Папки-передвижки

Профилактика стрессовых состояний с использованием технологии функционального биоуправления

Оксана Карпова
Профилактика стрессовых состояний с использованием технологии функционального биоуправления

Современный человек испытывает воздействие разнообразных стрессовых факторов, к числу которых относятся: нервно-психические и интеллектуальные перегрузки, негативный эмоциональный и неблагоприятный социальный фоны, заниженная самооценка, чувство тревоги, страха и ряд других факторов. Все они существенно сказываются на самочувствии, поведении и развитии человека.

В настоящее время под термином «стресс» понимают психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при действиях в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды.

Публикация «Профилактика стрессовых состояний с использованием технологии функционального биоуправления» размещена в разделах

Развитие стрессовой реакции у человека зависит от ряда признаков компонентов, взаимодействующих в системе стресса :

• Психические и биологические особенности индивида;

• Социальное окружение;

• Характеристики событий, вызывающие серьезные эмоциональные реакции.

Существует несколько способов снятия повышенного эмоционального напряжения. Один из них - регулировка своего дыхания, так как дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом. Известно три основных типа дыхания:

• Верхнее дыхание (ключичное);

• Среднее дыхание (реберное или грудное);

• Нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).

Самым простым и наиболее эффективным методом регулируемого дыхания, используемого при борьбе с чрезмерным напряжением и стрессом является нижнее дыхание, так как легкие имеют больше свободы действия, за счет этого вдыхается больше воздуха и наполняются им нижние отделы легких.

Оздоровительное влияние на организм диафрагмального типа дыхания и возможность с его помощью достигать уровня релаксации позволило разработать метод диафрагмально-релаксационного дыхания как способа профилактики и коррекции психоэмоционального состояния.

Существует несколько игровых компьютерных программ по овладению навыком диафрагмального и диафрагмально-релаксационного дыхания. Наиболее распространенные из них это:

«ИБИС»

«Волна»

«Сталкер» и др.

Эти программы реализуют метод функционального биоуправления,

основанный на использовании биологической обратной связи.

Биологическая обратная связь - это принцип, лежащий на основе организации самоуправления физиологическими функциями организма. Суть этого принципа отражается в законе о том, что эффективность функционирования биологической системы зависит от скорости возврата и качества информации о работе этой системы. Этот закон справедлив на всех функциональных уровнях, включая уровень деятельности центральной нервной системы, которая отвечает за волевой контроль поведения. Специфичность биоуправления состоит в том, что при помощи специализированных технических средств возможно обучение систем организма, произвольно не контролируемых.

Выработан единый подход к созданию компьютерных игр для биоуправления. Каждая игра обязательно включает в себя базовые элементы:

• По форме игра максимально приближается к обычной компьютерной игре;

• Наличие увлекательного соревновательного сюжета в той или иной степени моделирует стрессовую ситуацию. В процессе игры приходится управлять своими эмоциями в условиях состязания, путем расслабления снимать напряжение;

• Управление игрой осуществляется посредством прибора, регистрирующего значение пульса или датчика периферической температуры;

• Обучающийся алгоритм построен таким образом, что для победы необходимо улучшить результат своего предыдущего сеанса. Такой механизм является залогом совершенствования навыков саморегуляции.

• Релаксационная музыка помогает погрузиться в игровую среду.

• Не требуется специальных знаний и навыков для того, чтобы освоить игру.

• Все данные сохраняются в базе, что позволяет проследить динамику обучения.

В нашем детском саду реализуется программа «ИБИС». Основной целью является обучение диафрагмально-релаксационному дыханию и выработка навыка произвольной регуляции своего состояния в стрессовых ситуациях. Она может использоваться для решения профилактических и коррекционных задач.

Программа «ИБИС» может применяться в следующих случаях:

• Наличие высокой стрессовой нагрузки

• Этапы возрастных кризисов

• Психосоматические нарушения

• Психоэмоциональные нарушения

• При логоневрозах

• Наличие неорганических нарушений внимания, работоспособности, произвольного поведения.

Противопоказаниями к использованию данных программ являются:

• Запрет на работу с монитором компьютера

• Грубые нарушения интеллекта не позволяющие понимать инструкции.

Данную программу рекомендуется использовать с детьми со старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю длительностью 15 минут.

При реализации программы «ИБИС» необходимо придерживаться следующих этапов:

1. Диагностический

2. Информационные.

3. Практический.

4. Психофизиологический тренинг.

Для проведения тренировочных сеансов используется специально разработанные компьютерные игры:

«Вира!»

«Гребной канал»

«Магические кубики»

Обучающие алгоритмы игр построены так, что для победы нужно улучшить свой собственный результат из предыдущего сеанса. От игры к игре нужно уменьшать частоту своего пульса или увеличивать периферическую температуру, тем самым, показывая навык управления собой, и побеждая в игре.

5. Заключительный.

«ИБИС» является автономной и завершенной программой и может сочетаться с другими специализированными обучающими или психологическими программами такими как «Волна» и «Сталкер».

Вся программно-аппаратная система производится совместно с Институтом медицинской и биологической кибернетики СО РАМН. Методическая разработка программы «ИБИС» принадлежит Научно-производственной фирме «Амалтея». Программно-аппаратная система защищена патентом РФ на изобретение, прошла клинические испытания и имеет все необходимые сертификаты.

Прикреплённые файлы:

fbu_kucu7.ppt | 17456,5 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчёт о развлечении «Стать олимпийцами» с использованием квест-технологииФотоотчёт о развлечении «Стать олимпийцами» с использованием квест-технологии Цель: доставить детям радость от соревновательной борьбы. Задачи: - развивать двигательную активность, физические качества детей. - способствовать.

Конспект НОД «Медведь» с использованием технологии «синквейн» Цель – формировать умение составлять синквейн с опорой на ряд картинок Задачи: 1) развитие связной речи детей 2) упражнять в умении рассказывать.

Конспект НОД с использованием технологии ТРИЗ «Ах, какая осень!» Программное содержание: Цель: обобщить и закрепить знания детей о доброте и добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в.

Конспект НОД с использованием квест-технологии «Спасение перелетных птиц» Квест «Спасение перелетных птиц» Цель: «Познавательное развитие»: -Обобщить знания детей об осенних признаках; систематизировать знания.

Конспект занятия на тему «Осень» с использованием элементов технологии В. Ф. Базарного Конспект занятия на тему «Осень» (обобщающее) с использованием элементов технологии В. Ф. Базарного Цель: закрепление имеющихся знаний детей.

Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ «Времена года» НОД «Ознакомление с окружающим миром для детей 3–4 лет.»Образовательная область: ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: Времена.

Мастер-класс «Изотерапия как способ коррекции негативных эмоциональных состояний детей» Мастер-класс «Изотерапия, как способ коррекции негативных эмоциональных состояний детей» Цель: создание условий для полноценного проявления.

НОД с использованием технологии ТРИЗ «Хлеб — всему голова» Цель: Развитие познавательного интереса, связной речи детей посредством ознакомления с процессом изготовления хлеба. Задачи: Образовательная.

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОО Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду В основе физического здоровья и с этим теперь,.

Проект с использованием здоровьесберегающей коррекционной технологии — сказкотерапия: «Играем в сказку» Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика стрессовых состояний с использованием технологии функционального биоуправления
Опубликовано: 20 февраля 2018 в 11:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД