Оксана Карпова
Профилактика стрессовых состояний с использованием технологии функционального биоуправления
▼ Скачать + Заказать документы
Современный человек испытывает воздействие разнообразных стрессовых факторов, к числу которых относятся: нервно-психические и интеллектуальные перегрузки, негативный эмоциональный и неблагоприятный социальный фоны, заниженная самооценка, чувство тревоги, страха и ряд других факторов. Все они существенно сказываются на самочувствии, поведении и развитии человека.
В настоящее время под термином «стресс» понимают психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при действиях в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды.
Публикация «Профилактика стрессовых состояний с использованием технологии функционального биоуправления» размещена в разделах
Развитие стрессовой реакции у человека зависит от ряда признаков компонентов, взаимодействующих в системе стресса :
• Психические и биологические особенности индивида;
• Социальное окружение;
• Характеристики событий, вызывающие серьезные эмоциональные реакции.
Существует несколько способов снятия повышенного эмоционального напряжения. Один из них - регулировка своего дыхания, так как дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом. Известно три основных типа дыхания:
• Верхнее дыхание (ключичное);
• Среднее дыхание (реберное или грудное);
• Нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).
Самым простым и наиболее эффективным методом регулируемого дыхания, используемого при борьбе с чрезмерным напряжением и стрессом является нижнее дыхание, так как легкие имеют больше свободы действия, за счет этого вдыхается больше воздуха и наполняются им нижние отделы легких.
Оздоровительное влияние на организм диафрагмального типа дыхания и возможность с его помощью достигать уровня релаксации позволило разработать метод диафрагмально-релаксационного дыхания как способа профилактики и коррекции психоэмоционального состояния.
Существует несколько игровых компьютерных программ по овладению навыком диафрагмального и диафрагмально-релаксационного дыхания. Наиболее распространенные из них это:
«ИБИС»
«Волна»
«Сталкер» и др.
Эти программы реализуют метод функционального биоуправления,
основанный на использовании биологической обратной связи.
Биологическая обратная связь - это принцип, лежащий на основе организации самоуправления физиологическими функциями организма. Суть этого принципа отражается в законе о том, что эффективность функционирования биологической системы зависит от скорости возврата и качества информации о работе этой системы. Этот закон справедлив на всех функциональных уровнях, включая уровень деятельности центральной нервной системы, которая отвечает за волевой контроль поведения. Специфичность биоуправления состоит в том, что при помощи специализированных технических средств возможно обучение систем организма, произвольно не контролируемых.
Выработан единый подход к созданию компьютерных игр для биоуправления. Каждая игра обязательно включает в себя базовые элементы:
• По форме игра максимально приближается к обычной компьютерной игре;
• Наличие увлекательного соревновательного сюжета в той или иной степени моделирует стрессовую ситуацию. В процессе игры приходится управлять своими эмоциями в условиях состязания, путем расслабления снимать напряжение;
• Управление игрой осуществляется посредством прибора, регистрирующего значение пульса или датчика периферической температуры;
• Обучающийся алгоритм построен таким образом, что для победы необходимо улучшить результат своего предыдущего сеанса. Такой механизм является залогом совершенствования навыков саморегуляции.
• Релаксационная музыка помогает погрузиться в игровую среду.
• Не требуется специальных знаний и навыков для того, чтобы освоить игру.
• Все данные сохраняются в базе, что позволяет проследить динамику обучения.
В нашем детском саду реализуется программа «ИБИС». Основной целью является обучение диафрагмально-релаксационному дыханию и выработка навыка произвольной регуляции своего состояния в стрессовых ситуациях. Она может использоваться для решения профилактических и коррекционных задач.
Программа «ИБИС» может применяться в следующих случаях:
• Наличие высокой стрессовой нагрузки
• Этапы возрастных кризисов
• Психосоматические нарушения
• Психоэмоциональные нарушения
• При логоневрозах
• Наличие неорганических нарушений внимания, работоспособности, произвольного поведения.
Противопоказаниями к использованию данных программ являются:
• Запрет на работу с монитором компьютера
• Грубые нарушения интеллекта не позволяющие понимать инструкции.
Данную программу рекомендуется использовать с детьми со старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю длительностью 15 минут.
При реализации программы «ИБИС» необходимо придерживаться следующих этапов:
1. Диагностический
2. Информационные.
3. Практический.
4. Психофизиологический тренинг.
Для проведения тренировочных сеансов используется специально разработанные компьютерные игры:
«Вира!»
«Гребной канал»
«Магические кубики»
Обучающие алгоритмы игр построены так, что для победы нужно улучшить свой собственный результат из предыдущего сеанса. От игры к игре нужно уменьшать частоту своего пульса или увеличивать периферическую температуру, тем самым, показывая навык управления собой, и побеждая в игре.
5. Заключительный.
«ИБИС» является автономной и завершенной программой и может сочетаться с другими специализированными обучающими или психологическими программами такими как «Волна» и «Сталкер».
Вся программно-аппаратная система производится совместно с Институтом медицинской и биологической кибернетики СО РАМН. Методическая разработка программы «ИБИС» принадлежит Научно-производственной фирме «Амалтея». Программно-аппаратная система защищена патентом РФ на изобретение, прошла клинические испытания и имеет все необходимые сертификаты.