Лучший педагог года

Программа по профориентации «Выбери свое будущее»

Касьянова Ольга
Программа по профориентации «Выбери свое будущее»

Программа по профориентации «Выбери свое будущее»

Основания для разработки Программы :

• Концепция Модернизации российского образования;

• Трудовой кодекс;

• Конвенция о правах ребенка;

• Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования;

• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка».

Цель Программы : способствовать формированию у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению в соответствии с интересами, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.

Публикация «Программа по профориентации „Выбери свое будущее“» размещена в разделах

Задачи Программы :

1. Создать систему профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.

2. Обеспечить возможность профпросвещение, профдиагностику, профконсультации обучающихся.

3. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, о типах профессий, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования для получения профессиональной подготовки.

4. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения школьников.

5. Реализовать возможности социального партнерства.

Основные исполнители Программы :

• Администрация ОУ;

• Социальные педагоги;

• Педагог – психолог;

• Классные руководители;

• Педагоги – предметники;

• Воспитатели

Виды деятельности:

Профпросвещение через учебную и внеурочную деятельность;

• Диагностика и консультирование;

• Взаимодействие с предприятиями, с ГБПОУ;

Профессиональные пробы.

Формы работы (определяются в соответствии с возрастными особенностями) • Тематические классные часы;

• Беседы;

• Встречи;

• Проектная деятельность;

• Экскурсии в ГБПОУ, на предприятия

• Сюжетно-ролевые игры;

• Встречи с бывшими выпускниками школы.

Направления реализации Программы :

• Информационно-аналитическая деятельность;

• Организационно-методическая работа;

• Работа с педагогическими кадрами;

• Работа с родителями;

• Работа с учащимися.

Ожидаемые результаты

• Повышение уровня готовности выпускников к профессиональному самоопределению;

• Повышение мотивации обучающихся к труду;

• Ориентированность обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

Пояснительная записка

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказывается на образовании молодежи и ее готовности к профессиональному самоопределению. Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь не охотно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. При сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует молодым людям возможность состояться в профессиональном отношении. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.

Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности.

Целевая Программа по профориентации «Выбери свое будущее» определяет содержание и основные направления работы в школе. Программа представляет комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профессионального самоопределения обучающихся.

В школе обучаются дети с ОВЗ. Программа предусматривает работу с детьми этой категории. Она заключается в выявлении их профессиональных интересов, в определении будущей сферы их деятельности, знакомства с перечнем профессий, отвечающих интересам, склонностям, возможностям и состоянию здоровья каждого из них. Профориентационная работа заключается в том, чтобы помочь детям с ОВЗ и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире профессий и не ошибиться в выборе будущего.

Виды деятельности:

1. Профпросвещение через учебную и внеурочную деятельность с целью расширения представлений, обучающихся о рынке труда.

2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии с учётом личностных особенностей.

3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.

4. Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.

5. Профессиональные пробы – создание условий для получения учащимися опыта профессиональной деятельности.

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.

Этап Пропедевтический

1-4 классы

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.

Ведущая деятельность - учебная.

В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознатель-ность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.

Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит нагляд-но-действенный характер.

Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.

Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. Тематические классные часы:

Мастерим мы – мастерят родители (1 класс).

Профессии моего города (2 класс).

Трудовая родословная моей семьи (3 класс).

Известные люди нашего города (4 класс).

Беседа:

Кто работает в нашей школе?

Как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)

Твои трудовые обязанности в школе и дома.

Мое любимое занятие в свободное время

Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.

Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.

Методика «Кем быть»

(Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.)

Профпросвещение :

- встречи детей с мастерами своего дела

(бабушки, дедушки)

- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок

- костюмированные карнавалы профессий

- сочинения на тему «Пусть меня научат»

- трудовые поручения

Поисково-зондирующий

5 - 7 классы

Формируется чувство взрослос-ти. Подростки стремятся само-утвердиться в коллективе.

Формируется нравственная основа общения.

Для профессионального само-определения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, забо-ты об окружающих, младших и людях пожилого возраста.

Это возраст для формирования профессионально ориентирован-ных ЗУН. Тематические классные часы:

1. Мир профессий (5 класс).

2. Всякий труд надо уважать

(6класс).

3. Я и моя будущая профессия (7 класс)

Встречи с интересными людьми (профессионалами)

Экскурсии

Ролевые игры

Творческие конкурсы

Практическая, трудовая, общественно-значимая деятельность

8 - 9 классы

Период развития профессионального самоопределения

Формирование личностного смысла выбора профессии.

Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка. Тематические классные часы:

1. Дороги, которые мы выбираем. (9 класс)

2. Формула успеха - труд по призванию. (8 класс)

3. Проблемы профессиональ-ного самоопределения учащихся. (9 класс)

Информация о профессиях народного хозяйства, перспекти-вами профессионального роста и мастерства.

Знакомство с правилами выбора профессии.

Формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией.

Мероприятия по реализации Программы «Выбери свое будущее»

I. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1. Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 классов сентябрь Социальный педагог

2. Проведение социологического опроса выпускников школы с целью выявления профессиональных намерений и их реализации 2 раза в год

сентябрь,март, в течение учебного года, педагог- психолог

3. Выявление учащихся, неопределившихся с выбором профессии В течение уч. года Кл. руководители

4. Организация экскурсий в ГБПОУ В течение учебного года классные руководители

5. Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями. март-апрель Администрация школы

II. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

1. Подготовка плана работы по профориентации на учебный год май Зам. директора по ВР

2. Подготовка планов совместной работы школ с заинтересованными организациями

(внешкольными учреждениями, профессиональными учебными заведениями) май Социальный педагог, педагог - психолог

3. Создание страницы на сайте школы «Выбери своё будущее» с информацией:

профессиограммы (описание профессий);

• справочники профессиональных учебных заведений - ГБПОУ;

-методические материалы по вопросам профориентации для педагогических работников. В течение года Администрация школы, ответственный за сайт

4. Проведение дней профориентации В течение года Учитель по профориентации

5. Обзор новинок методической литературы по профориентации, проведение в школьных библиотеках выставки книг «Человек и профессия» В течение года Библиотекарь

6. Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами В течение года классные руководители

7. Выпуск школьной газеты, посвященной профориентации «Кем быть» 1 раз в год Социальный педагог, учитель по профориентации

II. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ

1. Рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмена опытом на МО классных руководителей. С сентября Кл. руководителей

2. Семинар для педагогов «Организация профориентационной работы с учащимися — важнейшее условие успешной социализации ученика». октябрь Учитель по профориентации

3. Проведение круглых столов «Состояние профориентационной работы с учащимися и распределение их по профилям обучения».

1 раз в год Зам. директора по УВР, ВР, классные руководители; педагог – психолог; социальный педагог

III. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Проведение родительских собраний по профориентационной тематике. 1 раз в год Классные руководители

2. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации Постоянно Кл. руководители,

3. Организация тематических групповых бесед с родителями по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения и профессии 1 раз в четверть Классные руководители

4. Проведение анкетирования родителей с целью выявления их отношения к выбору профиля и профессии детьми Сентябрь -

май Педагог - психолог

5. Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися (экскурсии, встречи с представителями различных профессий) Постоянно Классные руководители

6. Организация для родителей встреч со специалистами (представителями профессиональных учебных заведений) 1 раз в год Администрация ОУ

V. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ

1. Проведение групповых информационно-справочных консультаций по профориентационной тематике В течение года Педагог-психолог, классные руководители

2. Проведение индивидуальных профконсультаций с неопределившимися учащимися, в первую очередь из «группы риска» Постоянно Педагог-психолог, социальный педагог

3. Организация посещения учащимися профессиональных учебных заведений, предприятий района. В течение года Классные руководители

4. Мониторинг профнамерений посредством заполнения профориентационной карты учащегося сентябрь-октябрь Педагог – психолог, социальный педагог, учитель по профориентации

5. Профориентация учащихся на уроках по всем предметам учебного плана В течение года Учителя предметники

6. Участие школьников в профориентационных мероприятиях В течение года Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог

7. Проведение серий классных часов (по возрастам) В течение года Классные руководители

8. Организация встреч с бывшими выпускниками с профориентационной целью В течение года Социальный педагог

9. Профориентационные встречи с представителями ЦЗН, профессиональных учебных заведений, предприятий и организаций В течение года Социальный педагог, классные руководители

10. Привлечение учащихся к занятиям по интересам в кружках и спортивных секциях в школе и учреждениях дополнительного образования октябрь Классные руководители, воспитатели

11. Проведение опроса по выявлению проблем, учащихся в области профессиональной ориентации март Педагог психолог, классные руководители,

учителя-предметники

12. Проектная деятельность.

«Ступени мастерства»

«Мои жизненные планы, перспективы и возможности» апрель

Социальный педагог, учитель по профориентации, классные руководители

13. Участие в выставке лучших работ с уроков технологии «Мастер и Мастерица». май Учителя технологии

14. Трудоустройство учащихся. Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым детям и детям «группы риска». летний период Социальный педагог, педагог психолог

Литература

1. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. – М., «Мир». 1999;

2. Александрова А. Нацелены ли вы на карьеру?// Обучение и карьера. 2007, № 1;

3. Возрастная психология. Практикум для студентов высших учебных заведений. /Трофимова Н. М. и др. – СПб. : «Питер». 2005;

4. Выбираем профессию : 100 вопросов и 100 ответов. – М., «Просвещение». 2011;

5. Грецов А. Б. Выбираем профессию. – СПб., 2005;

6. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С. Н. Чистяковой/ М. 2014;

7. Игры для интенсивного обучения. /Под ред. Петрусинского. – М., «Прометей». 2011;

8. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям. Практическая психология на каждый день. – М., «Новая школа». 2006;

9. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, АРД Лтд. 2009;

10. Куда идешь? / А. Белухин /М., 2012;

11. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С. Н. Чистяковой / М. 2007г. из-во «Просвещение». 2014;

12. На пути к выбору профессии. / Смирнова Е. Е. / СПб. : КАРО, 2013.

13. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. – М., «Новая школа». 2003;

14. Психологическое обеспечение в школе выбора профессии. / Шеховцова Л. Ф. / СПб., 2010;

15. Психология для старшеклассников - в двух частях. / Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова / М. Изд. центр ВЛАДОС, 2011;

16. Психология и выбор профессии : программа предпрофильной подготовки. /Г. В. Резапкина / М., ГЕНЕЗИС, 2011;

17. Путь к успеху (методические рекомендации для тех, кто хочет реализовать свои способности.) / Руководитель проекта: генеральный директор КГОУДЦ «Созвездие» А. Е. Волостникова. / Хабаровск, 2005;

18. Резапкина Г. В. Уроки выбора профессии. / Школьный психодог. 2006, № 14;

19. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., «Мир». 2009;

20. Родичев Н. Ф. Профессии, которые мы выбираем. / Абитуриент. – 2012, № 7;

21. Самоукина И. В. Психология профессиональной деятельности. – СПб., 2003;

22. Типы темперамента в практической психологии. /Овчинников Б. В. и др. – СПб., 2003;

23. Ты и твоя профессия. /М. А. Бенджков, И. Л. Соломин, Д. С. Черненко/ СПб., 2010;

24. Чистякова С. Н., Лернер П. С. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки. / Школьные технологии. – 2012, № 1;

25. Чистякова С. Н., Родичева Н. Ф., Черкашев Е. О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. / Учебное пособие. – М., 2013;

Электронные ресурсы:

1. Энциклопедия профессий Кирилла и Мефодия

электронная энциклопедия.

2. Авторская молодежная студия «Пегас» «Зачет по профессии»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Компьютерная дидактическая игра «Выбери одежду по сезону» Технологическое описание интерактивной дидактической игры с использованием триггеров «Выбери одежду по сезону» Компьютерная игра предназначена.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по профориентации «Знакомимся с профессиями» Конспект коррекционно - развивающего занятия по профориентации «Знакомимся с профессиями» Цель: расширить представление детей о мире профессий,.

Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…»Конспект НОД по ранней профориентации «Когда я вырасту, я стану…» Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, продуктивная, игровая, коммуникативная, чтение художественных произведений.

Консультация для родителей «Профориентации детей в ДОО»Консультация для родителей «Профориентации детей в ДОО» «Все работы хороши, выбирай на вкус» Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов,.

Музыкально-коммуникативная игра «Выбери себе друга» Музыкально-коммуникативная игра: «Выбери себе друга» Дети стоят в большом круге. В центр заходит один ребенок. Дети берутся за руки и идут.

Напольно-дидактическая игра по математике «Найди свое место»Напольно-дидактическая игра по математике «Найди свое место» .

Отчёт по организации ранней профориентации в средней группеОтчёт по организации ранней профориентации в средней группе Отчёт по организации ранней профориентации (ознакомление с миром профессий) в средней группе «Карамельки», за 2017-2018 учебный год..

Программа по патриотическому воспитанию «Каменск-Уральский: из прошлого в будущее» Программа «Каменск-Уральский: Из прошлого в будущее» Проблема нравственно-патриотического воспитания детей - сегодня одна из актуальных.

Стенгазета «Подарим мамам свое сердечко»Стенгазета «Подарим мамам свое сердечко» Хочу поздравить всех с таким замечательным, теплым и нежным праздником - Днем Матери! Пожелать всем счастья, благополучия и семейного.

Выступление в школе на семинаре по профориентации с презентацией «Профессия воспитатель»Выступление в школе на семинаре по профориентации с презентацией «Профессия воспитатель» Совсем недавно,как родителя состоявшего в управляющем совете школы,меня пригласили выступить перед детьми с рассказом о своей профессии. Я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по профориентации «Выбери свое будущее»
Опубликовано: 25 марта 2020 в 11:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД