Получи документы

Профилактика аграмматической дисграфии

Валентина Степченкова
Профилактика аграмматической дисграфии

Этот вид дисграфии проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлен несформированностью лекико-грамматического строя речи. Аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетания, предложения и текста. Чаще у детей обнаруживаются морфологические и морфосинтаксические аграмматизмы, нарушения согласования и управления. Аграмматическая дисграфия проявляется, в основном, в третьем классе, когда начинают изучать грамматические правила, и в это время обнаруживается, что ребенок не может овладеть правилами изменения слов по числам, падежам и родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовывать слова в предложении.

Публикация «Профилактика аграмматической дисграфии» размещена в разделах

В основе этого вида дисграфии лежит несформированность у ребенка грамматического строя устной речи. Такой ребенок может полностью усвоить грамоту в первом класе, успешно учиться во втором, но в третьем классе, когда возникает необходимость овладения морфологическим принципом письма, связанного с изучением грамматических правил, он сталкивается с непреодолимыми трудностями.

Особенное внимание необходимо уделить тем детям, у кого речь появилась с опозданием:

1. Помочь ребенку усвоить основное смысловое значение каждой конкретной грамматической формы ( например: прибегать, приползать - приближение; перебегать - преодоление преграды)

2. Научить самостоятельно образовывать грамматические формы, в том числе и в малознакомых словах по заданному образцу ( например: дом - домик)

3. Дать ребенку достаточно много однотипных образцов правильных грамматических форм, что значительно облегчает для него их усвоение.

4. За счет многократных повторений воспитать у ребенка прочный навык конкретного употребления грамматических форм.

Важно совмещать развитие грамматического строя речи с обогащением словарного запаса. При этом необходимо, опираясь на сохранные функции, использовать активные формы усвоения. Это и работа с картинками, игры на фланелеграфе, использование счетного материала, игры с мячом, игры «Профессии». Ребенок шести лет должен иметь основные представления по следующим лексическим темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Цветы», «Грибы», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Птицы», «Транспорт», «Профессии», «Времена года», «Мебель», «Одежда, обувь, головные уборы» и т. д.

От обогащения и активизации словарного запаса зависит точность выбора слов, умение подобрать родственные слова. Эта работа должна вестись параллельно с работой над связной речью.

Важно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй, но и учить детей свободно адекватно пользоваться ими в процессе общения. Эти цели реализуются в определенной последовательности:

формирование понятия о предложении;

формирование понятия о тексте;

развитие умений и навыков анализировать текст (определять тему, основную мысль, уметь составлять план, пересказывать);

развитие умений и навыков самостоятельного высказывания, необходимо использовать репродуктивные формы (составление рассказа по серии картин, составление описательных рассказов по схематичному плану).

Полноценная речевая деятельность предполагает владение коммуникативными умениями и навыками для реализации произвольного общения в условиях учебной работы. С этой целью на логопедических занятиях важно развивать у детей речевую активность (инициативную форму речи, т. е. не просто отвечать на вопросы (кратко или развернуто, что осуществляется на любом логопедическом занятии, а активно вести диалоги по учебной теме: самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общение-диалог; сравнивать, обобщать и делать вывод; доказывать и рассуждать.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии» Цели: 1. Коррекционно-образовательные: • различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях; • уточнение.

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 4 класса «Дифференциация оптически сходных букв п-т» Цель: Дифференциация оптических образов строчных букв п-т изолированно, в слогах, в словах,.

Конспект занятия по профилактике дисграфии и дислексии у учащихся первых классов «Дифференциация гласных У-Ю» Цели и задачи: - развивать фонематическое восприятие; - развивать навыки фонематического анализа и синтеза на уровне звука, слога и слова;.

НОД по логопедии. Предупреждение дислексии и дисграфии «Как хорошо уметь читать!» Обобщающее занятие по предупреждению дислексии и дисграфии. Цель: 1. Развивать у детей пространственные ориентировки,.

Одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной.

Пособия для коррекции дисграфии в технике кинусайгаПособия для коррекции дисграфии в технике кинусайга Проблема дисграфии сложна и многогранна, поэтому её профилактика должна быть направлена на развитие различных процессов развития ребенка.

Профилактика дисграфии у детей с ОНР Профилактика дисграфии у детей с ОНР Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о ДИСГРАФИИ - это частичное специфическое нарушение.

Профилактика и коррекция оптической дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Ребенку в первом классе труднее всего приходится на уроках русского языка. Как считают врачи, физиологи, психологи, причины кроются в том,.

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Изучение и коррекция специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время – одна из основных проблем учителей-логопедов и учителей.

Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением. - Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика аграмматической дисграфии
Опубликовано: 1 октября 2016 в 22:13
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД