МААМ-картинки

Программа дополнительного образования «Волшебные ладошки» художественно-эстетического развития

Тимершина Гульнур
Программа дополнительного образования «Волшебные ладошки» художественно-эстетического развития

1 .Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на определенном отрезке жизни увлеченно рисует. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире. Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Нетрадиционные техники рисования помогают развивать у ребенка оригинальные идеи, воображение, творчество, мелкую моторику пальцев рук, самостоятельность. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя их. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы. С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а еще и знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приемы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей.

Публикация «Программа дополнительного образования „Волшебные ладошки“ художественно-эстетического развития» размещена в разделах

ИЗО деятельность проводится в форме игр, цель которых - научить детей рисовать при помощи одного пальчика, затем несколькими; познакомить с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве, показать нетрадиционные техники рисования и научить применять их на практике. Проведение такой деятельности способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяют детям ощутить незабываемые положительные эмоции. А по эмоциям можно судить о том, что в данный момент творится у ребенка на душе, какое у него настроение, что его радует, а что огорчает. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получится выразительным. Работа с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

1.2. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы.

Новизной и отличительной особенностью программы является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Факторы, позволяющие мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивающие живость и непосредственность детского восприятия:

разнообразие и вариативность работы с детьми;

новизна обстановки;

необычное начало работы;

красивые и разнообразные материалы;

интересные для детей неповторяющиеся задания;

возможность выбора;

рисования с помощью бросового материала.

Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы.

Цель – развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования.

Задачи:

1. Развить и укрепить мелкую моторику у детей дошкольного возраста;

2. Познакомить с различными нетрадиционными техниками рисования;

3. Научить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа;

4. Создать предметно- развивающую среду для самовыражения детей в творческой деятельности;

5. Подвести детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности;

6. Сформировать у родителей представления о развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста, познакомить их с играми и упражнениями, многообразием нетрадиционных техник рисования, предоставить практические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие мелкой моторики рук.

1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих программ.

Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке. Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.

Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Исследования показали, что занятия рисованием формируют мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствуют сенсорному развитию детей, дифференциации восприятия, мелких движений руки, а также обеспечивают развитие произвольного внимания, воображения, речи, коммуникации.

Работа по данному направлению проводится следующим образом.

Первый этап направлен на формирование эмоционального контакта, потребности в общении с взрослым и включает сенсорные, подвижные, пальчиковые игры.

Стремясь установить доверительные отношения, взрослый обращается к ребенку по имени, с улыбкой, осуществляет тактильный контакт, часто берет ребенка на руки; проявляет внимание к настроению, желаниям, чувствам. Обучение проводится в мягкой форме без насилия.

В целях улучшения настроения ребенка организуются сенсорные игры с эмоционально яркими впечатлениями: музыкой, светом, водой, воздушными шарами, мыльными пузырями.

Непосредственно – эмоциональное общение с ребенком, деловое взаимодействие проводили в форме игры. Взрослый учит жестом и словом выражать свое отношение к игрушке, людям. Он демонстрирует семиотическое значение движений, несущих различный обобщенный смысл, при этом связывая их с образом песен, стихов, потешек: пожать плечами, покачать головой (как «мишка», топнуть ножкой («рассердился мишка», погрозить пальчиком (как курочка в песенке «Цыплята»). Все это отражает смысл ситуации, помогает использовать эти знаки в общении. Взрослый побуждает малышей действовать самостоятельно, замечать и поддерживать инициативные действия других детей.

Переход ко второму этапу возможен при преимущественном решении задач первого этапа. Однако они тесно связаны друг с другом.

Второй этап направлен на развитие зрительного внимания,

образного видения, восприятия предметов и их свойств (величины, формы, цвета, количества деталей).

На этом этапе проводится работа по совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кисти рук, зрительно - двигательной координации. С этой целью подобрана серия пальчиковых игр («Намотаем клубочек ниток», «Собери снеговика» и т. д.

Третий этап - реализуются задачи по установлению с детьми в процессе взаимодействия не только эмоционально-личностных, но и голосовых и деловых контактов, а также оказанию адекватных способов помощи детям и достижению совместного результата практической деятельности на основе общения. При этом важным моментом является формирование положительной мотивационно – потребностной основы изобразительной деятельности, интереса к её результатам.

На этом этапе обучали ребенка работать с различными инструментами, материалами, изготовлению рисунков с использованием различных художественных техник (пальчики - палитра, печать от руки, печатка, тампонирование и т. д.).

Для формирования игровой мотивации использовали прием «многослойного» рисования, т. е. повторного обращения к рисунку, что вызывало у детей доброе отношение к «своему» персонажу, желание помогать ему.

К пониманию необходимости действовать совместно с взрослым подводили через сочетание в занятии индивидуальной и совместной деятельности, через принятие трех позиций по отношению к партнеру: ребенок «над» партнером — ребенок «подчинен» партнеру — ребенок «на равных» с партнером. В процессе совместной деятельности подчеркивали, что вместе рисовать интереснее и быстрее, что мы помогаем друг другу в работе. Важно, что рисунок выполнял функцию наглядной оценки успешности взаимодействия.

При обучении рисованию учитывали индивидуально-типологические особенности детей (для одних детей важно изобразительно описать ситуацию, другие стараются выразить взаимоотношения персонажей, настроение) и оказывали детям разные виды помощи: словесную, направляющую, обучающую.

Для создания выразительного художественного образа использовали интегрирование аппликации и рисования, комбинирование различных способов изображения, материалов в одном изображаемом образе. Особое значение придавали материалу, которым дети могут рисовать: палочка с ватой, цветы, семена, листья растений, еловые ветки, опилки и т. д.

На данном этапе реализуется задача развития у детей умения искать и находить сходство рисунка с предметом и называть его; способность понимать, «читать» свой рисунок, находить среди работ свой рисунок.

Для формирования положительной мотивационно- потребностной основы изобразительной деятельности и интереса к её результатам использовали приемы:

показ изготовленных рисунков и обыгрывание уже готовых изображений;

демонстрация рисунков на выставках в группе, учреждении;

оформление и рассматривание альбомов с детскими рисунками.

1.5 Возраст детей, учащихся в реализации данной дополнительной программы.

Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы составляет 5 –6 лет.

1.6 Сроки реализации дополнительной образовательной программы. (продолжительность образовательного процесса, этапы)

Реализуется дополнительная образовательная программа в течение 1 года. Весь год обучения занятия проводятся 2 раза в месяц, во второй половине дня. Количественный состав - 12 человек.

1.7 Формы, методы и режим занятий.

Формы работы с детьми:

Беседы

Восприятие художественной литературы

Рассматривание наглядно – иллюстративного материала

Игры (дидактические, настольно –печатные, на мелкую моторику, самомассаж и массаж пальцев рук и др.)

Экскурсии (музей, школа искусств и др.)

Наблюдения

Продуктивная деятельность

Выставки детских рисунков

Участие в городских и районных конкурсах

Методы:

Для того чтобы у детей возникло желание выполнять учебное задание, воспитателю необходимо проводить специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации. Чтение стишков, песенок, потешек – важный методический приём. Он повышает положительное эмоциональное отношение детей к занятию.

Следует побуждать рисовать самые разнообразные предметы, окружающие и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогулках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Постепенно, обращая внимание детей на рисунок, надо учить находить их сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами.

Для успешного овладения рисованием важно развивать сенсорные основы изобразительной деятельности : восприятие предметов различной формы (зрительное, осязательное, кинестетическое) и цвета.

Просмотр всех рисунков в конце занятия воспитывает у детей интерес к результатам сверстников, собственной деятельности. Анализ работ должен идти от игрового персонажа. Занятия должны доставлять детям радость!

Наглядный - показ и демонстрация;

Практические – упражнения, игры, игровые приемы.

Словесные – художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения, стихи, музыка, использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки);

Игровой - физкультминутка, пальчиковая игра, подвижные игры, дидактические игры.

Организация и оформление выставок детских работ.

Оформление родительского уголка с целью ознакомить родителей с работой кружка, и по каким направлениям ведется работа.

Режим работы:

День недели Время в режиме дня

Четверг 16.00- 16.25

Максимальный объем образовательной нагрузки : 25 мин.

1.8 Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

У детей к концу учебного года должен:

Повысится уровень развития мелкой моторики, будут способны выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Изучат и освоят техники работы с нетрадиционными материалами, будут применять изученные техники, приёмы и материалы в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности.

Будут проявлять творчество в продуктивных видах деятельности.

1.9 Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

Участие в региональных, городских, муниципальных конкурсах

Выставка рисунков для родителей

Учебно-методическая литература:

Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей

Р. Г. Казакова «Необыкновенное рисование»

V. Список используемой литературы.

1. Белая М. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры, М. : АСТ, 1999.

2. Брыкина Е. К. Творчество детей в работе с различными материалами. М, 1997.

3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1. – М. : Скрипторий, 2010.

4. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 2. – М. : Скрипторий, 2010.

5. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей, СПб: Литера, 2008.

Казакова Р. Г. «Необыкновенное рисование» – М. : ТЦ Сфера, 2006.

6. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М. : Мозаика-Синтез, 2011.

7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : «Цветной мир», 2012.

8. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. - СПб: КАРО, 2008.

9. Новиковская О. А. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников. – М: СПб, 2011.

10. Рузанова Ю. В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности : Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб. : КАРО, 2009 .

11. Художественно – эстетическое развитие детей 5-7 лет : программа, планирование/ авт. -сост. Н. Н. Леонова. – В. : «Учитель», 2014.

12. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2011.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования «Логоритмика» Логоритмика как инновационный подход для преодоления речевых расстройств у детей. Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая.

Программа дополнительного образования по развитию мелкой и общей моторики у детей от 2 лет до 4 лет «Детские ладошки» Программа дополнительного образования по развитию мелкой и общеймоторики у детей от 2 лет до 4 лет «Детские ладошки» г. Москва Содержание.

Кружок по художественно-эстетическому развитию «Волшебные ладошки» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад. с. Будукан» Принята: Утверждаю: Педагогическим советом Заведующий.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Образовательная программа кружковой работы (художественно-эстетического направления развития) «Эврика» Пояснительная записка Актуальность программы: Кружок «Эврика» - одна из форм работы с детьми дошкольного возраста в области художественного.

Программа дополнительного образования «Читай-ка» Пояснительная записка Направленность программы: Успешная учеба ребенка в начальных классах во многом зависит от общего развития его в дошкольном.

Программа дополнительного образования художественно — эстетической направленности «Фантазейка» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №164» Орджоникидзевского района городского.

Программа дополнительного образования «Поиграй-ка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 п. Вохма» Вохомского муниципального района Костромской области.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Волшебные ладошки» художественно-эстетического развития
Опубликовано: 24 октября 2017 в 17:54
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД