Римма Николаевна Триллер
Аналитический отчет по теме «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Введение.
В любом вопросе, касающегося детства, мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Особенно тяжело детям с нарушениями речи. Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей, мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны, другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы.
Публикация «Аналитический отчет по теме „Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, повышена истощаемость, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. Чаще всего дети, имеющие отклонения в речевом развитии, попадают в логопедическую группу преимущественно перед школой, в лучшем случае после 5- ти лет.
Актуальность.
В результате упускается самый значительный для развития возраст (сензитивный период) который длится до 3-4 лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Из этого следует, что не обходима профилактика речевых нарушений. Несформированность произносительной стороны речи в дальнейшем может отразиться и на овладении навыками чтения и письма. Это стало первой причиной выбора данной темы.
Вторая причина - социальный заказ родителей, которые хотят видеть своего ребенка умеющего мыслить, самостоятельного и любознательного, что невозможно без сформированности у ребенка высокого уровня речевого развития. Звуковая культура речи – это фундамент, на котором строится вся учебная деятельность в школе.
Многие исследователи (Д. Б. Эльконин, Г. А. Каше, Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.) отмечают, что большинство детей в речевом и психологическом плане не готовы к школьному обучению:
- недостаточен уровень их познавательной активности;
- не сформированы социально значимые мотивы обучения и коррекции;
-отсутствуют навыки коллективной деятельности;
- наблюдается отставание в развитии психомоторики, речи и эмоционально – волевой сферы.
Именно этим объясняется необходимость раннего вмешательства педагогов и активное участие родителей, которое поможет исключить необходимость коррекционного обучения в старшем дошкольном возрасте.
Противоречия.
Практика работы в ДОУ и изучение специальной литературы по данной проблеме способствовали выявлению противоречия: с одной стороны, при ежегодном обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения звукопроизношения у 85-87% обследованных. С другой стороны, развитию звукопроизношения в системе у детей в возрасте от 3-5 лет по программе «Развитие» под редакцией Венгера Л. А. в ДОУ уделяется мало времени. В младшей группе – 10 занятий «Введение в грамоту», в средней группе – 16 занятий.
Так же было выяснено, что имеющиеся программы по коррекционной работе предназначены для логопедов в «речевых группах» для воспитанников, имеющих серьезные речевые нарушения. И нет готовых программ для работы воспитателя в группе детского сада по профилактике нарушений звукопроизношения у детей.
При первой диагностике звукопроизношения в начале года младшей группы была выявлена проблема:75% детей с речью не соответствующей возрастным нормам (15 из 20 детей).
Коррекционная работа с этими детьми должна начаться с 5 лет, когда закончится развитие фонетической стороны речи. Но к тому времени нарушения уже будут сформированы и работать над их устранением смогут только специалисты. А в нашем ДОУ нет ставки логопеда. И с 2015 года логопед из поликлиники уже не обследовал детей в нашем ДОУ, как это было раньше. Причиной этому послужило указание руководства ЦГБ.
В то же время профессор Р. Е. Левина выдвигает принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста : «Вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения».
Отсутствие профилактических мер по предупреждению нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте может привести к появлению нарушений в процессе общения и развитию речевого негативизма.
Поэтому возникает необходимость проведения профилактической работы, применения технологий, форм, методов, способствующих профилактике нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
Гипотеза:
Будет ли ранняя профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста способствовать уменьшению количества детей, имеющих проблемы в произносительной стороне речи?
Цель:
создание условий для профилактики нарушений звукопроизношения у детей в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Задачи:
- совершенствовать структуру и содержания образовательной среды для удовлетворения речевых образовательных потребностей воспитанников через создание эффективного программно-методического, информационно- игрового и дидактического обеспечения;
- разработать систему взаимодействия всех участников образовательного процесса в группе через внедрение в образовательный процесс инновационных методик, интерактивных методов общения.
Принципы организации профилактической работы.
Основываясь на мнениях ведущих специалистов в логопедии о том, что достигнуть тренировочного эффекта можно только при условии ежедневной работы, организация воспитательской деятельности строится с учетом включения неоднократного повторения упражнений в течение дня.
Поэтому распределение профилактической работы по всем видам деятельности детей в течение всего времени пребывания их в детском саду становится главным принципом.
При этом учитывается, чтобы не было перенасыщения материала и не в ущерб другим задачам общеобразовательной программы.
Методы профилактики звукопроизношений.
Были выделены составляющие комплексного подхода к профилактике нарушений звукопроизношения, доступные воспитателю и родителям:
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- пальчиковая гимнастика;
- развитие фонематического слуха;
- речедвигательная ритмика.
2.1. Роль воспитателя в коррекции речевых нарушений.
Осознавая важность профилактики нарушений звукопроизношения у детей в дошкольном возрасте, я определила три этапа своей работы.
На первом этапе проведен анализ образовательной ситуации в группе, происходило осмысление проблем, проводился анализ литературы, посвященный коррекции речевых процессов детей, что позволило уточнить задачи, методологические основы и исходные теоретические положения.
Второй этап – внедрение в педагогическую деятельность профилактико - логопедических и здоровьесберегающих технологий.
Третий этап – анализ деятельности проведенной работы.
Современные дошкольные образовательные программы находятся в стадии приведения их к соответствию с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, где акцентируются вопросы развития речи ребенка, так как выведены в отдельную образовательную область. Это, конечно, чрезвычайно важные условия, как для нормальной адаптации ребенка в обществе, так и для развития его успешности в целом. Поэтому мною разработана программа по профилактике нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
2.2. Исследование причин нарушения звукопроизношения
На основании мониторинговых исследований устной речи детей младшей группы (по методикам М. Ф. Фомичевой, Е. Ф. Архиповой, по программе «Развитие» Л. А. Венгера) было выявлено 75% детей (2010г.) с проблемами звукопроизношения (40% - низкий уровень; 35% - средний уровень; 25% - высокий уровень). По результатам анкетирования родителей и собеседования с ними, а также в результате индивидуального обследования детей (см. приложение №2) были выявлены основные причины нарушений звукопроизношения :
- недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не выделяет и не различает звуки, не устанавливает звуковую структуру слова;
- недоразвитие артикуляционной моторики. Это недостаточное развитие мышц губ и языка, их вялость, недостаточная амплитуда, координация движений и т. д. ;
- слабый, укороченный выдох;
- неправильная речь окружающих.
Для обследования звукопроизношения у детей я использовала методики двух авторов:
М. Ф. Фомичевой, Е. Ф. Архиповой. Обе методики логично дополняют друг друга, поэтому я свела результаты диагностики в одну таблицу (Приложение №2)
Обследование звукопроизношения у детей младшей группы (сентябрь 2010 – май 2011г.) выявило:
Высокий уровень – все звуки : начало года – 5 человек (25%) / конец года – 5 человек (25%)
Средний уровень – нет 2-3 звуков : начало года – 7 человек (35%) / конец года – 8 человек (40%)
Низкий уровень – нет 3-5 звуков : начало года – 8 человек (40%) / конец года – 7 человек (35%)
По результатам первичной диагностики, проведенной в начале учебного года, у 5-ти детей (25%) наблюдалась чистая речь. У 7-ми детей (35%) отсутствие 2-3 звуков. Отсутствие более 3-х звуков выявилось у 8 –ми детей (40%) от общего количества детей в группе. Из числа детей, диагностированных на низкий уровень, у 8-ми наблюдалась замена свистящих звуков С, З на шипящие звуки Ш, Ж, СЬ, Х- боковой (коська, жаяц, коши, кохы). У 3-х детей замена звука Ц на звуки СЬ, ТЬ (сьветы, тяпля). У 3-х детей замена шипящих звуков Ш, Ж, Ч на звуки ТЬ, С, З (сапка, зук, катели, свеська, бытёк). У 3-х детей нечёткие звуки Ш, Ж. У 5-х детей отсутствовал звук Р (ак – рак). У 8-ми детей наблюдалось нечеткое произношение звука Р. У 2-х – замена звука Р на звук Л (валона, лыба). У 4-х детей нечёткий звук Л и у 1 ребенка замена звука Л на ЛЬ (тарелька). У 2-х детей замена звонких парных звуков В, Б, Г, Д на глухие Ф, П, К, Т (филка, почка, кусь, том). У 1 ребенка замена звука Й на звук ЛЬ (лелька). Намомент обследования детей 2-м детям не исполнилось 3-х лет, 3-м детям только исполнилось 3 года.
Для произношения звуков детьми младшей группы такие искажения характерны, так как речедвигательный и речеслуховой анализаторы не достаточно развиты для правильного восприятия и произношения звуков. Я считаю, что эти два факта являются основной причиной косноязычия у детей младшей группы. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:
1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения при отработке простых по произношению звуков : а, у, о, и, э, б, п, м, в, ф.
2. Развивать слуховое внимание, речевое дыхание, речевое внимание и силу голоса, фонематический слух и восприятие.
Для реализации поставленных задач я проводила с детьми младшей группы игры для подготовки артикуляционного аппарата, для уточнения произношения и закрепления следующих звуков : а, у, и, э, б, п, м, в, ф. Это такие игры, как «Успокой куклу», «Поезд», «Кто как кричит», «Лошадки», «Волшебный сундучок», «Найди пару», «Построим забор» и т. д.
Для развития слухового внимания проводила игры: «Солнце или дождик?», «Где позвонили?», «Скажи, что слышишь?», «Тихо - громко?», «Угадай, что делать?».
Для развития речевого дыхания проводила игры: «Бабочка, лети», «Подуем на пушинку», «Чья птичка дальше улетит», «Подуем на шарик» и т. д.
Для развития речевого внимания и силы голоса проводила игры: «Часы», «Поезд», «Покормим птенчиков», «Кто в домике живет?», «Лягушка и лягушата», «Колокольчики».
Для развития фонематического слуха и восприятия проводила игры: «Барабаны», «Звенят колокольчики», «Лошадка и поезд», «Большие и маленькие машины», «Утки и утята», «Будь внимательным», «Забей гвоздик молоточком», «Кукушка и дудочка».
Диагностика, проведенная в конце учебного года в младшей группе показала следующий результат: количество детей с высоким уровнем осталось прежним – 5 человек (25%); показатель среднего уровня увеличился на 1 человека - 8 детей (40%) за счет уменьшения показателя низкого уровня – 7 детей (35%, так как 1 ребенок к концу учебного года стал четко произносить шипящие звуки Ш, Ж.
Такое незначительное улучшение результата диагностики объясняется тем, что только к 5-ти годам у детей должно сформироваться правильное звукопроизношение. Из личных бесед с родителями было установлено, что несколько детей нашей группы имеют нарушения в речевом аппарате (наличие аденоидов); в задержке психического развития (недоношенность); задержка речевого развития (ребенок поздно начал говорить); наличие у детей хронических заболеваний.
Звукопроизношение. Средняя группа. Сентябрь 2011 – Май 2012г.
Высокий уровень – все звуки : начало года – 5 человек (25%) / конец года – 10 человек(50%)
Средний уровень – нет 2-3 звуков : начало года – 8 человек (40%) / конец года – 5 человек (25%)
Низкий уровень – нет 3-5 звуков : начало года – 7 человек (35%) / конец года – 5 человека (25%)
Результаты диагностики, проведенной в конце учебного года в младшей группе продублировались на начало учебного года в средней группе, так как прошло всего три летних месяца (многие дети были в отпусках, НОД не проводилась).
Учитывая данный факт, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения при отработке звуков : т, д, н, к, г, х, ы.
2. Вызывать, закреплять, уточнять произношение свистящих звуков : с, з, ц.
3. Развивать слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, фонематический слух и восприятие.
Для реализации поставленных задач в средней группе я проводила игры с детьми по подготовке артикуляционного аппарата для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения при отработке звуков : т, д, н, к, г, х, ы. Это такие игры как: «Лошадки», «Дети на катке», «Дятел», «Дождик», «Волк, пастух и гуси», «Кому что нужно», «Пароход», «Магазин», «Комары» и т. д.
Для развития слухового внимания проводила игры: «Угадай, кто кричит?», «Кто что услышит?», «Продавец и покупатель», «Найди игрушку», «Часовой», «Угадай, на чем играю», «Угадай, что делают».
Для развития речевого дыхания проводила игры: «Пускание корабликов», «Надуем мяч», «Чья бабочка долетит?», «Заморозим руки», «Чей пароход лучше гудит?», «Тренировка».
Для развития речевого внимания и силы голоса проводила игры: «Лодочка и пароход», «Конькобежцы и лыжники», «Поезд», «Падают листья», «Высоко – низко», «Карнавал», «Пляшут наши ножки».
Для развития фонематического слуха и восприятия проводила игры: «Оркестр», «Поезд и птичка», «Индюк дразнится», «Разговор синичек», «Ветер и волны», «Вода – водичка», «Где живут песенки», «Балалайки».
Диагностика, проведенная в конце учебного года в средней группе показала следующий результат: количество детей с высоким уровнем увеличилось в два раза – 10 человек (50%); детей со средним уровнем стало 5 человек (25%); количество детей с низким уровнем уменьшилось на 2 человека (10%, осталось 5 детей (25%).
У детей средней группы уже более четко и дифференцированно работают речеслуховой и речедвигательный анализаторы, а в связи с этим улучшается и звукопроизношение :
1. Исчезает смягченное произношение согласных звуков.
2. Многие звуки произносятся более правильно и четко.
3. Исчезает замена шипящих и свистящих звуков.
4. Шипящие звуки могут произноситься еще недостаточно чисто.
5. Не у всех детей еще имеются звуки Л, Р.
Звукопроизношение. Старшая группа. Сентябрь 2012 – Май 2013г.
Высокий уровень – все звуки : начало года – 11 человек (55%) / конец года – 12 человек (60%)
Средний уровень – нет 2-3 звуков : начало года – 7 человек (35%) / конец года – 6 человек (30%)
Низкий уровень – нет 3-5 звуков : начало года – 2 человек (10%) / конец года 2 человек (10%)
Диагностика, проведенная в начале года в старшей группе показала следующие результаты: увеличилось количество детей с высоким уровнем на одного ребенка – 5% (11 чел. – 55%); детей со средним уровнем увеличилось на 2 человека – 10% (7 чел. – 35%) за счет снижения количества детей с низким уровнем на 3 ребенка – 15% (2 человека (10%).
Начиная работу в старшей группе, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей уточнять произношение йотированных звуков : я, е, ё, ю; шипящих: ш, ж, ч, щ и сонорных: л, р звуков.
2. Продолжить работу по развитию речевого дыхания, слухового внимания, силы голоса, фонематического слуха и восприятия.
Для реализации поставленных задач: вызывать и закреплять, а у некоторых детей уточнять произношение йотированных звуков : я, е, ё, ю; шипящих: ш, ж, ч, щ и сонорных: л, р звуков я проводила следующие игры: «Воробушек», «Ослик потерялся», «Чего не хватает?», «Споем как птички», «Эхо», «Телефон», «Лес шумит», «Пчелки собирают мед» и т. д.
Для развития речевого дыхания проводила игры: «Подуем на бабочку, снежинку, шарик, листочек», «Прокати снежный ком», «Забей мяч в ворота», «Чья бабочка дальше улетит», «Понюхай цветок», «Скороговорки».
Для развития слухового внимания проводила игры: «Найди игрушку», «Где звенит?», «Гудок», «Где постучали?», «Жмурки с колокольчиком», «Кто внимательный?», «Жмурки с голосом».
Для развития силы голоса проводила игры: «Будь внимательным», «Кто придумает конец, тот и будет молодец», «Назови слова» и т. д.
Для развития фонематического слуха и восприятия проводила игры: «Какой звук в слове?», «Найди братца», «Назови звук», «Назови первый звук слова», «Звуки – товарищи», «Назови последний звук слова».
Диагностика, проведенная в конце учебного года в старшей группе, показала следующие результаты: количество детей с высоким уровнем увеличилось на 1 ребенка (5%) - (12 чел. - 60%) за счет уменьшения количества детей со средним уровнем – 6 чел. (30%). Количество детей с низким уровнем осталось на прежнем уровне – 2 чел. (10%).
Какие изменения в произношении звуков наблюдаются у детей : большинство детей уже правильно произносят свистящие, шипящие, звонкие и глухие парные звуки, но в своей речи дети иногда смешивают, употребляя вместо одного звука другой (шарф – сарф). По-прежнему сохраняется замена звука Р на Л у 5-ти детей. Характерна ещё некоторая неустойчивость уже имеющихся в речи звуков.
Подробнее хочу остановиться на детях, имеющих по результатам диагностики низкий уровень. Этот уровень сохраняется у них на протяжении 3-х лет. Основной причиной проблем со звукопроизношением считаю наличие нарушения в речевом аппарате (аденоиды); задержка речевого развития (ребенок поздно начал говорить); наличие у этих двух детей хронических заболеваний. Оба ребенка состояли на учете в детской поликлинике. Эти дети часто отсутствовали в детском саду по болезни.
Проводя индивидуальную работу с этими детьми, я ставила следующие задачи:
1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы для правильного восприятия и произношения звуков. (мл. гр., ср. гр.)
2. Отрабатывать произношение звуков : б, п, м, в, ф. (мл. гр.)
3. Отрабатывать произношение звуков : т, д, н, к, г, х, ы. (ср. гр.)
4. Отрабатывать правильное произношение свистящих, шипящих, парных, звуков Р и Л. (ст. гр.)
5. Развивать слуховое внимание, речевое дыхание, силу голоса, фонематический слух и восприятие.
На каждый звук проводила три вида игр: для подготовки артикуляционного аппарата, способствующие правильному произношению данного звука; для уточнения произношения данного звука; для закрепления данного звука. Например, игра для подготовки артикуляционного аппарата для звука В «Построим забор». Цель – поставить верхние зубы на нижнюю губу. Игра для уточнения произношения звука В «Волки воют». Цель – произносить звукоподражание в-в-в вполголоса. Следить за тем, чтобы нижняя губа была прижата к краям верхних резцов, но посередине оставалась узкая щель для прохода воздуха; верхняя губа слегка приподнята. Верхние резцы видны, нижние резцы закрыты нижней губой. Игра для закрепления звука В «Рассматривание картинок зимней одежды». Цель – показать и назвать предметы («Вот валенки», «Вот варежки» и т. д.).
Для отработки правильного произношения свистящих, шипящих и звуков Р, Л проводится четыре вида работы:
1. Игры для вызывания и уточнения произношения звука. Цель – уточнить произношение звука у ребенка, если звук уже имеется, или вызвать у тех, у кого его нет. Например, игра «Насос» - произносим звук С, подражая действию насоса (губы в улыбке, зубы видны, но не сомкнуты; широкий кончик языка упирается в нижние резцы; по середине языка идет сильная холодная струя).
2. Закрепление звука по картинкам (предметным и сюжетным). Цель – добиться правильного произношения звука в данных словах и фразах.
3. Игры для закрепления звука. Цель – добиться введения правильного звука в слова и фразы во время игры. Например, игра «Магазин» - ребенок выбирает предмет, в названии которого есть звук С; громко называет его.
4. Стихи, потешки, загадки, скороговорки даются для закрепления звуков тем детям, которым необходимо помочь ввести эти звуки в активный словарь.
Игры на развитие слухового внимания, речевого дыхания, силы голоса, фонематического слуха и восприятия проводила те же, что и с остальными детьми.
Звукопроизношение. Подготовительная к школе группа. Сентябрь 2013 – Май 2014г.
Высокий уровень – все звуки : начало года – 12 человек (60%) / конец года – 15 человек (75%)
Средний уровень – нет 2-3 звуков : начало года – 8 человек (40%) / конец года – 5 человек (25%)
Низкий уровень – нет 3-5 звуков : начало года – 0 человек (0%) / конец года – 0 человек (0%)
Диагностика, проводимая в подготовительной группе в начале года, показала следующие результаты: количество детей с высоким уровнем осталось прежним – 12 человек (60%, количество детей со средним уровнем увеличилось на 2 человека (10%) стало 8 детей (40%) за счет перехода двух детей с низкого уровня. Детей с низким уровнем нет.
В подготовительной группе я поставила следующие задачи:
1. Отрабатывать четкое произношение всех звуков в различных сочетаниях.
2. Развивать звуковой анализ речи, фонематический слух – дифференциацию звуков.
С этой целью проводила игры:
1. Игры для развития умения делить предложения на слова и составлять из слов предложения.
Цель. Дать детям практическое представление о том, что предложение состоит из слов.
«Кто придумает конец, тот и будет молодец», «Очень, очень вкусный пирог», «Кто лучше».
2. Игры для развития умения делить слова на части и составлять из частей слова.
Цель. Дать детям практическое представление о том, что слово состоит из частей.
«Телеграф», «Закончи слово», «Угадай слово».
3. Игры для развития умения выделять звук из слова.
Цель. Научить детей выделять любой звук из слова и определить его место в слове (начало, середину, конец).
«Кто внимательный» - 3 варианта игры, «Будь внимателен!».
4. Игры для развития умения различать сходные звуки.
Цель. Научить детей различать и правильно употреблять сходные звуки : свистящие – шипящие (с-ш, з-ж, звонкие – глухие (с-з, ш-ж, т-д, сонорные (л-р).
Например, игра для дифференциации звуков с-ш «Прогулка на велосипедах». Качаем насосом шины – произносим звук с-с-с, шина сдувается со звуком ш-ш-ш.
Игра для дифференциации звуков с-ш в словах «Кто свистит, а кто шипит?».
Игра для дифференциации звуков с-ш в стихах «Лошадка», «Лиса», «Василек», «Пчелы и комары».
По результатам диагностики, проведенной в конце подготовительной группы, было выявлено, что количество детей с высоким уровнем увеличилось на 3 человека (15%) – 15 детей (75%) за счет уменьшения количества детей со средним уровнем – 5 детей (25%). Детей с низким уровнем нет.