Получи документы

Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Кирилина
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Изучение и коррекция специфических нарушений письменной речи у детей в настоящее время – одна из основных проблем учителей-логопедов и учителей начальных классов. С каждым годом в начальном звене увеличивается число детей дисграфиков и дислексиков, имеющих в связи со спецификой речевого расстройства серьезные трудности в усвоении школьной программы.

Публикация «Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Оптическая дисграфия связана с трудностью зрительного различения буквенных знаков. В ее основе лежит несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте, которые необходимо развить у ребенка для преодоления данного вида дисграфии.

Ошибки, характерные для оптической дисграфии :

- ребенок недописывает элементы букв;

- добавляет лишние элементы;

- неправильно располагает элементы букв в пространстве по отношению друг к другу;

- пишет зеркальное изображение букв.

Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание, поскольку именно путь ее предупреждения должен стать самым основным в решении данной проблемы. Как отмечает Т. Г. Визель, уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.

К методам профилактики оптической дисграфии относят :

формирование зрительного гнозиса:

- узнай предмет по контуру, недорисованные предметы, перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга; соотнести предметные картинки с геометрическими фигурами;

- дорисовать незаконченные контуры и симметричные изображения; составить разрезные картинки.

Для этого вида работ можно использовать пособие М. М. Евдокимовой «Волшебный карандаш».

формирование буквенного гнозиса:

- найди заданную букву среди других: игры «Найди букву», «Буква сломалась», «Выложи букву»;

- определить букву в неправильном положении; обвести контур буквы, заштриховать ее, «заполнить» букву точками, волнистыми и круговыми линиями, полуовалами, петлями; дописать букву; найти в тексте и подчеркнуть заданную букву;

- составить печатные буквы из разных элементов: счетных палочек, шнурка, пластмассовых пробок, каштанов, морских камешков, гороха, пластилина; использование сухих бассейнов, где внутри спрятаны пластмассовые буквы. Упражнения «Выложи букву», «Вылепи букву и придумай с ней слово», «Вырежи из частей и наклей».

Материал для данной работы можно найти в рабочих тетрадях серии «Школа для дошколят» : «Учимся писать», «Штриховка», тренажер-пропись «Готовим руку к письму», «Прописи буквы».

уточнение пространственного расположения букв:

- написать заданные буквы справа/ слева от вертикальной линии, найти букву в ряду похожих;

- реконструировать (преобразовывать) букву, дописать (достроить) недостающие элементы буквы;

- соотнести зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом, упражнять в тактильном ощупывание, узнавание рельефных букв, сделанных, из наждачной бумаги, картона, семян. Упражнения «Объемные буквы», «Узнай на ощупь», «На что похоже?».

Образцы разных видов рисунков, штриховок и заданий по конструированию можно взять из рабочей тетради Л. М. Граба «Развиваем графические навыки», а также из альбома упражнений О. С. Гомзяка «Я буду писать правильно» для детей с общим недоразвитием речи.

В каждом упражнении или задании для профилактики дисграфии должны быть предусмотрены следующие виды работы: заучивание стихотворений, отгадывание загадок. Рисование отгадок штрихом, в виде точечных, мозаичных рисунков, использование метода пластилинографии (рисование пластилином). Параллельно необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики рук и графомоторных навыков у детей. Систематические занятия принесут положительный эффект и будут способствовать успешному обучению ребенка в школе.

Список литературы:

1. Крупенчук О. И. Учим буквы. - СПб. : Издательский дом «Литера», 2004.- 64с. : ил. - (Готовимся к школе).

2. Мазанова Е. В. Логопедия. Оптическая дисграфия. - М., 2007.- 124 с.

3. Якунина В. А. Логопедические упражнения для профилактики дисграфии // Логопед 2014. -№1. - С. 86-93.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 4 класса «Дифференциация оптически сходных букв п-т» Цель: Дифференциация оптических образов строчных букв п-т изолированно, в слогах, в словах,.

Конспект логопедического занятия по предупреждению аграмматической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста (6 г. ж) Тема: Дифференциация предлогов В-НА на основе психологического метода сказкотерапиии. Цели: 1. Учить детей различать предлоги.

Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки для детей дошкольного возраста. Консультация для родителей. Профилактика нарушений осанки у дошкольников. Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева.

Профилактика дисграфии у детей с ОНР Профилактика дисграфии у детей с ОНР Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о ДИСГРАФИИ - это частичное специфическое нарушение.

Профилактика и коррекция плоскостопия у детей дошкольного возраста Знаете ли вы! Что распространение плоскостопия у детей ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в.

Профилактика манипулятивного поведения у детей дошкольного возраста Манипуляция - наиболее распространенный вид человеческого общения. В словарях оно трактуется как акт влияния на людей, управления ими с.

Профилактика оптической дисграфии и дислексии у старших дошкольников, имеющих нарушения речи В настоящее время, по данным Министерства здравоохранения РФ, 85% детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста» МАДОУ «Детский сад «Непоседы» с. Бокино воспитатель Воронова Татьяна Алексеевна «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста».

Рекомендации для родителей «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста»Рекомендации для родителей «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста» К профилактическим мероприятием, которыми родители должны обеспечить своим детям, относится: 1. Сбалансированное питание: 2. Частое прибывание.

Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением. - Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 мая 2016 в 17:47
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД