Любовь Николаевна Елисеева
Программа кружка по экологии в подготовительной группе «Юные друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
1. Направленность программы.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни.
Поэтому главная задача взрослых – научить детей правильно вести себя в природе и среди людей, любить и понимать природу.
Публикация «Программа кружка по экологии в подготовительной группе „Юные друзья природы“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира, благодаря познавательной активности ребенка. Именно в это время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
Экологическое воспитание в детском саду - это способ воздействия на чувства детей, на их сознание, взгляды и представления. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Дети по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире - это важнейшие черты детского поведения. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями. Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приёмов и средств, неформальность, позволяет ребёнку предвидеть опасные ситуации в природе, оценивать их, привлекать родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
2. Новизна программы.
Новизной программы «Юные друзья природы» является
знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме, через наблюдения и опыты связанные с практическими делами (например, посадка лука и др.).
3. Актуальность программы.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Поэтому главная задача взрослых – научить детей правильно вести себя в природе и среди людей, любить и понимать природу.
4. Программно - методическое обеспечение.
Основой к структуре разработки рабочей программы экологического кружка «В мире природы» являются Федеральные государственные требования к структуре основной программы реализации в рамках ФГОС и парциальная программа С. Н. Николаевой «Юный эколог».
5. Педагогическая целесообразность программы.
Содержание программы по возможности приближено к местным природным условиям. В первую очередь при ознакомлении с животными и растениями, сезонными явлениями природы, климатом. Это тесно привязывает программу к национально-региональному компоненту. Эффективна программа для развития у детей экологического сознания и культуры, навыков правильного поведения в природе.
6. Цель программы.
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, учить жить в относительной гармонии с ней.
7. Задачи программы.
Обучающие:
- Расширять и обобщать знания детей о мире природы через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
Формировать умение детей видеть и понимать прекрасное в жизни, радоваться красоте природы.
Развивающие:
- Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, запоминать, сравнивать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и активность к познанию нового, формирование экологической культуры ребёнка.
8. Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы : 6 - 7 лет.
- состав группы – постоянный;
- особенность набора обучающихся – свободный.
9. Срок реализации программы.
Продолжительность образовательного процесса: 1 год.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Группа формируется согласно возрасту детей.
1 год обучения – 2 раза в неделю по 30 минут.
Количество занятий в год 64.
Программа рассчитана как на слабых в развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.
Формы работы:
- занятия, экскурсии, проведение опытов, игры;
- совместная и самостоятельная деятельность.
Принципы обучения:
- доступности, использование доступного материала детям;
- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;
- последовательности, изложение материала идет последовательно;
- систематичности, в определенной последовательности, системе;
- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.
Принципы обучения:
- доступности, использование доступного материала детям;
- наглядности, использование наглядных пособий для обучения;
- последовательности, изложение материала идет последовательно;
- систематичности, в определенной последовательности, системе;
- индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.
11. Ожидаемые результаты.
- Дети должны знать правила поведения в природе, растения и их характерные признаки, признаки диких и домашних животных, виды птиц своей местности.
- Повышение уровня любознательности, наблюдательности.
- Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
- Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.
- Активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями.
Иметь представление:
- О приспособляемости животных и растений к сезонным изменениям в неживой природе; об охране природы.
- О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
- О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
12. Форма подведения итогов.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – отчёт воспитателя.
Контроль проводится в разных формах: творческие работы, тесты, диагностика личностного роста, фотоматериалы, совместная деятельность с семьёй.
Оценка уровня развития:
1 балл – не называет или называет 1 признак, вид
2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства
3 балла называет самостоятельно2-3 вида или явления, свойства
От 21 до 15-высокий уровень
От 15 до 7-средний уровень
От 7 до 0-низкий уровень
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5-6 ЛЕТ
№
п/п Наименование модулей, разделов и тем Количество часов
Всего Теория Практика
Кол-во занятий Мин.
1
Диагностика. 1 30 10 мин 20 мин
2
Диагностика. 1 30 10 мин 20 мин
3 Путешествие в «страну» Земля. 1 30 10 мин. 20
мин.
4 Природа и человек. 1 30 10 мин. 20 мин.
5
Цветы на нашем участке. 1 30 30 мин.
6
Цветы на нашем участке. 1 30 30
Мин.
7
То березка, то рябина. 1 30 10
Мин. 20
Мин.
8
Панно из сушеных листьев. 1 30 30
Мин.
9
Панно из сушеных листьев. 1 30 30
Мин.
10 Наша Земля в опасности. 1 30 10мин. 20
мин.
11
Осень в белые туманы. 1 30 10
Мин. 20
Мин.
12 Дары осени. 1 30 10мин. 20
мин.
13 Грибы: друзья или враги? 1 30 10мин. 20 мин.
14 Откуда хлеб пришел. 1 30 10мин. 20
мин.
15 Как растения готовятся к зиме. 1 30 10мин. 20 мин.
16 Путешествие в осенний лес.
1 30 10мин. 20
мин.
17
Путешествие в осенний лес. 1 30 10
Мин. 20 мин.
18 Живая вода. 1 30 10мин. 20 мин.
19 Обитатели рек и озер. 1 30 10мин. 20 мин.
20 Перелетные птицы. 12 ноября – Синичкин день. 1 30 10мин. 20 мин.
21 Зимующие птицы Мордовии. 1 30 10мин. 20 мин.
22 Лесные хищники Мордовии. 1 30 10мин. 20 мин.
23 Север – царство льда и снега. 1 30 10мин. 20 мин.
24 Как животные приспособились к зиме. 1 30 10мин. 20 мин.
25 Изготовление плаката «Сохраним елку – красавицу наших лесов». 1 30 10мин. 20 мин.
26 Зимние забавы. 1 30 10мин. 20 мин.
27 День рождения Бабы - Яги. (экологическое развлечение) 1 30 10мин. 20
мин.
28 Где находится пятый океан? 1 30 10мин. 20
мин.
29 Вода – снег – лед» Опытно – экспериментальная деятельность. 1 30 10мин. 20
мин.
30 Водоемы в беде. 1 30 10мин. 20 мин.
31 Какие бывают лапы? Следы животных 1 30 10мин. 20 мин.
32 Через добрые дела можно стать экологом. 1 30 10мин. 20
мин.
33 Животные жарких стран. 1 30 10мин. 20 мин.
34 Сравнение диких и домашних животных. 1 30 10мин. 20 мин.
35 Сезонные изменения. 1 30 10мин. 20 мин.
36 Если хочешь быть здоров. 1 30 10мин. 20 мин.
37 Почему болят зубы. 1 30 10мин. 20 мин.
38 Посадка лука на окне. Наблюдение за ним. 1 30 10мин. 20
мин.
39 Плыли по небу тучки. 1 30 30
Мин.
40
Плыли по небу тучки. 1 30 30 мин.
41
Весна пришла! Весне дорогу! 1 30 10мин. 20 мин.
42
Как поссорились март и февраль. 1 30 10 мин. 20
мин.
43
Кому нужна вода. 1 30 10 мин. 20
мин.
44
Путешествие капельки. 1 30 10 мин. 20
мин.
45
Первоцветы. 1 30 10 мин. 20
мин.
46
Лесная аптека. 1 30 10 мин. 20
мин.
47
Комнатные растения – спутники нашей жизни. 1 30 10 мин. 20
мин.
48
Березы тоже плачут. 1 30 30 мин.
49
Березы тоже плачут. 1 30 30
мин.
50
Удивительные факты из жизни насекомых и пауков. 1 30 10 мин. 20
мин.
51
Солнце, земля и другие планеты. 1 30 10 мин. 20
мин.
52
Земля – живая планета. 1 30 10 мин. 20
мин.
53
Путешествие на Луну. 1 30 30 мин.
54
Путешествие на Луну. 1 30 30
мин.
55
День Земли. 1 30 10 мин. 20
мин.
56
Муравьи – санитары леса. 1 30 10 мин. 20
мин.
57
Доктора леса. 1 30 10 мин. 20
мин.
58
Почему Земля кормит. 1 30 10 мин. 20
мин.
59
Что такое огонь? 1 30 10 мин. 20
мин.
60
Загадки природы. 1 30 10 мин. 20
мин.
61
Жалобная книга природы. 1 30 10 мин. 20
мин.
62
Экологическая викторина «Юные друзья природы» 1 30 10 мин. 20
мин.
63
Диагностика. 1 30 10 мин. 20
мин.
64
Диагностика. 1 30 10 мин. 20
мин.
Итого: 64 1920 640 1280
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
Основные задачи при работе: формирование у детей элементов экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, учить жить в относительной гармонии с ней, ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
По формированию экологического воспитания дошкольников используются
эффективные средства такие как:
• Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
• Словесные методы:
- чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
• Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
• Практические методы - организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
-изготовление с детьми наглядных пособий.