Папки-передвижки

Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений у детей 3–4 лет»

Елена Сорокина
Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений у детей 3–4 лет»

Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым и хорошо развивался психически. Каждый ребенок неповторим и уникален. Народная мудрость гласит: «Дитятко, что тесто: как замесил, так и выросло». Как же надо «замесить» его, чтобы из беспомощного существа появилась многогранная и неповторимая человеческая личность? Чтобы стать «квалифицированным» родителем, надо знать не только правила ухода за малышами, но и особенности детской психологии, представлять себе ход ее развития, проблемы, которые встают перед ребенком на каждом возрастном этапе.

Публикация «Консультация для родителей „Профилактика речевых нарушений у детей 3–4 лет“» размещена в разделах

Знание особенностей трехлетнего малыша, условно понимаемая норма развития – та точка отсчета, которую всегда надо иметь в виду, не переоценивая, но и не преуменьшая возможностей малыша. Каждый ребенок развивается индивидуально, у каждого есть свои природные особенности, но есть в развитии детей и общие закономерности. Полного совпадения быть не может, но все же развитие каждого ребенка должно примерно совпадать с установленными наукой общими закономерностями развития.

При нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро как в количественном, так и в качественном соотношении. Так у детей в возрасте 3 – 4 лет он составляет от 600 до 2000 слов. Дети правильно называют окружающие предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качество предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположными значениями, словами-синонимами.

Одновременно у детей постепенно формируется навык словообразования. Так, четырехлетние дети совершенно свободно образовывают существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами: пальчик, зайчик, лобик, песик, носик, куколка, платьице.

К 4 годам формируется правильное употребление падежных окончаний: для мамы, после дождя, рисую карандашом, под стол, вместо брата.

Важным показателем правильной речи ребенка является умение использовать предлоги, верно согласовывать существительные с прилагательными и числительными. К 3 – 4 годам дети в основном правильно употребляют в самостоятельной речи все простые предлоги: у, в, на, под, с, из, к, за, после.

В возрасте 3 – 4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками т, д, ф, в; ч, щ заменяются на т, ть, с, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль, й, в, уа. В 4 года исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки т – д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко.

Малыш понимает и говорит, пользуется речью как средством общения. Он понимает речь – инструкцию, речь – рассказ (а ведь именно в рассказах, сказках, стихотворениях так много информации для ребенка о предметах окружающего мира, о явлениях, действиях, отношениях). Появляется много вопросов: зачем? Почему? Как? Где? Звуковая сторона речи включает в себя различение звуков и правильное их проговаривание.

К 3 годам у ребенка достаточно развиты ощущения, восприятие, память. Вместе с познавательными процессами развивается мышление. И как раз качественный скачок в развитии наступает тогда, когда ребенок овладевает активной разговорной речью. Мысль «оформляется», «развивается» в речи, находит опору в словах. Развитие мышления, воображения и речи происходит одновременно, параллельно, и называется это речемыслительной деятельностью.

Занимаясь с ребенком, взрослый учит его отвечать на вопросы, рассказывать, пересказывать, сравнивать предметы и картинки. А беседы с ребенком проводятся на самые обыденные темы: по ходу игры, по поводу наблюдаемых явлений. Не забудем поговорить с ребенком о прожитом дне: что было сначала, куда ходили, что делали. Такой разговор важен для развития внимания, памяти, мышления, планирования, речи.

При нормальном речевом развитии ребенок может довольно свободно общаться с окружающими. Он задает много вопросов (недаром детей этого возраста называют «почемучками», сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает стишки и песенки, потешки и считалки. Дети трех лет говорят развернутыми предложениями, используя простые грамматические формы. Инициатива ребенка зависит от активности взрослого. Используйте любую возможность, чтобы обговаривать с ребенком все наблюдаемое им, все воспринимаемое в окружающей жизни. Обратите внимание, есть ли у малыша потребность в общении со взрослыми, интерес к предметному миру, эмоциональный контакт со взрослыми и со сверстниками, достаточно ли его моторное (двигательное) развитие, нет ли задержки в формировании предметных действий, в овладении ими, любознателен ли он? Нет ли пассивно-оборонительного поведения в ситуации новизны? Так бывает, когда ребенок не любит все новое, боится его.

Для развития личности исключительно важно общение (коммуникация). Учите ребенка давать какое-то сообщение (передавать информацию, воздействовать речью на поведение других (ведь именно речью мы что-то разрешаем, запрещаем, высказываем одобрение или порицание, регулировать свои действия и поступки. Ребенок должен научиться сопровождать речью свои действия в игре и в быту, давать словесный отчет о выполненном действии (что я сделал, как я это сделал) и планировать речью предстоящее действие (сначала я буду, потом возьму, я после этого). Так постепенно у ребенка формируется речемыслительная деятельность – необходимое условие развития психики.

Важно развивать у ребенка мотивы общения. Поставьте ребенка в ситуацию активного выбора: пойдем в магазин или в парк, дать конфету или пряник, завязать бант синий или красный? Такой стиль общения приведет к развитию у него желания и необходимость сделать осознанный выбор, к активности и самостоятельности.

Общение с ребенком, а следовательно, и развитие его речи проходит с опорой на зрительные контакты. Мы общаемся с детьми в игре, участвуя в игровых действиях, задавая по ходу их вопросы, отвечая вместе на них, сопровождая игру высказываниями, устанавливая связь между настоящим, прошедшим и будущим: что было сначала, что потом, что будет дальше и т. д.

Так мы учим ребенка оречевлять выполненную работу, давать отчет о выполненном и планировать предстоящую деятельность. Именно так формируются разные аспекты коммуникации (общения).

Исключительно важно, чтобы речь окружающих была четкой, правильной, выразительной, а темп ее не убыстренный. Ребенок трех лет склонен к подражанию, в том числе и к речевому. Ведь мы хотим, чтобы ребенок говорил правильно, чисто и красиво. Не правда ли? Если взрослые говорят с дефектом, то и ребенок будет воспроизводить этот дефект, ведь речь, как и многое другое, ребенок усваивает подражательно. Запомним, что влияние взрослого во всем – решающий фактор развития малыша.

Мышление ребенка, как и мышление взрослого, неотделимо от речи, а развиваются речь и мышление во взаимодействии. Ребенок 3 лет может решать логические задачи, правда, не всегда при этом он способен правильно объяснить, почему он действовал так, а не иначе. Полезно стимулировать ребенка к тому, чтобы он сам нашел ответ на им же поставленный вопрос, хотя бы попытался сделать это.

Дети проявляют повышенный интерес к новым словам, занимаются словотворчеством, у них развивается «чувство языка». От ситуативной речи, имеющей форму разговора, диалога, ребенок все больше переходит к развернутой связной речи, носящей характер монологов и все больше выходящей за пределы данной ситуации.

Заботясь о развитии ребенка, необходимо давать ему достаточно новых впечатлений, источником которых являются совместные прогулки, кинофильмы, книги, рассказы, самостоятельная практическая деятельность ребенка с вещами и предметами. Задача взрослого – всемерно поощрять виды речевой деятельности, стимулирующие речевое развитие малыша.

К сожалению, не всегда процесс становления речи протекает так благоприятно. Нередки случаи, когда в 3 года ребенок молчит, называет отдельные лепетные слоги, слова, подкрепляя их жестами. Или его речевое общение состоит из отдельных коротких предложений с многочисленными разнообразными ошибками в употреблении грамматических форм, ребенок говорит как бы не родном языке. А сказав что-то правильно, может тут же повторить все с ошибкой. В чем причина задержки в развитии речи?

Ребенок учится говорить прежде всего благодаря сохранному физическому (или как говорят – тональному) слуху и особенности подражать. Если слух нарушен, ребенок не научится правильно говорить, ведь он не слышит речи окружающих. У слышащего ребенка, если он лишен должного общения, тоже своевременно речь не развивается. В таких случаях без помощи специалистов (врача и логопеда) обойтись трудно, хотя родители сами могут уточнить, как ребенок слышит, как понимает обращенную речь, как он реагирует на речевые звуки и на шумовые раздражители. В любом случае надо запастись терпением и специальными знаниями, чтобы помогать ребенку в его развитии.

Задержки в развитии речи могут привести и к задержкам в развитии мышления. Развитие речи ребенка немыслимо без развития фонематического слуха, т. е. умения слышать и выделять в слове отдельные звуки – фонемы, а в предложении выделять слова как единицы речи. И для развития фонематического слуха можно подобрать много разных игр.

1. «Где позвонили?»

Цель: Развитие слухового внимания, определение направления звука.

Оборудование: Звоночек (или колокольчик, или дудочка).

Описание игры. Ребенку предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой.

2. «Скажи, что ты слышишь»

Цель: Развитие слухового внимания, накопление словаря.

Описание игры. Взрослый предлагает ребенку закрыть глаза, внимательно прослушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Ребенок отвечает целым предложением. Игру хорошо проводить на прогулке.

3. «Тихо-громко!»

Цель: Развитие слухового внимания и чувства ритма.

Оборудование. Бубен.

Описание игры. Взрослый стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна ребенок выполняет движения: под тихий звук идёт на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бежит.

4. «Кто что услышит?»

Цель. Развитие слухового внимания, накопление словаря.

Оборудование: Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. д.

Описание игры. Взрослый за ширмой стучит молотком, звенит в звонок и т. д., а ребенок должен отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

5. «Продавец и покупатель»

Цель. Развитие слухового внимания, развитие словаря.

Оборудование: Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры: Ребенок – продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех – пяти, в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти её. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар. Предварительно нужно познакомить детей с продуктами, поместить в коробку, встряхнуть и дать возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

6. «Найди игрушку»

Цель. Развитие слухового внимания, координации движений.

Оборудование. Кукла.

Описание игры. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Взрослый прячет куклу. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят:

Кукла Таня убежала,

Вова, Вова, поищи,

Как найдешь ее, то смело

С нашей Таней попляши.

Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают. Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все хлопают в ладоши.

7. «Где звенит?»

Цель. Развитие слухового внимания, ориентации в пространстве.

Оборудование. Колокольчик или погремушка.

Описание игры. Взрослый дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Причины и профилактика нарушений осанки, корректирующая гимнастика» Следует отметить, что современные дети и растут, и во всех отношениях развиваются быстрее, чем в прежние, даже не очень далекие времена.

Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений» Консультация для родителей «ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ» В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания.

Консультация для родителей «Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Цели: Углубить знания родителей о работе логопеда в детском саду, дать понятия об общем недоразвитие речи, повысить уровень компетентности.

Консультация для воспитателей «Профилактика нарушений осанки у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста. Составитель: Жаровских Екатерина Геннадьевна Болезни.

Консультация «Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников» Необходимо следить за речевым дыханием ребёнка как базой для правильного развития речи. С детьми дошкольного возраста полезно проводить.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста» Мастер-класс для педагогов ДОУ по теме «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста».[/h3] Автор- составитель Панфёрова Н. С. ,.

Мастер-класс «Коррекция и развитие речи детей 4–8 лет» для преодоления речевых нарушений у детей с ОВЗ» Цель: Повышение профессионального мастерства учителей-логопедов, педагогов-психологов в использовании компьютерной технологии Акименко В. М.

Консультация «Причины и профилактика речевых нарушений» Речевые нарушения у детей- серьезная проблема нашего времени. Нарушение речи определяется отклонением речи говорящего от языковой нормы,.

Профилактика речевых нарушений ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической.

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста 1слайд В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Важную роль в профилактике играет совместная работа логопеда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений у детей 3–4 лет»
Опубликовано: 23 февраля 2018 в 19:56
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД