Ирина Кондакова
Программа кружка «Умные пальчики» по формированию графических навыков и развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 116»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка по развитию мелкой моторики
и графических навыков
«Умные пальчики»
Программа рассчитана на детей 5-6 лет.
Срок реализации – 1 года обучения.
Рабочую программу составила : Кондакова И. А. учитель- дефектолог
высшей категории
Публикация «Программа кружка „Умные пальчики“ по формированию графических навыков и развитию мелкой моторики у детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Графомоторика. Развитие графомоторных навыков у детей
- Мелкая моторика
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
г. МАГНИТОГОРСК
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям. Объем знаний, который необходимо передать им, неуклонно растет. Усвоение этих знаний должно проходить не механически, а осмысленно. Чтобы помочь детям справиться с поставленными задачами, необходимо своевременное и полноценное формирование речи. Это основное условие успешного обучения ребенка в школе. Поскольку речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов.
По ряду причин экологического, морфофизиологического и социального характера, включая патологические особенности протекания беременности и раннего постнатального развития ребенка, страдает раннее моторное развитие, что приводит к задержке речевого и интеллектуального развития. В результате, у большинства детей дошкольного с расстройствами речи наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.
Известно, что и двигательный акт письма требует тонкой координации движений, а, кроме того, длительной фиксации суставов, связанной со значительной статической нагрузкой. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей этого возраста определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма.
В не меньшей степени это относится и к детям с задержкой психического развития. У многих детей с ЗПР при неврологическом и нейропсихологическом исследовании обнаруживаются легкие формы двигательных нарушений, которые являются следствием раннего органического поражения головного мозга Иногда даже негрубая дисфункция двигательной сферы без своевременных и целенаправленных коррекционных воздействий может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцированных движений и действий, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма, рисования, конструирования и других форм ручной деятельности ребенка. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. Поэтому ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми, либо слишком мелкими.
Известно, что нарушение целенаправленности и произвольности движений и действий у детей с ЗПР связано также с незрелостью регулирующей функции речи. Все это и побудило нас к регулярному проведению работы по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев рук.
Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать программу по подготовке ребёнка 5-6-летнего возраста к письму. Программа получила название «Умные пальчики» и реализуется она на занятиях кружка по развитию мелкой моторики и графических навыков.
Цель программы – интенсивное развитие тонкокоординирующих движений рук (мелкой моторики, совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти ребёнка. Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:
- Развитие мелкой моторики руки и графических навыков.
- Развитие слухового и зрительного внимания.
- Развитие графического воспроизведения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Обучающие: Развитие тонкокоординированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.
Развивающие : Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.
Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.
Программа нацелена на решение следующих задач:
1. развитие двигательной области коры головного мозга:
• формирование усовершенствование мелкой моторики пальцев рук, двигательных умений и навыков в манипуляциях различными предметами (твердыми и мягкими, упругими, гладкими и шероховатыми);
• умение правильно держать карандаш, ручку, фломастер; учиться владеть ими, используя самомассаж, игры и упражнения;
• стимулировать активное движение руки;
• формирование зрительно-моторных координаций.
2. развитие речевой области коры головного мозга:
• формирование активной речи ребенка, пополнение словарного запаса новыми понятиями.
3. развитие мышления, памяти, устойчивого внимания, сосредоточенности, зри-
тельного, слухового и пространственного восприятия.
4. развитие координации движений;
5. развитие пространственных ориентаций на листе бумаги;
6. формирование навыков учебной деятельности:
• умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога;
• умение действовать, повторяя показанный образец и правило;
• развивать аккуратность при выполнении заданий;
• приучать к самооценке и самоконтролю;
• формировать мотивацию обучения, ориентируясь на выполнение поставленных задач.
К специальным особенностям данной программы можно отнести принцип взаимосвязи между темами занятий по формированию целостной картины мира, практической направленности и занимательности.
Разработанная система занятий способствует не только развитию мелкой моторики руки и графических навыков, но и развитию двигательной (моторной) памяти, умению точно воспроизводить по образцу, выполнять упражнения по словесной инструкции. Тематические занятия включают в себя упражнения для кистей и пальцев руки, гимнастику для глаз, самомассаж пальчиков, различные графические упражнения (дорожки, обводилки, штриховки, лабиринты) и задания в тетрадях (зрительные и слуховые диктанты).
Программа рассчитана на один год (старшего дошкольного возраста). Занятие проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 35 занятий в год. Организовывается во время свободной деятельности детей. Продолжительность занятия 25 минут
Условия реализации Программы :
1. Систематическое проведение занятий
2. Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
Дидактический материал и техническое оснащение:
• Материал для выполнения заданий: карандаши, фломастеры.
• Предметы для самомассажа: грецкие орехи, шарики и пружинки су-джоки, массажные мячики, волчки, прищепки, шнуровки…
• Картотека пальчиковых игр, рисунков по клеточкам.
• Образцы выполнения заданий.
• Доска для рисования.
• Карточки – таблицы для зрительных и слуховых диктантов.
Предполагаемый результат освоения программы :
• У детей сформированы графические навыки
• Дети проявляют интерес к выполнению графических заданий.
• Ориентируются в пространстве на листе бумаги и тетради в клеточку.
• Быстро и успешно справляются с заданиями, требующих координиро- ванных движений рук.
• Выполняют задания по словесной и зрительной инструкции.
• Знают гигиенические правила письма, штриховки, работы с тетрадью.
• Умеют сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно держать карандаш и ручку; ориентироваться на листе бумаги и в тетради в клеточку, на строке и странице; выполнять штриховку, соблюдая правила; рисовать простые элементы, узоры, фигуры по точкам или клеточкам.
• Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания
Примерная структура построения занятия по развитию мелкой моторики и графических навыков.
1. Разминка рук и пальцев с речевым сопровождением (самомассаж с различными предметами – шестигранный карандаш, массажные мячики, шарики и пружинки су-джоки, волчки, прищепки).
2. Графическое упражнение : «Дорожка». Правило: «Помни линия твоя, не должна задеть края».
3. Графическое упражнение : «Обводилки». Рассматривания образца графического упражнения, объяснение способа его выполнения.
4. Графическое упражнение : «Штриховка». Напоминания правила выполнения штриховки: «Штриховать только в одном направлении. Не выходить за контуры фигуры. Расстояние между линиями одинаковое».
5. Пальчиковая гимнастика.
6. Графическое задание в тетради (зрительный или слуховой диктант). Показ способа выполнения задания на доске и проговаривание детьми способа выполнения задания.
7. Графическое упражнение : «Пройди лабиринт».
8. Анализ качества выполненной работы.
Учебно-тематический план занятий.
№ Месяц Неделя Тема
1. Сентябрь 3-я неделя «Дары осени. Овощи».
2. 4-ая неделя «Дары осени. Фрукты».
3. 5-ая неделя «Деревья. Кустарники».
4. Октябрь 1-ая неделя «Лес. Грибы».
5. 2-ая неделя «Краски осени».
6. 3-я неделя «Перелетные птицы».
7. 4-ая неделя «Я человек. Мое тело».
8. Ноябрь 1-ая неделя «Поздняя осень».
9. 2-ая неделя «Одежда. Головные уборы». (Материалы)
10. 3-я неделя «Обувь». (Материалы)
11. 4-ая неделя «Мебель». (Материалы)
12. Декабрь 1-ая неделя «Посуда». (Материалы)
13. 2-ая неделя «Зимушка-зима».
14. 3-я неделя «Зимующие птицы».
15. 4-ая неделя «Новый год».
16. Январь 3-я неделя «Птичий двор».
17. 4-ая неделя «Домашние животные».
18. 5-ая неделя «Дикие животные».
19. Февраль 1-ая неделя «Животные жарких стран».
20. 2-ая неделя «Животные Севера».
21. 3-я неделя «Бытовые электроприборы».
22. 4-ая неделя «Наши защитники».
23. Март 1-ая неделя «Продукты питания».
24. 2-ая неделя «День 8 марта». (Профессии мам)
25. 3-я неделя «Все профессии важны».
26. 4-ая неделя «Транспорт. ПДД».
27. 5-ая неделя «Моя семья».
28. Апрель 1-ая неделя «Весна».
29. 2-ая неделя «Космос».
30. 3-я неделя «Город. Страна».
31. 4-ая неделя «Быть здоровыми хотим».
32. Май 1-ая неделя «Цветы».
33. 2-ая неделя «Насекомые».
34. 3-я неделя «Ягоды».
35. 4-ая неделя «Материалы». (Свойства)