Получи документы

Программа коррекционно-развивающего сопровождения детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Говорим красиво»

Анна Марадымова
Программа коррекционно-развивающего сопровождения детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Говорим красиво»

Автор-составитель -

Марадымова Анна Николаевна

учитель-логопед

Программа «Говорим красиво» предназначена для использования в подготовительной логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня.

Цель программы :

Публикация «Программа коррекционно-развивающего сопровождения детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи „Говорим красиво“» размещена в разделах

1. Обеспечение коррекции недостатков в речевом развитии детей с ОНР посредством организации коррекционно-логопедической работы по развитию эмоционально-экспрессивной лексики у детей подготовительной логопедической группы с ОНР.

Задачи:

1) Изучить и уточнить эмоциональные состояния, доступные возрасту (радость, грусть, злость, испуг, удивление);

2) Научить узнавать эмоциональные переживания по внешним выражениям: мимике, жестам, позе, интонации.

3) Развивать паралингвистические компоненты в процессе речевой деятельности;

4) Развивать чувства эмпатии, сочувствия, сопереживания на основе сюжетно-ролевых игр;

5) Обогащать речь путем анализа собственных чувств и эмоциональных переживаний.

6) Увеличить объем словаря детей в области эмоциональной лексики, включающей слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается словообразовательно;

7) Развивать самостоятельные связные высказывания, основанные на употреб-лении данной лексики для более точной и полной передачи своих мыслей, чув-ственных образов, эмоционального отношения к персонажам, к той или иной ситуации из сказок, стихов, рассказов и реально происходящих событий.

8) Обучить произвольному выражению различных эмоциональных состояний.

9) Формировать умения передачи заданного эмоционального состояния, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы;

10) Учить распознавать и дифференцировать эмоциональные состояния радости, грусти, злости, испуга, удивления;

Коррекционно-логопедическая работа предполагает соблюдение следующих принципов:

1. Принцип целенаправленности. Хорошо продуманная цель придает процессу целеустремленность, направленность, предупреждает стихийность и самотек в действиях.

2. Принцип системности и последовательности. Усвоение материала идет в определенной системе и последовательности: от усвоения невербального материала к вербальному, от простого к сложному.

3. Принцип доступности. В разработке коррекционных мероприятий мы учитывали познавательные возможности детей с ОНР, и, в соответствии с этим разрабатывали формы, методы и приемы обучения.

4. Принцип сознательности и активности. Процесс обучения употреблению эмоциональной лексики не сводится лишь к накоплению знаний, а ведет к усвоению, пониманию, активному применению этих знаний в практической ситуации

5. Принцип наглядности. Усвоение эмоциональной лексики лежит на использовании различных средств наглядности: предметных и сюжетных картин, опорных схем, цветных полосок и т. д.

6. Принцип комплексного подхода. В коррекционно-логопедической работе необходимо участие многих специалистов: логопеда, психолога, музыкального руководителя, воспитателей и родителей.

7. Принцип учета ведущего вида деятельности. Мы учитываем то, что у детей 6-7 лет ведущей является игровая деятельность. Поэтому обучение строится по принципу: «учим - играя», то есть с опорой на ведущую деятельность.

8. Принцип сотрудничества. Между специалистами, родителями, воспитателями должна быть тесная взаимосвязь.

Предполагаемый результат реализации программы : старшие дошкольники с ОНР будут:

1. Использовать в своей речи лексико-семантические средства для выражения эмоций, переживаний, чувств и оценок.

2. Активно употреблять слова, характеризующие поступки окружающих людей.

3. Хорошо владеть средствами лицевой экспрессии, смогут передать эмоциональное состояние той или иной интонацией.

4. Определять и называть эмоциональные состояния по предметным картинкам, рассказывать о своих эмоциональных состояниях.

5. Передавать эмоциональные отношения путем морфологических преобразований.

6. Активно использовать эмоционально-экспрессивную лексику в самостоятельной связной речи.

Система коррекционно-развивающего сопровождения

Важным в предлагаемой коррекционно-логопедической работе является то, что воздействие на детей с ОНР осуществляется комплексно: логопедом, воспитателем, психологом, музыкальным руководителем и родителями.

Формой организации работы являются подгрупповые занятия (см. приложение 1). Количество занятий – 20. Частота — один раза в неделю. Длительность занятий от 25 до 30 минут.

Комплексное воздействие осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. В коррекционно-логопедической работе мы выделили 3 этапа.

Первый этап (подготовительный).

Цель: подготовить детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту, для последующего применения этих знаний при развитии эмоционально-экспрессивной лексики. Цели подготовительного этапа в основном реализовывает психолог. Немаловажное значение здесь имеет работа воспитателя, музыкального руководителя и родителей.

Задачи:

1) Уточнить эмоциональные состояния, доступные возрасту (радость, грусть, злость, испуг, удивление) по внешним выражениям: мимике, жестам, позе, интонации.

2) Учить распознавать и дифференцировать эмоциональные состояния радости, грусти, злости, испуга, удивления.

3) Развивать паралингвистические средства общения ( фонациональные: тембр, темп, громкость речи и кинетические : жесты, позы, мимика).

4) Закрепить умение произвольно выражать различные эмоциональные состояния, используя паралингвистические средства.

5) Активизировать мимическую мускулатуру, формировать умения передачи заданного эмоционального состояния.

6) Развивать способности понимать свои чувства и чувства других людей.

Для реализации этих задач использовались следующие формы работы:

1. Групповые игры и этюды на выражение основных эмоций. Данные формы приемлемы в работе, как психолога, так воспитателя на занятиях и в свободное время. Музыкальный руководитель и логопед могут использовать данные этюды при организации пауз на индивидуальных и фронтальных занятиях, родители закреплять их дома.

2. Направленное рисование, т. е. рисование на определенную тему - «Радость», «Грусть, «Злость», «Испуг», «Удивление». Реализуется воспитателем и психологом.

3. Групповое обсуждение различных чувств: радости, грусти, злости, испуга, удивления. Реализуется психологом, воспитателем, музыкальным руководителем, частично логопедом и родителями.

4. Ознакомления с эмоциональным состоянием через восприятие классической и популярной музыки. Реализуется музыкальным руководителем.

5. Игры-драматизации используются всеми участниками образовательного процесса.

6. Мимические и пантомимические упражнения. Использует в своей работе психолог.

7. Дидактические игры «Подбери картинку», «Составь портрет», «Пляшущие человечки».

10. Литературные загадки, обсуждение настроений литературных героев.

12. Чтение произведения и обсуждение настроений литературных героев.

Второй этап (основной)

Цель: формирование эмоциональной лексики. Цели основного этапа в основном реализовывает логопед при помощи родителей и воспитателей.

Данный этап состоит из трех направлений.

Цель первого направления: формирование эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом.

Задачи:

1) Формировать навык образования сравнительных и превосходных степеней имен прилагательных.

2) Формировать антонимические и синонимические отношения.

Указанные задачи решаются в процессе проведения логопедических за-нятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи. В целях повышения продуктивности усвоения вербального материала мы используем пиктограммы, предметные картинки, сюжетные картинки, полоски разных цветов.

Для реализации задачи используются следующие приемы и методы:

- прием цветообозначения – использование цвета для обозначения эмоций, выраженных сравнительной степенью имени прилагательного. Причем использование сравнительной степени зависит от степени насыщенности цвета.

- прием использования зрительных опор в образовании сравнительных степеней прилагательного.

Сравнительная степень качественных имен прилагательных активизируется в речи детей поэтапно. Сначала она активизируется в речи изолированно, затем в словосочетаниях и предложениях. На заключительных этапах сравнительная степень имен прилагательных активизируется в речи детей на уровне небольших текстов.

Для формирования навыка образования превосходной степени имен прилагательных можно предложить детям игру «Измени по образцу». На начальных этапах работы целесообразно использовать схемы.

Для овладения антонимическими отношениями в области эмоциональной лексики используется прием противопоставления объектов по дифференциальному признаку с опорой на наглядный материал.

Рекомендуются приемы работы с изолированными словами:

-Игра «Подбери слово».

- Игра «Закончи предложение».

- Игра «Скажи наоборот».

Затем составляются небольшие рассказы со словами-антонимами, логопед просит детей придумать свои истории. Дети рассказывают небольшие истории, рассказы, используя слова-антонимы, по одному и в паре.

На этом этапе можно предложить детям игру «Расшифруй письмо».

Процесс овладения синонимическими отношениями происходил на основе замены одной лексической единицы другой, близкой по значению, на основе использования приема аналогии. Сначала проводится работа по подбору слов, близких по значению, с помощью дидактических игр: «Я начну, а ты продолжи», «На что похоже», «Определи слово».

Цель второго направления: формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явление с положительной или отрицательной стороны.

Задачи:

1) Обогатить словарный запаса эмоциональной лексикой, состоящей из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явления с положительной или отрицательной стороны.

2) Закрепить употребление слов-оценок в словосочетаниях и предложениях.

Приемы работы:

1. Составление словосочетаний (добавление зависимых слов к главному).

2. Составление предложений.

а) Составление предложений с заданным словом: игра «Составь предложение».

б) Распространить предложение: игра «Придумай признак».

в) Преобразовать деформированное предложение.

Цель третьего направления: формирование эмоциональной лексики, состоящей из слов, передающих эмоциональное отношение путем морфологических преобразований.

Задачи:

1) Увеличить объем словаря детей в области эмоциональной лексики, включающей слова, в которых эмоциональное отношение к называемому выражается словообразовательно (уменьшительно-ласкательно, увеличительно);

2) Развивать самостоятельные связные высказывания, основанные на употреб-лении данной лексики для более точной и полной передачи своих мыслей, чув-ственных образов, эмоционального отношения к персонажам, к той или иной ситуации из сказок, стихов, рассказов и реально происходящих событий.

Для лучшего усвоения словарного материала широко используются в работе наглядные средства обучения, предметные и сюжетные картины, иллюстративные материалы из сказок, рассказов, стихов.

Используемые приемы:

1. Образование слов с уменьшительно-ласкательными значением: игра «Скажи ласково».

2. Образование слов со значением «увеличительности» : игра «Увеличь слово».

3. Образование имен прилагательных путем повтора.

Третий этап (заключительный)

Цель третьего этапа: закрепление употребления эмоционально-экспрессивной лексики в процессе активного использования ее в самостоятельной связной речи.

Задачи:

1) Закрепить употребление эмоционально – экспрессивной лексики.

2) Развивать паралингвистические компоненты в процессе речевой деятельности.

3) Развивать чувства эмпатии, сочувствия, сопереживания.

4) Обогащать речь путем анализа собственных чувств и эмоциональных переживаний.

На заключительных этапах работы рекомендуется использовать:

1. Пересказ сказки по серии сюжетных картин по мотивам сказок: «Три медведя», «Гномы и великаны», «Белоснежка и семь гномов»,

«Кот в сапогах», «Храбрый портняжка», «Стойкий оловянный солдатик» (см. приложение 2,3) и др.

В качестве домашнего задания можно предложить родителям дома закрепить пересказ сказки «Стойкий оловянный солдатик» с обязательным использованием эмоционально-экспрессивной лексики. Это же задание можно предложить и воспитателям. В ходе его выполнения воспитатели и родители могут не только развивать связную речь, обогащать словарный запас, пополнять его эмоциональной лексикой, но и автоматизировать звуки речи (может применяться на последних этапах работы по коррекции звукопроизношения). Для этого родителям и воспитателям предлагается памятка.

2. Рассказывание сказки и ее инсценировка (игры-драматизации). В работе используются сказки: «Лиса и рак», «Лиса и муравей», «Кот и петух», «Заюшкина избушка» и др.

3. Занятия, объединяющие реализацию целей и задач первого, второго и третьего этапов: игра: «Спор» (с элементами драматизации (см. приложение 4, составление рассказов по серии картин. Для составления рассказов используются серии картин «В детском саду», «Синичка», «Заяц и морковка», «Котенок» и др., а также сюжетные картины: «Аленушка», «Чиполлино», «Новый год» и др.

Таким образом, предложенная коррекционно-логопедическая работа предусматривает определенную последовательность в выполнении: на первом этапе происходит подготовка к усвоению эмоционально – экспрессивной лексики, на втором мы ее уточняем, формируем на базе различных игр и упражнений, а на третьем – закрепляем ее применение в активной речи. Сочетаясь с основными целями и задачами программы Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., данные направления работы позволят точнее и глубже подойти к проблеме развития эмоционально-экспрессивной лексики, позволят качественно улучшить у детей с ОНР речевое развитие. Реализация данных направлений коррекционно-логопедической работы предусматривает последовательное изложение событий, интонационную выразительность, использование в самостоятельных высказываниях различные паралингвистические средства выражения: мимику, жесты, пантомимику, автоматизацию слов, обозначающих эмоции, введение их в активную речь, свободное владение данной лексикой и применении ее в связной речи.

Приложение 2

Учебно-тематический план

Месяц Неделя Этап работы, цель Тема занятия Формы работы

Сентябрь 1 1 этап

Подготовительный

Уточнить эмоциональные состояния, доступные возрасту (радость, грусть, злость, испуг, удивление) «Азбука настроений» Рассматривание пиктограмм «Азбука настроений»

Этюд «Кто как радуется?».

Этюд «Золушка».

Этюд «Сердитый дедушка».

Направленное рисование: «Радость», «Грусть, «Злость», «Испуг», «Удивление».

Игра «Подбери картинку».

2 Учить распознавать и дифференцировать эмоциональные состояния радости, грусти, злости, испуга, удивления. «Определи настроение» Прослушивание музыкального произведения и беседа после прослушивания.

Литературные загадки с обсуждением настроения литературного героя.

Дид/игра «Пляшущие человечки».

Рисование «Какое бывает настроение?»

3

Развивать паралингвистические средства общения ( фонациональные: тембр, темп, громкость речи и кинетические : жесты, позы, мимика). «Зеркало движений» Упражнение «Зеркало».

Дид / игра «Обезьянки».

Подвижная игра «Комната смеха».

Пазлы «Собери лицо».

Этюд «В магазине».

Этюд «Пропала собака».

Конкурс чтецов.

4 Закрепить умение произвольно выражать различные эмоциональные состояния, используя паралингвистические средства. «Следствие ведут малыши» Упражнение «Угадай по описанию».

Игра «Повтори».

Игра «Лото настроений».

Музыкальная игра «Покажи настроение».

Игра «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем».

Игра «Расскажи стихи руками».

Этюд «Через стекло».

Октябрь 1 Активизировать мимическую мускулатуру, формировать умения передачи заданного эмоционального состояния. «Мимическая гимнастика» Этюд «Встреча с другом».

Психогимнастика «Мороженое».

Графическое изображение лица.

Игра «Рассмеши царевну Несмеяну».

Игра «Грустный и веселый клоун».

Этюд «Встреча настроений».

Игра «Худышки и толстушки»

2 Развивать способности понимать свои чувства и чувства других людей.

«Мы такие разные» Чтение небылиц.

Игра «Так бывает или нет».

Этюд «Я думаю, он думает».

Игра «2 зеркала».

Игра «Покажи наоборот».

Рисование «Составь портрет»

3 II этап

Основной

I направление

Формировать навык образования сравнительных степеней имен прилагательных. «Говорим и показываем» Упражнение «Сравни».

Упражнение «Веселые подружки».

Игра «Измени по образцу».

Упражнение «Брат и сестра».

Упражнение «Подбери по цвету».

Пиктограммы «Азбука настроений»

4 Формировать навык образования превосходных степеней имен прилагательных. «Королевство кривых зеркал» Работа с опорными схемами, например «Глупый – наиглупейший».

Упражнение «Повтори».

Игра «Запомни – покажи».

Упражнение «У меня столько, а у тебя еще больше».

Ноябрь 1 Формировать антонимические отношения. «Шифровальщики» Упражнение «Расшифруй письмо».

Игра «Подбери слово».

Игра «Закончи предложение».

Игра «Скажи наоборот».

Упражнение «Слова поругались»

Составление рассказа со словами-антонимами

2 Формировать синонимические отношения. «Слова-приятели» Упражнение «Слова-приятели».

Игра «Я начну, а ты продолжи».

Упражнение «Замени слово».

Игра «На что похоже?»

Упражнение «Определи слово».

Упражнение «Кто больше?»

3 II направление

Обогатить словарный запаса эмоциональной лексикой, состоящей из слов-оценок, квалифицирующих вещь, предмет, явления с положительной или отрицательной стороны. «Играем в слова» Упражнение «Добавь словечко».

Игра «Придумай признак».

Упражнение «Опиши предмет».

Игра «Подбери по описанию».

Упражнение «Разложи и расскажи».

4 Закрепить употребление слов-оценок в предложениях. «Учимся говорить» Упражнение «Составь предложение».

Игра «Загадки-подсказки».

Упражнение «Укрась предложение».

Упражнение «Снежный ком».

Игра «Помоги Незнайке».

Декабрь 1 III направление

Увеличить объем словаря детей в области эмоциональной лексики путем употребления слов с уменьшительно-ласкательным значением. «Ласковые слова» Игра «Скажи ласково».

Игра «Катя и Катенька».

Упражнение «Оденем куклу на прогулку»

Игра «Большой – маленький».

Игра «Ждем гостей».

2 Увеличить объем словаря детей в области эмоциональной лексики путем употребления слов с увеличительным значением. «Большие слова» Игра «Братец ИК и братец ИЩ»

Упражнение «Великаны и карлика».

Упражнение «Увеличь слово».

Упражнение «Закончи предложение».

Игра «Большие и маленькие слова».

3 Увеличить объем словаря детей в области эмоциональной лексики путем употребления повтора. «Я начну, а ты продолжи» Упражнение «Какой?»

Игра «Повтори».

Упражнение «Обозначь слово».

Упражнение «Составь предложение с указанным словом»

Игра «У кого больше».

4 III этап

Заключительный

Закрепить употребление эмоционально – экспрессивной лексики «Стойкий оловянный солдатик» Игра «Расположи по порядку».

Упражнение «Определи эмоциональное состояние героев».

Упражнение «Письмо другу».

Игра «Рассказ по цепочке».

Январь 2 Развивать паралингвистические компоненты в процессе речевой деятельности. «В гостях у сказки» Упражнение «Покажи»

Игра «Пойми меня»

Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

3 Развивать чувства эмпатии, сочувствия, сопереживания. «Если с другом ты» Игра с элементами драматизации «Спор».

Упражнение «Рассказ по картинкам».

Игра «Придумай».

Упражнение «Помоги другу».

4 Обогащать речь путем анализа собственных чувств и эмоциональных переживаний. «Сочинители» Творческое рассказывание «Что было дальше», «Сказки наизнанку». «Салат из сказок».

Публикации по теме:

Формирование интереса к чтению у детей с общим недоразвитием речи В данной статье речь пойдет о детях, которые уже научились читать, но чтение дается им с трудом, они не проявляют интереса к чтению. Это.

Конспект психологического коррекционно-развивающего занятия для детей 6–7 лет, имеющих нарушения развития речи. Лексическая тема «Перелетные птицы» Задачи: • Развитие уверенности в себе. • Развитие кинестетического и зрительного восприятия. • Развитие.

Обобщение опыта Тема: Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе использования Теоретическая интерпретация опыта I. Условия формирования В течение 17 лет работаю с детьми, имеющими нарушение речи в условиях типового.

Подвижные игры для детей с общим недоразвитием речи Я работаю в детском саду для детей с нарушениями речи. Для проведения подвижных игр с такими детьми нужен особый подход. Как правило, детишки.

Проектная деятельность в коррекционно — развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи в условиях детского сада Статья. Сухарева Светлана Викторовна АНО ДО «Планета детства Лада» д/с №203 «Алиса» г. Тольятти Проектная деятельность в коррекционно.

Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим …) ФГОС Закон вступил в силу с 1 января 2014 года Причины появления нового закона: -появление нового закона Российской Федерации регламентирующий.

Программа кружка «Раз-словечко, два-словечко» для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи 3 уровня Пояснительная записка К числу наиболее актуальных проблем на современном этапе развития логопедии относится значительный рост речевых нарушений.

Развитие фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речи, в том числе и с общим недоразвитием речи. Одним из.

Развитие лексической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи. Многочисленные исследования речи детей, особенно с общим недоразвитием речи, указывают на то, что самыми недоступными оказались задания.

Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Развитие образной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на интегрированных занятиях Тукиш Татьяна Федоровна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа коррекционно-развивающего сопровождения детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Говорим красиво»
Опубликовано: 25 августа 2017 в 09:39
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД