МААМ-картинки

Программа сопровождения семьи при подготовке ребенка к поступлению в ДОУ и адаптации к условиям детсада

Захарова Ольга
Программа сопровождения семьи при подготовке ребенка к поступлению в ДОУ и адаптации к условиям детсада

ПРОГРАММА СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ

на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребёнка.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи семье в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. В настоящее время ДОУ призвано оказать помощь семье в разрешении их социальных потребностей и улучшения положения детей.

Публикация «Программа сопровождения семьи при подготовке ребенка к поступлению в ДОУ и адаптации к условиям детсада» размещена в разделах

Анкетирование и опрос семей, имеющих детей раннего возраста, свидетельствуют о недостаточном уровне социальной поддержки и информировании на этапе подготовки к поступлению в ДОУ и процесса адаптации ребёнка. Именно поэтому в ДОУ разработана система информационно-профилактической работы с родителями детей раннего возраста в этот сложный период и развитие дальнейшего тесного взаимодействия.

Главная проблема, решаемая родителями и ДОУ, - проблема адаптации детей при переходе из семьи в ДОУ. Переход необходимо проводить наиболее плавно, тогда он пройдёт оптимально и безболезненно.

Для решения этой проблемы в ДОУ используется система взаимодействия с семьей, включающая в себя работу с родителями и детьми в течение первого года, поступления ребёнка в детский сад.

ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ «Клуба молодых родителей», далее Клуба: создание новых возможностей для роста социальной успешности родителей; помощь родителям в вопросах развития, воспитания и обучения детей раннего возраста.

Сделать родителей партнёрами педагогов, привлечь их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, дать возможность поделиться семейным опытом, обсудить наиболее актуальные проблемы.

ЗАДАЧИ КЛУБА:

• Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей

• Создать атмосферу общности интересов

• Объединить усилия для развития и воспитания детей

• Устанавливать партнёрские отношения с семьёй каждого ребёнка.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ :

• предупреждение возникновения проблем развития ребёнка, содействие смягчению адаптации при поступлении ребёнка в детский сад, создание благоприятного эмоционального фона в процессе ознакомления с ДОУ;

• оказание помощи родителям в решении актуальных проблем развитии, воспитания, социализации;

• развитие психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов.

ФОРМЫ РАБОТЫ:

1. Организация работы адаптационно-консультативного «Клуба молодых родителей»;

2. Организация экскурсий по детскому саду;

3. Издание педагогических газет для родителей в группах детского сада;

4. Консультирование родителей;

5. Подготовка раздаточного материала для родителей;

6. Анкетирование.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ :

В ходе реализации программы по психолого-педагогическому сопровождению семьи и ребёнка в период адаптации в ДОУ ожидаются следующие результаты:

1. Улучшение психологического климата между родителями и сотрудниками учреждения;

2. Возникновение широких возможностей для обучения родителей позитивным приёмам восприятия детского сада и педагогов;

3. Позитивное восприятие детского сада как нового института общения и развития, как родителями, так и детьми;

4. Более мягка и комфортная адаптация ребёнка к новым условиям.

Организация работы адаптационно-консультативного «Клуба молодых родителей»;

Ранний возраст ребёнка отличается огромным интересом к окружающему миру, что необходимо поддерживать, подробно рассказывая об интересующих его предметах отвечая на многочисленные вопросы

В этом возрасте ребёнок чрезвычайно подвижен, у него появляются представления о расстоянии и расположении предметов в пространстве. Повышенная двигательная активность усиливает интерес ко всему окружающему.

Умственное развитие детей второго года жизни осуществляется в играх, общении со взрослыми и другими детьми. Для ребёнка характерна любознательность, и её всячески необходимо поощрять.

Овладевая всё новыми действиями с предметами, ребёнок открывает функции предметов, узнаёт, что вещи имеют своё назначение и определённый способ употребления.

План-программа адаптационно-консультационного Клуба отвечает особенностям психофизического развития детей второго года жизни и желаниям родителей адаптировать его к новым условиям. В этом Клубе проводятся консультативные занятия с родителями детей, а так же игровые занятия с детьми раннего возраста.

ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА РЕАЛИЗАЦИЮ:

• обеспечения условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей в соответствии с их психофизическими особенностями;

• решения проблем адаптационного периода,

• комфортных условий пребывания в детском саду;

• личностного развития детей раннего возраста.

ЗАДАЧИ:

• ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

подготовить ребёнка к посещению I младшей группы;

• создать непрерывную систему в образовательной, оздоровительной работе ДОУ с семьёй.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

• развитие речи, ознакомление с окружающим;

• действия с дидактическим материалом, дидактическими

игрушкам,предметами-орудиями, строительным материалом;

• подвижные и музыкальные игры.

СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

1. Программа рассчитана на 10 встреч: 1, 2, 3, 10 – я посвящены работе с родителями; 4 -9 встречи – совместной работе с детьми и родителями.

2. Встречи с детьми и их родителями 1 раз в неделю.

3. Консультативная работа педагога-психолога для родителей проводится (по запросу).

Продолжительность каждой встречи варьируется от 15 до 30 минут, в зависимости от цели встреч.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ по реализации плана-программы адаптационного Клуба :

1. Безболезненная адаптация детей к условиям ДОУ

2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста

Повышение физического и психического уровня развития детей.

ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЙ:

• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

• обучение воспитателей методам проведения игровых занятий в адаптационный период;

• формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации и развитие потребности в сотрудничестве с педагогами ДОУ.

В процессе работы решаются следующие задачи комплексного развития детей:

• снятие эмоционального и мышечного напряжения;

• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

• развитие речевой активности, восприятия, внимания;

• развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

• развитие игровых умений и навыков.

Встреча 1.

Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители.

Цель: ознакомление родителей с условиями поступления в детский сад.

Задачи:

- познакомить семьи бедующих воспитанников друг с другом и сотрудниками ДОУ;

- раскрыть понятие «адаптация» и ее виды;

- показать возможные варианты воспитания и общения с детьми в адаптационный период.

Оборудование:бейджики, анкета «Наличие возможных навыков у детей, облегчающих адаптационный период», анкета для родителей о готовности ребенка к поступлению в детский сад.

Встреча 2.

Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители.

Цель:оказание помощи родителям в организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях для облегчения адаптационного периода.

Задачи:

- познакомить семьибудущих воспитанников с оснащением и оборудованием детского сада;

- оказать консультативную помощь в организации режима дня ребенка в домашних условиях;

- формировать у родителей представление о питании, как о значимом факторе облегчения адаптации.

Оборудование:бейджики, памятка по адаптации ребенка к ДОУ, карточки с педагогическими ситуациями, памятка «Режим дня детей раннего возраста», перечень блюд детского сада, меню (на один день).

Встреча 3.

Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители.

Цель: оказание помощи родителям в организации образовательного и воспитательного процесса в домашних условиях для облегчения адаптационного периода.

Задачи:

- познакомить семьи будущих воспитанников с оснащением и оборудованием детского сада (экскурсия по саду);

- показать значение игрушки в жизни детей, ее воспитательные и развивающие функции;

- раскрыть значение правильного выбора одежды ребенка, как одного из звеньев профилактики заболеваемости.

Оборудование:бейджики, памятка «Одежа и обувь по сезонам», памятка «Примерный перечень игрушек и развивающего оборудования для детей», карточки для игры «Магазин игрушек».

Встреча 4 «В гостях у зайчихи Ляли».

Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители, дети.

Задачи:

- создать благоприятную психологическую обстановку в группе;

- привлекать родителей к совместной деятельности с детьми в период адаптации к ДОУ;

- учить детей слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом;

- развивать умение ориентироваться в пространстве.

Оборудование:магнитофон, мягкие игрушки – лиса и заяц, морковка, листы для рисования для каждого ребенка с изображением морковки, бейджики, краски, губки.

Встреча 5 «Кот и мышата».

Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители, дети.

Задачи:

- создать благоприятную психологическую обстановку в группе;

- привлекать родителей к совместной деятельности с детьми в период адаптации к ДОУ;

- пробуждать интерес ребенка к жизни детского сада;

- развивать умение ориентироваться в пространстве, мелкую моторику.

Оборудование:магнитофон, мягкая игрушка – кот, маски мышат для каждого ребенка, листы для рисования для каждого ребенка, мольберт, рисунок –заготовка с изображением следов лапок котика, бейджики, краски.

Встреча 6 «Прогулка в лес».

Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители, дети.

Задачи:

- развиватьэлементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми, игрушками (умение здороваться, прощаться);

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми и сверстниками;

- познакомить с вариантами взаимодействия родителей с детьми (играми).

Оборудование:магнитофон, мягкие игрушки – лиса, ежик, аудиозапись «Моцарт для малышей», рисунки – заготовки ежиков, бейджики, краски, губки.

Встреча 7 «Мишка».

Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители, дети.

Задачи:

- развивать элементарные коммуникативные навыки через диалог со взрослыми, игрушками (умение здороваться, прощаться);

- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, игру, общение со взрослыми и сверстниками;

- познакомить с вариантами взаимодействия родителей с детьми (играми).

Оборудование:магнитофон, аудиозапись «Моцарт для малышей», аудиозаписи из мультфильма «Умка», мягкая игрушка – мишка, погремушки, рисунки-заготовки с изображением банки, бейджики, краски, губки.

Встреча 8 «Курочка и цыплята».

Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители, дети.

Задачи:

- развивать умение родителей играть с детьми;

Способствовать адаптации малышей к детскому саду;

Закреплять знания частей лица, умение их показывать у себя;

- развивать изобразительные навыки.

Оборудование:магнитофон, игрушки – лиса и петух, маски цыплят, аудиозапись «Деревня», рисунки заготовки с изображением петуха, краски.

Встреча 9 «Солнышко».

Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители, дети.

Задачи:

-формировать дифференцированные связи с окружающими людьми;

- развивать навыки совместной игры, предметного взаимодействия;

- вызвать положительное отношение к детскому саду;

- расширять словарный запас ребенка.

Оборудование:магнитофон, игрушки – собака и солнце, зонтики, аудиозапись «Голубой вагон», рисунки заготовки солнца, краски.

Встреча 10.

Участники: педагог –психолог, воспитатели, родители.

Цель: подведение итогов работы адаптационной группы и осознание значимости адаптационного периода у детей раннего возраста.

Задачи:

- систематизировать полученные знания об адаптации у родителей будущих воспитанников;

- детально обсудить постепенное вхождение малыша в детский сад по разработанному алгоритму;

- познакомить родителей с планом дальнейшей работы по адаптации с их детьми;

- получить обратную связь в виде отзывов родителей и пожеланий по вопросам функционирования Клуба молодых родителей.

Оборудование: анкета для родителей о готовности ребенка к поступлению в детский сад и анкета «Обратная связь»,бейджики.

Публикации по теме:

Организация взаимодействия с семьёй в период адаптации ребенка к условиям ДОУ Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И.

Информационная памятка для родителей по адаптации ребенка к условиям детского сада ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД!Рекомендации по адаптации малышаУважаемые родители! Для того, чтобы Ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском.

Карта готовности ребенка к поступлению в ДОУ .

Мастер-класс «Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ» Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям ДОУ Актуальность темы обусловлена тем, что адаптационный период является серьезным.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей и родителей во время адаптации к условиям детского сада. Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению не нова, однако до сих пор остается одной из актуальных. Рано или поздно, но перед каждой.

Памятка для родителей «Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад» Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Детский сад - это не только новое окружение, новая обстановка, новые люди. Это и первое.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации тревожных детей Пояснительная записка Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период, когда закладываются основы здоровья будущего взрослого человека.

Работа ДОО с родителями во время адаптации ребенка к условиям пребывания в младшей группе РАБОТА ДОО С РОДИТЕЛЯМИ ВО ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема.

Рекомендации педагога-психолога по адаптации ребенка к условиям детского сада Рекомендации педагога-психолога по адаптации ребенка к условиям детского сада. Как надо готовить родителям ребёнка к поступлению в детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа сопровождения семьи при подготовке ребенка к поступлению в ДОУ и адаптации к условиям детсада
Опубликовано: 27 апреля 2019 в 13:15
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД