Татьяна Чепайкина
Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе
Цель: создание условий для формирования у дошкольников поисково- познавательной деятельности, которая бы позволила не только систематизировать и расширить имеющиеся у детей представления об окружающей действительности, но и дать возможность детям через эксперимент взять на себя новые социальные роли: лаборанта, исследователя,«ученого».
Для решения поставленной цели реализуются следующие задачи:[
1. Создавать условия для формирования у детей дошкольного возраста способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
Публикация «Программа кружка по экспериментальной деятельности в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
2. Продолжать развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;
• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;
• Развивать познавательные умения (анализировать, делать выводы, элементарно прогнозировать последствия);
• Расширять представления о физических свойствах окружающего мира:
• Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
3. Развивать у детей коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.
4. Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.
b]Новизна программы заключается: [/b]
• в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
• в создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Актуальность программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Для выявления уровня познавательного развития детей был использован комплекс психолого - диагностических методик для детей 2 -3, 3-4, 4-5 лет (Методика «Дом животного» - адаптированный вариант методики Векслера, методика «Рыбка» - автор В. В. Холмовская, методика «10 предметов») направленных на оценку восприятия формы, пространственных отношений, развития памяти, мышления, внимания.
Программа разработана для детей 4-5 лет.
Программа рассчитана:
- на восемь календарных месяцев, для детей 4-5 лет;
- состоит из 31 тематического занятия, в каждом из которых преследуются свои цель и задачи;
- Занятия проходят во второй половине дня один раз в неделю по 20 минут.
Форма организация детей: подгрупповая
Предполагаемый результат:
• умение опытным путем доказывать свойства воды (прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет формы, действовать по алгоритму;
• умение опытным путем доказывать свойства воздуха;
• умение опытным путем доказывать свойства песка;
• умение опытным путем выявлять свойства предметов,массу, размеры;
• расширение знаний об увеличительных приборах;
• умение делать выводы по итогам экспериментов с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
• овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Основные направления работы, формы и способы их реализации.
1 Создание предметно-развивающей среды:создание уголка экспериментирования,создание полочки «умных книг» для детей и взрослых.
2 Формирование у детей 4-5 лет навыков эпериментальной деятельности:обучение старших дошкольников методам и приемам экспериментальной деятельности на занятиях, в режимных моментах, в продуктивной и самостоятельной деятельности.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Сентябрь
1.«Свойства мокрого песка»:познакомить детей со свойствами песка, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
2. "Почему все звучит?":подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.
Октябрь
1."Прозрачная вода. Вода принимает форму. ":выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, имеет вес; принимает форму сосуда, в который она налита.
2. Какие предметы могут плавать?:дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.
3. Свет повсюду:показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
4. Можно ли менять форму камня и глины: Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменить ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части.
Ноябрь
1. Где вода?:выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.
2. Школа почемучек. :закрепить свойства песка, познакомить детей с увеличительными приборами: лупа, микроскоп, бинокль, телескоп.
3. Что растворяется в воде. :показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.
4. Кто живет в воде. :найти особенности внешнего вида рыб, позволяющие приспособится к жизни в окружающей среде.
Декабрь
1. Увеличительное стекло:познакомить детей с увеличительными стеклами, вспомнить увеличительный прибор – лупу, провести опыты с лупой.
2. Делаем мыльные пузыри. :познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку.
3. Изготовление цветных льдинок. :познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находиться, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная).
4. Почему растаяла снегурочка?: Расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
Январь
1. Ловись, рыбка и мала и велика. :выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
2. Узнай все о себе, воздушный шарик. : Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами. Учить устанавливать связи между материалом и способом его использования.
3. Знакомство с микроскопом:закрепить знания об увеличительном стекле. Познакомить с увеличительным прибором микроскопом.
Февраль
1. В мире стекла. :помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.
2. Знакомство с биноклем:закрепить свойства увеличительного стекла, познакомить детей с биноклем и подзорной трубой.
3. Воздух повсюду. :обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойства – невидимость.
4. Посадка лука. :расширять представления об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.
Март
1. Что такое телескоп?: Вспомнить все увеличительные приборы, познакомить с телескопом.
2. В мире пластмассы. : Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная). Воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.
3. Тающий лед:определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на воздухе замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находиться.
4. Фокусы с магнитами:выделить предметы, взаимодействующие с магнитами.
Апрель
1. Солнечные зайчики:понять причину возникновения солнечных зайчиков. Научить пускать солнечных зайчиков.
2. Поможем Незнайке вылепить посуду. :расширять представления детей о свойствах природных материалов. Учить сравнивать свойства песка и глины. Формировать представления о том, что из глины можно лепить игрушки и посуду.
3. Что отражается в зеркале. :познакомить детей с понятиями «отражение» найти предметы, способные отражать.
4. Волшебное сито:познакомить детей со способом отделения камешков от песка, мелкой крупы от крупной с помощью сита, развивать самостоятельность.
Май
1. Металл, его качества и свойства:узнавать предметы из
металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
2. Свойства песка, льда и воды. : выявить представления детей о свойствах песка, воды и льда.
Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
• Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
• Буклеты для родителей.
• Открытый показ кружковой работы.
• Консультация «Детские вопросы – взрослые ответы».
• Фоторепортажи о кружковой работе.
• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в летний период.
• Рекомендации родителям о проведении экспериментов в домашних условиях.
• Выступления на родительских собраниях.