Лучший педагог года

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста

Вера Шатохина
Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка … 3 стр.

Учебно-тематический план дополнительной общеобразовательной

программы …. ….9стр.

Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной

программы ….18стр.

Список литературы …19 стр.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Краеведение - одно из важных средств патриотического воспитания. И чем полнее, глубже и содержательнее будут знания детей о родном крае, тем более действенными окажутся они в воспитании уважения к традициям своего народа, любви к родной природе и земле. Ребёнок, усваивая культуру, накопленную человечеством, постепенно становится социальным существом, на его позицию большое влияние оказывают те социальные институты, где он живёт, развивается. (А. В. Запорожец, Р. И. Жуковская и др.)

Публикация «Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

А В. А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человечества и Отечества, их красоты и величия, через красоту родного края.

Проблема ознакомления дошкольников с родным краем продиктована потребностью российского общества в гражданском самоопределении, сохранении непрерывности традиций отечественной культуры и преемственности.

Сущность дошкольного краеведения заключается во всестороннем изучении детьми под руководством воспитателя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края, культуры и быта его населения, особенностей исторического развития. Краеведение развивает у детей наблюдательность, мышление, воспитывает в детях патриотизм, интерес к родной культуре, наследию своей семьи, своей малой родины. Благодаря краеведению решается важная педагогическая проблема – соединение обучения с жизнью.

Использование воспитателем в ходе занятий краеведческого материала значительно активизирует деятельность детей.

Программа «Родные просторы» написана с учётом требований, рекомендаций и содержания «Программы патриотического воспитания дошкольников «Я живу на Самарской земле» под редакцией О. В. Дыбиной и реализует региональный компонент «патриотическое воспитание».

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста и предполагает постепенное развитие детского мышления от чувственного восприятия окружающего мира к логическому мышлению, формирующему знания и мировоззренческую позицию будущего гражданина.

Большое значение дошкольное краеведение имеет в расширении кругозора детей, в приобщении их к охране памятников истории и культуры. Историческое краеведение является частью дошкольного воспитания.

При написании программы учтены точки зрения и требования действующего законодательства в части историко-краеведческого воспитания, а именно: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации», Постановление Правительства Самарской области от 26 сентября 2007 года № 201 «О Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области».

В программе «Родные просторы» рассматриваются объекты краеведческой деятельности :

-изучение истории города Тольятти;

-достопримечательности родного города Тольятти;

-природа родного края;

- знаменитые люди нашего города.

Цель программы : способствовать процессу познания в области культуры, исторического прошлого нашего края, созданию у детей начального представления о доступных восприятию периодах исторического процесса, культурно-исторического развития своего города.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда задач:

1. Обучающие:

а) реализовать познавательные и других интересы и потребности ребенка через изучение истории своего родного края и своей страны средствами краеведения;

б) разработать формы реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, общении;

в) восстановить прерванную связь времени;

г) создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, гражданского становления.

2. Развивающие:

а) развивать мыслительные процессы;

б) развивать творческую, познавательную активность: обобщение, умозаключение, суждение.

3. Воспитательные:

а) воспитывать любовь к родной земле;

б) возродить духовные ценности великого русского народа;

в) воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, родной улице, городу.

Актуальность программы «Родные просторы»

У каждого человека есть свой любимый город, село и чаще всего это место, где человек родился, где прошло его детство. И сколько бы лет не прошло он всегда помнит какие то события из своего детства, а значит и те места, где они происходили. Программа реализует личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, педагогике сотрудничества. Изучаемый материал актуален и своевременен, позволяет объяснить детям важнейшие нормы человеческой жизни. Мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное наследие прошлых поколений, беречь памятники истории и природы, относится друг другу гуманно. У каждого любовь к малой родине проявляется по разному: поэты сочиняют стихи, композиторы пишут музыку, художники рисуют картины, тем самым прославляя свою малую родину.

Новизна и педагогическая целесообразность:

- в уточнении структуры и содержания краеведческой культуры применительно к дошкольному возрасту;

-пробуждении у дошкольников интереса к своему родному краю через знакомство с традициями, трудом, обычая;

- в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников

- данное содержание программы может проходить через разные виды детской деятельность.

Отличительная особенность данной программы :

- практическая значимость;

- познавательная, поисковая и исследовательская деятельность;

- реализация индивидуального подхода;

Принципы работы:

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя и детей;

- принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

- принцип систематичности и последовательности – знания в программе даются в определенной системе.

Основные критерии отбора материала:

- культурная значимость в жизни города;

- актуальность;

- воспитательная ценность.

Краеведение строится на общих принципах теории обучения и воспитания. Педагогические принципы связи обучения и воспитания с жизнью являются методологической основой краеведения.

Принципы организации краеведческой работы :

- соответствие содержания и методов краеведческой работы, уровню развития и подготовки детей;

- развитие творческих способностей детей и привития ими навыков исследовательской деятельности.

Предполагаемые результаты:

Дошкольники должны знать :

- особенности природы родного края (характерные признаки сезонов, представителей животного и растительного мира, лекарственные растения;

- наиболее важные исторические события строительства родного города;

- символику города и области;

- достопримечательности своего города;

- традиционные праздники русского народа;

- родословную своей семьи, профессии своих родителей;

- поэтов города, их творчество;

- национальный состав края, обычаи, игры;

- ветеранов войны.

Дошкольники должны уметь :

-составлять генеалогическое древо семьи;

- вести самостоятельные наблюдения в природе;

- узнавать изученные растения и животных;

- уметь ориентироваться по карте;

- уметь рассказывать о достопримечательностях города;

- применять игры разных народов края для организации собственного досуга;

Форма подведения итогов:

- выставка детских работ;

- изготовление поделок- сувениров в качестве подарков;

- проведение викторин;

- создание макетов.

Учебно – тематический план реализации дополнительной общеобразовательной программы

Сентябрь

1 неделя Моя семья- моя родословная Закреплять представление детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Дать представление о родословной. Воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, в игре воспитывать умение договариваться между собой. Развивать мелкую моторику пальцев.

Беседа «Моя семья».

Рисование: «Мои бабушка и дедушка». Составление гениологического древа

Сри» Семья

2 неделя Кто я- что означает моё имя Дать детям элементарное представление об именах, об истории их возникновения, развивать у детей логическое мышление, способность рассуждать. Вызвать чувство гордости за своё имя, формировать умение придумывать ласко- уменьшительные слова, воспитывать в детях нравственные качества, развивать фантазию, мышление. Беседа «Путешествие в историю имён», Д. И. «Назови ласково». Д. И. «Придумай фамилию»

3 неделя Традиции моей семьи Знакомить с понятием «семейные традиции». Расширить знания о семейных традициях, воспитывать уважение и любовь к родным людям, вызвать желание нарисовать свой любимый семейный праздник. Беседа «Семейные традиции очень важны». Рисование на тему «Праздник в моей семье»

4 неделя Мы все такие разные Формирование установок толерантного сознания детей, показать, что, несмотря на то, что все дети разные, в группе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера; принципы толерантности должны войти в жизнь детей. Беседа «Как жить в мире, где столько разных людей» СРИ «Угостим чаем друзей»

Октябрь

1 неделя Тольятти осенью Развивать у детей любовь к родной природе, её красоте. Пробуждать эстетические чувства. Воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, закреплять знания о временах года, развивать связную речь, упражнять в рисовании различных деревьев. Целевая прогулка «Унылая пора! Очей очарованье!»

Рисование осенних пейзажей. Д. И: «Когда это бывает».

2 неделя «Животный мир

Самарской области» Расширять представления детей о животном мире края, о его многообразии, о беззащитности животных перед человеком, воспитывать заботливое отношение к ним, формировать основы экологического мировоззрения, развивать логическое мышление. Беседа «Животный мир нашей области.

Рассматривание Красной книги Самарской области, альбомов с изображением животных, птиц, насекомых. Д. И. – «Заселяем заповедник».

3 неделя Растительный мир родного края Расширять представления детей о природе родного края. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы, показать как тяжело вырастить дерево, воспитывать бережное отношение к растительному миру, закреплять названия деревьев, в игре развивать монологическую речь детей. Беседа «Тольятти 2010 г.». Рассматривание альбомов, фотографий, открыток с видами родной природы.

Решение экологических задач.

Дидактические игры: «Кто больше назовёт деревьев?», «С какого дерева листок»

СРИ «Экскурсоводы»

4 неделя Красная книга Самарской области- практическое занятие Воспитывать заботливое отношение к животному и растительному миру,развивать чувство ответственности за братьев наших меньших, развивать у детей мелкую моторику, умение ориентироваться на листе бумаги, учить работать коллективно, сотрудничать друг с другом. СРИ «Мы защитники природы» Изготовить макет о животных и растениях, занесённых в красную книгу.

Ноябрь

1 неделя История нашего города- город трижды рождённый Формировать у детей интерес к своей малой родине, знакомить с историей строительства города.

Воспитывать любовь к родному городу, закрепить умение делать постройки из конструктора,работать сообща. Рассматривание фотоальбома о Тольятти. Чтение отрывка из сказки А. Ковалёва «Бурдюк и меч – кладенец»

Рассказ воспитателя, просмотр презентации-родной город. СРИ «Стройка автогиганта»

2 неделя Почему так назвали мою улицу Расширять знания об улицах города, истории названий улиц,закреплять знание домашнего адреса,обогащать и систематизировать знания детей о правилах дорожного движения с элементами С/Р игры. Беседа «Моя родная улица». Рисование: «Моя дорога в детский сад». Д. и. «Назови улицу» СРИ «Пешеходный переход»

3 неделя Достопримечательности моего города Формировать представления детей о достопримечательностях родного город Тольятти, закреплять знания о культурном наследии своей малой родины. Воспитывать гордость на свой город. Рассматривание альбомов, фотографий с видами родного города. Д. И. «Расскажи в каком районе эта достопримечатель-

ность». Составление рассказов о достопримечательностях города. Рисование «Моё люби-

мое место в городе».Экскурсия в музей (работа с родителями)

4 неделя Квест игра «Мой любимый город» Создание условий для развития познавательных способностей детей в процессе игры и формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности.

Систематизировать знания детей о животном, растительном мире и символике г. Тольятти. Развивать пространственные ориентировки через умение ориентироваться в помещении ДОУ ;развивать ловкость.

Игра создана на основе кроссвордов, головоломок, план – карты детского сада.

Декабрь

1 неделя Символика города, Самарской области Знакомство детей с символами города. Формировать уважительное отношение к городским символам, познакомить с символическим значением герба, цветом флага, развивать умение составлять целое из частей. Беседа «Что означает герб и флаг Тольятти и Самарской области. Рассматривание герба и флага родного города. Дидактические игры: «Собери герб», «Узнай наш флаг».

2 неделя Знакомство с картой – схемой Тольятти Продолжать расширять и систематизировать знания о родном городе используя карту- схему, развивать диалогическую и монологическую речь, воспитывать интерес и любовь к родному городу, бережное отношение к природе и всему окружающему.

СРИ «Путешественники – Поиск клада» Д. И. «Назови улицу», Д. И. «Узнай по описанию»

3 неделя ВАЗ – гордость нашего города Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу, чувство патриотизма, обогащать детей новыми знаниями о ВАЗе, воспитывать уважение к труду взрослых, развивать познавательный интерес познакомить с профессией испытатель. Рассматривание открыток, фотографий, иллюстраций с ВАЗом. СРИ «Испытатели машин»

4 неделя Праздники, народные традиции и культура края. Дать представление о народных традициях и культуре народов Поволжья, воспитывать чувства любви и гордости за свою малую родину,формировать умение работать с ножницами и клеем. Рассказ воспитателя «Народные традиции и культура края». Рассматривание иллюстраций. Продуктивная деятельность «Поздравительная открытка».

Январь

2 неделя Национальный парк «Самарская лука» Укреплять познавательный интерес к природе родного края Самарской луке. Познакомить с эмблемой Самарской луки, формировать умения детей самостоятельно распределять роли. Рассматривание иллюстраций и фотографии с изображением Самарской луки. СРИ «Юные следопыты»

3 неделя Знаменитые люди нашего города Познакомить детей со знаменитыми земляками-первостроителямигорода, воспитывать уважение к труду и подвигам. Закрепить умение строить сооружения согласно схемам, развивать монологическую и диалогическую речь. Рассматривание книги о «Тольятти», фотографии знаменитых людей города.

Сри «Город мастеров», Д. И. «Знаешь ли ты»

4 неделя Тольятти город заводов Знакомить детей с основными предприятиями нашего города. Закреплять знания о месте работы родителей. Развивать речь детей, формировать умение рисовать человека в движении. Видео презентация «Предприятия нашего города». Рассказы детей о предприятиях на которых работают родители. Рисование «Кем работают мои родители»

Февраль

1 неделя Народы Поволжья Закрепить представление о многонациональности народов Поволжья. Формировать элементарные знания об особенностях национальностей Поволжья (русские, татары, морда чуваши) посредством ознакомления с народными подвижными играми. Народные игры Поволжья

Татарская игра «Серый волк», Чувашская «Хищники в море», Мордовская «Котёл» Русская народная «Горелки.

2 неделя Национальная одежда наров Поволжья Расширить знания детей о России, о людях, населяющих Поволжье,

закрепить знания о быте, одежде татар, мордвы, чувашей,воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

Беседа «Одежды народов Поволжья» Д. И. «Чей головной убор», рисование национального костюма по желанию детей.

3 неделя Как наши предки защищали Родину Знакомство с боевыми традициями нашего народа, воспитывать уважение к защитникам Родины.

Знакомить с былинными героями, воспитывать самостоятельность детей при выборе материала и при выполнении задания

Беседа «Защитники Родины»

Изготовление подарков для пап и дедушек.

4 неделя День Защитников Отечества Формировать чувство уважения к защитникам Родины, развивать патриотические чувства. развивать ловкость,смекалку, умение выполнять физические упражненияВоспитывать самостоятельность детей при выборе материала и при выполнении задания.

Спортивный досуг «Мы будущие защитники».

Март

1 неделя Легенды и были Жигулей. Познакомить детей с преданиями о Жигулях, расширить объём интереса к природе родного края, развивать умение строить собственные суждения на основе увиденного и услышанного, делать выводы. Развивать мелкую моторику. СРИ «Экскурсия в Жигули», рисование «Что мне больше всего понравилось»

2 неделя Масленица Знакомить с традициями русского народа, его фольклором,воспитывать уважение к традициям. Рассматривание иллюстраций «Народные гулянья». Изготовление чучела.

3 неделя Олимпийцы - Тольятти Закрепить знания детей о спортсменах родного города, -воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за малую родину: что в нашем городе живут знаменитые спортсмены, которыми можно гордиться, развивать точность в спортивных упражнениях, играть коллективно. .

Рассматривание иллюстраций, СРИ «Мы спортсмены»

4 неделя Музыкальная жизнь края. Познакомить детей с историей развития музыкального искусства г. Тольятти, формировать умение петь и читать стихи о родном городе. Музыкальное развлечение «Тольятти музыкальный» стихи Митяева «Песни о Тольятти», Б. Макаренко.

Апрель

1 неделя Почва нашей местности Ознакомление детей с понятием «почва» на основе опытов, её составом и ценностью для всех обитателей растительного и животного мира земли;

формировать навык опытнической деятельности;

учить детей размышлять, формулировать и обобщать результаты опытов. Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Опыты:

1 «В почве есть воздух»

2 «Состав почвы»

3 «В почве есть вода»

2 неделя Волга – великая река Научить детей видеть красоту реки, уметь восхищаться ею, обобщить представления о природных богатствах реки Волги. воспитывать чувство гордости за то, что мы - волжане. Способствовать развитию у детей делать самостоятельные выводы, закрепить названия городов, расположенных по Волге, закрепить,. что для Волги хорошо, что плохо. Беседа «Из далека долго, течёт моя Волга», рассматривание иллюстраций, фотографий с видами р. Волги

Решение экологических задач

СРИ «Путешествие по Волге», Д. И. «Хорошо- плохо»

3 неделя Лекарственные растения родного края. Расширять представления детей о природе родного края, побуждать восхищаться красотой родной природы. Познакомить с лекарственными растениями, их использовании в лечебных целях, развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, закрепить названия лекарственных растений. Беседа «Зелёная аптека»

Рассматривание Красной книги Самарской области, альбомов с иллюстрациями лекарственных растений. Д. И. «Определи растение по запаху» Д. И. «Друг или враг». СРИ «Аптека»

4 неделя День птиц - викторина Уточнить и расширить представление детей о птицах Самарской области, об их жизни в окружающем мире, вырабатывать умение быстро находить правильный ответ,воспитывать у детей стремление к познаниям, дух соревнования, развивать мышление, память. эрудицию; воспитывать дружеские чувства между детьми, сплачивать детский коллектив; : развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом.

Викторина: загадки о птицах, д. и. «Назови птицу ласково», «Кто лишний», ребусы.

Май

1 неделя «И помнит мир спасённый…» - экскурсия к памятнику Формировать чувство уважения к защитникам Родины.

Знакомить детей с героями Великой Отечественной войны на примере наших земляков. Рассмотреть фотографии, открытки на которых запечатлены монументы, памятники, воздвигнутые в честь защитников Отечества, павших в боях. Воспитывать у детей чувство патриотизма. Беседа «никто не забыт и ни что не забыто» Изготовление подарков для ветеранов. Рисование на тему «Мы помним о вас защитники Отечества».

2 неделя Макет- Город- крепость- Ставрополь на Волге Закрепить знания детей о Ставрополе на Волге, формировать умение детей строить из бросового материала дома, кибитки, работать сообща, помогая друг другу. Беседа «Ставрополь на Волге». СРИ «Город мастеров».

3 неделя Макет города- изготовление своими руками Закрепить знания детей о современном родном городе, его достопримечательностях, учить создавать макет, работая коллективом. Создание макета из бросового материала достопримечательности города «Ладья», площадь Свободы», «Парк культуры и отдыха»

4 неделя Турнир знатоков – викторина «Малая Родина»

(итоговая) 1. Закрепить знания о «малой Родине». Способствовать развитию у детей познавательной, творческой деятельности. Учить детей поддерживать беседу, высказывать свои суждения, отвечать на вопросы. Воспитывать у детей любовь и гордость к родному краю Создать радостное настроение, желание участвовать в игре.

Викторина

1 Назови достопримечательность и расскажи о ней (фото)

2 Собери символику города по разрезным картинкам и пазлам 3 Угадай профессию

4 Зачеркни лишнее

Методическое обеспечение программы.

Методы и формы работы:

- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения.

- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций.

- практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем и другие практические работы.

- формы проведения занятий: экскурсии, встречи с интересными людьми, сри, дид. игры, подвижные, викторины.

Дидактический материал и техническое оснащение занятий:

1. Правильно организованное рабочее место.

2. Необходимый наглядный и дидактический материал.

3 Фотоматериалы, медеаматериалы.

4. Иллюстрации, произведения художников.

5. Для выполнения практических работ, необходимы определё нные материалы:

альбомы, наборы цветной бумаги, картон, ножницы, карандаши, краски, гуашь, кисточки, фломастеры, клей, природный и бросовый материал.

Используемая литература:

1. Постановление Правительства Самарской области от 26.09.2007 № 201

«О Концепции патриотического воспитания граждан в Самарской области».

2. Алгоритмы реализации регионального компонента «патриотическое воспитание» ООП ДО в ДОУ: учеб. -метод. пособие / Под ред. О. В. Дыбиной. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Василевич, 2013. - 214с.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».

4. Алгоритмы реализации регионального компонента «патриотическое воспитание» ООП ДО в ДОУ: учеб. -метод. пособие / Под ред. О. В. Дыбиной. - Ульяновск: Издатель Качалин Александр Василевич, 2013. - 214 с.

5. Александрова, Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ : Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Постникова. — М. : Детство-пресс, 2007. - 203 с.

6. Алешина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников Н. В. Алешина. — М. : Перспектива, 2008. — 248 с.

7. Ануфриев, Е. А. Национальная идея и воспитание патриотизма Е. А. Ануфриев. — М. : Просвещение, 1998. - С. 52-54.

8. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования Т. С. Буторина, Н. П. Овчинникова. - М. : КАРО, 2004. - 224 с.

9. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания / А. К. Быков - М. : Просвещение, 2006. - 314 с.

10. Возлинский, Г. М. Патриотизм есть чувство любви к Родине / Г. М.

11. Дыбина, О. В. Люби и знай свой Отчий край / О. В. Дыбина, Е. А. Сидякина,. Киреева Т. И. - Тольятти : Изд-во ТФ Сам ГПУ, 2001

12. Соловьева, Е. В. Наследие. Программа по приобщению детей дошкольного возраста к традиционной отечественной культуре учебно-методическое пособие / Е. В. Соловьева. - М. : Дрофа, 2010

Публикации по теме:

«Чудеса из теста». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ЧУДЕСА ИЗ ТЕСТА Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности базового уровня освоения образовательных.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Чудеса рукоделия» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга бисера» .

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами» Пояснительная записка к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Волшебный мир оригами» Направленность дополнительной.

Дополнительная общеобразовательная программа по английскому языку для детей 4–7 лет Тематическое планирование дополнительной общеобразовательной программы «Маленькая Англия» Средняя группа – 4-5 лет Тема Содержание Ноябрь.

Дополнительная общеобразовательная программа «Эрудит» по общеинтеллектуальному развитию детей дошкольного возраста Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Подросток» Дошкольный образовательный центр «Буратино».

Дополнительная общеразвивающая программа «Изоискусство» для детей старшего дошкольного возраста ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа реализуется в МБДОУ №21 «Светлячок» с детьми старшего дошкольного возраста, посещающими дошкольное.

Дополнительная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Сказочный мир» Дополнительная общеразвивающая программа по театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Сказочный мир». Авторы-составители:.

«Пластилиновые чудеса». Дополнительная общеобразовательная программа ПЛАСТИЛИНОВЫЕ ЧУДЕСА Дополнительная общеобразовательная программа общеразвивающего вида художественной направленности базового уровня.

Развитие пространственно-временных представлений у детей 6–8 лет. Дополнительная общеобразовательная программа СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная записка 2. Задачи 3. Формируемые компетенции 4. Содержание образования 5. Методическое обеспечение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 октября 2016 в 22:47
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД