Светлана Стародуб
Проект с использованием здоровьесберегающей коррекционной технологии — сказкотерапия: «Играем в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – великая духовная
культура народа, которую мы собираем
по крохам, и через сказку раскрывается
перед нами тысячелетняя история народа.
Алексей Николаевич Толстой
Проблема: Страхи, тревоги, агрессия нередко сопровождают наших детей. Таким образом, одной из первостепенных задач воспитателей становится максимальная психологическая разгрузка ребенка, снятие агрессивности, снижения уровня тревожности и. как следствие, формирование адекватной самооценки.
Публикация «Проект с использованием здоровьесберегающей коррекционной технологии — сказкотерапия: „Играем в сказку“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Игры для детей
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Темочки
Актуальность данного проекта обусловлена потребностью общества в развитии эмоционально устойчивых, эстетически и нравственно воспитанных, коммуникабельных личностях. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.
Сказки – необходимый элемент духовной жизни ребенка. Входя в мир чудес и волшебства, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос – ведь он растет, его переполняет целая гамма эмоций. Это естественные этапы, которых взрослый не должен бояться. Сказка «смазывает петли и засовы», вызывает прилив адреналина, указывает выход наружу, открывает пути в царство внутреннего мира к любви и знанию, к справедливости и гармонии.
Блуждая в своей душе – в дремучем сказочном лесу, маленький человек, знакомясь с разнообразными персонажами своей психики, осваивает скрытое от его сознания пространство. И когда ребенок возвращается в реальный мир, то чувствует себя более уверенным в своих силах. Он уже может справиться и с самим собой, и с жизненными трудностями.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Сроки реализации проекта: ноябрь 2015г. – май 2016г.
Цель проекта: совершенствование нравственных качеств дошкольников посредством сказкотерапии.
Задачи:
1. Способствовать решению психологических проблем (страхи, тревожность, агрессивность, гиперактивность)
2. Способствовать повышению уверенности в себе.
3. Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
4. Развитие коммуникативных навыков.
Ожидаемые результаты:
1. Стабилизация эмоционального состояния детей.
2. Возникновение у детей личностной и нравственной саморегуляции; понимание общественного смысла нравственной нормы; усвоение детьми социальных форм выражения чувств, проявление заботы, сочувствия,
взаимопомощи.
Этапы реализации проекта
• Этап №1- Подготовительный.
1. Изучение литературы
2. Составление перспективного плана.
3. Создание развивающей среды, игр и оборудования.
4. Создание условий для продуктивной деятельности по проекту.
• Этап № 2 – реализация проекта.
• Этап № 3 – заключительный: презентация проекта, педагогическое мероприятие с родителями «Придумаем добрую сказку»
План работы над проектом
1) Работа с педагогами и социумом
1. Изучение методической и психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Разработка проекта
3. Мастер- класс «Духовно-нравственное воспитание детей через сказку»
4. Презентация проекта на педагогическом совете (отчёт о проделанной работе). воспитатели
2) Работа с детьми
1. Игры-занятия по сказкотерапии:
• «Корова Бурёнка»
• «Кот Васька»
• «Снежинка-пушинка»
• «Добрая темнота»
• «Цыплёнок-хвастунишка»
• «Ласковый цветок и сердитые тучки»
• «Цветок-лепесток»
• «Жадный великан»
• «Каприза»
• Занятия по русским народным сказкам
2. Совместная деятельность с детьми в режимных моментах:
• Пантомимические этюды: «Горе», «Радость», «Удивление», «Страх», «Поучение», «Хвастовство», «Болезнь», «Усталость», «Смелость», «Каприз», «Грусть».
• Дидактические игры: «Рассказываем сны», «Сочиняем сказки», «Угадай сказку», «Назови сказку», «Расскажи сказку», «Кубик эмоций», «А что потом?»,
• Театральные игры: «Угадай по движению», игры-импровизации.
• Игры-тренинги
• Подвижные игры «Хитрая лиса», «Кот Васька», «У медведя во бору»
• Релаксация
3. Беседы:
• «Моя любимая сказка»
• «Мой любимый сказочный герой»
• «Какие сказки вам читает мама»
• Цикл нравственных бесед
4. Сюжетно-ролевые игры
• «Семья»: «К нам гости пришли», «Мама, папа или бабушка, рассказывают детям сказки», «На отдыхе» и т. д.
5. Чтение художественной литературы:
• Андрианов М. А. Философия для детей в сказках и рассказах: раздел «Беседы о нравственности»: «Тайна Злюки и Колюки», «Два облачка», «Больной воробей», «Лучше проиграть, чем обидеть», «Болезнь непрощения», «Надоевшие подарки», «Как вежливый поступок жизнь спас», «Подарок Деду Морозу».
• Чтение русских народных сказок
6. Продуктивная деятельность детей
• Рисование «Любимый сказочный герой»
• Рисование «Какое настроение у тучки?»
• Рисование «Снежиночка-пушиночка»
• Лепка «Кот-Васька»
• Лепка «Цыплёнок»
• Аппликация «Цветок»
7. Педагогическое мероприятие «Придумаем добрую сказку»
3)Работа с родителями
1. Разработка и подбор методического материала, практических рекомендаций по нравственному воспитанию детей.
2. Анкетирование родителей «Нравственное воспитание в семье»
3. Проведение родительского собрания на тему: «Нравственные отношения в семье и в детском саду».
4. Показ родителям психологического фильма «Я хочу вырасти счастливым и успешным».
5. Консультации для родителей по данной проблеме:
• «Развитие эмоциональной сферы посредством театрализованной деятельности»
• «Игры в сказкотерапии».
6. Памятка – рекомендация: «Воспитание вежливости у дошкольников».
5. День открытых дверей.
4) Оснащение развивающей предметно-пространственной среды
1. Создание и пополнение фонотеки (для проведения музыкатерапии и реалаксации).
2. Изготовление необходимых атрибутов для проведения сказкатерапии
3. Пополнение театральных уголков в группе: пальчиковый театр, маски, костюмы.
4. Изготовление карточек «Пиктограммы эмоций»
5. Пополнение картотеки «Театральные игры»
6. Изготовление картотеки «Релаксационные упражнения», «Игры-тренинги».
7. Наглядный демонстрационный материал «Здоровый ребёнок»
Методическое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155)
2. http://мишуткина-школа. рф/ Сказки для агрессивных детей.
3. Андрианов М. А. Философия для детей в сказках и рассказах: Пособие по воспитанию детей в семье/ Минск: Соврем. шк., 2008.- 280 с.
4. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.- 160 с.
5. Практика сказкотерапии /под ред. Н. Сакович. – Спб. : Речь, 2007. – 224 с.
6. Шорохова О. А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2008.- 208 с.