелкой моторики «Умелые ручки» в средней группе. Актуальность проблемы. «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит,.

Кружок «Пальчики помогут — сказка оживет!» (развитие речи и мелкой моторики рук). Кружок «Пальчики помогут – сказка оживет» во второй младшей группе «Непоседы» Развитие речи и мелкой моторики. Воспитатель: Моторина.

Мастер-класс для родителей по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста «Веселая работа для пальчиков» Цель: показ родителям и педагогам ДОУ приёмы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. ХОД МАСТЕР - КЛАССА Педагог.

Отчет: Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук Работа с детьми по развитию мелкой моторики рук Развитие пространственной ориентации – важный шаг при подготовки дошкольников к письму.

Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (средняя группа)Проект по развитию мелкой моторики «Ловкие пальчики» (средняя группа) Ах, эти человеческие руки, Какую красоту они порой творят…АКТУАЛЬНОСТЬ У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание.

Проект по развитию мелкой моторики рук «Веселые ручки» в средней группе Проект «Веселые ручки» в средней группе. Тема: «Игры для развития мелкой моторики рук» Вид проекта: образовательный, игровой, краткосрочный.

Работа с родителями (фотоотчёт) о проведении «мастер класса по развитию мелкой моторики рук детей»Работа с родителями (фотоотчёт) о проведении «мастер класса по развитию мелкой моторики рук детей» Здравствуйте посетители сайта! исходя из моих наблюдений во время проведения занятий с детьми,могу сделать вывод,что мелкая моторика.

Уголок для развития мелкой моторики «Пальчики учат говорить»Уголок для развития мелкой моторики «Пальчики учат говорить» Движения рук играют большую роль в развитии детей. Давно доказано, что общее развитие детей и развитие речи зависит от степени развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная работа по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики»
Опубликовано: 19 сентября 2016 в 14:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД