Получи документы

Дополнительная общеобразовательная программа «Умные пальчики»

Марина Суркова
Дополнительная общеобразовательная программа «Умные пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание дополнительной общеобразовательной программы

«Умные пальчики»

I. Пояснительная записка

1.1. Актуальность

1.2. Цели и задачи программы.

1.3. Поэтапное содержание программы.

1.4. Основные методы, используемые при реализации программы.

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы. Формы и режим организации педагогического процесса.

1.6. Требования к уровню подготовки воспитанников.

1.7. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Умные пальчики“» размещена в разделах

1.8. Средства, необходимые для реализации программы.

II. Учебный план работы по программе.

III. Учебно-тематический план работы.

IV. Содержание дополнительной образовательной программы.

4.1. Перспективный план работы по программе

V. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

VI. Список использованных источников.

VII. Список литературы для детей и родителей.

I.Пояснительная записка

1.1 Актуальность

Актуальность данной программы заключается в том, что возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным, стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь, который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен. Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятий формируются представления о свойствах предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходства и различия между ними. Видный ученый Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Если недооценивать знание целенаправленного восприятия, то у детей искажаются представления о предмете, они становятся размытыми, ситуативными.

Новизна данной программы заключается в том, что все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики рук положительно сказывается на развитие речи ребёнка. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребёнка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьёзные трудности. Поэтому работа по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение ладошек. Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Дошкольник научиться понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи.

Учитывая актуальность данной проблемы, было решено активизировать работу по сенсорному воспитанию детей в нашей группе. Был организован кружок «Умные пальчики».

1.2. Цели и задачи программы

Цель программы :

способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия.

Основные задачи:

Обучающие:

формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаз, гибкости рук, ритмичность развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)

формировать практические умения и навыки;

знакомить с различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

совершенствовать движение рук;

развивать познавательные психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

развивать речь детей.

Воспитательные:

воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;

воспитывать и развивать художественный вкус;

воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Для решения данных задач выработаны следующие принципы

— принцип системности (от простого к сложному, от частного к общему);

— принцип насыщенной предметно-игровой среды по сенсорному воспитанию малышей;

— принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и физического развития;

— принцип интеграции воспитательных, образовательных и развивающих задач;

— принцип обеспечения активной познавательно-сенсорной практики.

1.3 Поэтапное содержание программы

1. Подготовительный этап.

1) Деятельность педагога:

• Беседы с детьми (выявление уровня знаний по теме).

• Сбор материала необходимого для реализации программы.

• Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.

• Организация предметно – развивающей среды по теме занятий

• Изготовление дидактических игр и пособий.

2) Деятельность детей:

• Рассматривание иллюстративного материала по теме занятия

. Наблюдения во время прогулок, экскурсий.

2. Практическая работа.

1) Деятельность педагога:

• Беседа с детьми познавательного характера.

• Организация предметно – развивающей среды по теме.

2) Деятельность детей:

. Участие в беседе по теме.

• Игровая, двигательная деятельность.

• Участие в практической деятельности.

3. Совместная деятельность взрослых и детей:

• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

Пальчиковые игры.

• Игры – экспериментирования с предметами и материалами.

• Самомассаж рук.

• Сбор коллекций природного материала.

• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о животных.

• Труд в природе.

4. Подведение итогов.

1) Деятельность педагога:

• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

2) Деятельность детей:

• Участие в итоговой беседе о проделанной работе

1.4 Основные методы, используемые при реализации программы

Наглядные методы:

• показ сказок (педагогом, детьми);

• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

Словесные методы:

• чтение литературных произведений;

• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

• Практические методы

• организация продуктивной деятельности детей;

• игры – экспериментирования с предметами и материалами.

• самомассаж рук.

• изготовление с детьми наглядных пособий.

• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических.

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 1,5-3 года

Дополнительная образовательная программа «Умные пальчики» реализуется в течение 1 года.

Формы и режим занятий.

Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам детей:

– 1 год обучения – 1 раз в неделю по 10 минут.

Количество занятий в год 32 часа

Формы организации педагогического процесса:

- специально – организованная деятельность воспитателя с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

-чтение, беседа, рассматривание картин, наблюдение, экспериментирование;

-игры (дидактические, пальчиковые, речевые).

-игровые сюрпризные моменты, загадывание загадок, чтение стихов.

В конце года планируется провести открытое занятие для родителей. Итоговые занятия проводятся не только в присутствии, но и с участием родителей.

1.6 Требования к уровню подготовки воспитанников.

К концу года дети:

1. Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике

2. Увеличивается словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной.

3. Возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности.

4. Дети будут использовать пальчиковую гимнастику в повседневной жизни.

5. У детей будет более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

1.7. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Для проверки результативности проводится мониторинг, результаты которого позволяют определить степень усвоения ребенком программных требований, предъявляемых детям.

Для мониторинга индивидуальных достижений каждого ребенка используется различный инструментарий – педагогическое наблюдение, беседа, игра, игровые ситуации

1.8 Средства, необходимые для реализации программы

- учебно-методическая литература

- наборы дидактических игр

- компьютер

- резиновые игрушки, массажные мячи

- бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки);

- фигурки пальчикового театра и др.

- картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

- наглядность: картинки, игрушки, муляжи и др.

II. Учебный план работы по программе «Умные пальчики»

Продолжительность Периодичность

в неделю Кол-во часов

в неделю Кол-во часов в год

10 мин

1 раз 1 32 часа

III. Учебно-тематический план работы

п/п Название раздела, темы Количество часов

всего теорет. практ.

1. «Собери пирамидку»

1 0,25 0,75

2. «Помоги зайчику найти дорожку к домику»

1 0,25 0,75

3. «Сорока-белобока»

1 0,25 0,75

4 «Листопад»

1 0,25 0,75

5 «Листопад в лесу»

1 0,25 0,75

6 «Подарок для мышей и мышат»

1 0,25 0,75

7 «Веселая мышка»

1 0,25 0,75

8 «Дождик»

1 0,25 0,75

9 «Покорми птичек»

1 0,25 0,75

10 «Орех…»

1 0,25 0,75

11 «Дровишки»

1 0,25 0,75

12 «На елке: Подарки»

1 0,25 0,75

13 «Новогодняя елка»

1 0,25 0,75

14 «Мячик-ежик» 1 0,25 0,75

15 «Чтоб Мишке было теплее» 1 0,25 0,75

16 «Строим дом»

1 0,25 0,75

17 «Непростой шарик» 1 0,25 0,75

18 «Сухой бассейн» 1 0,25 0,75

19 «Снегопад в лесу» 1 0,25 0,75

20 «Массаж с прищепками» 1 0,25 0,75

21 «Чудо - прищепки» 1 0,25 0,75

22 «Солнышко» 1 0,25 0,75

23 «Колючий еж» 1 0,25 0,75

24 «Ежики и ежата» 1 0,25 0,75

25 «Ежик» 1 0,25 0,75

26 «Посыпаем дорожку» 1 0,25 0,75

27 «Мы во двор пошли гулять» 1 0,25 0,75

28 «Клубочки» 1 0,25 0,75

29 «Солнышко, ежик, цыпленок» 1 0,25 0,75

30 «Сажаем фасоль» 1 0,25 0,75

31 «Что такое облака, дождь, гроза?» 1 0,25 0,75

32 «Катание бусинок» 1 0,25 0,75

Всего 32 8 24

IV. Содержание дополнительной общеразвивающей программы

«Умные пальчики»

Основные задачи при работе: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.) ;

воспитывать и развивать художественный вкус;

воспитывать усидчивость, целенаправленность.

4.1. Перспективный план работы по программе

Тема. программное содержание. методы и приемы.

1 «Собери пирамидку» Учить детей собирать пирамидку. Развивать глазомер. Знакомить с цветом. Объяснение. Показ. Помощь.

2 «Помоги зайчику найти дорожку к домику» Развивать мелкую моторику пальцев, зрительное восприятие и эмоциональное отношение к результату своей деятельности Объяснение. Показ. Помощь. Пальчиком провести дорожку к домику.

3 «Сорока-белобока» Развивать общую и мелкую моторику. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений. Учить произносить текст с выполнением движений. Заучивание текста. Пальчиковая гимнастика. Показ и повтор повторения движений. (Картотека пальчиковых игр).

4 «Листопад» Учить рисовать пальчиками. Называть желтый цвет. Рисование. Показ. Самостоятельная работа. Бумага с изображением деревьев. Желтая гуашь.

5 «Листопад в лесу» Развивать мелкую моторику. Учить детей мелко рвать бумагу, рассыпать ее пальчиками. Учить различать и называть цвет. Показ. Объяснение. Трафареты деревьев. Бумага желтого, красного цвета.

6 «Подарок для мышей и мышат» Развивать мелкую моторику рук и пальцев. Учить детей раскладывать семечки разного цвета и размера по разным тарелочкам. Объяснение. Совместные действия. Семечки тыквы и подсолнуха. (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха (Большая и маленькая мышь).

7 «Веселая мышка» Развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствие с текстом. Пальчиковая игра. Заучивание текста. Показ и повтор выполнения движений.

8 «Дождик» Развивает мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. Заучивание текста. Пальчиковая игра. Показ и повтор выполнения движений. Картотека пальчиковых игр.

9 «Покорми птичек» Учить детей посыпать тремя пальчиками крупу. Игра. Показ. Объяснение. Словесные указания. Игрушки птиц. Крупа пшено, гречка.

10 «Орех…» Развивать мелкую моторику Массаж пальчиков грецким орехом. Объяснение. Показ. Помощь. (Грецкие орехи по количеству детей).

11 «Дровишки» Развивать мелкую моторику пальцев. Закреплять знание основных цветов Игра. Показ. Объяснение. Словесные указания. Катание карандаша по столу.

12 «На елке: «Подарки» Развивать мелкую моторику рук. Заучивание текста. Пальчиковая игра. Показ движений. Картотека пальчиковых игр.

13 «Новогодняя елка» Учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик) Игра. Объяснение. Совместные действия. Помощь. Поощрение.

Пластилин, трафарет

Елки.

14 «Мячик-ежик» Развивать мелкую моторику рук. Массаж пальчиков мячиком. Объяснение. Показ. Помощь. Мячи «ёжики».

15 «Чтоб Мишке было теплее» Учить мелко рвать бумагу, потом засыпать Мишку «в берлоге». Игра. Объяснение. Показ. Помощь. Чтение стихотворения «Как на горке снег». Игрушка медведь. Бумага.

16 «Строим дом» Развивать координацию общих движений. Заучивание текста. Пальчиковая игра. Показ движений. Картотека пальчиковых игр.

17

«Непростой шарик» Развивать ловкость движений пальцев и кисть рук. Массаж пальчиков с резиновым мячиком. Показ. Объяснение. Словесные указания. Мячики — ежики.

18

«Сухой бассейн» Развивать мелкую моторику рук, воображение. Игра. Объяснение. Словесные указания. Сухой бассейн из фасоли мелкие игрушки.

19 «Снегопад в лесу» Учить детей из ваты катать круговыми движениями шарики. Объяснение. Показ. Помощь. На трафарете зеленой елке из бархатной бумаги разложить комочки ваты

20 «Массаж с прищепками» Учить детей раскрывать и закрывать прищепки. Показ. Объяснение. Словесные указания. Прищепки. Игры с прищепками

(солнышко,

Ежик, цыпленок).

21 «Чудо-прищепки» Развивать мелкую моторику пальцев и рук. Закреплять умение подбирать и называть основные цвета. Пальчиковая игра. Показ и повтор выполнения движений. Картотека пальчиковых игр.

22 «Солнышко» Развивать мелкую моторику; учить выкладывать из спичек солнечные лучики вокруг желтого кружка. Развивать зрительное внимание, активизировать словарь»лучик». Игра. Объяснение. Показ. Совместные действия. Помощь Поощрение. Желтый

Круг из бумаги. Спички.

23 «Колючий еж» Развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений. Массаж пальчиков мячиком - ежиком. Игра. Показ. Объяснение. Словесные указания. Мячи «ёжики».

24 «Ёжики и ежата» Совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию, активизировать словарь «игла». Игра. (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек). Показ. Совместные действия. Поощрение. Фигурки ежей из пластилина. Спички.

25 «Ёжик» Развивать мелкую моторику рук. Заучивание текста. Пальчиковая игра. Показ движений. Повтор. Картотека пальчиковых игр

26 «Посыпаем дорожку» Учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу, развивать мелкую моторику пальцев Игра. Объяснение. Показ. Индивидуальная помощь. Песок, клей, лист бумаги.

27 «Мы во двор пошли гулять» Развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом. Заучивание текста.

Пальчиковая игра. Показ движений. Повтор. Картотека пальчиковых игр.

28 «Клубочки» Обогащать сенсорный опыт детей, продолжать знакомить с новым пособием, развивать мелкую моторику Игра. Объяснение. Показ. Индивидуальная помощь. Вязаный шарик с длинной веревочкой.

29 «Солнышко, ёжик, цыпленок» Развивать мелкую моторику рук, воображение, смекалку. Игра с прищепками. Объяснение.

Совместные действия. Прищепки, шаблоны.

30 «Сажаем фасоль» Учить детей опускать по одной фасолинке в бутылочку с широким и узким горлышком и закручивать пробку на бутылочке Объяснение. Показ. Индивидуальная помощь. Фасоль, бутылочки.

31 «Домашние птицы» Учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого. Пальчиковая гимнастика. Повтор движений. Заучивание стихотворения. Картотека пальчиковых игр

32 «Катание бусинок» Развивать тактильные ощущения. Массаж пальчиков. Игра. Объяснение. Показ. Бусинки.

V. Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы

1. Учебно-методическая литература

2. Наборы дидактических игр

3. Компьютер

4. Резиновые мячи (ежи)

5. Бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;

6. Различные материалы: пластичные (тесто, пластилин, сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки);

7. Фигурки пальчикового театра и др.

8. Картотека пальчиковых игр;

9. Картотека художественного слова (стихи, загадки);

10. Наглядность: картинки, игрушки, муляжи и др.

VI. Список использованных источников

1. В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь».

2. М. С. Рузина, С. Ю. Афонькина «Страна пальчиковых игр».

3. Е. Синицына «Умные пальчики».

4. С. Е. Даврина, Н. А. Кутявина «Развиваем руки – чтобы учится писать и

Красиво рисовать».

5. И. Агапова, М. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи».

6. О. Новиковская «Альбом по развитию речи».

7. В. Батяева «Развитие речи для самых маленьких».

8. Интернет ресурсы: «Челябинский дошкольник, Форум педагогов».

9. Артемова, Л. Н. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л. Н. Артемова - Москва, 2002 г.

10. Богуславская, З. М., Смирнова, Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова - Москва, 2010 г.

11. Гризик, Т. Познаю мир / Т. Гризик – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2001 г.

VIII. Список литературы для детей и родителей

Для детей

• К. Бальмонт «Осень»

• А. Барто «Стихи для детей».

• В. Берестов «Курица с цыплятами», «Бычок»

• Н. Заболоцкий «Как мыши с котами воевали»

• Т. Александрова «Медвежонок Бурик»

• Д. Храмс «Храбрый еж»

Для родителей

• Федотова А. М. «Познаем окружающий мир играя: сюжетно - дидактические игры для дошкольников». – М. : изд. «Сфера», 2015

• Развивающие игры с малышами до трех лет» : Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Галанова Т. В. – Ярославль: Академия развития, 2002.

• Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев». – М. : «Генэзис»,2008

• Бардышева Т. Ю. «Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры». – Карапуз. 1999.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по хореографии «Каблучок» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления (хореография) «Каблучок» Возраст.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Мультстудия» I. Пояснительная запискаАктуальность: Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Кляксочка» Возраст обучающихся: 4-5 лет Срок реализации: 1год Составил: Иванова Наталья Сергеевна, воспитатель МАДОУ Д/С № 5 ЗАТО Межгорье Республики.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Компьюша» СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 1.1. Программа «Компьюша» (далее – программа) составлена в соответствии с основной образовательной.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный завиток» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы «Школа №773 «Центр Образования.

Дополнительная общеобразовательная программа «Развивай-ка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №26 городского округа города Уфа Республики Башкортостан ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ.

Дополнительная общеобразовательная программа эколого-биологической направленности «Моя вселенная» Пояснительная записка Во Вселенной полно сказочных вещей, которые терпеливо ждут, когда мы обратим на них внимание. Иден Филлпотс Обострение.

Непростое рисование простым карандашом Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Задачи 3. Формируемые предметные знания, учебные уменияи универсальные учебные действия.

Театр, в Котором играют дети Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Задачи 3. Формируемые предметные знания, учебные умения и универсальные учебные действия.

Волшебный пластилин. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности базового уровня освоения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Умные пальчики»
Опубликовано: 17 апреля 2017 в 20:19
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная программа «Умные пальчики»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Суркова (УИ 1114356) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД