Лучший педагог года

Программа «Человек и экология» для детей 4–6 лет

Глебова С
Программа «Человек и экология» для детей 4–6 лет

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Дом творчества с. Хлевное

ПРИНЯТО

на заседании педагогического

совета

Протокол № __от___2019г УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУ ДО ДТ

___В. В. Кудаева

Приказ № ___ от ___2019г

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Человек и Экология»

естественнонаучной направленности

(модульная)

возраст детей – 4-6 лет

срок реализации 1 год

Автор-составитель: Глебова Светлана Алексеевна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДТ

Публикация «Программа „Человек и экология“ для детей 4–6 лет» размещена в разделах

Хлевное 2019

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1Пояснительная записка

Направленность программы

Программа «Человек и экология» имеет естественнонаучную направленность. Программа направлена на формирование более глубоких представлений детей дошкольного возраста о своем организме.

Актуальность программы

Здоровье современного человека, незнание элементарных основ его биологии, вредные привычки, экологическое состояние окружающей среды вызывает тревогу во всём мире, ставят вопрос о выживании человека, как биологического вида, и заставляет ставить перед образованием и воспитанием молодого поколения вопрос о важности привития детям с раннего возраста правильного отношения к своему организму, формирование элементарных представлений о его биологии, зависимости здоровья человека от природной и социальной среды, формирование негативного отношения к «вредным» привычкам. В связи с этим в дополнительном образовании и воспитании, предлагается реализовать программу дополнительного образования: «Человек и Экология»

Программа разработана в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов:

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года, утверждена распоряжением правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р;

4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утверждена распоряжением правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14, утверждены Постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41;

6. Устав МБУ ДО ДТ.

Новизна программы заключается в том, что это, прежде всего, это локальный курс. Представляется целесообразным знакомить детей с экологией, используя локальный материал, т. е. привлечь внимание дошкольников к своему собственному организму. Плавный подход к экологии в рамках данного курса проводится через системы органов ребенка к его целому организму, воспринимающему окружающий мир всеми органами чувств. Анатомия и физиология ребенка представляется центральным ядром, посредством которого осуществляется связь с окружающей средой.

Отличие данной программы состоит в попытке автора-составителя связать в единую логическую цепь, доступную пониманию дошкольников - строение и физиологию органов человека и их систем с параметрами окружающей среды, подвести детей к самостоятельным выводам о требованиях личной и общественной гигиены, о необходимости охраны окружающей среды, и бережного отношения к своему организму.

Адресат программы

Программа ориентирована на учащихся дошкольного возраста, которые проявляют интерес к экологии, строению организма.

Объем программы

Общее количество часов -72.

Формы обучения

В программе преобладают игровые методы обучения. Это путешествия по анатомическим таблицам, подготовленные игры, направленные на развитие органов чувств, а также подвижные и сюжетно - ролевые игры, беседы, элементарные опыты по анатомии и природоведению и др. Кроме того используются мультимедийные презентации и видеофильмы для эмоционального и познавательного развития детей.

Срок освоения программы

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Режим занятия

Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 1 часу. Программа включает 72 занятия

1.2 Цель и задачи программы

Цель способствовать формированию представления о взаимосвязи всех систем органов между собой и окружающей средой - живой и неживой природой, а также с социальным окружением и поведением человека в нем.

Задачи программы :

- формирование осознанного восприятия ребенком значения культурно - гигиенических навыков,

- формирование понимания того, что вредно и что полезно для организма человека-

-формирование представлений о травматизме, вредных привычках, загрязнении окружающей среды.

-Осознание детьми последствий неправильного отношения к своему здоровью

- привитие уважительного отношения к своему собственному организму, к здоровью других людей,

- Развитие познавательных способностей - основы для успешного обучения в школе.

Ожидаемые результаты:

• полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться об окружающей среде, своем здоровье, соблюдать правила поведения в природе, оказывать ей свою посильную практическую помощь.

• учащиеся смогут оценивать состояние своего здоровья с точки зрения своего поведения в окружающей среде или своего неправильного отношения к гигиене своего организма.

• дети научатся управлять своим поведением в окружающей среде, используя навыки здоровье сберегающего поведения в природе;

• учащиеся получат навыки коммуникативного взаимодействия друг с другом, взрослыми для сохранения хорошего эмоционального состояния

• учащиеся получат знания экологического характера, что в дальнейшем повысит мотивацию детей к изучению естественнонаучных дисциплин.

Способы контроля усвоения знаний и представлений.

Усвоение знаний и представлений выявляется различными способами:

отзывы родителей, совета педагогов, заведующего отделом.

О компетентности детей можно судить по результатам их участия в занятиях – отчетах (в дни открытых дверей, праздник «Будем здоровы», конкурса плакатов «Будем здоровы», анкетирование родителями своих детей с помощью опросника, полученного от педагога после ознакомления детей к каждым разделом программы.

Внутреннюю диагностику можно проводить в форме анализа рабочих листов, знание детьми ответов на заданные вопросы, после каждого раздела, рисунков детей, умение их обсуждать предложенную тему.

Уровень компетентности учащегося определяется как отношение вопросов, на которые получены удовлетворительные ответы, к общему количеству заданных во время блиц - игры вопросов.

Способы определения результативности:

Предполагаемые результаты применения программы приведены отдельно по каждому разделу в содержании программы.

1.3 Содержание программы

Учебно – тематический план

N п/п Название темы модуля Количество часов Формы аттестации/контроля

Всего Теория Практика

1. Введение 1 1

2 Я –кто это. Тело человека 24

3 О правильном питании 14

4 Личная гигиена и гигиена жилища 14

5 Чтобы не болеть 14

6 Ребенок и природа 4

7 Итоговое занятие 1

Итого 72

Содержание программы модуля

Тема №1 Введение. (1 час) Цели и задачи программы, знакомство с группой.

Тема №2 «Я –кто это. Тело человека» (всего-24ч. теор. -10; практ. -12)

«Мышцы», «Фотовыставка», «Найди сходство», «От младенца до старика», «Конструирование тела», «Моё тело», «Как меня назвали?», «Знакомьтесь – это я», «Почему мы двигаемся?», «Проволочный человечек», «Мышцы, кости и суставы», «Скелет –наша опора», «Школа космонавтов», «Поможем сердцу работать», «Снежная королева», «Сердце бывает слабым и сильным», «Твой вечный двигатель» «Органы пищеварения», «Удивительные превращения пирожка», «Правила королевы Зубной Щетки» «Как нужно чистить зубы», «Как сохранить хорошее зрение», «Смотри во все глаза» «Чем мы слышим?», «Зачем человеку уши, «Ушки на макушке», «Чтобы уши не болели», «Путешествие в страну Носарию» «Как мы дышим», «Дыши правильно», «Главные правила дыхания».

Тема №3 «О правильном питании» (теория-7, практика-7) Доктор Айболит. Полезная и вредная еда. Витамины растут на ветке, витамины растут на грядках. Овощи и фрукты – полезные для здоровья продукты. О здоровой пище. Какие вкусные подарки дарит нам осень? Разговор о правильном питании. Загадки об овощах и фруктах. Что я знаю о своем здоровье.

Тема №4 «Личная гигиена и гигиена жилища.» (всего-14ч. теор. -7; практ. -7)Друзья Вода и Мыло, Уход за зубами, Правила ухода за телом, Как надо заправлять постель, Правильно сервируем стол, Девочка чумазая, Чистота – залог здоровья, Культура поведения за столом, «Кто такие микробы?», «Откуда берутся болезни?», «День здоровья», Беседа «Кто с закалкой дружит – никогда не тужит!», «Почему заболели ребята», Ты и твое здоровье.

Тема №5 «Чтобы не болеть» (всего-14ч. теор. -7; практ. -7) Чтобы быть здоровым. Какие мы разные. Уроки Мойдодыра. Мы любим умываться и чисто одеваться. Где что находится? Правила гигиены. Где хранятся витамины? Я хочу быть здоровым. Кому нужны эти предметы? Кто с закалкой дружит, никогда не тужит. Семья. Аптека. Скорая помощь. Кто с закалкой дружит, никогда не тужит. Волшебный морж. Зачем мы дышим. Как закаляться. Если хочешь быть здоров. Упражнения и подвижные игры. Сохрани своё здоровье сам. Неболейка. Осторожно, грипп. На зарядку становись. Зимние забавы и игры. Как лечили Мишку. Врачи – наши помощники.

Тема №6 «Ребенок и природа» (всего-4ч. теор. -2 практ. -2) Какие растения растут в нашем селе?. Безопасность при общении с незнакомыми животными. Красивый, но опасный мухомор. Съедобные грибы. Съедобные ягоды и ядовитые растения.

Тема№7 Итоговое занятие (1 час) «Волшебный мир»

Планируемые результаты первого года обучения (первый модуль)

II Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Календарный учебный график

Начало учебного года – 1 сентября. Окончание учебного года – 31мая. Комплектование объединения до 13 сентября текущего года. Занятия начинаются не позднее 16 сентября текущего года.

Количество учебных недель – 36 недель. Количество часов в неделю – 2 часа.

Режим занятий - 2 занятия в неделю.

Продолжительность одного занятия –20мин.

С июня по август организуются и проводятся занятия, мастер-классы, праздники, игры, открытые площадки, соревнования и т. д. по дополнительной общеразвивающей программе «Созвездие» с группами переменного состава.

2.2 Условия реализации программы

Кадровое обеспечение:

В реализации программы задействован педагог дополнительного образования:

МБУ ДО ДТ Глебова Светлана Алексеевна – образование – высшее; Курсы повышения квалификации –ГАУДПО ЛО «Институт развития образования» ,май 2019 г. по теме «Организация деятельности педагогических работников дополнительного образования в условиях модернизации системы образования»

квалификационная категория – высшая, дата аттестации – –30.09.2015 г

Материально- техническое обеспечение программы :

1. учебный кабинет, соответствующий нормам СанПина-1;

а) учебный кабинет;

б) столы и стулья;

в) компьютер, проектор, экран, колонки.

2.3Формы аттестации (контроля)

В ходе реализации программы осуществляются следующие виды контроля – входной, текущий, контроль по итогам изучения отдельного модуля, промежуточная аттестация в середине учебного года, итоговая аттестация по окончанию учебного года и целой программы.

В начале учебного года осуществляется входной контроль для определения уровня развития детей и их творческих способностей.

Формы аттестации (контроля) – беседа, опрос, педагогическое наблюдение.

В течение учебного года проводится текущий контроль, который позволяет определить степень усвоения учащимися учебного материала, их готовность к восприятию нового.

Промежуточная аттестация проводится ежегодно по итогам каждого полугодия.

Формы аттестации (контроля) – анкетирование, тестирование.

Итоговая аттестация проводится по окончанию учебного года или целой программы.

Формы аттестации (контроля) – выставки, конкурс, тестирование, анкетирование.

Цель диагностики - проследить динамику развития знаний и умений учащихся.

Одним из показателей результативности является участие детей в конкурсах, различного уровня.

2.4 Методическое обеспечение

1. Наглядные пособия по строению человека.

2. Информационные таблицы по питанию.

3. Иллюстрации по правилам питания.

4. Раздаточный материал по основным разделам программы.

III Список литературы:

1. Иванова А. И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду, Человек. -М. :ТЦ Сфера, 2007.-224с. -(Программа развития).

2. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы).-М. : ВАКО,2005.-176с. -( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

3. Шорыгина Т. А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. -М. :ТЦ СФЕРА,2005.-64с. (Серия «Вместе с детьми»).

4. Гуменюк Е. И., Слисенко Н. А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни. Рабочая тетрадь СПб. : Детство-Пресс, 2013- 48с

Вторник и четверг

Календарно-тематическое планирование

Занятия Дата проведения Тема модуля

Тема занятия

Кол-во часов

план фактически

1 18.09.19 Введение 1

Я –кто это. Тело человека» 24

2 20.09.2019 «Знакомьтесь – это я» 1

3 25.09.2019 «Моё тело», 1

4 27.09.2019 «Почему мы двигаемся?», 1

5 02.10.2019 «Мышцы, кости и суставы» 1

6 04.10.2019 «Скелет –наша опора» 1

7 09.10.2019 «Проволочный человечек» 1

8 11.10.2019 «Органы пищеварения» 1

9 16.10.2019 «Удивительные превращения пирожка» 1

10 18.10.2019 «Правила королевы Зубной щетки» 1

11 23.10.2019 «Для чего нужен язык» 1

12 25.10.2019 «Сердце и сосуды» 1

13 29.102019 «Поможем сердцу работать» 1

14 01.11.2019 «Школа космонавтов» 1

15 06.11.2019 «Путешествие в страну Носарию» 1

16 08.11.2019 «Как мы дышим» 1

17 13.11.2019 «Правила дыхания» 1

18 15.11.2019 «Смотри во все глаза» 1

19 20.11.2019 «Как сохранить зрение» 1

20 22.11.2019 «Чем мы слышим» 1

21 27.11.2019 «Ушки на макушке» 1

22 29.11.2019 «Чтобы уши не болели» 1

23 04.12.2019 «Вредные и полезные привычки» 1

24 06.12.2019 «От младенца до старика» 1

25 11.12.2019 «Фотовыставка» 1

«О правильном питании» 14

26 13.12.2019 Полезная и вредная еда. 1

27 18.12.2019 Витамины растут на ветке, витамины растут на грядках. 1

28 20.12.2019 Овощи и фрукты – полезные для здоровья продукты. 1

29 25.12.2019 О здоровой пище. 1

30 26.12.2019 Какие вкусные подарки дарит нам осень? 1

31 31.12.2019 Разговор о правильном питании. 1

32 09.01.2020 Загадки об овощах и фруктах. 1

33 14.01.2020 Что я знаю о своем здоровье. 1

34 16.01.2020 Подберем продукты для завтрака, обеда, ужина 1

35 21.01.2020 Съедобно-несъедобно 1

36 23.01.2020 Волшебные свойства витаминов 1

37 28.01.2020 Здоровое питание-активное долголетие 1

38 30.01.2020 Пирамида здоровья 1

39 04.02.2020 Как стать Здоровейкой 1

Личная гигиена и гигиена жилища. 14

40 06.02.2020 Друзья Вода и Мыло, 1

41 11.02.2020 Уход за зубами 1

42 13.02.2020 Правила ухода за телом 1

43 18.02.2020 Как надо заправлять постель 1

44 20.02.2020 Правильно сервируем стол 1

45 25.02.2020 Культура поведения за столом, 1

46 27.02.2020 Чистота – залог здоровья 1

47 03.03.2020 Кто такие микробы? 1

48 05.03.2020 Кто с закалкой дружит – никогда не тужит! 1

49 10.03.2020 Ты и твое здоровье. 1

50 12.03.2020 Откуда берутся болезни 1

51 17.03.2020 Если хочешь быть здоров 1

52 19.03.2020 Бережное отношение к вещам 1

53 24.03.2020 День здоровья 1

«Чтобы не болеть» 14

54 26.03.2020 Чтобы быть здоровым. 1

55 31.03.2020 Какие мы разные. 1

56 02.04.2020 Уроки Мойдодыра. 1

57 07.04.2020 Мы любим умываться и чисто одеваться. 1

58 09.04.2020 Правила гигиены. 1

59 14.04.2020 Где хранятся витамины? 1

60 16.04.2020 Я хочу быть здоровым. 1

61 21.04.2020 Волшебный морж. 1

62 23.04.2020 Скорая помощь. 1

63 28.04.2020 Как закаляться. 1

64 30.04.2020 Сохрани своё здоровье сам. 1

65 05.05.2020 На зарядку становись. 1

66 07.05.2020 Как лечили Мишку. 1

67 12.05.2020 Врачи – наши помощники. 1

«Ребенок и природа» 1

68 14.05.2020 Какие растения растут в нашем селе?. 1

69 19.05.2020 Безопасность при общении с незнакомыми животными. 1

70 21.05.2020 Съедобные ягоды и ядовитые растения. 1

71 26.05.2020 Правила поведения в природе 1

72 28.05.2020 «Волшебный мир»

Итого 72

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Как устроен человек?» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Как устроен человек?» для детей старшего дошкольного возраста Автор: Цыганкова Наталья Ивановна Цель: Создание условий для формирования здорового образа жизни Задачи: - Совершенствовать представления.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Конспект ОД по познавательному развитию «Человек — часть природы» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект НООД для детей старшего дошкольного возраста. Игра-викторина «Что? Где? Когда?» (экология)Конспект НООД для детей старшего дошкольного возраста. Игра-викторина «Что? Где? Когда?» (экология) Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 105 ОАО «РЖД» Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности.

Конспект урока по объемной аппликации «Человек в открытом космосе» для детей младшего школьного возрастаКонспект урока по объемной аппликации «Человек в открытом космосе» для детей младшего школьного возраста Цель: изготовить объемную аппликацию «Человек в космосе» Задачи: Расширить знания учащихся о покорении космических глубин человеком. Познакомить.

Конспект занятия «Природа и человек» для детей старшей группы Цели: углублять и систематизировать представления о взаимоотношениях человека с окружающей средой; формировать ответственность за совершение.

Написание сочинения по прологу «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале» в 8 классе Конспект урока по литратуре. Написание сочинения по прологу. «Человек перед зеркалом. Человек в зеркале" Цель: Осуществлять поиск необходимой.

Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество»Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество» Перспективный план формирования представлений и умений детей младшей группы по образовательной области «Человек и общество». Сентябрь.

Перспективный план формирования представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек и общество».Перспективный план формирования представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек и общество». Представляю Вашему вниманию перспективный план по формированию представлений и умений детей средней группы по образовательной области «Человек.

Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Программа воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей СОДЕРЖАНИЕ: ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Человек и экология» для детей 4–6 лет
Опубликовано: 7 ноября 2021 в 09:40
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД