Ирина Терехова
Программа дополнительного образования по плаванию в дошкольном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по обучению плаванию детей дошкольного возраста
«Морской конек»
Направленность программы-
Физкультурно-оздоровительная
Срок реализации – 3 года
Возраст обучающихся: 2-7 лет
Уровень программы –
Педагог, реализующий программу
Терехова Ирина Николаевна
Рабочая программа разработана на основе:
Публикация «Программа дополнительного образования по плаванию в дошкольном учреждении» размещена в разделах
- Плавание, бассейн в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
1. Осокина Т. И., Богина Т. Л., Тимофеева Е. А. «Обучение плаванию в детском саду»; М., Просвещение. 1991.
2. Булгакова Н. Ж. – Плавание – пособие для инструктора общественника. М., физ-ра и спорт. 1984.
Москва 2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка …. …. 3
Содержание программы … …. 6
Учебно-тематическое планирование…. 8
Литература … 9
Пояснительная записка
Учитывая приоритетное направление ДОУ – сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста и возросшую потребность родителей в оздоровительных услугах, на базе ДОУ организована секция по обучению детей плаванию «Морской конек».
В качестве базовой программы взята «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой и методика обучения плаванию Т. И. Осокиной (Осокина Т. И., Тимофеева Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду для воспитателей детского сада и учителей. М. : «Просвещение», 1991).
Программа ставит перед собой цель: – обучение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, формирование двигательной активности, развитие физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Организация обучения
Программа рассчитана на три года обучения
Первый год обучения - освоение в воде, освоение основных элементов
плавания – два занятие в неделю, 36 часов в год.
Второй год обучения совершенствование навыков плавания – два занятие в неделю, 36 часов в год.
Третий год обучения – освоение спортивных способов плавания – два занятие в неделю, 36 часов в год.
Группы детей формируются в зависимости от возраста и физической подготовленности, в группах по 10- 12 человек.
Продолжительность занятий 30 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.1249-03
Основными показателями успешной реализации программы является устойчивое позитивно-эмоциональное отношение ребенка к воде, адекватная (критичная) самооценка плавательных возможностей, общее позитивное самовосприятие, а также высокий уровень сформированности плавательных навыков.
Актуальность
Влияние плавания на организм ребенка необычайно благотворно и разнообразно. Оно помогает стать здоровым, сильным, ловким, выносливым, смелым. От всех физических упражнений плавание отличается двумя присущими только ему особенностями: тело человека при плавании находится в особой среде – воде, а движения выполняются в горизонтальном положении. Все это оказывает оздоровительное действие на организм ребенка, волны оказывают, своеобразный массажный эффект.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что предложенные в программе формы и методы организации занятий способствуют разностороннему физическому развитию ребенка.
Цель
Целью программы является: укрепление и оздоровление детей для их разностороннего физического развития, через обучение плаванию.
Задачи
В соответствии с целью были определены следующие задачи
Оздоровительные задачи:
• Укрепить здоровье ребенка.
• Совершенствовать опорно – двигательный аппарат.
• Формировать правильную осанку.
• Повышать работоспособность организма, приобщать ребенка к здоровому образу жизни.
Образовательные задачи:
• Формировать двигательные умения и навыки.
• Формировать знание о видах и способах плавания и собственном теле.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать двигательную культуру.
• Воспитывать нравственно волевые качества: смелость, настойчивость, чувство собственного достоинства, уверенность в себе.
• Воспитывать заботу о своем здоровье.
Данная программа предусмотрена для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Цикл занятий включает в себя: 36 занятий в год, (2 раза в неделю).
Продолжительность каждого занятия составляет 30 минут.
Нагрузка варьируется в зависимости от возраста детей, их физического развития и усвоения ими пройденного материала.
Принципы обучения:
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ. Занятия плаванием должны проводиться регулярно, в определенной системе. Следует учитывать, что регулярные занятия дают несравненно больший эффект, чем эпизодические.
ДОСТУПНОСТЬ. Объяснение и показ упражнений инструктором по плаванию, их выполнение и физическая нагрузка должны быть доступны детям.
АКТИВНОСТЬ. Известно, что основной формой деятельности дошкольников является игра. Исходя из этого, необходимо применять как можно больше игр и игровых упражнений. Это позволит разнообразить занятия, повысить активность детей и сделать интересным процесс обучения.
НАГЛЯДНОСТЬ. Что бы обучение проходило успешно, любое объяснение сопровождайте показом упражнений. Полезны в обучении наглядные пособия – рисунки, плакаты и т. д
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ и ПОСТЕПЕННОСТЬ. При обучению детей плаванию простые и легкие упражнения должны предшествовать более сложным и трудным. Не следует форсировать разучивание большого количества новых
движений. К ним приступайте только после хорошего освоения, правильного и уверенного выполнения предыдущих. Вначале ознакомьте детей с местом занятий, покажите способы плавания и расскажите о них.
Обучение плаванию следует начинать с того, чтобы дети освоились в воде, не испытывали боязни и страха, почувствовали себя уверенно и совершенно свободно. Это наилучшим образом достигается проведением таких форм работы как, игры, забавы и развлечения в воде. Игры и упражнения повышают интерес к занятиям плаванием, позволяют ознакомиться со свойствами воды, являются прекрасным средством начального обучения плаванию. При этом нельзя ограничиваться только подвижными играми в воде. Широко применяйте игровые упражнения и соревнования.
Сроки реализации.
Данная программа рассчитана на 3 года.
Содержание программы
1 год обучения
Техника безопасности:
- ознакомление с правилами поведения в бассейне.
Практика:
- Освоение различных способов передвижения.
- Игры на освоение передвижений в воде.
- Передвижения по бассейну вдоль границ, по кругу, врассыпную.
- Действия с предметами.
- Игры для ознакомления со свойствами воды.
- Погружения в воду до уровня пояса, плеч, шеи, подбородка, глаз, с головой, задерживая дыхания, дуть на воду.
- Игры для приобретения навыков погружения под воду.
- Дыхательная гимнастика в зале сухого плавания.
- Упражнения на дыхание в воде.
- Техника работы ног как при плавании способом кроль.
- Скольжение на груди, держась за руки преподавателя, за поручень, опираясь на дно.
- Игры на освоение навыка скольжения.
- Праздник на воде.
2 год обучения.
Техника безопасности:
Закрепление правил поведения в бассейне.
Теория:
- Ознакомление со спортивными способами плавания.
Практика:
- Упражнения для специальной подготовки.
- Спуск в воду с последующим погружением.
- Передвижения в воде.
- Погружения под воду.
- Открывание глаз в воде.
- Упражнения на дыхание в воде.
- Обучение техники выполнения упражнений в зале сухого плавания.
- Движения ног кролем.
- Движения рук как при плавании способом кроль.
- Скольжение на груди и спине с опорой на плательную доску, свободно.
- Игры для освоения передвижений в воде.
В заключение занятия проводится свободное плавание, которое повышает его эмоциональную окрашенность, дает детям возможность самостоятельно испробовать свои силы. Оно полезно для развития активности, инициативы.
3 год обучения.
Техника безопасности:
Повторение правил поведения в бассейне.
Теория:
- Расширение знаний об оздоровительном и прикладном значении плавания
- Формирование представления о водных видах спорта.
Практика:
- Упражнения для специальной подготовки.
- Спуск в воду самостоятельно.
- Передвижения в воде шагом.
- Передвижения бегом в разном темпе, выполняя гребковые движения руками.
- Передвижения прыжками: выпрыгивая из воды, с ноги на ногу.
- Погружение под воду.
- Открывание глаз в воде.
- Упражнения на дыхание в воде.
- Обучение техники выполнения упражнений по частям и целиком в зале сухого плавания и в воде.
- Движения рук и ног, выполняемые в зале и воде как при плавании способом кроль.
- Скольжение на груди
- Плавание кролем на груди и спине.
- Игры со скольжением и плаванием.
Учебно-тематическое планирование 1 год обучения
№ Тема Всего занятий
1 Знакомство, вводная беседа. 1
2 Ознакомление со свойствами воды. 3
3 Упражнения обучающие дыханию. 4
4 Упражнения обучающие погружению и всплытию. 4
5 Упражнения обучающие скольжению. 5
6 Разучивание движения ног. 4
7 Имитация движения ног. 7
8 Всплывание и лежание на спине. 4
9 Закрепление приобретенных навыков. 3
Итого: 36
Учебно-тематическое планирование 2 год обучения
№ п/п Тема Всего занятий
1 Знакомство, вводная беседа 2
2 Ознакомление со свойствами воды 1
3 Упражнения обучающие дыханию 4
4 Разучивание движения ног 3
5 Упражнения обучающие погружению и всплытию 5
6 Имитация движения ног, открывание глаз в воде 2
7 Имитация правильного поворота головы 2
8 Разучивание элемента «поплавок» 3
9 Всплывание и лежание на спине 3
10 Упражнения обучающие скольжению с доской, без доски, скольжение на спине, на груди и спине с работой ног. 5
11 Имитация движения рук 4
12 Плавание на груди и спине с доской и без нее 2
13 Игры и эстафеты. 2
Итого: 36
Учебно-тематическое планирование 3 год обучения
№ Тема Всего занятий
1 Упражнения обучающие дыханию при плавании кролем на груди 3
2 Упражнения обучающие работе рук и ног при плавании кроль на груди 5
3 Упражнения обучающие работе рук и ног при плавании кроль на спине 5
4 Разучивание и совершенствование способа «брасс» 5
5 Разучивание и совершенствование способа «дельфин» 5
6 Комбинированное плавание всеми способами 7
7 Повороты 4
8 Эстафеты 2
Итого: 36
ЛИТЕРАТУРА
3. Осокина Т. И., Богина Т. Л., Тимофеева Е. А. «Обучение плаванию в детском саду»; М., Просвещение. 1991.
4. Научно – практический журнал «Инструктор по физической культуре» №1 2009. «Обучение плаванию способом брасс», стр. 55,: инструктор по плаванию ДОУ № 5 «Солнышко».
5. Павлотская Н. А. – инструктор по ФИЗО (плаванию) д. с № 63 «Машенька» Белгородская обл.
6. Карпенко Е. Н., Коротнова Т. П., Кошкодан Е. Н. Плавание: -- игровой метод обучения, М., Олимпия – пресс. 2006.
7. Булгакова Н. Ж. – Плавание – пособие для инструктора общественника. М., физ-ра и спорт. 1984.
8. Фирсов. З. П. «Плавание для всех». М., физ-ра и спорт. 1983.
9. Кислов А. А, Панаев В. Г. «Нептун собирает друзей». М., физ-ра и спорт. 1983.
10. Большакова И. А. «Здоровье детей». Ижевск 2003.
11. Потапов В. П., Кошкарова Л. Н. «Если хочешь быть здоров» 2001.
12. Воронова Е. К «Программа обучения детей в детском саду» СПб., Детство—пресс. 2010.
13. Баранова В. Г., Маханева М. Д. методическое пособие «Фигурное плавание в д/с» М., Сфера. 2009.