Папки-передвижки

Профессиональная компетентность как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ

Елена Омелина
Профессиональная компетентность как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ

Профессиональная компетентность педагога как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенция» и «компетентность».

Публикация «Профессиональная компетентность как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ» размещена в разделах

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся : интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности; коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию; информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах; рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.

В каждой из указанных сторон трудовой деятельности педагога дошкольного образования можно вычленить следующие составляющие: профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания; профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения; личностные особенности, обеспечивающие овладение педагогом профессиональными знаниями и умениями.

Если представить их как актуальные компетентности, то очевидно, что последние будут включать такие характеристики, как: готовность к проявлению компетентности и отношение к содержанию компетентности (мотивационный компонент; владение знанием содержания компетентности (содержательный компонент); опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (деятельностный компонент).

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

В последние годы на государственном уровне дошкольному образованию уделяется значительное внимание. Об этом свидетельствуют принимаемые законы, нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, поручения Президента РФ и Правительства по вопросам дошкольного образования.

ФГТ к структуре ООПДО: устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, определяют структуру и соотношения ее частей, их объема, а также соотношения обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса.

ФГТ к условиям реализации ООПДО : представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования.

Основой построения работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов является трехкомпонентная модель специалиста дошкольного образования, включающая мотивационно-личностный, содержательный и деятельностный компоненты.

Мотивационно-личностный компонент включает в себя : готовность к дальнейшему профессиональному самообразованию, самовоспитанию, совершенствованию своей профессиональной деятельности; готовность к изучению инновационного опыта работы по воспитанию, обучению и развитию детей; стремление создавать свои способы работы, строить свой стиль педагогической деятельности.

Содержательный компонент включает : знание основных категорий, теорий, закономерностей развития, научно-методологических и методических основ воспитания, обучения и развития детей; систему представлений о построении педагогического процесса; знание конкретных способов, техник, технологий воспитания, обучения и развития детей; знание методик диагностики уровня развития детей и процедур обследования.

Деятельностный компонент предполагает развитие: гностической компетентности, рассматриваемой нами как умение самостоятельно работать с профессиональной информацией, анализировать, обобщать, отбирать, ориентироваться в современных концепциях, моделях, тенденциях воспитания, обучения и развития детей; умение изучать особенности развития детей; аналитико-прогностической компетентности (умение формулировать цели обучения, воспитания и развития детей на разном уровне, прогнозировать возможность их реализации в реальном учебно-воспитательном процессе); конструктивно-организационной компетентности (умение разрабатывать программы, планы, реализующие содержание основных образовательных областей, в том числе программы инклюзивного образования); социально-комуникативной компетентности (умение сотрудничать, вступать в контакты; умение использовать свои профессиональные знания в организации педагогического общения); рефлексивно-оценочной компетентности (умение анализировать эффективность своей педагогической деятельности; умение осуществлять отбор диагностик и методов обследования уровня развития детей; осуществлять мониторинг качества дошкольного образования).

Сегодня в сфере образования выделяется большое число инноваций различного характера, направленности и значимости, проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику образовательного процесса. Происходящие трансформации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом.

В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке, освоению, использованию и распространению новшеств.

В структуре профессиональной компетентности можно выделить технологическую составляющую, включающую операционально-деятельностный или операционально-процессуальный компонент компетентности педагога, которая оказывает существенное влияние на эффективность обучения, так называемая технологическая компетентность. В содержании данного компонента представлены : блок знаний (методологических, информационно-содержательных, методических, технологических, творческих); педагогическая техника, набор различных методов и приемов педагогического воздействия и взаимодействия, умения проектировать и конструировать новые технологии, творческие способности и умения.

Технологическая компетентность, являясь компонентом целостной профессионально-личностной структуры, определяется как комплекс когнитивных, операционально-деятельностных, дидактико-проектировочных и рефлексивно-аналитических умений, опосредованных ценностно-смысловыми установками и мотивами осуществления профессиональной деятельности педагога реализовывать педагогический процесс в школе с гарантированными результатами.

Критерии технологической компетентности : точность и конкретность формулирования целей деятельности; адекватность применяемых методов, приемов, способов запланированным целям; оптимальность структуры деятельности для достижения запланированных результатов; достаточность выбранного содержания для реализации деятельности, обеспечивающей запланированный результат; соответствие реальных, «видимых» результатов целям обучения, развития, воспитания.

Таким образом, критерии развития профессионально-педагогической компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе инновационной деятельности конкретизируют основные параметры развития профессионально-педагогической компетентности : личностный и деятельностный. Параметры соотносимы с профессиональным, профессионально-деятельностным и профессионально-творческим блоками профессионально-педагогической компетентности, а также с репродуктивным, продуктивным и исследовательским уровнями профессионально-педагогической компетентности.

Для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем технологической компетентности, которая оказывает существенное влияние на эффективность обучения.

Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Про аттестацию на соответствие занимаемой должности В ноябре 2011г. ездила на курсы по подготовке экспертов-тьюеров (по новой аттестации) в г. Челябинск. Там нам очень подробно рассказали.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профессиональная компетентность как необходимое условие повышения качества педагогического процесса в условиях реализации ФГТ
Опубликовано: 17 октября 2013 в 11:39
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД