Профилактика нарушений голоса у педагогов

АНАСТАСИЯ Буюклян
Профилактика нарушений голоса у педагогов

Человеческий голос — уникальный акустический феномен, результат сложных анатомо-физиологических процессов. Главное значение голоса состоит в том, что с его помощью человек способен говорить, выражать свои мысли. Однако голос является не только средством общения и передачи информации, но и весьма ценным капиталом, особенно если профессиональная деятельность человека связана с использованием этого инструмента. Поэтому, в данной статье я хочу предложить Вам, комплексы упражнений для сохранения и развития голоса.

Комплекс упражнений для снятия мышечного напряжения, развития фонационного дыхания и тренировки голоса

•Произнесите одно и то же предложение (прочитайте фразу из книги) лежа, стоя и сидя. Понаблюдайте и опишите свои ощущения. Определите, в каком положении вам удобнее говорить.

•Вытяните в стороны сильные, напряженные руки. Затем расслабьте их, опустите, потянитесь за рукой сначала вправо, затем влево.

•Потянитесь вверх, напрягите все тело (сделайте вдох) и как будто «бросьте» все тело вниз (сделайте выдох).

•Поднимите вверх руки, потом опустите вниз сначала кисти рук, затем согните локти и бросьте руки вниз как плети.

•Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сделайте медленный полунаклон корпуса вперед (спина прямая) — вдох; вернитесь в исходное положение — выдох (можно протяжно тянуть: гм-м-м).

Комплекс упражнений для вибрационного массажа гортани

Для подготовки гортани к вибрационному массажу «помычите»: найдите для себя удобное звучание согласного [м] и направьте его как бы в нос, постукивая кончиками пальцев по крыльям носа. Упражнение выполняется свободно, без напряжения мышц шеи, плечевого пояса, живота.

Массаж проводится постукиваниями кончиками пальцев при одновременном произнесении сонорных и других согласных:

•от середины лба к ушам с произнесением звука [м-м-м];

•от спинки носа к ушам с произнесением звука [м-м-м];

•под носом от середины верхней надгубной части лица к ушам с произнесением звука [в-в-в];

•по подбородку с произнесением звука [з-з-з];

•в области груди с произнесением звука [д-д-д].

Упражнения сначала выполняйте в медленном темпе. Это обеспечит выработку правильных навыков речевого дыхания и плавного спокойного выдоха, снятие напряжения с мышц дыхательной и голосообразующей систем. Постепенно наращивайте темп выполнения упражнения.

Далее выполните голосовые упражнения с гласными [о] или [у], которые следует произносить протяжно, как можно более низким голосом.

Произнося звук [у], изменяйте силу голоса: сначала тихо, будто где-то далеко едет поезд, потом громко, будто стоите на станции, мимо которой проезжает поезд. Затем плавно изменяйте силу голоса, будто вьюга зимней ночью то усиливается, то затихает.

Аналогичные упражнения выполняйте со звуком [и] с изменением высоты голоса, имитируя писк сначала маленького, потом большого комара.

Комплекс традиционных упражнений на развитие фонационного дыхания,

используемые в логопедии

•Встаньте прямо, плечи слегка развернуты. Дышите спокойно, без поднятия или опускания плеч. Для контроля движений диафрагмы и ребер держите одну руку на верхней стенке живота, другую — сбоку на ребрах.

•Выполните вначале беззвучные дыхательные упражнения. Например, глубокий вдох через нос и выдох через рот, вдох через нос и спокойный выдох через вытянутые трубочкой губы.

•Выполните фонационные упражнения: пропойте гласные звуки на удобной высоте голоса; длительно произнесите ту или иную согласную, подражая различным звукам:

•«лес шумит»: [ш-ш-ш];

•«комар звенит»: [зь-зь-зь];

•«шмель жужжит»: [ж-ж-ж] и др.

•Выдыхайте воздух через суженное ротовое отверстие сильной толчкообразной струей для тренировки активности дыхательной мускулатуры. Можно дуть на воображаемое пламя свечи таким образом, чтобы оно заколыхалось: [фу], [фу], [фу-у].

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики

А. Н. Стрельниковой

При выполнении дыхательных упражнений тренируется вдох носом. Он должен быть мгновенный, не объемный, а предельно активный, шумный, эмоциональный. Вдох следует делать одновременно с движением, в ритме своего шага.

Выдох — результат вдоха. Надо стараться не замечать его. Он должен быть естественный, пассивный, самопроизвольный.

Данная гимнастика включает следующие упражнения.

Повороты головы

И. п. : стоя прямо, повернуть голову вправо и сделать короткий шумный вдох. Затем сразу же (без остановки прямо) повернуть голову влево, шумно и коротко «понюхать воздух» с левой стороны. Повторить 16 раз. Во время упражнения нельзя напрягать шею. Туловище должно быть неподвижно, плечи не поворачивать вслед за головой и не поднимать.

Тянем канат

И. п. : стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх, ладони сжаты в кулаки. Слегка присесть, руки согнуть в локтях, как будто потянуть канат, сделать короткий шумный вдох. Вернуться в и. п.

Обними плечи

И. п. : стоя прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч, ладони сжаты в кулаки. В момент короткого шумного вдоха «бросить» руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Сразу же после короткого вдоха развести руки в стороны — в этот момент на выдохе пассивно уходит воздух.

Насос

И. п. : стоя прямо, руки опущены. Наклониться вниз, к полу, голова опущена. Сделать короткий шумный вдох в конце наклона. Слегка приподняться, но не выпрямляться полностью — в этот момент происходит пассивный выдох. Снова наклониться и одновременно с поклоном сделать короткий шумный вдох, и снова приподняться. Повторить 8 раз.

Марш

И. п. : стоя прямо, руки опущены вдоль тела. Поднять вверх правое колено и потянуть к нему левый локоть. Момент соприкосновения — короткий вдох. Опустить правое колено — в этот момент происходит произвольный выдох. То же самое выполнить с другой ноги. Повторить 16 раз (вдохов).

Упражнения артикуляционной гимнастики

Комплекс упражнений для выполнения с детьми

Сказка «Веселое утро язычка»

Язычок с утра проснулся, открыл окошко (широко открыть рот, сказать «а-а-а», посмотрел вверх (потянуть язычок к носу, нет ли на небе тучек. Посмотрел вниз (потянуть язычок к подбородку, нет ли луж.

Посмотрел направо (потянуть язычок к правому уху, не гуляют ли собачки, посмотрел налево (потянуть язычок к левому уху, не мычат ли коровы.

И отправился гулять (поводить язычком по верхней губе вправо-влево). Навстречу язычку идет ежик (произнести губами «пых-пых-пых»).

Язычок немного поболтал с ежиком (побить язычком по верхней губе, произнося «бл-бл-бл») и отправился гулять дальше (поводить язычком по нижней губе).

Пришел язычок к бабушке, а она печет блины (пошлепать язычок губами «пя-пя-пя»).

Язычок поел блинов с вареньем (потянуть язычок к носу, как будто слизывая капельку варенья с верхней губы) и лег отдыхать (положить широкий язык на нижнюю губу).

Сказка «Прогулочная»

Язычок гулять выходит (положить язычок на нижнюю губу,

Домик свой кругом обходит (облизать губы сначала слева направо, затем справа налево).

Кто-то тут, а кто-то там — он глядит по сторонам (потянуть язычок сначала вправо, затем влево).

Видит: губки очень гибки, ловко тянутся в улыбке (улыбнуться).

А теперь — наоборот, губки тянутся вперед (вытянуть губы трубочкой).

Язычок стал маляром — аккуратно красит дом (поводить язычком по твердому небу,

На качелях оказался — вверх взлетал и вниз спускался (потянуть язычок то к носу, то к подбородку) и т. д.

Комплекс упражнений для самостоятельного выполнения педагогом

•Широко откройте и закройте рот (сначала беззвучно, а затем с произнесением звука [а]).

•Вытяните губы в трубочку и растяните на улыбку (сначала беззвучно, а затем с произнесением звуков [у], [и]).

•Сложите губы трубочкой и выполните движения: вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

•Приподнимите верхнюю губу и опустите нижнюю губу до десны.

•Заведите губы за зубы («чешем губки»).

•Поднимите язык на верхние зубы, затем опустите на нижние («качели»).

•Выполните крестообразные движения языком на губах (вверх, вниз, вправо, влево).

•Высуньте поочередно то широкий («лопата», то острый («игла») язык.

•Зацепите кончик языка за нижние зубы и высуньте язык горкой.

•Сложите язык трубочкой и подуйте через нее.

Комплекс упражнений на развитие высоты и силы голоса

Колокол

Представьте, что вы раскачиваете рукой воображаемый колокол и одновременно произносите звукосочетания на заданной высоте:

•небольшой колокол — «дон-дон-дон» (произносится обычным голосом);

•массивный колокол — «бом-бом-бом» (произносится низким голосом);

•бубенчики — «динь-дон-динь-дон-динь-дон» (произносится высоким голосом).

Инопланетянин

Попеременно произносите звуки [у], [и], при этом звук [у] — низким голосом, а [и] — высоким.

Мишка, зайка, мышка

Данное упражнение выполняется вместе с детьми. Дети встают в круг, ведущий — в центре него. Ведущий бросает мяч и называет одного из персонажей (медведя, зайца или мышку).

Если он называет медведя, поймавший мяч отвечает низким голосом: «Я — Михаил Иванович, зачем звал?».

Если ведущий называет зайку, тот, кто поймал мяч, говорит обычным голосом: «Зайка-попрыгайка прыг-скок, прыг-скок».

Если ведущий называет мышку, поймавший мяч говорит в ответ высоким голосом: «Мышка-норушка в норку убежала».

Усиление голоса

Упражнение состоит в том, чтобы посчитать от 10 до 100 или произнести буквы алфавита, или назвать цвета радуги, постепенно увеличивая силу голоса: сначала беззвучно, потом шепотом, потом тихо и, наконец, громко.

Ослабление звука

Упражнение аналогично предыдущему, но направлено на ослабление силы голоса: посчитать от 10 до 1, произнести «аба-ава-ага-ада…», «буптиптапта-вуптиптапта-гуптиптапта-дуптиптапта…" и др. сначала громко, потом тихо, потом шепотом и, наконец, беззвучно.

Усиление-ослабление голоса

Упражнение состоит в том, чтобы без паузы, на одном выдохе произнести то громко, то тихо названия нот, месяцев, дней недели и др.

Упражнения на развитие

мелодико-интонационной стороны речи

•Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау». Произносить звуки надо громко, но не перенапрягая голосовые связки и используя рациональную голосоподачу.

•Представьте, что вы играете с детьми в «паровозик». Произносите «ту-ту, ту-ту, ту-ту-ту» так, чтобы дети его услышали. Паровозик должен ехать громко и весело, мелодично и благозвучно, выпуская пар.

•Представьте, что вы шагаете по ступенькам, произнося: «Первый этаж, второй этаж… седьмой этаж», постепенно повышая голос.

•Прочитайте стихи, меняя силу голоса (от тихого до громкого, и наоборот, высоту (произношение в средней, низкой и высокой тональности, темп (медленно, умеренно, быстро) и в других комбинациях.

•Выучите скороговорки. Например, произнесите скороговорку: «От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт» в том темпе, который подсказывает одна из следующих ситуаций:

•вы диктуете данное сообщение непослушному ребенку;

•рассказываете новость хорошей знакомой в неторопливой беседе;

•выступаете с сообщением перед большой аудиторией;

•сообщаете новость кому-либо, когда у вас совсем нет времени.

Произнесите скороговорку: «Белые бараны били в барабаны», выделяя по очереди каждое слово, как бы отвечая на вопросы:

•Какие бараны били в барабаны?

•Что делали белые бараны?

•Во что били белые бараны?

Использованная литература.

О развитии дыхания и голоса детей читайте: Е. С. Алмазова. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Под ред. Г. В. Чиркиной. М. : Айрис-пресс, 2005.

Подробнее об упражнениях на снятие мышечных зажимов и развитие фонационного дыхания читайте: А. И. Савостьянов. 300 упражнений учителю для работы над дыханием, голосом, дикцией и орфоэпией. М., 2005.

Подробный комплекс дыхательной гимнастики представлен в кн. : Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. С. 211.

Примеры упражнений и скороговорок представлены в кн. : Сценическая речь: учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М. : Изд-во «ГИТИС», 2002.

Лихачева В. Б. учитель-логопед ГБУ "Городской психолого-педагогический центр Департамента образования города Москвы",журнал «Справочник старшего воспитателя».

Публикации по теме:

Аналитический отчет по теме «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста» 1. Введение. В любом вопросе, касающегося детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися,.

Консультация для родителей «Виды речевых нарушений и их профилактика» В нашем образовательном комплексе функционирует родительский клуб «Логопед и Я» В него может вступить любой родитель, желающий получить.

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Здоровый позвоночник, правильная осанка,хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не.

Обобщение опыта работы по проекту «Школа красивой речи, или Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников» Добрый день! Разрешите представить вашему вниманию презентацию опыта работы по авторскому педагогическому проекту «Школа красивой речи или.

Проект «Школа красивой речи, или Профилактика и преодоление речевых нарушений у младших дошкольников» Авторы проекта: Воспитатель-Васильева И. Н. ; учитель-логопед Дедова О. И. Участники проекта: • дети 2 младшей группы № 2 «Анютины глазки».

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ статью составили: учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №66 "Белочка".

Семинар-практикум «Профилактика и коррекция нарушений поведения у детей дошкольного возраста» «Профилактика и коррекция нарушений поведения у детей дошкольного возраста» Слайд №3. Сегодня наша встреча будет посвящена рассказу об особенностях.

Собрание для родителей «Профилактика психоэмоциональных нарушений у детей» Сегодня наша встреча будет посвящена рассказу об особенностях эмоционального развития детей и профилактике эмоциональных нарушений. Всем.

Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель тренинга: - Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", его характеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделение.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания педагогов» Профессиональное “выгорание” это довольно коварный процесс и возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Здоровье, гигиена
  • Наша армия
Автор публикации:
Профилактика нарушений голоса у педагогов
Опубликовано: 13 октября 2016 в 20:48
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ОД по познавательному развитию «Знакомство с творчеством кубанского поэта В....
Тема организованной образовательной деятельности: «Знакомство с творчеством кубанского поэта В. Нестеренко». Группа ( возраст детей) : старшая группа ( 5-6...
Фотоотчёт «Встречайте: мы на арене цирка!»
Доброго времени суток, дорогие коллеги! Кажется, несколько дней назад мы так активно готовились к новогодним утренникам! А уже прошло три недели. В этот раз...
Фотоотчёт о мероприятиях в средней группе ДОУ, посвященных Дню матери
В рамках празднования международного Дня Матери в нашей группе «Затейники» в ноябре 2018 г. был реализован проект «Милая мама». Тип проекта :...
Викторина «Донской край» в подготовительной группе
Цель: формирование у детей дошкольного возраста интереса к истории Донского края. Задачи: - закреплять знания детей о Донском крае; - развивать память,...
Развитие артистизма у детей дошкольного возраста средствами хореографии
Артистизм – это способность красиво и впечатляюще, убедительно что-то передать, эмоционально воздействуя на воспитанника, как важный элемент в исполнении...