Мария Кравченко
Профилактика речевых нарушений
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика речевых нарушений
Современная профилактика речевых нарушений у детей обеспечивается комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальное воздействия. Одним из важных направлений развития логопедической помощи населению является предупреждение речевых нарушений и последствие речевых патологий. Перед этой специальной отраслью логопедии стоят задачи:
Публикация «Профилактика речевых нарушений» размещена в разделах
Предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а так же предупреждения последствий речевой патологии- вторичная профилактика. Предупреждения речевых нарушений –первичная профилактика. Социально- трудовая адаптация лиц страдающих речевой патологией- третичная профилактика. Первичная профилактика : Предупреждение нарушений в речевом развитии начинается еще до рождения ребенка, путем создания для будущей материи в период беременности максимально благоприятных условий. Существенное значение имеет своевременное генетическое консультирование будущих родителей. Биологические факторы риска развития речевых нарушений представляют собой патогенные факторы действующие на организм, главным образом в период внутриутробного развития и родов: мозговые инфекции и травмы, перенесенные после рождения, семейная отягощенность речевыми нарушениями. Ранняя коррекционно- педагогическая работа необходима с первых дней жизни ребенка, т. к. нарушение развития одних функций приводит к вторичной задержке формирования других и в дальнейшем к педагогической запущенности. При проявлении признаков каких либо отклонений от нормы в доречевых реакциях (крик,гуление, ранние стадии лепета) и в собственном речевом онтогенезе, рекомендуется как можно более ранняя логопедическая помощь. Родители должны консультироваться у логопеда о правилах их речевого общения с ребенком. Именно речь родителей становиться образцом для речевого развития детей. Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития ребенка. Формирование двигательных функций тесно связано с развитием общей моторики и в особенности в манипулятивной деятельности рук. Усвоение двух языков (двуязычие или билингивизм) на раннем этапе развития речи является для ребенка трудной задачей. Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучивание стихотворений и песен не соответствующих возрасту. При общении с ребенком, который научился говорить, следует ему задавать простые вопросы и терпеливо ждать ответа.
В процессе становления речи дети проходят через так называемые физиологические запинки, что проявляется в прерывистом речевом потоке, многократное повторение слов и слогов, произнесение слов в период вдоха. Эти явления обычно быстро исчезают, но могут перейти в настоящую речевую патология, если в этот период ребенка будет окружать напряженная психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным. Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать. Переход к обучению в школе предъявляет новые требования к организму ребенка. Особое значение преобладает проблема обучения грамоте и родному языку: формирование практических речевых навыков развитие осознание языковой действительности, элементов языка, развитие смысловой стороны слова.
Необходимо помнить, что устную речь у школьников надо развивать не только в плане расширения словарного запаса и оформления грамматической стороны, но и в плане специальной тренировки его внешнего звукового оформления: воспитание ритмичности, четкости звукопроизношения, интонационной выразительности. Вторичная профилактика : Известно, что нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения (вторичное расстройства). Глубокие расстройства речи (афазия, алалия) в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Степенью, характерной речевой недостаточности и психических наслоений определяют возможность ребенка учиться и активно участвовать в общественной жизни школы.
Успеваемость в школе тормозиться, невозможность вовремя и отчетливо спросить, ответить, рассказать или прочитать. Остовая в учении, школьники, у которых имеются речевые расстройства, теряют интерес к обучению, часто переходят в категорию нарушающих дисциплину. Недостаточная сформированость фонематических процессов даже при полностью скомпенсированных дефектах звукопроизношения, может привести к недостаткам к овладению навыков чтения и письма. Некоторые дефекты речи ограничивают возможность выбора профессий. Профессиональная ориентация и обучение лиц, страдающих патологией речи, входят в задачи третичной профилактики последствий речевых возможностей и интересов каждого ученика, страдающего тяжелыми нарушениями речи. У таких учащихся должна быть возможность выбора с помощью педагога, психолога, врачей такого пути обучения, который позволит конкретно этой личности достичь наилучших результатов. Школа должна готовить учащихся у общественно полезной деятельности и участию в производительном труде.