Приложение МААМ

Профилактика возникновения дисграфии в рамках социализации дошкольников с речевыми нарушениями

Мария Крюкова
Профилактика возникновения дисграфии в рамках социализации дошкольников с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

Профилактика возникновения дисграфии в рамках социализации дошкольников с речевыми нарушениями

Организация процесса обучения и воспитания, при которой все дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками не имеющими ограниченных возможностей здоровья в общеобразовательных учреждениях общего типа, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают им необходимую специальную поддержку – это одна из стратегий развития образования на сегодняшний день.

Публикация «Профилактика возникновения дисграфии в рамках социализации дошкольников с речевыми нарушениями» размещена в разделах

В последнее время отмечается значительный рост количества детей, имеющих речевые нарушения. У младших школьников с нарушениями речи наблюдается большое количество ошибок, как в устной, так и в письменной речи, причиной которых, по большей части, служит недоразвитие языкового анализа и синтеза, а именно его слоговой части. Своевременная и правильно организованная работа по предупреждению нарушений письменной речи у старших дошкольников с нарушениями речи является одной из главных задач, стоящих перед учителями-логопедами дошкольной организации.

Цель: обеспечить переход детей с речевыми нарушениями с одной ступени образования на другую, исключив возможные трудности (недоразвитие навыка языкового анализа и синтеза).

Главной задачей в осуществлении цели будет усвоение определенной системы знаний (овладение навыком звуко-слогового анализа и синтеза, позволяющих детям с речевыми нарушениями функционировать в качестве полноправного члена общества.

Главным направлением в предупреждении возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза будет формирование и развитие навыков слогового анализа и синтеза.

Нами были разработаны основные этапы и направления коррекционно-логопедической работы по профилактике возникновения нарушений письменной речи у детей с речевыми нарушениями. За основу была взята методика коррекционно-логопедической работы Р. И. Лалаевой. Внесённые изменения основывались на теории поэтапного формирования умственных действий по П. Я. Гальперину.

Работа предполагает 2 этапа: подготовительный и основной.

Мы считаем важным проводить предварительную работу по развитию анализа и синтеза как составляющих мышления, что в свою очередь должно стать основой для формирования языкового (слогового) анализа и синтеза. Учитывая особенности детей с нарушениями речи, на подготовительном этапе работы следует развивать у детей чувство ритма с использованием средств логопедической ритмики. Развитые анализ, синтез и чувства ритма станут основой развития языкового (слогового) анализа и синтеза.

Основными направлениями подготовительного этапа, цель которого формирование базы для развития анализа и синтеза предложений и слогового анализа и синтеза являются:

- развитие операций мышления (анализа и синтеза);

- развитие речеслухового внимания;

- развитие речеслуховой памяти;

-формирование умения воспринимать и воспроизводить ритм с использованием средств логопедической ритмики.

Развитие операций мышления (анализа и синтеза) предполагает развитие предметного анализа и синтеза с использованием различных предметов, игрушек, игрушечных животных и т. д.

С этой целью могут использоваться следующие задания: «Назови части стола», «Собери «чайник». Назови его части», «Вставь слоги и у тебя получатся часы» (ре…шок, цифер, стрел, «Раздели на части, назови их», «Нарисуй части у стула. Назови их».

Развитие речеслухового внимания осуществляется на логопедических занятиях следующим образом:

Логопед называет слова и звукосочетания, дети хлопают в ладоши тогда, когда слышат слова, например: сок, доска, нун, фых и т. д.

Логопед произносит слова. Дети хлопают в ладоши только тогда, когда услышат названия овощей, например: лёд, помидор, морковь, сыр и т. д.

Для развития речеслуховой памяти используются следующие упражнения:

Запомните и повторите:…. какое слово новое?

Поменяйте в слове мыло (мало, тело, дело, село) первый (последний) слог так, чтобы получилось новое слово.

Формирование умения воспринимать и воспроизводить ритм с использованием средств логопедической ритмики, которая является необходимой составляющей в комплексной коррекционной работе. Логопедическая ритмика включает разнообразные двигательные упражнения.

Логопедическая работа по развитию ритмической организации речи ведется через специальную систему упражнений, направленных на развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, на усвоение ритмики слова и предложения:

Упражнения по восприятию и воспроизведению ритмических структур проводятся без опоры на зрительный анализатор.

1. Развитие восприятия ритмических структур.

Детям предлагается прослушать серии ударов (или одиночные удары) — громких и тихих, с короткими и длинными паузами:! --- ; ---;! ! !; --- и т. д.

Логопед задает детям вопросы по оценке количественных и качественных характеристик ударов.

2. Воспроизведение и сравнение ритмических структур.

Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

3. Формирование ритмической организации высказывания.

Предусматривается постепенное усложнение предлагаемого речевого материала : от односложных слов без стечения согласных (дом, нос, зуб, кот, рот, дуб, мяч) до многосложных слов без стечения и со стечением согласных и с перемещением ударного слога при изменении грамматических форм (доска—доски, дерево—деревья, окно— окна, колесо—колеса)

Основной этап работы предполагает использование традиционной методики формирования слогового анализа и синтеза.

Целями основного этапа коррекционно-логопедического воздействия (этап развития слогового анализа и синтеза и анализа и синтеза на уровне предложения) являются развитие умения делить слова на слоги, а также развитие умения составлять слова из слогов.

Направления работы основного этапа:

Слоговой анализ:

- определение количества слогов в слове;

- слоговой анализ на основе представлений.

Слоговой синтез (синтез слов из слогов)

Слоговой анализ и синтез

На данном этапе мы предлагается использовать разработанную нами систему упражнений с использованием интерактивной доски.

Работа по предупреждению возникновения дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза проводится на логопедических занятиях (2-3 раза в неделю). Задания, направленные на преодоление этих ошибок, включаются в структуру НОД. Важным компонентом коррекционной работы является развитие ритмической организации речи посредством использования специальных упражнений под музыку, на занятиях по логоритмике. Элементы таких занятий проводятся в качестве организационных моментов и динамических пауз во время логопедического занятия и НОД. Логоритмика является необходимой составляющей в комплексной коррекционной работе. Таким образом, коррекция осуществляется совместными усилиями воспитателя и учителя-логопеда.

Сочетание традиционных технологий с инновационными в рамках профилактики возникновения дисграфии у детей с речевыми нарушениями дает хороший результат, что проявляется в успешной социализации таких детей в школе.

Публикации по теме:

Инновационная разработка по работе с родителями «Дети и их родители» Система дошкольного образования, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного.

Консультация «Инклюзия как закономерный этап развития системы российского образования»Консультация «Инклюзия как закономерный этап развития системы российского образования» Если я чем-то на тебя не похож, Я этим вовсе не оскорбляю тебя, А, напротив, одаряю. Антуан де Сент-Экзюпери Каждый ребёнок – особенный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика возникновения дисграфии в рамках социализации дошкольников с речевыми нарушениями
Опубликовано: 27 мая 2014 в 15:27
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика возникновения дисграфии в рамках социализации дошкольников с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Мария Крюкова (УИ 42446) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД