Валентина Степченкова
Профилактика аграмматической дисграфии
▼ Скачать + Заказать документы
Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лекико-грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Чаще у детей обнаруживаются морфологические и морфосинтаксические аграмматизмы, нарушения согласования и управления. Аграмматическая дисграфия проявляется, в основном, в третьем классе, когда начинают изучать грамматические правила, и в это время обнаруживается, что ребенок не может овладеть правилами изменения слов по числам, падежам и родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовывать слова в предложении.
Публикация «Профилактика аграмматической дисграфии» размещена в разделах
В основе этого вида дисграфии лежит несформированность у ребенка грамматического строя устной речи. Такой ребенок может полностью усвоить грамоту в первом класе, успешно учиться во втором, но в третьем классе, когда возникает необходимость овладения морфологическим принципом письма, связанного с изучением грамматических правил, он сталкивается с непреодолимыми трудностями.
Особенное внимание необходимо уделить тем детям, у кого речь появилась с опозданием:
1. Помочь ребенку усвоить основное смысловое значение каждой конкретной грамматической формы ( например: прибегать, приползать - приближение; перебегать - преодоление преграды)
2. Научить самостоятельно образовывать грамматические формы, в том числе и в малознакомых словах по заданному образцу ( например: дом - домик)
3. Дать ребенку достаточно много однотипных образцов правильных грамматических форм, что значительно облегчает для него их усвоение.
4. За счет многократных повторений воспитать у ребенка прочный навык конкретного употребления грамматических форм.
Важно совмещать развитие грамматического строя речи с обогащением словарного запаса. При этом необходимо, опираясь на сохранные функции, использовать активные формы усвоения. Это и работа с картинками, игры на фланелеграфе, использование счетного материала, игры с мячом, игры «Профессии». Ребенок шести лет должен иметь основные представления по следующим лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Цветы», «Грибы», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Птицы», «Транспорт», «Профессии», «Времена года», «Мебель», «Одежда, обувь, головные уборы» и т. д.
От обогащения и активизации словарного запаса зависит точность выбора слов, умение подобрать родственные слова. Эта работа должна вестись параллельно с работой над связной речью.
Важно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй, но и учить детей свободно адекватно пользоваться ими в процессе общения. Эти цели реализуются в определенной последовательности:
формирование понятия о предложении;
формирование понятия о тексте;
развитие умений и навыков анализировать текст (определять тему, основную мысль, уметь составлять план, пересказывать);
развитие умений и навыков самостоятельного высказывания, необходимо использовать репродуктивные формы (составление рассказа по серии картин, составление описательных рассказов по схематичному плану).
Полноценная речевая деятельность предполагает владение коммуникативными умениями и навыками для реализации произвольного общения в условиях учебной работы. С этой целью на логопедических занятиях важно развивать у детей речевую активность (инициативную форму речи, т. е. не просто отвечать на вопросы (кратко или развернуто, что осуществляется на любом логопедическом занятии, а активно вести диалоги по учебной теме: самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общение-диалог; сравнивать, обобщать и делать вывод; доказывать и рассуждать.