Получи документы

Логопедическая программа по развитию речи «Буду говорить правильно»

Эльвира Сабирова
Логопедическая программа по развитию речи «Буду говорить правильно»

ПРОГРАММА

«БУДУ ГОВОРИТЬ ПРАВИЛЬНО»

Автор:

Учитель -логопед

Сабирова Эльвира Юрьевна

СОДЕРЖАНИЕ

I. Пояснительная записка

I.1. Актуальность

I.2. Новизна

I.3. Цель

I.4. Задачи

I.5. Методика обучения

I.6. Контингент обучаемых

I.7. Объём часов

I.8. Ожидаемый результат

II. Учебно – тематический план

III. Содержание программы

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время проблема обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой.

Публикация «Логопедическая программа по развитию речи „Буду говорить правильно“» размещена в разделах

За последние годы наблюдается увеличение количества детей дошкольного возраста имеющих нарушения речевого развития, что в большинстве своем обусловлено комплексом причин: родовыми травмами, внутриутробной патологией, инфекциями, неблагоприятной экологической обстановкой, а также неправильным воспитанием речи ребенка в раннем детстве. Проблема формирования полноценной личности ребёнка остаётся актуальной и требует повседневной, кропотливой, многогранной работы.

У детей с нарушениями речи затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватного реагирования на происходящие изменения, на усложняющиеся требования к коммуникативной функции речи. Исправляя речевые нарушения, логопед положительно влияет на сенсорную, интеллектуальную и эмоционально-волевую сферу ребенка, т. е способствует его социальной адаптации. Вот почему логопеды и родители должны быть ориентированы на своевременное выявление отклонений в речевом развитии ребенка, должны знать причины их вызывающие, знать пути их преодоления.

I.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

В настоящее время в связи с тем, что в сельской местности нет специализированных детских садов для детей со сложными речевыми нарушениями, во многих дошкольных учреждениях организованы логопункты. Контингент детей поступающих на логопункт дети 6-7 летнего возраста, а дети 4-5 лет зачастую остаются неохваченными.

В соответствии с утвердившимся в современной коррекционной педагогике положением о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений с симптомами речевого недоразвития представленная дополнительная образовательная программа «Буду говорить правильно» рассчитана на организацию коррекционной работы с детьми 4-5 летнего возраста с II-III уровнем речевого недоразвития.

Представленная дополнительная образовательная программа «Буду говорить правильно» является авторско-составительской и создана на базе следующих: Нищева Н. В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в средней группе детского сада, Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду» под ред. Логиновой В. И., Михайловой З. А., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа коррекционного обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

I.2. НОВИЗНА

Новизна и особенность данной программы в том, что она разработана для коррекционной работы с детьми 4-5 летнего возраста в условиях логопункта. Программа предусматривает принципиально новый подход, направленный на комплексное решение различных, но взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития (фонетика, лексика, грамматика) и подчеркивает важность формирования у детей навыков самоконтроля и самооценки уже с 4-5летнего возраста.

Данная программа ориентирована на совершенствование существующих и создание новых методов, содержания и форм организации коррекционной работы с детьми 4-5летнего возраста с общим недоразвитием речи.

I.3. ЦЕЛЬ

Целью данной программы является построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с общим недоразвитием речи в возрасте 4-5 лет, предусматривающей взаимодействие и преемственность действий специалистов дошкольного учреждения и родителей дошкольников. Предложенная комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизиологического развития детей с ОНР II-III уровня.

I.4. ЗАДАЧИ

Коррекционно-образовательные задачи:

Расширение, уточнение и активизация словаря.

Совершенствование грамматического строя речи.

Совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие задачи :

Развитие связной речи.

Развитие речевого дыхания.

Развитие интонационной выразительности речи.

Развитие зрительного внимания, памяти и мышления.

Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

I.5. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Данная дополнительная образовательная программа «Буду говорить правильно» предназначена для детей 4-5 лет со II-III уровнем речевого недоразвития.

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с физиологическими и возрастными нормативами, это позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников. Для детей предложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности, сбалансированное чередование специально организованных занятий. При комплектовании групп для подгрупповых занятий учитывается психоэмоциональный и коммуникативный статус ребёнка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учётом психогигиенических требований, их структуре, способам взаимодействия ребёнка с педагогом и сверстниками.

Работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям :

- развитие артикуляционного и голосового аппарата;

- развитие просодической стороны речи;

- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;

- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса;

- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;

- развитие диалогической и монологической речи.

В основе программы лежат принципы систематичности и доступности, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.

Логопедическое воздействие в коррекционной работе осуществляется различными методами: практическими, наглядными, словесными. Выбор и использование того или иного метода определяется целями коррекционного воздействия.

I.6. КОНТИНГЕНТ ОБУЧАЕМЫХ

Программа рассчитана на детей 4-5летнего возраста со II-III уровнем речевого недоразвития. Третий уровень речевого развития характеризуется с наличием развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Лексика детей включает все части речи. При этом наблюдается неточное употребление лексических значений слов. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. Дети неправильно употребляют предлоги, допускают ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков. Недостатки произношения выражаются в искажении, замене или смешении звуков.

I.7. ОБЪЕМ ЧАСОВ

Объем учебного материала рассчитан на один год обучения.

Всего в год – 60 ч.

- формирование фонетической стороны речи – 28ч;

- формирование лексико-грамматических категорий и связной речи – 32 ч.

I.8. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В течение года у детей предполагается сформировать:

- устойчивые связи между слуховыми, рече-слуховыми, рече-двигательными анализаторами;

- понимание обращённой речи в соответствии с параметрами возрастной нормы;

- формирование фонетически правильного звукопроизношения;

- правильной слоговой структуры слов;

- умение пользоваться простыми распространёнными предложениями;

- владению элементарными навыками пересказа, диалогической речи, словообразования;

- умению грамматически правильно употреблять падежные, родовые окончания, использовать простые и сложные предлоги.

Формируется фонематический слух, развивается моторика артикуляционного аппарата, мелкая и общая моторика, повышается активность основных психических процессов: памяти, мышления, внимания.

II. УЧЕБНО -ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ ТЕМА Всего часов Теоретические занятия Практические занятия

ФОНЕТИКА:

1. Гласные звуки

1.2.

Понятие о звуке

1

1

1.3 Гласный звук А 1 1

1.4 Гласный звук У 1 1

1.5. Дифференциация звуков [А]- [У] 1 1

1.6. Анализ и синтез слияний[АУ] [УА] 1 1

1.7 Гласный звук [О] 1 1

1.8. Дифференциация звуков [А] - [У] - [О] 1 1

1.9 Анализ и синтез слияний гласных звуков [ОА], [АО], [ОУ], [УО] 1 1

1.10 Гласный звук [И] 1 1

1.11. Анализ и синтез слияний [ИА], [АИ], [ИУ], [УИ],[ИО], [ОИ] 1 1

1.12. Дифференциация звуков [А], [У], [О], [И] 1 1

1.13. Анализ и синтез слияний [АУИ], [ОИУ], [ИОА] 1 1

2. Согласные звуки

2.1.

Согласный звук Т 1 1

2.2. Анализ и синтез обратных слогов [АТ], [УТ], [ОТ],[ИТ] 1 1

2.3. Согласный звук [П] 1 1

2.4. Дифференциация звуков [Т]- [П] 1 1

2.5. Согласный звук [Н] 1 1

2.6. Дифференциация звуков [Т]- [П]-[H] 1 1

2.7. Согласный звук М 1 1

2.8. Анализ и синтез закрытых слогов [АМ], [УМ], [ОМ], [ИМ] 1 1

2.9. Анализ и синтез прямых слогов [ТА], [ПА], [НА], [МА] 1 1

2.10. Согласный звук [К] 1 1

2.11. Анализ и синтез слогов [АК], [УК],[ОК], [ИК],[КА] 1 1

2.12. Анализ и синтез слогов [ТО], [ПО], [НО], [МО],[КО] 1 1

2.13. Анализ и синтез слогов [ТУ], [ПУ], [НУ], [МУ], [КУ] 2 2

2.14. Анализ и синтез слогов [ТИ], [ПИ], [НИ], [МИ], [КИ] 2 2

ЛЕКСИКА И ГРАММАТИКА:

1. Лексическая тема «Осень» 2 2

2. Лексическая тема «Лес. Деревья» 2 2

3. Лексическая тема «Огород. Овощи» 2 2

4. Лексическая тема «Сад. Фрукты» 2 2

5. Лексическая тема «Игрушки» 2 2

6. Лексическая тема «Одежда» 2 2

7. Лексическая тема «Обувь» 2 2

8. Лексическая тема «Посуда» 2 2

9. Лексическая тема «Зима» 2 2

10. Лексическая тема «Новогодний праздник» 2 2

11. Лексическая тема «Домашние птицы» 2 2

12. Лексическая тема «Домашние животные и детеныши» 2 2

13. Лексическая тема «Дикие животные и детеныши» 2 2

14. Лексическая тема «Весна» 2 2

15. Лексическая тема «Насекомые» 2 2

16. Лексическая тема «Лето» 2 2

ИТОГО: 60 60

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ ФОНЕТИКА

Тема № 1(12 часов)

Гласные звуки

Основные вопросы:

Знакомство с понятием звук (шумовой звук, речевой звук).

Знакомство с понятием гласный звук, звук певец, отсутствие преграды.

Общая артикуляционная гимнастика.

Артикуляция гласных звуков [А] [У] [О] [И].

Выделение звуков [А], [У], [О], [И] из ряда гласных звуков, слогов, слов.

Дифференциация звуков [А], [У],[О],[И] в ряду слогов, слов,слов с опорой на картинки (начальная позиция).

Анализ и синтез слияний [ИА],[АИ],[ИУ],[УИ],[ИО],[ОИ],[АУИ],[ОИУ],[ИОА].

Развитие речевого дыхания – упражнение «Листья», «Приятный запах».

Развитие слухового внимания – упражнение «Внимательные ушки», «Повтори за мной».

Развитие фонематических представлений - упражнение «Подбери картинки на заданный звук».

Работа над чёткостью дикции в потешках.

Требования к знаниям и умениям:

Изучив тему гласные звуки дети получат знания:

1. Какие органы речевого аппарата помогают человеку говорить.

2. Что значит правильно говорить.

3. Что значит правильно дышать.

4. Что такое звук, речевой звук, гласный звук.

дети научатся:

1. Правильно и отчётливо произносить гласные звуки.

2. Слышать звук в потоке речи и определять его позицию в слове.

3. Дифференцировать гласные звуки.

Тема № 2 (16)

Согласные звуки

Основные вопросы:

Знакомство с понятием согласный звук, не поётся, преграда.

Артикуляция звуков [К],[Т],[П],[Н],[М].

Специальная артикуляционная гимнастика для постановки шипящих звуков.

Выделение звуков [К],[Т],[П],[Н],[М] из ряда звуков, слогов, слов.

Дифференциация согласных звуков в ряду звуков, слогов, слов.

Подбор слов на заданный гласный и согласный звук.

Анализ и синтез слогов обратных и прямых слогов [АК,[АП],[АН],[АМ],[КА],[ТА],[ПА],[НА],[МА].

Работа над речевым дыханием «На закате тучки тают».

Развитие выразительности речи и мимики «Узнай по интонации».

Развитие фонематических представлений «Разложи по корзинкам».

Работа над чёткостью дикции» «Мак».

Развитие слухового внимания «Можно и нельзя».

Закрепить представления детей о гласных и согласных звуках – «Путешествие в звуковой город».

Требования к знаниям и умениям:

Изучив тему согласные звуки дети получат знания:

1. Что такое согласный звук.

2. Чем отличаются гласные и согласные звуки.

3. Где находится звук в слове (в конце и начале).

дети научатся:

1. Правильно и отчётливо произносить гласные и наиболее лёгкие согласные звуки.

2. Выделять согласные звуки из ряда звуков, слогов, из конца и начала слов.

2. Сливать в слоги гласные и простые согласные звуки.

3. Дифференцировать согласные звуки в обратных и прямых слогах.

4. Подбирать слово с заданным звуком.

Раздел лексика и грамматика

Тема № 3 (32 часа)

Основные вопросы:

Словарная работа по темам: «Осень», «Огород. Овощи», «Лес. Деревья», «Сад. Фрукты», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Зима», «Новогодний праздник», «Домашние птицы», «Домашние животные и детёныши», «Дикие животные и детёныши», «Весна», «Насекомые», «Лето. Цветы на лугу».

Введение в словарь существительных, глаголов, наречий.

Употребление существительных в единственном и во множественном числе.

Употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Подбор определений к существительным.

Употребление существительных в винительном и творительном падеже.

Употребление в речи простых предлогов НА, С, В, ИЗ.

Работа над слоговой структурой слов.

Работа над составлением простых предложений из 2,3 слов (по картинке).

Работа над составлением рассказав-описаний

Работа над составлением рассказов из 3 предложений по картине.

Работа над умением пересказывать небольшой текст (с опорой на картинки).

Работа над диалогической речью «Ёлочка».

Работа над интонационной выразительностью речи «Веснянка».

Работа над координацией речи с движением, темпом и ритмом речи «Дождик».

Работа над слуховым вниманием «Что лишнее?»

Работа над зрительным вниманием «Что прибавилось?».

Требования к знаниям и умениям:

В завершении изучения лексико-грамматических основ,

дети получат знания:

1. Что такое слово.

2. Как оно образуется (с помощью суффиксов).

3. Как из отдельных слов составлять предложения.

4. Чем отличаются друг от друга слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.

5. Как составлять рассказы-описания, пересказы, рассказы.

Дети научатся:

1. Правильно и по смыслу употреблять в речи : существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

2. Пользоваться грамматическими категориями.

3. Составлять простые предложения, рассказы-описания, пересказы.

4. Пользоваться контекстной речью.

Публикации по теме:

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию «Я буду здоровым!» Конспект НОД по Социально-коммуникативному развитию Тема: «Я буду здоровым!" Цель: формировать представления детей дошкольного возраста.

Как научить ребенка говорить правильно положить маленькую игрушку и предложить малышу ее найти. Как научить годовалого ребенка говорить? После года лучше избегать языка жестов.

Конспект занятия по развитию речи. Рассказывание по картине «Зимние забавы» (подготовительная логопедическая группа) Цель занятия: Совершенствование навыка составления рассказа по сюжетной картине. Задачи: Коррекционно-образовательные задачи: - Актуализировать.

Консультация для родителей детей 2–3 лет «Учим детей говорить правильно» Консультация для родителейУчимся говорить правильно Для того чтобы ребёнок успешно и с интересом учился в школе, он должен уметь и знать.

Консультация «Почему ребенок не научился говорить правильно». Почему ребенок не научился говорить правильно. Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения не хаотичны, они.

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности на неделю «Буду делать хорошо и не буду плохо» Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по тем «Буду делать хорошо и не буду плохо» Цель: формирование личного.

Проект «Будем говорить правильно»Проект «Будем говорить правильно» ПРОЕКТ «Будем говорить правильно» долгосрочный (сентябрь 2016 – май 2017 г.) групповой, речевой, эмоциональный. УЧАСТНИКИ проекта:.

Сценарий спортивного развлечения «Буду в армии служить, буду Родину любить!» Ход мероприятия: В зале родители, приглашённые гости. Вход детей в зал и выполнение упражнений под песню Газманова «Вперед Россия» Инструктор:.

Спортивные соревнования «Буду Родину любить, буду в армии служить!» Цель: воспитать чувство гордости, благодарности и уважения к российской армии, любви к родине. Задачи: формирование чувства долга и любви.

Консультация для родителей «Научите меня говорить правильно» ЖурналНаучите меня говорить правильно Что на страницах журнала вас ждёт: Коррекционная педагогика 1. Какой он, ребёнок старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическая программа по развитию речи «Буду говорить правильно»
Опубликовано: 2 ноября 2017 в 10:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД