Получи документы

Программа кружка «Народные промыслы»

елена коковина
Программа кружка «Народные промыслы»

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

В средней, старшей и подготовительной к школе группе общеразвивающей направленности осуществляется дополнительное дошкольное образование, не противоречащее целям и задачам основной общеобразовательной программы - Образовательной программы МБДОУ № 3 "Умка", разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, а также согласно всем нормам СанПин дошкольного образования.

Публикация «Программа кружка „Народные промыслы“» размещена в разделах

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет (далее программа) – документ, обеспечивающий получение детьми дополнительного образования по художественной направленности.

Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав Рабочую программу по освоению детьми основной общеобразовательной программы – образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 3 «Умка», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

Актуальность программы обусловлена тем, что у детей нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. Нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия городецкой росписи, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т. д. Возникла необходимость подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Новизна и отличительная особенность программы заключается в том, что она предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами не только России, но и Урала, включает в себя знакомство с символикой русского декоративного искусства и его значением.

Педагогическая целесообразность программы заключается в создании особой развивающей среды для развития творческих способностей детей в области декоративно-прикладного искусства и их эстетического воспитания. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомство с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий.

Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности непосредственно соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому была поставлена цель - подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

На занятиях кружка дети осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и учатся находить новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

1.2. Цели и задачи реализации программы дополнительного образования

Целью данной программы является : формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи

Обучающие:

• приобщать детей к народному декоративно-прокладному искусству в условиях собственной практической творческой деятельности;

• расширять знания детей о народных промыслах городецкой, мезенской, гжельской, хохломской, дымковской росписями, с русской матрешкой и дымковской игрушкой;

• знакомить детей с народными промыслами каргопольская и филимоновская игрушка;

• продолжать учить детей рисовать растительные элементы городецкой росписи, мезенской росписи (линии воды, земли, огня, гжельской, хохломской, дымковской росписи;

• учить детей лепить матрешку, филимоновские игрушки: олень, корова; каргопольскую игрушку: птица Сирин из соленого тста;

• способствовать знакомству классической закономерности народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т. д.);

Развивающие:

• развивать умение использовать нетрадиционные техники и получать удовольствие от своей работы;

• развивать эстетическое (эмоционально-оценочное, образное восприятие, эстетические чувства;

• развивать умения, технику лепки из различных материалов: соленое тесто;

Воспитательные:

• воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты;

• формировать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

• на основе освоения художественного опыта народных мастеров воспитывать индивидуальное творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации - русский. Форма работы – групповая (группа 8-10 человек). Программа рассчитана на 3 года для детей 4 – 7 лет по возрастным группам: средняя (дети 4-5 лет, старшая (дети 5-6 лет, подготовительная (дети 6-7 лет).

Продолжительность и количество занятий кружка

п/п Возрастная группа Продолжительность

занятия Количество занятий

в неделю Количество занятий

в год

1 Старшая группа 30 мин 2 72

Формы подведения итогов реализации программы :

• выставки;

• конкурсы;

• мастер-классы.

Характеристика ожидаемых результатов (дети 5 – 6 лет)

В результате систематического посещения кружка «Народные промыслы»

ребенок будет знать народные промыслы, узнавать и называть их (городецкая, хохломская, гжельская, дымковская, мезенская росписи; русская матрешка, дымковская, каргопольская и филимоновская игрушка);

будет уметь выделять и рисовать элементы узора росписи,

будет уметь составлять из элементов узора композицию;

будет уметь самостоятельно определять последовательность выполнения росписи;

будет уметь подбирать и передавать колорит нужной росписи;

научится передавать выразительные особенности в лепке из соленого теста;

научится последовательно вести работу;

научится самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях;

будет знать о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Форма подведения итогов – диагностическое обследование детей по усвоению Программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.

Методы оценки результативности программы :

• посещаемость (фиксация занятий в рабочем журнале;

• наблюдение в процессе работы за способами лепки и росписи;

• анализ готовых работ.

Приложение 1. «Педагогическое обследование по декоративно-прикладному искусству детей, посещающих кружок «Народные промыслы»

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

Учебно-тематический план программы «Народные промыслы»

старшая группа (5-6 лет, второй год обучения

п/п Название разделов Количество часов

всего теория практика

1 Народные промыслы 1 1

2 Городецкая роспись 8 2 6

3 Мезенская роспись 8 2 6

4 Русская матрешка 4 1 3

5 Каргопольская игрушка 4 1 3

6 Гжель 6 2 4

7 Филимоновская игрушка 4 1 3

8 Хохломская роспись 10 2 8

9 Народный костюм 6 1 5

10 Дымковская роспись 9 1 8

11 Народные умельцы 12 2 10

Всего 72 16 56

Перспективный план программы «Народные промыслы» на 2016-2017 учебный год

старшая группа (5-6 лет, второй год обучения

1. Раздел «Народные промыслы»

Программное содержание :

Расширять знания детей о многообразии изделий народного декоративно-прикладного искусства. Продолжать учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных промыслов. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Формировать положительную эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений народных мастеров. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.

2. Раздел «Городецкая роспись»

Темы:

1 Веселый Городец (теория,

2 Розан и купавка – элементы росписи (рисование,

3Сарафан для матрешки (роспись шаблона,

4 Городецкие узоры, сколько радости для глаз (роспись шаблона кухонной доски).

Программное содержание :

Продолжать знакомить с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном.

Расширять знания детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.

Основные материалы:, бумажные шаблоны досочек, сарафана, гуашь, акварель.

3. Раздел «Мезенская роспись»

Темы:

1 Знакомство с мезенской росписью (теория,

2 Красно солнышко (рисование,

3 Знак плодородия (рисование,

4 Лошадка (рисование).

Программное содержание :

Расширять знания детей о мезенской росписи, о символике элементов мезенской росписи. Формировать умения самостоятельно изображать элементы росписи и прочитывать символичный узор композиции (вода, огонь, земля).

Развивать в детях стремление к творчеству.

Основные материалы: акварель, гуашь.

4. Раздел «Русская матрешка»

Темы:

1 Русская матрешка (теория,

2 Все они матрешечки, все они милашечки (лепка из соленого теста,

3 Очень любим мы матрешки разноцветные одежки (рисование,

4 Роспись матрешек.

Программное содержание :

Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Учить лепить фигурку из целого куска соленого теста. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству.

Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу.

Основные материалы:

Соленое тесто, гуашь, акварель, лак, бумага.

5. Раздел «Каргопольская игрушка»

Темы:

1 Каргопольские легенды (теория,

2 Сказочнаы птица (рисование,

3-4 Волшебная птица сирин (лепка из соленого теста, роспись изделия)

Программное содержание :

Познакомить детей с каргопольской игрушкой. Закреплять знания детей о традициях русского народа, проживающего на севере России. Знакомить детей с особенностями каргопольской росписи. Учить рисовать элементы росписи.

Развивать у детей замысел. Учить детей лепить пластическим способом из целого куска соленого теста. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу).

Основные материалы:

Акварель, гуашь, бумага, соленое тесто.

6. Раздел «Гжель»

Темы:

1 Сине – белое чудо Гжели (теория,

2 Элементы росписи (рисование,

3 Тарелочка (лепка из соленого теста,

4 Роспись тарелочки.

Программное содержание :

Знакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи.

Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров. Закрепить умение лепить из соленого теста, используя конструктивный способ.

Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

Основной материал:

Соленое тесто, гуашь.

7. Раздел «Филимоновская игрушка»

Темы:

1 Филимоновские свистульки (теория,

2 Филимоновский олень (лепка из соленого теста,

3 Филимоновская коровка (лепка из соленого теста,

4 Роспись филимоновских игрушек.

Программное содержание :

Знакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять знания детей о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Знакомить детей с элементами росписи. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

Учить детей лепить фигурку из целого куска соленого теста, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.

Закреплять знания детей о последовательной росписи филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках.

Основной материал:

Соленое тесто, гуашь.

8. Раздел «Хохломская роспись»

Темы:

1 Золотая Хохлома (теория,

2 Элементы росписи (рисование,

3 Шарфики для козлят (роспись шаблона,

4 Украсим теремок для зверей (роспись шаблона)

Программное содержание :

Расширять знания детей о народном промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить составлять узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком».

Основной материал:

Гуашь, краски, бумажные шаблоны шарфика, теремка.

9. Раздел «Народный костюм»

Темы:

1 Украшаем сумочку узором на выбор (роспись шаблона,

2 Рубашка – косоворотка (роспись шаблона,

3 Украшение одежды Василисы Премудрой (роспись шаблона,

4 Оденем Ваню и Маню в русский костюм Роспись шаблона)

Программное содержание :

Расширять знания детей о народных промыслах родного края. Развивать умение строить художественный замысел. Совершенствовать изобразительные навыки и умения рисования орнаментов. Развивать воображение, творчество, самостоятельность.

Основной материал:

Гуашь, краски, шаблоны одежды.

10. Раздел «Дымковская роспись»

Темы:

1 Дымковская роспись (теория,

2 Платок для дымковской барыни (аппликация,

3 Ткань на юбку (рисование,

4 Барыня-водоноска (роспись шаблона).

Программное содержание :

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять знания детей о народной игрушке, дымковской игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими

Основной материал:

Гуашь, акварель, бумажные шаблоны дымковских игрушек.

11. Народные умельцы

Тема:

1 Авторская игрушка.

Программное содержание :

Совершенствовать представления и умения по декоративно-прикладному искусству. Формировать умение лепить авторскую игрушку, основываясь на представления о народных промыслах.

Основной материал:

Соленое тесто различных оттенков

2.2. Содержание программы дополнительного образования в области «Художественно-эстетического развития»

Содержание работы:

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение. Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению.

Направления работы:

1. Знакомство детей с образцами народных художественных промыслов.

2. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:

• беседы;

• занятия на основе метода интеграции;

• рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

• выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду и в поселке;

• просмотр презентаций;

• дидактические игры;

• использование силуэтного моделирования

• экспериментирование с различными художественными материалами;

• соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

• заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

• использование физминуток.

В работе используются различные методы и приемы:

• одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);

• метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);

• словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);

• практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);

• эвристический (развитие находчивости и активности);

• частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);

• метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество;

• мотивационный (убеждение, поощрение);

• жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Этапы работы:

Весь образовательный процесс делится на два этапа:

I этап - подготовительный.

Задачи:

• Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.

• Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.

• Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.

• Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап - практический.

Задачи:

• Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.

Использовать при лепке различные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.

• Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.

• Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.

При изготовлении творческих работ предполагается применение следующих материалов:

• глина;

• соленое тесто;

• папье-маше;

• пластилин;

• краски,

• гуашь.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться, для того чтобы:

• выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству, учитывая индивидуальные способности детей;

• определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы);

• спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, качество детской работы, отношение к деятельности.

Взаимодействие с родителями (строиться на основе анкет по изучению художественных интересов детей).

Родительские собрания: «Творческие способности есть у каждого ребенка. Как их развивать», «Итоги реализации программы дополнительного образования»

• Индивидуальные консультации согласно потребностям родителей и педагога

• Выпуск папок-раскладок по народному декоративно-прикладному искусству «Из истории мастеров»

• Буклетов «Сделаем сами» (о способах и последовательности лепки и украшения игрушек);

• Разработка методических рекомендаций «Правила рисования различными изобразительными материалами и инструментами».

Итогом детской деятельности будут служить:

• выставки детского творчества по тематике народных промыслов

• участие в развлечениях «Капустник», «Коляда, отворяй ворота», «Широкая масленица», «Покров»

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Материально-техническое обеспечение программы.

Для реализации программы имеется отдельное помещение, которое:

• соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;

• соответствует правилам пожарной безопасности;

• средства обучения и воспитания соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям развития детей.

• Помещение, в котором проводятся занятия, оснащено следующим:

- столы по количеству воспитанников;

- стулья по количеству воспитанников;

- доска, мел;

- мольберт;

- ноутбук;

- мультимедийное оборудование в музыкальном зале;

А также все необходимые материалы и инструменты:

- наглядные пособия народных изделий;

- доски для лепки;

- пластилин, глина;

- краски, кисточки

- салфетки

- и тд.

Приложение 2. Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством.

Приложение 3. Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством.

Приложение 4. Игры по ознакомлению детей с декоративно-прикладном искусством.

Приложение 5. Физкультурные минутки для занятий по декоративно-прикладному искусству.

Библиографический список.

1. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М. Мозаика-синтез, 2015г.

2. Соломенникова О. А. Ознакомление детей с народным искусством. М. Мозаика-синтез, 2016г.

3. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. – М. : Творческий центр, 2000г.

4. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М. : Карапуз-Дидактика», 2006г.

5. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная группа. – М. : Карапуз-Дидактика», 2006г.

6. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем. – М. : Творческий центр, 2010г.

7. Клиенов А. П. Народные промыслы. М. Белый город, 2002.

8. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. Москва. Скрипторий, 2003.

9. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.

10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Лэпбук «Народные промыслы» Дидактическое пособие лэпбук «Народные промыслы», по ознакомлению старших дошкольников, с декоративно – прикладным искусством Ильина Наталья.

Лэпбук «Народные промыслы Удмуртии»Лэпбук «Народные промыслы Удмуртии» Дидактическое пособие «Лэпбук Народные промыслы Удмуртии». По ознокомлению детей старшего дошкольного возраста с народным творчеством Удмуртии.

Лэпбук «Народные промыслы»Лэпбук «Народные промыслы» ЛЭПБУК «Народные промыслы» Цели:1. Разработать методическое пособие для занятий по знакомству детей с народными промыслами и ремеслами.

Народные промыслы и ремесла Белогорья Консультация для педагогов Народные промыслы и ремесла Белогорья Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свой край, на сегодняшний.

Презентация «Народные промыслы Мордовии» Задачи: - познакомить детей с народными промыслами нашей республики: тавлинской резьбой, урусовскими валенками, гончарным мастерством;.

Педагогический проект старшей группы «Народные промыслы» Педагогический проект старшей группы «Народные промыслы» «Визитная карточка» проекта: «Народные промыслы» Автор проекта: Барабонина Надежда.

Проект «Народные промыслы Липецкого края» Паспорт проекта Вид проекта: творческо - информационный. Продолжительность: средней продолжительности. Участники проекта: дети подготовительной.

Проект «Народные промыслы России» Участники проекта: ДЕТИ СТАРШЕЙ - ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ, ВОСПИТАТЕЛИ, РОДИТЕЛИ ВОСПИТАННИКОВ СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ. ВИД ПРОЕКТА:.

Проект «Русские народные промыслы» Паспорт проекта 1. Общие сведения: 1.1. Тема проекта: «Русские-народные промыслы» 1.2 Тип проекта : Познавательно-творческий, коллективный,.

Проект старшей группы «Народные промыслы» Проект старшей группы "Народные промыслы"Тип проекта: информационно - творческий; Продолжительность проекта: 3 недели Участники проекта:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Народные промыслы»
Опубликовано: 17 января 2019 в 13:00
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД