Папки-передвижки

Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста

лариса жданова
Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста

Профилактика психоэмоционального напряжения

детей раннего возраста.

Психоэмоциональное напряжение-это негативные эмоциональные состояния, которые связаны с неудовлетворенными потребностями.

Признаки психоэмоционального напряжения.

Публикация «Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста» размещена в разделах

Трудность засыпания и беспокойный сон; усталость после незначительной нагрузки; беспричинная обидчивость, плаксивость или повышенная агрессивность; рассеянность, невнимательность; беспокойство, непоседливость; отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним; проявление упрямства; сосание пальца, жевание, слишком жадное поглощение пищи (иногда, наоборот, стойкое нарушение аппетита); боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия); игра с половыми органами; подергивание плеч, качание головой, дрожание рук; снижение массы тела или, напротив, появление симптомов ожирения; повышенная тревожность; дневное и ночное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось.

Содержание деятельности дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста состоит из следующих разделов.

1. Лечебно - профилактическая работа, которая включает физиолечение, массаж, фито – и витаминотерапию, лекарственную терапию, здоровый сон, закаливание, лечебное и диетическое питание; качественный уход за детьми и формирование у них привычек здорового образа жизни.

2. Обеспечение психологической безопасности ребенка.

Оно предполагает многовариантный режим жизнедеятельности, использование как макро-, так и микроциклов интеллектуальных и физических нагрузок.

3. Оздоровительная направленность образовательного процесса – это система мер, обеспечивающих гигиену нервной системы ребенка во время занятий.

При планировании работы по профилактике психоэмоционального напряжения детей раннего возраста мы руководствуемся следующими основными принципами:

-ориентация на зону ближайшего развития каждого ребенка;

-учет направленности его интересов;

-обеспечение свободы выбора и волеизъявления;

-безоценочный подход к детям.

Ориентация на зону ближайшего развития исключает усредненный подход к детям и способствует устранению эмоцианально-интеллектуальной напряженности, возникающей у ребенка, если превышены пределы доступности воспринимаемого материала. Реализация же такого гуманистического принципа, как безоценочный подход к детям, является одним из важнейших условий позитивного состояния их нервной системы.

Важнейшая социально – педагогическая перспектива оздоровительной работы связана с разработкой развивающей педагогики оздоровления.

Рассмотрим основные принципы оздоровительно – развивающей работы с детьми раннего возраста.

Первый принцип – развитие творческого воображения.

Так, имитируя позу «кошечки», ребенок естественно «преображается». Ему не надо объяснять, как надо расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит наиболее яркие характерные черты кошки, которые преломляются сквозь призму детского воображения, - вот уже малыш пластично выгибает спину, урчит, ползает на коленях. В процессе показа «включаются» все биоактивные точки и зоны, расположенные на коленях, локтях и пальцах рук. В позе «кошечки» ребенок чувствует себя комфортно и непринужденно: именно в такой позе он находился в утробе матери.

Второй принцип – формирование осмысленной моторики.

Выдающийся ученый А. В. Запорожец в своих исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным. Так, постановку осанки нужно предварять формированием ориентировки на позу как выразительную характеристику положения тела в пространстве. Наряду с этим творческий развивающий характер должны носить и сами упражнения для формирования и коррекции осанки: напряжение и расслабление мышц спины при изображении движений животных: медведя, лисы, зайчика, бабочки и т. д.

Третий принцип – создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.

Четвертый принцип – формирование способности к содействию и сопереживанию. Например, воспитатель, указывая на недомогающего ребенка, обращается к малышам: «Ваня! Саша! Даша! А где у нас горчичники? Давайте поможем Катеньке!». Малыши, желающие помочь заболевшему товарищу, прикладывают свои ладошки к больным местам. И эти живые «горчичники» начинают «прогревать» намного эффективнее, чем настоящие. Все дети переживают адаптационный стресс, вызванный расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Адаптационные возможности детей раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому воспитатель должен сразу же приступить к работе по профилактике психоэмоционального напряжения малышей. Эта работа строится на основании «Программы психологической безопасности личности ребенка в ДОУ» и неразрывно связана с выполнением следующих общеобразовательных задач.

-Совершенствование двигательных функций: развитие общей и мелкой моторики, формирование элементарных графомоторных навыков.

-Совершенствование оптико–пространственных и слуховых функций, сенсорно – перцептивной деятельности.

-Развитие предметной деятельности как ведущей деятельности детей раннего возраста.

-Формирование навыков эмоционального и ситуативно-делового общения с взрослыми и сверстниками.

Психика детей раннего возраста устроена так, что их практически не возможно заставить целенаправленно выполнять даже самые полезные упражнения.

Ребенку должно быть интересно что-либо делать не потому, что это «надо» и «полезно», а потому, что ему это нравиться. Поэтому мы используем игровые упражнения по оздоровлению и профилактике различных нарушений.

Именно ощущение радости и эмоциональный подъём, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют потребностям растущего организма движении. Использование лечебных игр способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию ловкости и меткости, координации движений, повышению координации движений, повышению эмоционального тонуса детей.

Артистические способности начинают проявляться довольно рано. Игры драматизации очень полезны в раннем возрасте. Театр-это всегда игра, сказка, чудо, волшебное действо с красочными персонажами и увлекательным сюжетом. Это возможность не только увидеть героя, но самому стать им. В игре драматизации вырабатывается правильное и четкое произношение звуков, исчезают закомплексованность, скованность (малыш раскрепощается, воспитываются сенсорные навыки, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развиваются фантазия и творческое воображение.

Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения у детей очень велика. Приобщая ребенка с раннего детства к музыке, мы развиваем не только его музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокое понимание мира. Для этой цели мы приобрели аудиокассеты с музыкой для детей : песни из детских кинофильмов и мультфильмов, плясовые, колыбельные, марши.

Учет психического состояния ребенка - одна из актуальнейших проблем современной образовательной практики, которая призвана обеспечить физическое и психическое здоровье подрастающего поколения.

Перспективный план работы

по профилактике психоэмоционального напряжения

детей раннего возраста.

СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ

1 ступень. Формировать коммуникативные навыки; установить эмоциональный контакт с каждым ребенком, побуждать к визуальному контакту; формировать умение слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»; создать теплую эмоциональную атмосферу, вызвать положительное отношение к пребыванию в коллективе, учитывать индивидуальные особенности детей; развивать умение обращать внимание на мимику и жесты взрослого, его интонации; учить выполнять упражнения, подражая движениям взрослого; формировать образ собственного Я, учить узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком); вызывать совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в подвижных играх, забавах.

Психогимнастика. «Прогулка в осеннем лесу». Дать возможность испытать разнообразные мышечные нагрузки путем подражательного повторения движений и действий педагога.

Игры-занятия. 1) «Божья коровка». Создание положительного эмоционального настроения в группе; формирование умения действовать соответственно правилам игры; развитие зрительного восприятия, внимания, речи, воображения. 2) «Листопад». Создание атмосферы эмоциональной безопасности; снятие эмоционального и мышечного напряжения; снижение импульсивности, повышенной двигательной активности; развитие речи, воображения, творческих способностей.

Игры-драматизации. 1) «Хоровод». Формировать живой интерес к театрализованной деятельности, желание участвовать в общем действии; учить использовать все окружающее пространство; побуждать к активному общению, развивать речь. 2) «Лошадка». Стимулировать эмоциональное восприятие театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность; формировать желание и умение использовать все окружающее пространство в процессе игры, развивать имитационные способности.

Подвижные игры. 1) «Угадай, кто пришел?». Развитие координации движений, умения наблюдать и показывать движения, повышение эмоционального тонуса. 2) «Мячи разные кидаем». Повышение эмоционального тонуса, укрепление мышц плечевого пояса, концентрация внимания. 3) «Маленькие ножки бегут по дорожке». Развитие мышления (умение создать образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения, сообразительности, внимания (его концентрации, устойчивости).

Индивидуальная работа. Развивать праксис позы при имитации отдельных движений взрослого ( в плане общей моторики: присесть, встать, хлопнуть в ладоши, покачать головой). Нормализовать состояние тонуса мелких мышц: массаж пальцев и кистей рук грецким орехом (кубиком льда, тестом, глиной) попеременно с холодной и горячей водой.

НОЯБРЬ, ДЕКАБРЬ

2 ступень. Закреплять желание и готовность к совместной с взрослым деятельности; учить поражать выразительным движениям и мимике взрослого, изображая мишку, зайку, птичку и т. д. ; упражнять в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос; учить понимать жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест, сочетающиеся со словесной инструкцией и без неё; учить узнавать себя и своих близких на фотографиях; объединять в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (катать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведро).

Психогимнастика. 1) «Колобки». Снятие эмоционального и мышечного напряжения, а также страхов перед сказочными героями.

2) «Зоопарк».

Игры-занятия. 1) «Мячик». Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками; повышение эмоционального тонуса; развитие чувства ритма, координации движений ориентации, зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения. 2) «Веселый петрушка». Развитее умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стихотворения; закрепления знаний о половой принадлежности (девочка, мальчик, пространственных представлений (верх, низ); развитие общей и мелкой моторики, восприятия, речи и воображения.

Игры драматизации. «Прогулка по лесу». Учить эмоционально проговаривать фразы; воспитывать бережное отношение к природе; развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление; воспитывать коммуникативные навыки. 2) «Овощи на грядке». 3) «Теремок». Стимулировать эмоциональное восприятие сказки; пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональные состояния человека. 4) «Игрушки». Развивать имитационные навыки; вызвать эмоциональный отклик на театрализацию знакомых произведений; развивать фантазию, эмоциональную память, умение имитировать движения персонажей.

Подвижные игры. 1) «Кошечка». Развитие навыка ползания; тренировка вестибулярного аппарата; укрепление мышц туловища и конечностей; повышение эмоционального тонуса. 2) «Зайка». Улучшение координации движений в мелких мышечных группах (пальцах); укрепление памяти, внимания; развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов, образного воображения. 3) «Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос». Развитие ловкости, воспитание выдержки; общефизическое воздействие на организм, повышение эмоционального и мышечного тонуса. 4) «Тряпичная кукла». Восстановление нарушенных функций опорно-двигательного аппарата, развитие умения расслабляться.

Индивидуальная работа. Развивать интерес к изобразительной деятельности, знакомить с бумагой и различными способами рисования (рисование пальцами и ладошкой, нанесением цветовых пятен); учить повторять за взрослым более сложные действия (ходьба, прыжки, наклоны, подражать действиям с предметами (переносить, переставлять, перекладывать).

ЯНВАРЬ, ФЕВРАЛЬ

3 ступень. Учить совместной с взрослым деятельности во время индивидуальных занятий, в играх, быту; побуждать к речи в ситуациях общения, учить обращаться с просьбой «дай», указанием «вот» и т. п. ; учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот – зевнуть, вытянуть губы – подуть, открыть рот и сказать «а-а-а»- не болит ли горлышко; побуждать к имитации выразительных движений в подвижных играх: «Лиса крадется», «Петушок гордо шагает», «Зайка прыгает»; учить узнавать себя, своих близких, педагогов на фотографиях; организовывать «игры рядом», побуждая детей к взаимодействию (передать игрушку, выполнению совместных действий (построить башню, поочередно ставя кубики один на другой).

Психогимнастика. 1) «Птичий двор». Снятие эмоционального и мышечного напряжения; развитие внимания, восприятия, речи, воображения.

Игры-занятия. «Новый год». Создание положительного настроя в группе; отработка умения согласовывать свои движения с движениями других детей и с ритмом и текстом песни; отработка быстроты реакции; развитие общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле, тактильного восприятия, внимания, речи и воображения. 2) «Мячики». Развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакты друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера); снятие эмоционального напряжения; развитие ориентации в собственном теле, зрительного восприятия, речи, воображения.

Игры-драматизации. «Хоровод». Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; формировать необходимый запас эмоций и впечатлений. «Домашние животные». Учить отгадывать загадки, развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.

Подвижные игры. «Ель, елка, елочка». Формирование правильной осанки, укрепление мышц свода стопы, связочно-мышечного аппарата ног; обучение пластике движений, умению расслабляться. 2) «Белочка». Укрепление мышц туловища и конечностей; развитие координации движений, ловкости; тренировка в усложненной ходьбе, поддержание эмоционально положительного настроения.

Индивидуальная работа. Развивать праксис позы при подражании движениям взрослого; учить конструировать образы при помощи пальцев и кистей рук ( пальчиковая гимнастика: «кулачек», «крыша», «стульчик»); развивать движения кистей рук: упражнения на релаксацию «Погладим котенка», «Полощем бельё».

МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ

4 ступень. Расширять диапазон совместной с взрослым деятельности в играх с элементами сюжета: «Оденем куклу», «Накормим зверят», «Построим дом». Использовать элементы драматизации и фольклор (песенки, потешки) в играх, совершенствовать навыки выразительных движений;

Развивать артикуляционный праксис в играх на подражание; учить узнавать сверстников из группы в процессе рассматривания групповых фотографий: «наши праздники», «Мы гуляем». Объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т. п. Учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие.

Психогимнастика. 1) «Дождевые червячки». 2) «Теремок».

3) «Магазин игрушек». Сплочение группы; развитие эмпатии; формирование пространственных представлений, внимания, речи, воображения.

Игры-занятия. «Мыльные пузыри». Снижение излишней активности, импульсивности, эмоционального напряжения, агрессии; развитие умения устанавливать контакты друг с другом, чувства ритма, общей и мелкой моторики, внимания, речи и воображения.

Игры-драматизации. 1) «Кто как кричит?». Учить делать логическое ударение на нужном слове, четко проговаривая каждое слово, произносить звукоподражательные слова с различной интонацией; развивать артикуляционный аппарат; формировать умение работать с воображаемым предметам.

2) «Колобок». 3) «Лиса и еж».4) «Лягушата».

Подвижные игры. 1) «Облака». Преодоление отставания в психомоторном развитии, укрепление мышц руки плечевого пояса.

2) «Идет дождик». Психомоторное развитие; развитие навыков ходьбы, бега, прыжков, воображения. 3) «Шла коза по лесу». Развитие координации движений конечностей, туловища, улучшения функции дыхания, зрительного и слухового анализаторов, снятие эмоционального напряжения.

Индивидуальная работа. Учить элементарным выразительным движениям руками в пальчиковых играх («Идет коза рогатая», «Пальчик-мальчик, где ты был?». Учить ориентироваться на высоту, силу, тембр голоса («Кто мяукает: большой кот или маленький котенок?», «Кто тебя зовет: большой или маленький мишка?»). Вслушиваться в интонацию взрослого, реагировать на громкость звучания его голоса (громко, тихо, шепотом).

Программа психологической безопасности ребенка в ДОУ.

1. Комфортная организация режимных моментов.

2. Система профилактических средств физического воспитания: массаж, водные процедуры, специальные оздоровительные игры, повышающие эмоциональное состояние.

3. Аромо - и фито терапия (подбор специальных растений и цветовое решение интерьера, способствующая снятию напряжения.

4. Работа с природным материалом-глиной, песком, водой.

5. Музыкальная терапия: музыкальные паузы, игра на детских инструментах.

6. Контроль и регулирование не только психоэмоциональных, но и физических нагрузок.

7. Представление максимально возможной самостоятельности и свободы.

8. Контроль самочувствия и настроения детей, а также их своевременная коррекция.

9. Развитие предметно-развивающей среды всего учреждения, расширение возможности контактов с другими детьми и взрослыми.

Публикации по теме:

Игры и упражнения на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения Релаксация- как способ снятия эмоционального напряжения у дошкольников Релаксация дает возможность успокоиться, расслабиться, снять мышечное.

Использование метода «Игры с крупами» для снятия психоэмоционального напряжения и коррекции страхов транспорта у детей с ОВЗ Авторская программа Использование метода «Игры с крупами» в процессе снятия психо – эмоционального напряжения и коррекции страхов транспорта.

Консультация «Использование подвижных игр и упражнений для снятия психоэмоционального напряжения детей раннего возраста» При поступлении в дошкольное образовательное учреждение каждый ребенок переживает адаптационный стресс. Длительное пребывание в стрессовом.

Мастер-класс с воспитателями «Профилактика психоэмоционального выгорания» - Уважаемые педагоги, я прошу вашего внимания и поддержки. Для того, чтобы вам была ясна цель нашего занятия окунемся в историю. Вступление.

Музыкотерапия в коррекции психоэмоционального напряжения дошкольников Музыка окружает нас всегда и везде. Мы любим слушать ее (кто классическую, кто народную, кто современную, петь, танцевать, иногда даже.

Проект «Профилактика дезадаптации и речевой пассивности у детей раннего возраста «Игры от Лисички-сестрички»Проект «Профилактика дезадаптации и речевой пассивности у детей раннего возраста «Игры от Лисички-сестрички» «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», Мухина.

Профилактика аддиктивного поведения у детей раннего дошкольного возраста Аддиктивное поведение, важный фактор оказывающий влияние на состояние психического и соматического здоровья нации, один из наиболее распространенных.

Тренинг-игра на развитие воображения, снятие психоэмоционального напряжения для детей старшего дошкольного возрастаТренинг-игра на развитие воображения, снятие психоэмоционального напряжения для детей старшего дошкольного возраста Тренинг – игра на развитие воображения, снятие психоэмоционального напряжения для детей старшего возраста. Цель: - снятие психоэмоционального.

Тренинг с педагогами на профилактику синдрома «эмоционального выгорания» и снятие психоэмоционального напряжения .

Здоровьесберегающие технологии и методы предупреждения психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема здоровья детей и его сохранения является одной из самых актуальных. Здоровье детей, его охрана и обогащение является.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика психоэмоционального напряжения детей раннего возраста
Опубликовано: 25 сентября 2019 в 16:35
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД