Приложение МААМ

Программа «Коррекция зрительного восприятия у воспитанников 5–8 лет с отклонениями в развитии».

Виктория Кондратова
Программа «Коррекция зрительного восприятия у воспитанников 5–8 лет с отклонениями в развитии».
▼ Скачать + Заказать документы

Программа

«Коррекция зрительного восприятия воспитанников 5-8лет с отклонениями в развитии».

Составила:

учитель – дефектолог Кондратова В. П.

Пояснительная записка.

Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в обучении, в усвоении программы как дошкольной, так и начальной школы, это все ведет к проблемам учебно коммуникативного характера, к деформации личностного развития ребенка и к осложнениям их дальнейшей социальной адаптации.

Публикация «Программа „Коррекция зрительного восприятия у воспитанников 5–8 лет с отклонениями в развитии“,» размещена в разделах

3aдача учителя - дефектолога - помочь ребенку преодолеть возникшие проблемы, сохранить и развить положительную учебную мотивацию и позитивное отношение к школе, научить ребенка учиться самостоятельно - то есть помочь овладеть учебными средствами: учебными действиями, действиями контроля и оценки, и тем самым сформировать полноценную учебную деятельность. Решение этих задач невозможно без правильного понимания особенностей детей, имеющих легкую степень умственной отсталости.

При легкой степени умственной отсталости интеллектуальный коэффициент в отличие от нормального, равного в среднем 100, составляет 69-50 баллов. Дети с легкой степенью умственной отсталости, обладающие хорошим вниманием и хорошей механической памятью, способны обучаться по специальной (коррекционной) программе. Эта программа основана на конкретно-наглядных методах обучения, она значительно облегчает усвоение математики, письма, чтения и других предметов, поэтому ребенок в течение 9 и более лет может ее освоить. В дальнейшем он приобретает профессиональные навыки и сможет самостоятельно трудиться на производстве.

Сужение и замедление зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений и восприятий затрудняют создание адекватной ориентировки в окружающей среде. Недостаточное развитие восприятия не позволяет получить правильное представление о том, что находится вокруг умственно отсталого человека и что такое он сам. Недостаточно улавливается сходство и различие между предметами и явлениями, не ощущаются оттенки цветов, ошибочно оцениваются глубина и объем различных свойств предметов, что можно объяснить затруднениями анализа и синтеза воспринимаемой информации. Произвольное внимание нецеленаправленно, требуются большие усилия для его привлечения, фиксации, оно нестойкое, легко истощается, характеризуется повышенной отвлекаемостью. Это создает умственно отсталому ребенку большие трудности и даже препятствия при овладении не только школьной программой, но и элементами самообслуживания. Мышление конкретное, ограниченное непосредственным опытом и необходимостью обеспечения своих сиюминутных потребностей, непоследовательное и стереотипное, некритичное. Слаба регулирующая роль мышления в поведении, способность к отвлеченным процессам снижена. Умственно отсталый ребенок не планирует свою активность по этапам, и тем более не пытается заранее предвосхитить последствия. Память отличается замедленностью и непрочностью запоминания, быстротой забывания, неточностью воспроизведения. Наиболее неразвитым оказывается логическое опосредованное запоминание. В то же время механическая память может оказаться сохранной или даже хорошо сформированной. Обычно запечатлеваются лишь внешние признаки предметов и явлений. Вызывают большие затруднения воспоминания о внутренних логических связях и обобщенных словесных объяснениях. Дети с легкой степенью умственной отсталости приобретают речевые навыки с некоторой задержкой, большинство из них овладевают способностью использовать речь в повседневных целях, поддерживать беседу и участвовать в беседе. Однако для их речи характерны фонетические искажения, ограниченность словарного запаса, недостаточность понимания слов. Слово не используется в полной мере как средство общения. Обнаруживается отставание активного словаря. от пассивного. Умственно отсталый человек понимает значительно больше, чем говорит сам. Активный лексикон не только ограничен, но и перегружен штампами. Нарушение грамматического строя (согласованности слов) связано с редкостью использования прилагательных, предлогов и союзов, которых не хватает в активном словаре. Фразы бедные, односложные. Имеются затруднения в оформлении своих мыслей, передаче содержания прочитанного или услышанного. В некоторых случаях отмечаются признаки общего речевого недоразвития.

Эмоции недостаточно дифференцированы, неадекватны. Они не соответствуют значительности изменений, происходящих вокруг и с самим умственно отсталым человеком. Он бурно радуется тогда, когда нужно было бы лишь улыбнуться, не умеет сдержать гнев и даже агрессию, когда следовало бы лишь рассердиться. С трудом формируются высшие чувства: гностические, нравственные, эстетические. В связи с этим отсутствуют ответственность, не проявляется удовлетворение в завершении работы. Преобладают непосредственные переживания их деятельности и конкретных жизненных обстоятельств. Возникающая неудовлетворенность отказом в получении увиденной игрушки, сладостей вне зависимости от материальных возможностей является причиной несдержанного гнева. Настроение, как правило, неустойчивое. Все же при определенной зрелости личности большинство из них достигают независимости в сфере ухода за собой. Они способны самостоятельно принимать пищу, умываться, одеваться. Они овладевают практическими и домашними навыками, даже если их развитие значительно медленнее, чем в норме. Несмотря на то, что такие люди усваивают поведенческие нормы, их ролевые функции в обществе ограничены. Несамостоятельность, повышенная внушаемость и склонность к подражанию приводят нередко к тому, что поведение находится в большой зависимости от влечений и аффектов, от непосредственных обстоятельств, в которых умственно отсталый ребенок находится. Психомоторное недоразвитие проявляется в замедлении темпа развития локомоторных функций, в непродуктивности и недостаточной целесообразности последовательных движений, в двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения, а также жестикуляция и мимика.

С учетом всех особенностей у умственно отсталого ребенка была составлена и апробирована программа по коррекции и развитию зрительного восприятия у учащихся 1 класса.

Целью данной программы является коррекция зрительно-пространственного восприятия у детей 1 класса с интеллектуальной недостаточностью.

Как известно, ощущение и восприятие - те познавательные процессы, которые обеспечивают человеку непосредственный контакт с окружающим миром. Именно на основе перцептивных образов строится работа более сложных познавательных процессов. Искажение картины мира на уровне восприятия влечет за собой искажение способов и продуктов деятельности памяти, мышления и воображения. Не секрет, что усилия педагога по «постановке» логического мышления, хорошей памяти, способности творческого решения разноплановых задач зачастую оказываются малоэффективными. Происходит это потому, что пытаются воздействовать на следствие, а не на первоначальную причину слабой успеваемости ученика.

От сформированности зрительного восприятия зависит и полноценное развитие устной и письменной речи, процесса чтения, счета.

Программа рассчитана для детей первого класса, обучающихся по программе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Программа позволяет : обеспечить коррекцию и развитие зрительного гнозиса младших школьников, а так же развивает их интеллектуально - волевые качества, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Объём программы : всего 12 занятий, проводимых в первой половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут.

Задачи программы : развитие зрительного восприятия, воображения, зрительного внимания, наблюдательности, остроты зрения, образных представлений; формирование изобразительной деятельности, умения сравнивать, анализировать; восприятие элементов предмета и целого, развитие воображения, повышение познавательной активности и интереса.

Форма работы: индивидуальная.

При составлении программы по развитию зрительного восприятия использовались программы, методические разработки и приё мы следующих авторов: И. Н. Шевляковой, Е. А. Стребелевой, Т. В. Башаевой, В. Б. Никишиной. Л. М. Шипицыной, Л. А. Ремезовой, И. В. Ильиной, М. М. Безруких, О. В. Боровик, С. Д. Забрамной. Задания, упражнения и игры, предложенные авторами, были нами адаптированы для детей 1 класса с интеллектуальной недостаточностью.

Способы проверки коррекционно – развивающей работы : диагностика зрительного восприятия и познавательного развития, учащихся в начале и конце года и промежуточная диагностика в середине года, наблюдения, анкетирование родителей.

Ожидаемые результаты проведенных занятий по программе коррекции и развития зрительного восприятия у детей с отклонениями в развитии.

1. Совершенствование зрительного гнозиса у детей с отклонениями в развитии. 2. Формирование зрительного восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства.

3. Совершенствование зрительного восприятия целостных предметов, когда осуществляется функциональное объединение всех отдельных свойств и в результате формируется целостный образ предмета или явления. 4. Совершенствование умения учащегося выделять отдельные предметы и их свойства. 5. Совершенствование с помощью зрительного восприятия все психические механизмы, которые помогают ребенку познавать окружающий мир. 6. Расширение сферы зрительного восприятия, включение в опыт ученика все новые и новые предметы и явления.

Учебно – тематический план.

Месяц Неделя Тема Количество часов

Сентябрь 3 – я нед Восприятие цвета 2

4 – я нед Восприятие формы 2

Октябрь 1 – я нед Восприятие величины 2

2 – я нед Развитие зрительного восприятия на основе предметов 2

3 – я нед Восприятие пространства 2

4 – я нед Итоговое занятие по развитию зрительного восприятия. Закрепление пройденного материала 2

Количество часов - 12

Программа

коррекции и развития зрительного восприятия у учащихся 1 класса с интеллектуальной недостаточностью.

№ занятия. Тема Структура Цель Оборудование

I. Восприятие цвета 1. Психогимнастика «Игра с муравьем» Направлена на напряжение и расслабление мышц ног

2. Упражнение «Нанизывание бус» Закреплять основные цвета.

Учить чередовать предметы по цвету в определенной последовательности Бусы деревянные пластмассовые или глиняные (диам. 2см., тонкие шнуры или толстые нитки с укрепленными концами

3. Игра «Какого цвета предмет»

Учить называть цвета и оттенки Карточки с изображением предметов разного цвета.

4. Упражнение «Найди и покажи»

Учить подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона Картинки с изображением предметов разных цветов и оттенков 20 шт.

5. Упражнение «Распредели картинки»

6. Итог занятия

Композиция «Наряжаем куклу» Учить ребенка выполнять задания по образцу. Развитие мелкой моторики Листы бумаги с нарисованными на них силуэтами кукол, цветные карандаши

II. Восприятие цвета 1. Организационный момент.

«Разговор красок» Закреплять умения детей подбирать к цвету различные предметы Цветные карандаши

2. Игра «Собери капельки в стакан» Закреплять умение ребенка дифференцировать цвета и оттенки Кружочки цветов и оттенков, цветные стаканы

3. Упражнение «Собери полянку» Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление. Закреплять знания основных цветов Кружочки с изображением цветов и оттенков, контурное изображение предметов

4. Игра «Бывает не бывает»

5. Итог занятия

«Радуга» Развивать зрительное восприятие, умение называть и различать цвета. Развивать мелкую моторику. Листок картона, кисти, краски

III.

Восприятие формы

1. Организационный момент. Положительный настрой ребенка на занятии

2. Упражнение «Давай познакомимся с фигурами» Познакомить с геометрической формой фигур и правильным их названием Геометрические фигуры

3. Упражнение «Какая это фигура?»

Закреплять представления о геометрических формах, упражнять в их названии Геометрические фигуры из белого картона

4. Игра «Узнай на ощупь» Развивать тактильное восприятие, логическое мышление Мешочек с фигурами

5. Упражнение «Разложи на кучки» Учить группировать геометрические фигуры по форме, отвлекаясь от цвета и величины Фигуры сделанные из картона разного цвета и размера

6. Упражнение, «Какие тут фигуры?» Развивать зрительное восприятие Карточки с изображение фигур

7. Итог занятия.

«Обведи фигуры карандашом» Развивать зрительное восприятие, ориентировку на листе бумаги. Развивать мелкую моторику пальцев рук Тетрадь, простой карандаш

IV.

Восприятие формы

1. Организационный момент «Назови фигуру» Развивать зрительное восприятие Геометрические фигуры из пластмассы

2. Упражнение «Найди похожие фигуры» Развивать зрительное восприятие, концентрацию внимания, умение соотнести фигуры. Карточки с изображением фигур

3. Упражнение «Выложи фигуры под предметом» Развивать зрительный гнозис, мышление Предметы напоминающие форму

4. Игра «Из каких фигур нарисованы флажки» Развивать анализ и синтез, зрительное восприятие Нарисованные на бумаге флажки

5. Игра «Собери бусы» Закрепить знания о форме предметов, развивать зрительное восприятие, внимания Картинка с изображением фигур в определенной последовательности

6. Итог занятия. Игра «Сложи дом» Развивать зрительное восприятие, умение выполнять задания по образцу Фигуры из бумаги, образец с изображением дома.

V. Восприятие величины

1. Организационный момент «Раскрась предмет, который меньше» Учить вычленять размер предметов, развивать зрительное восприятие Карточка с изображением предметов разного размера

2. Игра «Чайный сервиз» Учить подбирать предметы по парам, соответствующего размера Ига «Чайный сервиз»

3. Упражнение «Измени размер» Учить изменять размер, развивать зрительное восприятие Карточка с изображением фигур

4. Упражнение «Расставь предметы по увеличению» Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Развивать мелкую моторику Карточки с изображением предметов разного размера

5. Упражнение «Расставь фигуры по размеру» Закреплять умение ребенка расставлять фигуры по размеру Геометрические фигуры разного размера

6. Итог занятия. Упражнение «Продолжи ряд» Развивать логическое мышление, зрительного восприятия, ориентировки на листе бумаги Тетрадь, карточка, карандаш

VI. Восприятие величины

1. Организационный момент. Игра «Веревочка» Развивать умение зрительно соотносить фигуры одного размера Фигуры разного размера

2. Упражнение

«Сложи предмет» Развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве Геометрические фигуры разного размера, образец с изображением животных, состоящих из геометрических фигур

3. Упражнение «Расставь предметы по уменьшению» Развивать зрительное восприятие, логическое мышление. Развивать мелкую моторику Карточки с изображением предметов разного размера

4. Игра «Почему фигура лишняя?» Развивать умение зрительно вычленять лишний предмет по размеру Картинки с изображением фигур разного размера (по 4 шт)

5. Упражнение «Продолжи ряд» Развивать логическое мышление, зрительного восприятия, Картинка с образцом, геометрические фигуры разного размера

6. Итог занятия. Игра «Уменьшай и увеличивай» Закреплять понятие размер. Развивать мелкую моторики Карточка с предметами, карандаши

VII. Развитие зрительного восприятия на основе предметов 1. Организационный момент. Игра «Делай как я» Развивать зрительное восприятие, пространственную ориентацию в схеме собственного тела

2. Упражнение «Найди всех животных» Развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве Карточка с наложенными изображениями животных

3. Упражнение «Кто это?» Развивать зрительное восприятие Картина с контурными изображениями животных

4. Игра «Что получилось?» Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук Тетрадь, карандаши.

5. Итог занятия «Сколько птичек улетело?» Развивать зрительное восприятие Карточка с зашумленными изображениями

VIII.

Развитие зрительного восприятия на основе предметов 1. Организационный момент Положительный настрой ребенка на занятие

2. Упражнение «Кто это?» Развивать зрительное восприятие Контурные изображения предметов

3. Упражнение «Составь из деталей фигуру» Развивать зрительное восприятие, умение выполнять задания по образцу Детали, образец

4. Игра «Что перепутал художник?» Развивать зрительное восприятие Карточки

5. Упражнение «Кто это?» Развивать зрительное восприятие Контурные изображения предметов

6. Итог занятия «Сосчитай сколько ящериц» Развивать зрительное восприятие, последовательный счет Карточка с зашумленными изображениями

IХ.

Восприятие пространства 1. Организационный момент. Игра «Делай как я» Развивать зрительное восприятие, пространственную ориентацию в схеме собственного тела

2. Упражнение «Покажи где?» Развивать ориентировку на листе бумаги Карточки

3. Упражнение «Ежик и яблоко» Развивать ориентировку на листе бумаги, учить понимать пространственные предлоги Игрушки

4. Упражнение «Помоги Мише» Развивать зрительное восприятие, пространственную ориентацию на листе бумаги Картинка, тетрадь, карандаш

5. Итог занятия «Волшебные камни» Развитие ориентировки в пространстве Камни разных цветов и оттенков, баночка

Х.

Восприятие пространства 1.

Организационный момент «Волшебные камни» Развитие ориентировки в пространстве Камни разных цветов и оттенков, баночка

2. Упражнение «Покажи где?» Развивать ориентировку на листе бумаги Карточки

3. Упражнение «Посмотри и назови» Развивать ориентировку на листе бумаги, учить понимать пространственные предлоги Картина

4. Динамическая пауза «Левая и правая» Развивать ориентировку в пространстве, учить ориентироваться в схеме собственного тела

5. Упражнение «Помоги Маше» Развивать ориентировку на листе бумаги, учить ребенка действовать по инструкции Карта - схема

6. Итог занятия «Выполни по образцу» Развивать зрительное восприятие, умение выполнять задания по образцу Детали, образец для составления

ХI.

Итоговое занятие 1. Организационный момент. Положительный настрой ребенка на занятие

2. Упражнение поработаем с таблицей Развивать зрительное восприятие ориентировку в пространстве, умение называть фигуры. Развивать мелкую моторику Доска, мел, таблица.

3. Упражнение «Какой формы эти предметы?» Закреплять представления о геометрических формах, упражнять в их названии Карточки

4. Подвижная игра «Найди фигуру» Закреплять умение находить фигуры, называть их форму и цвет Фигуры сделаны из цветного картона

5. Упражнение «Волшебные камни» Развивать ориентировку в пространстве Камни разных цветов и оттенков, баночка

6. Итог занятия

Игра «Кто это?» Развивать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве Тетрадь, карандаш

ХII.

Итоговое занятие

1. Организационный момент «Нанизывание бус» Закреплять основные цвета.

Учить чередовать предметы по цвету в определенной последовательнос

ти Бусы деревянные пластмассовые или глиняные (диам. 2см., тонкие шнуры или толстые нитки с укрепленными концами

2. Игра «Что перепутал художник?» Развивать зрительное восприятие Карточки

3. «Выполни по образцу» Развивать зрительное восприятие, умение выполнять задания по образцу Детали, образец для составления

4. Упражнение «Покажи где?» Развивать ориентировку на листе бумаги Карточки

5. Упражнение «Измени размер» Учить изменять размер, развивать зрительное восприятие Карточка с изображением фигур

6. Итог занятия

«Радуга» Развивать зрительное восприятие, умение называть и различать цвета. Развивать мелкую моторику. Листок картона, кисти, краски

Список используемой литературы.

1. Бабкина Н. В. Развивающие игры с элементами логики. М. 1998.

2. Бабкина Н. В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. М, 2006.

3. Башаева Т. Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Ярославль 20007.

4. Безрукова Е. З. Введение в изучение психологии умственно олтсталого ребенка. Свердловск 1975.

5. Белкин А. С. Коррекционная учебно – воспитательная работа во вспомогательной школе. Свердловск 1975.

6. Белова Г. М. Игра как средство активизации мыслительной деятельности учащихся. Научно – методические материалы всероссийского совещания 26 – 28 сентября 2000г. Москва – Боровичи.

7. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Спб. 2003.

8. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. ,Топоркова И. Г., Щебринина С. В. Папка дошкольника. Цвет, форма, величина. Киров. 2003.

9. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. ,Топоркова И. Г., Щебринина С. В. Папка дошкольника. Ориентировка в пространстве. Киров. 2003.

10. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М, 1993.

11. Зак А. В. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет. М, 1996.

12. Если ваш ребенок не такой, как другие…Книга для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. Под ред. О. И. Волжиной. М, 1997.

13. Егорова Е. Про цветание по Максу Люшеру Спб. 2007.

14. Катаева А. А. Стребелева Е. А. Олигофренопедагогика. М, 1998.

15. Ильина М. В. Чувствуем – познаем – размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально – волевой сферы у детей 6 лет. – М, 2004.

16. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Спб 2004.

17. Мамайчук И. И., Ильина М. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Спб 2004.

18. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. Воронеж. 2003.

19. Никишина В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. М, 2003.

20. Никитина И. В. Во что играть с «особым» ребенком. Краснодар 2006

21. Отстающие в учении школьники. Под. Ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Калугиной. М, 1986.

22. Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорно – моторному восприятию детей 5 – 7лет. М, 2007.

23. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. М,2001.

24. Шевлякова Е. И. Посмотри внимательно на мир. -М,2003.

Приложение 1.

Диагностика зрительного восприятия у учащихся

1 класса с отклонениями в развитии.

Процедура проведения обследования - важный компонент диагностики Несоблюдение правил и условий обследования может в значительной степени исказить результаты, привести к ложным выводам и рекомендациям.

Обстановка должна быть спокойной, доброжелательной, следует исключить различные помехи: шум, посторонние разговоры, присутствие посторонних людей, в том числе родителей. Особенно недопустимы негативные оценки результатов выполнения проб.

Педагог должен вызвать интерес у ребенка к предлагаемым заданиям и собственной личности. Отсутствие заинтересованности может привести к неправильным выводам о возможностях ребенка. В процессе обследования необходимо создать атмосферу доброжелательного сотрудничества.

Методика 1. Наложенные фигуры Попельрейтера.

Данная проба позволяет исследовать зрительно-предметное восприятие, сформированность зрительных образов-представлений и узнавание объектов внешнего мира в условиях «зашумленной» предметной картинки. Узнавание предполагает вычленение существенных признаков предметов, что является уже функцией мышления.

Экспериментальный материал – стандартизированный рисунок со схематическим изображением контуров животных, наложенIII,IX друг на друга. Наложение изображений усложняет восприятие и выделение отдельных образов, и именно усложненные условия позволяют определить наличие тех или иных нарушений данного психического процесса.

Учащемуся демонстрируется картинка: «Посмотри внимательно и перечисли, что здесь нарисовано». После того как ребенок узнает и назовет какое-либо животное, следует попросить: «Покажи его обведи фигуру по контуру».

Во время показа ребенком фигуры животного важно проследить, не соскальзывает ли он при обведении на детали других изображений. В случае если такое происходит, необходимо задать уточняющий вопрос: «А что это за часть тела у животного?»

Если учащийся делает длинную паузу, не показав все фигуры, педагогу необходимо попробовать, задавая уточняющие вопросы, помочь ему продолжить выполнение задания: «Есть ли еще какое - либо животное на картинке? На кого оно похоже? Покажи его».

На экспериментальном бланке изображены следующие животные: слон, страус, летучая мышь, мышь, еж, олень, сова, тюлень. Иногда дети называют тюленя «кот», «морж», что не считается ошибкой, Если ребенок правильно обвел животное, но не может правильно его назвать, - это не считается ошибкой восприятия. Незнание названий животных свидетельствует, скорее, о педагогической запущенности, суженности кругозора ученика.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

- точность и дифференцированность показа - обведения фигуры (наличие-отсутствие «соскальзываний» на элементы другой фигуры);

- соответствие зрительного образа семантике заданной фигуры (опознание животного) : «Кто это? На кого похожа эта фигура?»;

- плавность движений при обведении фигур;

- время выполнения/узнавания фигур;

- наличие пауз и необходимость стимуляции со стороны взрослого;

- отказы от выполнения задания.

Методика 2. Определение продуктивности кратковременной зрительной памяти.

Исследование продуктивности кратковременной зрительной памяти позволяет исследовать объем памяти, способность к сохранению зрительных образов и точному воспроизведению зрительных образов.

Учащемуся в течение 10 секунд предъявляется бланк с изображением девяти фигур.

Инструкция испытуемому: «Я сейчас покажу нарисованные геометрические фигуры. Посмотри внимательно на эти фигуры и постарайся их запомнить». После того как образец убран, учащемуся предлагается на чистом листе бумаги нарисовать как можно точнее те геометрические фигуры, которые он запомнил.

Критерии оценки успешности выполнения задания:

Объем запоминания. Нормальное запоминание - не менее 5 фигур. Засчитывается точное или с незначительными нарушениями воспроизведение образцов. Воспроизведение 4 фигур можно определить как пограничное состояние, вполне возможно, что в данном случае сказываются ситуативные факторы или органические нарушения мозга незначительны. В любом случае, делая выводы о степени сохранности мнемических процессов, важно сопоставить результаты запоминания с успешностью выполнения остальных проб.

Точность воспроизведения. В данном случае оценивается наличие нарушений в изображении составных фигур. Например, круг вписан в квадрат, но, изображая эту фигуру, ребенок рисует круг внутри квадрата без касаний линии окружности сторон квадрата. Именно эти неточности изображения мы относим к незначительным нарушениям запоминания (особенно для детей 7-8 лет, фигура в данном случае засчитывается, так как данная неточность - скорее недостаток развития мышления, а не памяти. В то же время повторение подобных ошибок - уже диагностический признак, который должен учитываться экспериментатором.

Ошибки векторно-зеркального характера. Кошибкам данного типа относятся изображения фигур с поворотом на 90° и 180°.

Замены фигур. Так, часто восьмиугольник изображается как шестиугольник, квадрат может быть изображен как прямоугольник и т. п. Фигура из трех линий, сходящихся в центре, часто изображается как стрелка:

Интерференция различных образцов. Достаточно часто дети перемещают вписанные фигуры. Так, треугольник, в экспериментальном бланке вписанный в окружность, оказывается вписанным в квадрат, квадрат попадает внутрь окружности.

Методика 3. Разрезные картинки.

Методика позволяет исследовать зрительное восприятие, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ученика.

В качестве стимульного материала используются разрезные картинки, изображающие предметы или животных

Основная инструкция дается в «глухом» виде: «Сложи, пожалуйста из этих частей предмет. Смотри внимательно, не торопись.» То есть экспериментатор не называет предмет, который необходимо сложить из частей. Одна из оптико-пространственных задач, которую должен решить ребенок, - по деталям опознать предмет и, опираясь на мысленный образ, собрать картинку. Если ребенок может спонтанно решить задачу, узнав предмет и практически сразу, целенаправленно собрав части в целое, - мы можем говорить о хорошем уровне зрительного восприятия и наглядно-образного мышления.

Если, узнав фигуры, ребенок тем не менее осуществляет ручной поиск, пробные сочетания частей картинки, прежде чем найдет правильное решение, то такой способ свидетельствует о наглядно- действенном мышлении и недостаточном развитии наглядно-образного мышления.

Говорить о нарушениях образа-представления можно при узнавании ребенком предмета, но неспособности правильно собрать его из частей картинки. Если предмет не узнан - образ-представление отсутствует. Оба эти варианта свидетельствуют о нарушениях зрительного восприятия.

Недоразвитие действий самоконтроля и самостоятельной оценки результатов своей деятельности также свидетельствует о нарушениях зрительных образов-представлений и о снижении пространственного анализа, недоразвитии пространственного мышления. В данном случае ребенок не видит пространственных ошибок в конечном продукте. Чтобы понять, насколько устойчиво это нарушение, следует задать контрольный уточняющий вопрос: «Посмотри внимательно, все ли ты сделал правильно?» Неумение воспользоваться подсказкой взрослого свидетельствует о выраженной дисфункции пространственного анализа и синтеза.

Если учащийся не узнает предмет, дается «открытая» инструкция (помощь) «Сложи из этих частей слона». Называние предмета взрослым должно помочь актуализировать образ с помощью слова. Если эта подсказка не поможет, следует отказаться от дальнейших попыток и корректно, не

фрустрируя ребенка, вывести его из экспериментальной ситуации: «Хорошо, давай пока отложим эту картинку и вернемся к ней как - нибудь позже. Я уверен, у тебя все получится».

Критерии оценки успешности выполнения задания.

Наличие образа-представления (опознание предмета).

Метод решения: спонтанное (в уме) решение или решение посредством ручного поиска.

Наличие пространственных нарушений в конечном результате.

Наличие-отсутствие самоконтроля и оценки правильности выполнения.

Необходимость помощи со стороны взрослого («открытая» инструкция).

Время выполнения, наличие пауз и отказов.

Публикации по теме:

Кризисные фазы, которые переживает семья, воспитывающая ребенка с отклонениями в развитии Уважаемые педагоги, как нам всем известно, работа с родителями является наиболее важной частью педагогического воздействия на ребенка. А.

Программа коррекции и развития зрительного восприятия у детей в возрасте от 5–8 лет с отклонениями в развитии Программа Коррекции и развития зрительного восприятия у детей в возрасте от 5-8 лет с отклонениями в развитии. Дети с отклонениями в развитии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Коррекция зрительного восприятия у воспитанников 5–8 лет с отклонениями в развитии».
Опубликовано: 3 марта 2013 в 18:38
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Коррекция зрительного восприятия у воспитанников 5–8 лет с отклонениями в развитии».» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Кондратова (УИ 79307) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД