Папки-передвижки

Дополнительная общеобразовательная программа «Развивай-ка»

Алиса Забирова
Дополнительная общеобразовательная программа «Развивай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №26 городского округа города Уфа

Республики Башкортостан

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИВАЙ-КА»

Возраст обучающихся 4,6 – 5,6 лет

Срок реализации 1 год

Количество часов в год 36 ч

Педагог, реализующий программу

Забирова А. Н

Уфа,2016г

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Целевой отдел

1.1Пояснительная записка

1.2Цели и задачи

1.3Принципы и подходы к формированию программы

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа „Развивай-ка“» размещена в разделах

1.4Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста

1.5Планируемые результаты освоения программы

2. Содержательный раздел

2.1Описание образовательной деятельности

2.2Описание методов и средств реализации программы

3. Организационный раздел

3.1Материально-техническое обеспечение

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Развивай-ка» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования и представляет собой локальный акт дошкольного образовательного учреждения, разработанный на основе методического пособия О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной «Разивитие речи детей 4 – 5 лет». Программа носит общеразвивающий характер и рассчитана на детей 4,6 – 5,6 лет. Обучение по данной программе создаст условия для интеллектуально-творческого развития ребенка

Интеллектуальное развитие выступает в качестве важного направления развития ребенка в дошкольный период детства, когда закладываются основы личности. Как будет мыслить взрослый человек, напрямую зависит от того, как были использованы ресурсы интеллектуального развития дошкольного периода.

Направленность дополнительной общеразвивающей программы – социально-педагогическая

Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность Современный ребенок живет в несравнимо более широкой информационной среде, чем его сверстник несколько десятилетий назад. На детей обрушивается огромный поток информации, поэтому необходимо научить детей справляться с нею, обрабатывать и анализировать ежедневно увеличивающийся объем знаний.

Цель дополнительной общеразвивающей программы :

1. Расширение и обогащение словаря;

2. Формирование у воспитанников ценностных представлений об окружающем мире;

3. Расширение кругозора.

Задачи:

Обучающие:

1. Формировать лексико-грамматический строй речи;

2. Расширять словарный запас.

Развивающие :

1. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику, просодическую сторону речи;

2. Развивать навыки связной речи;

3. Развивать фонематический слух и слуховое внимание

4. Упражнять в правильной технике дыхания.

Воспитательные:

1. Воспитывать звуковую культуру речи, нормы речевого этикета.

2. Воспитывать интереса ребенка к речевым звукам, словотворчеству, рифмованным формам речи;

Воспитывать интерес к художественному слову.

Основные принципы работы:

- Комплексность занятий;

- Нахождение адекватных по качеству и сложности заданий в соответствии с возрастными возможностями детей;

- Предоставление оптимальной помощи с постоянным ее сокращением в зависимости от успехов детей.

- Эмоциональное вовлечение детей в процессе взаимодействия между собой и со взрослым.

Возрастные особенности

Возраст 4,6 – 5,6 лет – это этап активного формирования всех отделов мозга, отвечающих за восприятие мира и переработку информации, поступающей от различных органов чувств (зрение, слух, кожа, а также образного правого полушария. На этой основе формируются центры пространственного анализа и синтеза, благодаря которым позднее обеспечиваются речевые процессы, обучение, языку, чтению и письму.

В этом возрасте дети с одной стороны, стремятся активно участвовать во взрослой жизни (что им еще недоступно, с другой стороны – быть самостоятельными. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая потом станет ведущей. Ребенок начинает учиться играя, незаметно для себя овладевая элементарными учебными действиями.

Данная программа педагогически целесообразна, т. к. учитывая особенности развития данного периода, обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируя такие качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему и представляют собой «заделы» на будущее, так как в дошкольном детстве складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка.

Новизна программы основана на комплексном подходе и состоит в том, что постепенно идет расширение и уточнение словарного запаса и параллельно идет работа над лексико-грамматическим строем речи и ознакомлением с художественной литературой. Все занятия носят игровой характер, насыщенны разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Отличительные особенности программы. Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной программы является то, что весь используемый материал имеет практическую направленность и приоритет при его отборе отдан игровым упражнениям направленным на развитие всех сторон устной речи.

Важно отметить, что программа позволяет педагогу предоставлять детям помощь с постоянным ее сокращением в зависимости от успехов детей.

Возраст детей, участвующих в реализации программы. Программа предусматривает занятия с детьми 4,6 – 5,6 лет.

Сроки реализации программы. Программа рассчитана на 1 год. Продолжительность образовательного процесса 7 месяцев.

Формы и режим занятий. Форма организации занятий – групповая. Количество детей в группе от 5 до 9 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю во 2 половине дня. Продолжительность занятий 20 минут. С целью профилактики утомления на каждом занятии проводится динамическая пауза, связанная с сюжетом занятия. Соответствует психологическим и физическим возможностям детей.

Планируемые результаты освоения программы.

- обучающийся умеет внимательно слушать и понимать обращенную к нему речь;

- умеет отвечать на поставленный вопрос;

- владеет навыком составления описательных рассказов по предметным

картинкам;

- умеет различать слова, обозначающие предмет (кто это, признак предмета (какой, действие (что делает);

- умеет употреблять в речи правильную грамматическую форму слов,обозначающих предмет, признак предмета, действие;

- владеет навыком словообразования;

- владеет приемами артикуляционной гимнастики;

- различает слова по звучанию и протяжности;

- умеет интонационно выражать радость, удивление, недовольство;

- умеет определять 1-й звук в слове;

- знает несколько малых форм фольклора наизусть;

- знает наизусть несколько тематических стихотворений (3-4);

- имеет навык публичных выступлений.

Формы и сроки проведения контроля. В начале и в конце курса проводится экспресс-диагностикауровня сформированности речевого развития группы. Обогащение словарного запаса, улучшение грамматического строя речи и связной речи, а также развитие психических процессов (память, мышление, внимание и восприятие) являются критерием эффективности программы.

2.1Учебно-тематический план

на 2015 – 2016 учебный год

№ п/п Раздел, тема Количество часов

Теоретическая часть Практическая часть Всего часов

1. Вводное занятие 1

2. Составление рассказа 5 мин. 15 мин. 13

3. Ознакомление с малыми фольклорными формами 5 мин. 15 мин. 3

4. Чтение русских народных сказок 5 мин. 15 мин. 5

5. Чтение сказок других народов мира 5 мин. 15 мин. 1

6. Пересказ 5 мин. 15 мин. 4

7. Чтение и заучивание стихотворений 5 мин. 15 мин. 6

8. Чтение рассказа 5 мин. 15 мин. 2

9. Итоговое занятие 1

ИТОГО: 18 18 36

2.2Методическое обеспечение

Методы и приемы работы. Так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, то основным методом работы будет игровой. Также активно используются: словесные методы (объяснение, беседа, рассказ); наглядные методы (использование картинного материала, показ медиапрезентаций, видеоматериалов); практические методы (сочинение загадок, рассказов, выполнение ребенком различных развивающих игровых упражнений и заданий).

3. Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение

Часть 1. Вводная. Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками.

Часть 2. Рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят: упражнения, игры, направленные на развитие связной речи, лексико-грамматических средств языка, развитие звуковой культуры речи.

Часть 3. Завершающая. Основное содержание занятия представляет собой совокупность упражнений и приемов направленных на реализацию задач. Последовательность упражнений предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.

Каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:

— дыхательную гимнастику;

— артикуляционную гимнастику;

— пальчиковую гимнастику.

Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зависимости от ситуации.

Подробное изложение содержания программы представлено в приложении 2.

Календарно-тематическое планирование

неделя Тема НОД Дата

1. Вводное занятие 15.09.16

2. Составление описательного рассказа 22.09.16

3. Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой» 29.09.16

4. Рассказывание по картинке «Кошка с котятами» 06.10.16

5. Чтение стихотворений об осени 13.10.16

6. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек 20.10.16

7. Рассказывание русской народной сказки «Гуси-лебеди» 27.10.16

8. Составление описательного рассказа о питомцах 03.11.16

9. Ознакомление с малыми фольклорными формами 10.11.16

10. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» 17.11.16

11. Чтение рассказа Е. Чарушина «Про зайчат» 24.11.16

12. Пересказ сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть» 01.12.16

13. Чтение веселых стихотворений 08.12.16

14. Составление сюжетного рассказа по ролям 15.12.16

15. Чтение венгерской народной сказки «Два жадных медвежонка» 22.12.16

16. Придумывание загадок-описаний об игрушках 29.12.16

17. Чтение стихотворения о зиме 12.01.17

18. Составление описательного рассказа «Новый год на пороге» 19.01.17

19. Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель» 26.01.17

20. Рассказывание русской народной сказки «Зимовье» 02.02.17

21. Составление рассказа по картине «Собака со щенятами» 09.02.17

22. Ознакомление с малыми фольклорными формами 16.02.17

23. Описание игрушек – белки, зайчика, мышонка 23.02.17

24. Рассказывание русской народной сказки «Жихарка» 02.03.17

25. Составление рассказа о любимой игрушке 09.03.17

26. Чтение веселых стихотворений 16.03.17

27. Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда» 23.03.17

28. Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» 30.03.17

29. Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» 06.04.17

30. Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» 13.04.17

31. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу» 20.04.17

32. Чтение рассказа Н. Носова «Живая шляпа» 27.04.17

33. Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» 04.05.17

34. Чтение стихотворений о весне 11.05.17

35. Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк» 18.05.17

36. Итоговое занятие «Весеннее путешествие» 25.05.17

Список использованной литературы:

1. Воробьева Т. А., Воробьева П. А «Дыхание и речь: работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения». – Спб. :Издательский дом «Литера», 2014. – 112 с.

2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика». – Спб. : Издательский дом «Литера», 2007. – 64 с.

3. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких и постарше», М. : Знание,

1996 г. – 384 с.

4. Елкина Н. В., Тарабарина Т. И. «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов», - Ярославль: «Академия развития», 1997 г. –

224 с.

5. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4 – 5 лет»– М. : ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.

6. Косинова Е. М. «Гимнастика для развития речи» ООО Издательство «Эксмо», 2003. – 61 с.

7. Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно!» Комплексная методика подготовки ребенка к школе. – Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. – 208 с.

8. Крупенчук О. И. «Стихи для развития речи» - Спб. : Издательский дом «Литера», 2007. – 64 с.

9. Лебедева И. Л. «Трудный звук, ты наш друг!» Звуки Л, Ль: практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М. : Вентана-Граф, 2015. – 32 с.

10. Леонова С. В. «Игротека речевых игр. Выпуск 12. Живые картинки. Игры на развитие речевого выдоха у детей 5 – 7 лет». – М. : Издательство «Гном», 2015. – 28 с.

11. Лопухина И. С. «Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи : Пособие для логопедов и родителей», - М. : Аквариум, 1995 г. –

384 с.

12. Рыжова Н. В. «Артикуляционная гимнастика для малышей». – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 64 с.

13. Селиверстов В. И. «Речевые игры с детьми», - М. : ВЛАДОС, 1994 г. –

344 с.

14. Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений», - М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г. – 287 с.

15. Ушакова О. С., Струнина Е. М. «Развитие речи детей 4 – 5 лет» : Программа, методические рекомендации, конспекты занятий, игры и упражнения. – М. : Вентана-Граф, 2007. – 192 с.

16. Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками», - М. : РИПОЛ классик: ДОМ, 21 век, 2010 г. – 186 с.

17. Список использованных интернет ресурсов:

1. https://logopediy.by/novosti/artikulyacionnye-skazki.html

2. https://logopediy.by/novosti/artikulyacionnye-skazki-2.html

3. https://festival.1september.ru/

4. https://demosfen-plus.ucoz.ru/

5. https://www.udemy.com/logoped1

Список использованных аудио и видеозаписей:

1. Аудиозапись «Октябрь» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского

2. Видеозапись «Артикуляционная гимнастика»https://www.udemy.com/logoped1

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей:

1. Большая книга животных, М. : ООО «Белый город», 2010 г. – 301 с.

2. Большая хрестоматия любимых русских сказок, Издательство «АСТ», 2010 г. – 368 с.

3. Гейченко И. Л., Исавина О. Г. Пословицы и поговорки – детям дошкольного возраста. Спб. : ООО Издательство «Детство-пресс», 2012, - 64 с.

4. Елисеева Л. Н. «Хрестоматия для маленьких и постарше», М. : Знание, 1996 г. – 384 с.

5. Золотые русские сказки для детей дошк. и мл. шк. возраста / сост. К. Степаненко, Н. Шутюк, О. Захарова. – Минск «Современная школа», 2011 г. – 144 с.

6. Русские народные сказки, потешки / худож. Ю. Н. Кравец, Г. Н. Кравец. – М. : АСТ Астрель, 2008. – 128, [2] с ил.

7. Русские народные сказки. Книга-игра. Изд. РООССА, 2011 г. – 141 с. : ил.

8. Самые добрые сказки. – Изд. 3-е, перераб. – М. : ОЛМА Медиа групп, 2010. - 128 с. : ил.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления «Мультстудия» I. Пояснительная запискаАктуальность: Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Компьюша» СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 1.1. Программа «Компьюша» (далее – программа) составлена в соответствии с основной образовательной.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный завиток» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы «Школа №773 «Центр Образования.

Дополнительная общеобразовательная программа для детей 6 до 7 лет кружка «Волшебный пластилин» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Сказка» Дополнительная общеобразовательная программа для.

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста .

Дополнительная общеобразовательная программа по обучению детей дошкольного возраста (4–7 лет) степ-аэробике Дополнительная общеобразовательная программа по обучению детей дошкольного возраста (4-7 лет) степ-аэробике «Волшебные ступеньки» Нормативный.

Лепка и пластилинография. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Удивительное рядом» 1. Пояснительная записка. Объединение «Удивительное рядом» Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное,.

Непростое рисование простым карандашом Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Задачи 3. Формируемые предметные знания, учебные уменияи универсальные учебные действия.

Театр, в Котором играют дети Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Задачи 3. Формируемые предметные знания, учебные умения и универсальные учебные действия.

Волшебный пластилин. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности ВОЛШЕБНЫЙ ПЛАСТИЛИН Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности базового уровня освоения.

Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа «Развивай-ка»
Опубликовано: 3 марта 2017 в 16:41
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дополнительная общеобразовательная программа «Развивай-ка»» (включая файлы) размещена пользователем Алиса Забирова (УИ 333027) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД