Наталия Королькова
Программа дополнительного образования для детей 3–4 лет «Волшебное тесто»
▼ Скачать + Заказать документы
программа "Волшебное тесто"
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В. А. Сухомлинский
Пояснительная записка
Актуальность: Лепка – самый естественный, полезный и увлекательный творческий процесс дошкольников. Лепить из соленого теста – большое удовольствие и радость. Еще на Руси, когда Новый год праздновали 1 сентября, а заодно играли и свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста. Считалось, то любая поделка из теста, находящаяся в доме – символ богатства и благополучия в семье. Искусство лепки из соленого теста стало и в наши дни чрезвычайно популярно.
Публикация «Программа дополнительного образования для детей 3–4 лет „Волшебное тесто“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Лепка способствует поддержанию положительного отношения к изобразительной деятельности, удовлетворяет потребности детей в художественном выражении.
Тесто – приятный и податливый материал, с которым дети работают с большим удовольствием. Занятия лепкой из теста развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, образное мышление, кругозор. Дети приучаются внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность.
Соленое тесто можно месить, рисовать пальцами узоры, раскатывать его руками или скалкой, вырезать стекой или формочками, менять его консистенцию и цвет, подвергать воздействию температуры, работать как с очень крупным, так и с маленькими объёмом материала.
Лепка из солёного теста дает толчок к развитию воображения, творчества, появлению самостоятельности, инициативы. Она имеет массу преимуществ перед другими видами творчества: дешевизна расходных материалов; простота создания фигур; маленькие шедевры, созданные детьми, могут храниться долго; широкие возможности для творчества.
Тестопластика постепенно знакомит с различными формами, текстурами, размерами, стимулирует эстетическое и умственное развитие. В работе используются безопасные красители. Во время проведения занятия предусмотрены пальчиковые игры, что способствует получению положительных эмоций от общения и творческого процесса.
Программа дополнительного образования «Волшебное тесто» призвана помочь воспитанникам детского сада реализовать потребность в самовыражении посредством изобразительной деятельности, развить в детях универсальную способность – воображение.
Новизной данной программы является новая, отличная от традиционной пластилиновой лепки, форма развития в изобразительной деятельности – лепка из соленого теста.
В МДОУ реализуется программа «Изобразительная деятельность в детском саду» под ред. Т. С. Комаровой, в которой не предусмотрены занятия по лепке из соленого теста.
В данной программе, воспитанники знакомятся с различными способами лепки, со свойствами материала, а также с основными приемами их применения. За основу новой программы взяты методики О. В. Чибриковой, И. А. Лыковой.
Программа рассчитана на 1 год работы с детьми от 3-4 лет из расчета 1 раз в неделю продолжительностью до 30 минут. Занятия платные, проводятся во второй половине дня в группе с 18.30 до 19.00. Данной программой предусмотрено 32 занятия с воспитанниками. Занятия с детьми проводятся с октября по май.
Цель программы – ознакомление детей с новым видом деятельности – лепкой из соленого теста.
Задачи программы :
-Создавать у детей интерес к лепке из теста.
-Знакомство со свойствами материала.
-Обучать приемам лепки.
-Обучать навыкам экспериментирования с художественными материалами.
-Развивать любознательность, мышление, творческие способности.
-Развивать мелкую моторики руки.
-Воспитывать аккуратность и умение доводить начатое до конца.
Принципы построения программы :
-системность занятий;
-доступность материала;
-от простого к сложному;
-повторность материала;
-разнообразие тематики.
Для программы дополнительного образования «Волшебное тесто» разработано календарно-тематическое планирование и конспекты занятий с детьми 3-4 лет. Тематическое планирование составлено в соответствии со временами года, праздниками. Взяты разные сферы окружающего мира предметов и явлений, животных и растений. Темы подобраны с периодичностью закрепления ЗУН в получаемом виде творчества.
Формы работы с детьми:
-наглядный показ и «проговаривание» этапов лепки (как перед началом занятий, так и в процессе);
-экспериментирование с художественными материалами и способами лепки;
-использование стихов, загадок, считалок, пальчиковых игр;
- индивидуальный подход;
- анализ детских работ.
Основные формообразующие приемы лепки : Раскатывание столбика между руками; скатывание (шара, овала); расплющивание (диск, лента).
Дополнительные приемы лепки : защипывание, прищипывание, загибание краев. Скрепление: прижимание, примазывание, сглаживание (пальчиком, мокрой тряпочкой).
Каждая работа воспитанника оценивается только положительно, корректные критические замечания возможны лишь в индивидуальной форме, после обсуждения наиболее удачных моментов. Обязательна мотивировка исполнения поделки. Занятия лепкой проводятся только в состоянии творческого подъема и желания творить.
Предметно-развивающая среда
Для успешной реализации программы в группе имеются следующие материалы и инструменты:
ингредиенты для теста (мука, соль, вода, клей ПВА);
посуда (чашка для замешивания теста, скалка);
инструменты для работы с тестом : стеки, кисточки, краски, шаблоны, трафареты, формочки, тряпочки, емкости для воды, трубочки для изготовления отпечатков, палочки, картон.
Методическое обеспечение
Использование литературы по данной теме /см. библиографический список/.
Использование наглядных пособий И. А. Лыковой по лепке, иллюстрации, тематический подбор открыток, варианты образцов выполнения заданий по темам, конспекты занятий с сайта maam.ru.
Ожидаемые результаты
Повышение уровня творческих способностей детей.
Итоги реализации программы будут подведены в форме диагностики.
-Умение скатывать шар, овал, столбик.
-Умение вылеплять мелкие детали.
-Умение соединять, склевать детали водой.
-Умение раскрашивать готовые изделия.
-Умение составлять из отдельных частей поделку.
Календарно – тематический план работы кружка
месяц Тема занятия, программное содержание Оборудование и материалы Кол-во занятий
октябрь Вводное занятие «Волшебное тесто»
Цель: познакомить воспитанников с ингредиентами для приготовления солёного теста, показать инструменты для лепки, рассказать об их назначении. Побуждать детей выполнять простые приемы лепки скатывание шарика и расплющивание. Дощечки для лепки по количеству детей, мука, вода, соль, блюдо для замешивания теста, готовое тесто для лепки, салфетки для рук. 1
Волшебные столбики (карандаши)
Цель: Побуждать детей выполнять простые приемы лепки делить кусок теста на несколько частей, раскатывать тесто колбаской (столбиками) разной величины. Дощечки для лепки, готовое солёное тесто, салфетки для рук. 1
Печенье для куклы Кати.
Цель: Учить скатывать шарики теста между ладонями круговыми движениями, учить делить тесто на части. Показать прием расплющивания.
Дощечки для лепки, готовое солёное тесто, салфетки для рук, кукла Катя, блюдо для печенья. 1
Баранки и сушки для медвежонка.
Цель: Учить детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать столбики, соединять их в колечки разного размера, примазывая место соединения. Дощечки для лепки, готовое солёное тесто, салфетки для рук, игрушка Медвежонок, блюдо для баранок и сушек. 1
ноябрь Веточка рябины.
Цель: Продолжать учить детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать столбики, шарики разного размера. Учить составлять композицию из отдельных элементов. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, веточка рябины в вазе. 1
Яблочки для ежонка
Цель: Закреплять умение детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать шарики разного размера. Учить составлять композицию из отдельных элементов. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, игрушка Ёжик, яблоки разного цвета и размера. 1
Грибочки для белочки.
Цель: Закреплять умение детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать шарики и столбики разного размера. Учить соединять отдельные элементы между собой для создания целого предмета (гриба). Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, игрушка белка, корзинка для грибов. 1
Морковка для зайчонка
Цель: Закреплять умение детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать шарики и столбики разного размера. Учить соединять отдельные элементы между собой для создания целого предмета (гриба). Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, игрушка зайчик, корзинка для грибов.
декабрь Пуговицы для куклы.
Цель: Продолжать учить детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать шарики разного размера. Закреплять умение расплющивать шарик, предавая форму пуговицы. Учить делать отверстия с помощью трубочки для коктейля. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, игрушка кукла Катя. 1
Украшения для ёлки.
Цель: Закреплять умение детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать шарики и столбики разного размера. Учить делать поделку на ёлку, используя формы для выпечки печений. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, трубочки для коктейля, верёвочки или тесьма, ёлка. 2
Снеговик
Цель: Продолжать учить детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать шарики разного размера. Закреплять умение расплющивать шарик, предавая форму лепёшки. Учить детей украшать поделку, добавляя детали природного материала. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, игрушка снеговик. 1
январь Лепка по замыслу.
Цель: Закреплять разнообразные приёмы лепки из солёного теста. Развивать фантазию и творческие способности при создании композиции.
Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1
Посуда для кукол.
Цель: Учить лепить кружку и блюдце способом вдавливания и сплющивания. Работа с цветным тестом. Учить лепить кружку и блюдце способом вдавливания и сплющивания. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1
Ёжик.
Цель: Учить лепить способом вытягивания из целого куска. Продолжать учить детей украшать поделку, добавляя детали природного материала. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1
Весёлые мышата. Цель: Продолжать учить лепить способом вытягивания из целого куска. Закреплять умение детей украшать поделку, добавляя детали природного материала. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1
февраль Коллективная работа «Бусы»
Цель: Закреплять умение делить кусок теста на несколько частей, скатывать в шарики и соединять между собой в единую композицию. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, нитка для бус 1
Непослушный колобок.
Цель: Закреплять умение детей делать поделку из целого куска теста. Закреплять умение детей скатывать большой шарик и украшать его недостающими деталями (глаза - изюм, нос – фасоль). Развивать фантазию и творческие способности при работе с тестом. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1
Гусеница
Закреплять умение делить кусок теста на несколько частей, скатывать в шарики и соединять между собой в единую композицию. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1
Солнышко
Закреплять умение делить кусок теста на несколько частей, лепить шар, сплющивать его. Добавлять детали лучики, вылепленные из столбиков разной длины. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1
март Цветок для мамы
Учить создавать красивую форму цветка. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять навыки работы с цветным тестом. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1
Божья коровка
Продолжать учить детей делать поделку из целого куска теста. Закреплять умение детей скатывать большой шарик и украшать его недостающими деталями (глаза – горошины, ножки – семена гвоздики, точки на теле – горошины душистого перца). Развивать фантазию и творческие способности при работе с тестом. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1
Угощение для кукол. Продолжать учить детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать шарики разного размера. Закреплять умение расплющивать шарик, предавая форму лепёшки. Учить детей лепить конфетки. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1
Лепка по замыслу. Закреплять разнообразные приёмы лепки при работе с тестом. Развивать фантазию и творческие способности при создании композиции. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1
апрель Бабочка. Учить детей делать поделку из нескольких частей, располагая части симметрично относительно друг друга. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1
Улитка. Учить лепить поделку из длинного жгутика свёрнутого по спирали. Закреплять умение добавлять в поделку детали из природного материала. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук. Глаза – горошины перца. Рожки – семена гвоздики. 1
Мишка. Продолжать учить детей делить тесто на несколько равных частей, раскатывать шарики разного размера. Закреплять умение расплющивать шарик, предавая форму лепёшки. Соединять детали между собой в правильной последовательности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1
Лепка по замыслу. Учить самостоятельно выбирать сюжет, развивать воображение. Закреплять разнообразные приёмы лепки при работе с тестом. Развивать фантазию и творческие способности при создании композиции. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1
май Пасхальные медальоны. Учить делать поделку из теста используя шаблон. Учить раскатывать тесто в пласт и вырезать из него разнообразные фигурки с помощью формочек для теста. Развивать фантазию и творческие способности. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук, формочки для теста. Скалки детские для теста. 1
Грибок-теремок. Закреплять умение детей делить кусок теста на две неравные части. Лепить шляпку гриба из куска теста, скатанного сначала в шар, а затем сплющенного в лепёшку. Ножку гриба лепить в форме морковки. Закреплять умение соединять детали между собой с помощью воды. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1
Лепка по замыслу. Закреплять разнообразные приёмы лепки при работе с тестом. Учить выбирать замысел, использовать разные цвета теста. Развивать фантазию и творческие способности при создании композиции. Дощечки для лепки, готовое солёное цветное тесто, салфетки для рук 1
Досуг «весёлая ярмарка». Закрепление пройденного материала. Рассматривание поделок сделанных детьми вместе с родителями дома. Учить детей рассказывать о своём творческом замысле, о последовательности выполнения работы. Поделки из солёного теста оформлены в виде выставки. Костюмы коробейников. «Короба» с товаром. Музыкальный центр, аудио записи русских народных песен. 1
Учебный план работы кружка на 2015-2016 учебный год.
Виды занятий Количество занятий Количество занятий в неделю Предполагаемое количество детей в группе
Образовательно - игровые
31
1
10-12
Итоговое занятие 1
Время до 30 минут
Всего 32 занятия
Сетка занятий кружка «Волшебное тесто»
Название кружка Время проведения Количество занятий в неделю
«Волшебное тесто» ВТОРНИК
18.30 до 19.00 1 занятие в неделю
Полезные советы при работе с соленым тестом
Классический рецепт теста : мука – 1 стакан, соль – 1стакан, вода – 1/2стакана, столовая ложка клея ПВА. Замешивать тесто лучше в глубокой чашке, затем вымешивать на столе, посыпав поверхность стола мукой, чтоб тесто не прилипало.
Для окрашивания соленого теста можно использовать любые пищевые красители, а также гуашь и акварель.
Библиографический список
1. Антипова А. М. «Соленое тесто. Необычные поделки и украшения. Красивые вещи своими руками». Изд. Дом «Владис», 2007.
2. Лыкова И. А. «Художественный труд в детском саду». – М. :Изд. дом «КАРАПУЗ», 2008.
3. Романовская А. Л. «Поделки из соленого теста». – Издательство АСТ, 2006.
4. Рубцова Е. «Фигурки из соленого теста делаем сами». Ростов-на-Дону: Изд. дом «Владис», 2011.
5. Хананова И. Н. «Соленое тесто».- М. : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2008.
6. Чибрикова О. В. «Азбука соленого теста».- Издательство ЭКСМО, 2010.