Программа дополнительного образования по плаванию в дошкольном учреждении

Ирина Терехова
Программа дополнительного образования по плаванию в дошкольном учреждении

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по обучению плаванию детей дошкольного возраста

«Морской конек»

Направленность программы-

Физкультурно-оздоровительная

Срок реализации – 3 года

Возраст обучающихся: 2-7 лет

Уровень программы –

Педагог, реализующий программу

Терехова Ирина Николаевна

Рабочая программа разработана на основе:

1. Осокина Т. И., Богина Т. Л., Тимофеева Е. А. «Обучение плаванию в детском саду»; М., Просвещение. 1991.

2. Булгакова Н. Ж. – Плавание – пособие для инструктора общественника. М., физ-ра и спорт. 1984.

Москва 2016 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка …. …. 3

Содержание программы … …. 6

Учебно-тематическое планирование…. 8

Литература … 9

Пояснительная записка

Учитывая приоритетное направление ДОУ – сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста и возросшую потребность родителей в оздоровительных услугах, на базе ДОУ организована секция по обучению детей плаванию «Морской конек».

В качестве базовой программы взята «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой и методика обучения плаванию Т. И. Осокиной (Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду для воспитателей детского сада и учителей. М. : «Просвещение», 1991).

Программа ставит перед собой цель: – обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, формирование двигательной активности, развитие физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Организация обучения

Программа рассчитана на три года обучения

Первый год обучения - освоение в воде, освоение основных элементов

плавания – два занятие в неделю, 36 часов в год.

Второй год обучения совершенствование навыков плавания – два занятие в неделю, 36 часов в год.

Третий год обучения – освоение спортивных способов плавания – два занятие в неделю, 36 часов в год.

Группы детей формируются в зависимости от возраста и физической подготовленности, в группах по 10- 12 человек.

Продолжительность занятий 30 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.1249-03

Основными показателями успешной реализации программы является устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде, адекватная (критичная) самооценка плавательных возможностей, общее позитивное самовосприятие, а также высокий уровень сформированности плавательных навыков.

Актуальность

Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка, волны оказывают, своеобразный массажный эффект.

Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что предложенные в программе формы и методы организации занятий способствуют разностороннему физическому развитию ребенка.

Цель

Целью программы является: укрепление и оздоровление детей для их разностороннего физического развития, через обучение плаванию.

Задачи

В соответствии с целью были определены следующие задачи

Оздоровительные задачи:

• Укрепить здоровье ребенка.

• Совершенствовать опорно – двигательный аппарат.

• Формировать правильную осанку.

• Повышать работоспособность организма, приобщать ребенка к здоровому образу жизни.

Образовательные задачи:

• Формировать двигательные умения и навыки.

• Формировать знание о видах и способах плавания и собственном теле.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать двигательную культуру.

• Воспитывать нравственно волевые качества: смелость, настойчивость, чувство собственного достоинства, уверенность в себе.

• Воспитывать заботу о своем здоровье.

Данная программа предусмотрена для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

Цикл занятий включает в себя: 36 занятий в год, (2 раза в неделю).

Продолжительность каждого занятия составляет 30 минут.

Нагрузка варьируется в зависимости от возраста детей, их физического развития и усвоения ими пройденного материала.

Принципы обучения:

СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе. Следует учитывать, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.

ДОСТУПНОСТЬ. Объяснение и показ упражнений инструктором по плаванию, их выполнение и физическая нагрузка должны быть доступны детям.

АКТИВНОСТЬ. Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения.

НАГЛЯДНОСТЬ. Что бы обучение проходило успешно, любое объяснение сопровождайте показом упражнений. Полезны в обучении наглядные пособия – рисунки, плакаты и т. д

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ и ПОСТЕПЕННОСТЬ. При обучению детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным. Не следует форсировать разучивание большого количества новых

движений. К ним приступайте только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих. Вначале ознакомьте детей с местом занятий, покажите способы плавания и расскажите о них.

Обучение плаванию следует начинать с того, чтобы дети освоились в воде, не испытывали боязни и страха, почувствовали себя уверенно и совершенно свободно. Это наилучшим образом достигается проведением таких форм работы как, игры, забавы и развлечения в воде. Игры и упражнения повышают интерес к занятиям плаванием, позволяют ознакомиться со свойствами воды, являются прекрасным средством начального обучения плаванию. При этом нельзя ограничиваться только подвижными играми в воде. Широко применяйте игровые упражнения и соревнования.

Сроки реализации.

Данная программа рассчитана на 3 года.

Содержание программы

1 год обучения

Техника безопасности:

- ознакомление с правилами поведения в бассейне.

Практика:

- Освоение различных способов передвижения.

- Игры на освоение передвижений в воде.

- Передвижения по бассейну вдоль границ, по кругу, врассыпную.

- Действия с предметами.

- Игры для ознакомления со свойствами воды.

- Погружения в воду до уровня пояса, плеч, шеи, подбородка, глаз, с головой, задерживая дыхания, дуть на воду.

- Игры для приобретения навыков погружения под воду.

- Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания.

- Упражнения на дыхание в воде.

- Техника работы ног как при плавании способом кроль.

- Скольжение на груди, держась за руки преподавателя, за поручень, опираясь на дно.

- Игры на освоение навыка скольжения.

- Праздник на воде.

2 год обучения.

Техника безопасности:

Закрепление правил поведения в бассейне.

Теория:

- Ознакомление со спортивными способами плавания.

Практика:

- Упражнения для специальной подготовки.

- Спуск в воду с последующим погружением.

- Передвижения в воде.

- Погружения под воду.

- Открывание глаз в воде.

- Упражнения на дыхание в воде.

- Обучение техники выполнения упражнений в зале сухого плавания.

- Движения ног кролем.

- Движения рук как при плавании способом кроль.

- Скольжение на груди и спине с опорой на плательную доску, свободно.

- Игры для освоения передвижений в воде.

В заключение занятия проводится свободное плавание, которое повышает его эмоциональную окрашенность, дает детям возможность самостоятельно испробовать свои силы. Оно полезно для развития активности, инициативы.

3 год обучения.

Техника безопасности:

Повторение правил поведения в бассейне.

Теория:

- Расширение знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания

- Формирование представления о водных видах спорта.

Практика:

- Упражнения для специальной подготовки.

- Спуск в воду самостоятельно.

- Передвижения в воде шагом.

- Передвижения бегом в разном темпе, выполняя гребковые движения руками.

- Передвижения прыжками: выпрыгивая из воды, с ноги на ногу.

- Погружение под воду.

- Открывание глаз в воде.

- Упражнения на дыхание в воде.

- Обучение техники выполнения упражнений по частям и целиком в зале сухого плавания и в воде.

- Движения рук и ног, выполняемые в зале и воде как при плавании способом кроль.

- Скольжение на груди

- Плавание кролем на груди и спине.

- Игры со скольжением и плаванием.

Учебно-тематическое планирование 1 год обучения

№ Тема Всего занятий

1 Знакомство, вводная беседа. 1

2 Ознакомление со свойствами воды. 3

3 Упражнения обучающие дыханию. 4

4 Упражнения обучающие погружению и всплытию. 4

5 Упражнения обучающие скольжению. 5

6 Разучивание движения ног. 4

7 Имитация движения ног. 7

8 Всплывание и лежание на спине. 4

9 Закрепление приобретенных навыков. 3

Итого: 36

Учебно-тематическое планирование 2 год обучения

№ п/п Тема Всего занятий

1 Знакомство, вводная беседа 2

2 Ознакомление со свойствами воды 1

3 Упражнения обучающие дыханию 4

4 Разучивание движения ног 3

5 Упражнения обучающие погружению и всплытию 5

6 Имитация движения ног, открывание глаз в воде 2

7 Имитация правильного поворота головы 2

8 Разучивание элемента «поплавок» 3

9 Всплывание и лежание на спине 3

10 Упражнения обучающие скольжению с доской, без доски, скольжение на спине, на груди и спине с работой ног. 5

11 Имитация движения рук 4

12 Плавание на груди и спине с доской и без нее 2

13 Игры и эстафеты. 2

Итого: 36

Учебно-тематическое планирование 3 год обучения

№ Тема Всего занятий

1 Упражнения обучающие дыханию при плавании кролем на груди 3

2 Упражнения обучающие работе рук и ног при плавании кроль на груди 5

3 Упражнения обучающие работе рук и ног при плавании кроль на спине 5

4 Разучивание и совершенствование способа «брасс» 5

5 Разучивание и совершенствование способа «дельфин» 5

6 Комбинированное плавание всеми способами 7

7 Повороты 4

8 Эстафеты 2

Итого: 36

ЛИТЕРАТУРА

3. Осокина Т. И., Богина Т. Л., Тимофеева Е. А. «Обучение плаванию в детском саду»; М., Просвещение. 1991.

4. Научно – практический журнал «Инструктор по физической культуре» №1 2009. «Обучение плаванию способом брасс», стр. 55,: инструктор по плаванию ДОУ № 5 «Солнышко».

5. Павлотская Н. А. – инструктор по ФИЗО (плаванию) д. с № 63 «Машенька» Белгородская обл.

6. Карпенко Е. Н., Коротнова Т. П., Кошкодан Е. Н. Плавание: -- игровой метод обучения, М., Олимпия – пресс. 2006.

7. Булгакова Н. Ж. – Плавание – пособие для инструктора общественника. М., физ-ра и спорт. 1984.

8. Фирсов. З. П. «Плавание для всех». М., физ-ра и спорт. 1983.

9. Кислов А. А, Панаев В. Г. «Нептун собирает друзей». М., физ-ра и спорт. 1983.

10. Большакова И. А. «Здоровье детей». Ижевск 2003.

11. Потапов В. П., Кошкарова Л. Н. «Если хочешь быть здоров» 2001.

12. Воронова Е. К «Программа обучения детей в детском саду» СПб., Детство—пресс. 2010.

13. Баранова В. Г., Маханева М. Д. методическое пособие «Фигурное плавание в д/с» М., Сфера. 2009.

Публикации по теме:

«Умелые пальчики». Программа дополнительного образования Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Крапивинский детский сад «Светлячок» «Умелые пальчики» Программа дополнительного образования.

Программа дополнительного образования «Логоритмика» Логоритмика как инновационный подход для преодоления речевых расстройств у детей. Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая.

Программа дополнительного образования «Веселый язычок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №16 «Золотая рыбка» Дополнительная.

Программа дополнительного образования «Маленькие звездочки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка -детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района.

Программа дополнительного образования «Оригами» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Оригами» Автор составитель Бойко И. М. Олекминск 2015 Содержание программы.

Программа дополнительного образования по безопасности «Знайка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Города___ «Детский сад №___» Принято.

Программа дополнительного образования «Поиграй-ка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 п. Вохма» Вохомского муниципального района Костромской области.

Программа дополнительного образования «В гостях у краски» Пояснительная записка Программа дополнительного образования «В гостях у краски» является программой художественно-эстетического направления,.

Программа дополнительного образования «Юный инспектор» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 68 «РОМАШКА» Принято на педагогическом совете №1 Протокол.

Система работы по организации инклюзивного образования в новом дошкольном образовательном учреждении Инклюзивное (включающее) образование – это закономерный этап развития системы образования, связанный в любой стране мира с переосмыслением.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Фрукты и ягоды
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по плаванию в дошкольном учреждении
Опубликовано: 21 января 2018 в 12:17
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Конспект занятия по аппликации «Под зонтиком»
Программные задачи:Продолжать учить детей использовать шаблон для вырезания деталей, упражнять в складывании буги гармошкой;совершенствовать работу с...
Конспект НОД по развитию речи «Что нам осень принесла?» в подготовительной группе
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: « Что нам осень принесла? » Программные...
Конспект ООД с использованием нетрадиционной техники рисования «Яблоня с яблоками» с...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми общеразвивающей направленности 5-6 лет...