Надежда Суздальцева
Использование метода «Игры с крупами» для снятия психоэмоционального напряжения и коррекции страхов транспорта у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Авторская программа
Использование метода «Игры с крупами» в процессе снятия психо – эмоционального напряжения и коррекции страхов транспорта у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Педагог-психолог Суздальцева Надежда Павловна
Пояснительная записка.
В свете требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования большое внимание в ДОУ уделяется работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Использование метода „Игры с крупами“ для снятия психоэмоционального напряжения и коррекции страхов транспорта у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Крупы. Игры с крупами, дидактические пособия
- Крупы. Поделки из круп
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Психологические игры
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Страх и детская тревожность
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
В современном мире отмечается рост детей с отклонениями в развитии - уже в дошкольном возрасте отмечаются проблемы моторного, психического и речевого развития, которые отрицательно влияют на дальнейшее их развитие, вызывая трудности обучения в школе, являются причиной появления вторичных психологических отклонений. Выявление отклонений в развитии и раннее начало целенаправленной комплексной коррекционной помощи позволяют корригировать уже имеющиеся нарушения и предупредить возникновение следующих.
Дети с ОВЗ наиболее эмоционально восприимчивы к различным психотравмирующим ситуациям, у них отмечается высокий уровень личностной тревожности, эти дети требуют от окружающих повышенного внимания к себе, у детей с ОВЗ специалисты могут отмечать признаки стрессового состояния, относящимися к внутренним источникам угроз психологической безопасности. Страх транспорта, дороги является одним из ведущих диагностируемых страхов.
В своей многолетней работе педагога-психолога я использую в психокоррекционной работе со страхами с детьми с ОВЗ арттерапию, в частности – работу с крупами.
Арттерапевтические методики дают возможность широко использовать не только групповую, но и индивидуальную формы работы с детьми данной категории, ставить и решать конкретные психокоррекционные задачи по созданию новых мотивов, установок, их закреплению в реальной действительности. Работа ведется в тесном контакте с воспитателями, родителями. При планировании индивидуальной работы с детьми с ОВЗ психолог использует темы парциальной программы программа «Основы безопасности» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной,
Психолог в свое работе учитывает индивидуальные особенности развития ребенка, результаты диагностики (с согласия родителей). Параллельно с решением основной задачи, снятия психического напряжения, педагог-психолог корректирует индивидуально-личностные проблемы ребенка: снижает тревожность, страхи, агрессию, повышает самооценку ребенка.
Индивидуальные занятия построены следующим образом:
• Ритуал приветствия может меняться, но целью его является налаживание взаимосвязи между психологом и ребенком, введение в занятие;
• Пальчиковая гимнастика применяется с целью развития мелкой моторики, координации движений, развития речи;
• Основную часть занятия составляет работа с крупами - психологом заранее намечается тема занятия, которая исходит из выявленной ранее проблемы, подбирается необходимый в работе материал. При составлении определенного целостного образа ребенку психолог может дать тему, или же предложить самому обозначить свою работу и выбрать используемый материал. При этом у ребенка развивается воображение, работа с крупами снимает мышечный тонус, благоприятно воздействует на нервную систему - снимает психическое напряжение.
Проведение крупотерапии реализуется на занятиях с психологом в директивной и недирективной формах. При директивной форме перед ребенком ставится задача в прямой форме, в виде темы рисования и оказывается помощь на этапе поиска формы выражения темы. При недирективной форме ребенку предоставляется свобода в выборе темы и формы изображения и эмоциональная поддержка, при необходимости и техническая помощь в придании выразительности детскому изображению.
В зависимости от задач, реализуемых на различных этапах развертывания процесса деятельности ребенка, выделяют четыре основных этапов:
- предварительный, ориентировочный этап – исследование обстановки, изобразительных материалов;
- выбор темы самостоятельно или обозначение темы специалистом, эмоциональное включение в процесс работы с крупами;
- поиск адекватных форм выражения, активное экспериментирование;
- развитие форм в направлении все более полного самовыражения, их конкретизация, разрешение конфликтной травмирующей ситуации в символической форме.
Применение работы с крупами в коррекционной работе с дошкольниками с наличиями страхов дороги, транспорта позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей; обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование (социально приемлемыми формами у детей с агрессивными проявлениями); происходит осознание ребенком своих переживаний, развитие произвольности и способности к саморегуляции, формирование позитивной «Я-концепции», развитие уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.
• Тренинг мышечного расслабления: упражнения на дыхание, релаксация. Во время проведения этой части занятия психолог учит ребенка использовать дыхательные упражнения для мышечного расслабления. Релаксация используется для закрепления материала, как итог проведенного занятия.
• Ритуал прощания проводится в неординарной форме и нацелен на положительное восприятие занятия, формирование у ребенка чувства удовлетворенности, успешности, желания вернуться к проводимому мероприятию.
Цель: снятие психического напряжения, коррекция страхов транспорта, дороги.
Задачи:
• Снятие психического напряжения
• Повышение самооценки
• Снижение личностной тревожности
• Коррекция страхов транспорта, дороги
Формы работы
1. Индивидуальная работа
Возрастные особенности детей.
1. Ведущая потребность – общение.
2. Ведущая деятельность – сюжетно- ролевая игра.
3. Ведущая функция – воображение.
Особенности возраста:
1. Проявление произвольности всех психических процессов.
2. Начало проявление кризиса 7 лет (капризы, демонстративное поведение, паясничанье).
3. Повышенная чувствительность.
4. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого.
5. Ведущее мышление – наглядно - образное.
Новообразования:
1. Внутренний план действий.
2. Произвольность всех психических процессов.
3. Возникновение соподчинения мотивов.
4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
5. Возникновение первой целостной картины мира.
6. Появление учебно - познавательного мотива.
Используемые материалы (различные крупы) :
• Манная
• Пшенная
• Гречневая
• Рисовая
• Перловая
• Фасоль
• Макаронные изделия
•
• Каштаны
Структура занятия.
1. Ритуал приветствия.
2. Пальчиковая гимнастика
3. Основная часть занятия.
4. Тренинг мышечного расслабления: упражнения на дыхание, релаксация.
5. Ритуал прощания.
Программа индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ по снятию психического напряжения и коррекции страхов транспорта, дороги с использованием игр с крупами.
Месяц Проводимые мероприятия Используемые
материалы
Коррекция
Название работы
Октябрь 1 Эх, дороги Горох. Снятие психического напряжения
2 Рисуем крупой дорогу Рис, гречка Снятие психического напряжения
3 Изображение ребенком себя на дороге Крупы по выбору Повышение самооценки
Ноябрь 1 Светофор Рис, гречка Коррекция страхов
2
2 Машина Горох, рис, пшено
Коррекция страхов
3 Я иду по тротуару… Пшено, гречка, рис Снижение личностной тревожности
Коррекция страхов
Декабрь 1
Рисуем зимнюю дорогу. Крупы по выбору Снятие психического напряжения
2 «Дядя Степа» Рис, пшено, перловая крупа Снижение личностной тревожности
3 Рисуем страх в виде облачка Крупы по выбору
Коррекция страхов
Январь По желанию ребенка Крупы по выбору Снятие психического напряжения
2 «Скорая помощь» Крупы по выбору Снижение личностной тревожности
Коррекция страхов
3 «Я и мои друзья играем на тротуаре» Рис, гречка, манка, фасоль Повышение самооценки
Февраль 1 «Светофор» Крупные крупы Коррекция страхов
2 «Знак Стоп»» Крупы по выбору Снижение личностной тревожности
Коррекция страхов
3 по выбору ребенка Мелкие крупы Снятие психического напряжения
Март 1 «Велосипедист на дороге» Крупы по выбору ребенка Коррекция страхов
2 «Я машину не боюсь…» Крупы по выбору ребенка Коррекция страхов
3 «Бегут ручьи… а я иду.» Манка, горох, гречка, каштаны Снятие психического напряжения
Апрель 1 «Вот моя машина, вот мой дом родной» Крупы по выбору ребенка Снижение личностной тревожности
2 «Знаки запрещающие, знаки разрешающие» Крупы по выбору ребенка Коррекция страхов
3 «Дети на прогулке по поселку» Мелкие крупы Повышение самооценки
Май 1 «»Дядя Степа и светофор- мои друзья»».» Крупы по выбору ребенка Снятие психического напряжения
2 По желанию ребенка Крупы по выбору Снятие психического напряжения
Используемая литература.
1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. Для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. –М. : ИЦ «Академия», 2001. – 248с.
2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С. Ларин Г. Г., Румега Н. А, Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. И доп. – М. :ИКЦ «МарТ»; Ростов н/ Д: Издательский центр «МарТ», 2004. – 352с. (Серия «Педагогическое образование»)
3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб. : Речь, 2006. – 160 с. ,илл
Приложение №1
Конспект индивидуальной работы.
Цель: снятие психического напряжения, коррекция страха дороги, транспорта
Используемые материалы : различные крупы (по выбору ребенка, кукла Буратино, игрушка «Дядя Степа», машинки различной величины
Ход занятия:
• Психолог : «Я приветствую тебя, мой друг, от имени Дяди Степы и предлагаю поздороваться нам с тобой носиками. Хочу тебе сказать, что некоторые народы нашей планеты таким образом выражают свою любовь друг к другу. Здравствуй, мне приятно видеть тебя.»
• Психолог : «Я предлагаю тебе облюбовать себе местечко-сядь там, где будет тебе удобно заниматься, чтобы ты мог меня видеть и слышать, чтобы я смогла тебя слушать и в случае необходимости помочь тебе… Молодец, ты занял правильное место. Я предлагаю тебе нарисовать ромашку из пяти лепестков и закрасить ее твоими любимыми цветами…
• Очень красиво получилось…А ты помнишь сказку «Золотой ключик?» Да, верно, там главный герой Буратино попадал всегда в очень непростые ситуации. вот он, герой этой сказки—посмотри (кукла Буратино). Он всегда хочет быть первым, он добрый и отзывчивый. Сейчас он будет вместе с тобой делать упражнения для пальчиков. Ты знаешь, Буратино никак не может запомнить дни недели. Давай мы ему поможем.
• Сейчас ты будешь разминать пальчики, про которые мы с тобой будем читать стихи, начали:
Мой мизинчик, где ты был?
С безымянным щи варил, а со средним кашу ел,
С указательным запел,
А большой меня встречал,
И конфеткой угощал.
• И на другой ручке пообщайся со своими пальчиками также. Ты чувствуешь, что ручки стали теплыми? Вот теперь они готовы потрогать то, что лежит перед тобой на столе. Что это? Верно, это разные крупы, из которых твоя мама может приготовить различную еду.
• А сейчас я расскажу тебе о дальнейших приключениях Буратино. Однажды, ты помнишь, он пошел на поле чудес. Шел он шел, а навстречу ему ехала огромная машина, Буратино очень испугался, -такой огромной показалась ему машина. Давай из крупы изобразим ее.
• Молодец, у тебя получилась очень красивая машина. Шофер остановился и предложил Буратино подвези, Он очень обрадовался- никогда он не ожидал, что может так быстро оказаться на Поле Чудес. Буратино поблагодарил шофера и побежал дальше за своими приключениями.
• А теперь мы все вместе попробуем поиграть с нашим дыханием и телом. Сядем удобнее, закроем глаза и представим себя в лесу.
- Представим себе, что мы лежим на опушке леса. Светит солнышко, нам дышится легко и свободно, руки лежат на животике, можешь полажить игрушечную машинку себе на животик и покачать ее на качелях- сделаем глубокий вдох, немного задержим дыхание—выдох.
Качели вверх (вдох,
Качели вниз (выдох,
Крепче, паучок, держись
• Психолог. Сегодня ты изобразил с помощью круп самую добрую машинку на свете Давай мы с тобой сфотографируем ее и покажем твоим родителям, они будут очень рады, что ты так замечательно умеешь рисовать крупой.
А теперь мы с Буратино хотим сказать тебе «До новых встреч! Мы всегда рады видеть тебя.»