МААМ-картинки

Программа кружка «Веселая клеточка»

Плис Татьяна
Программа кружка «Веселая клеточка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №60 «Теремок» комбинированного вида города Белово

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

Протокол №___

«___»___20___г. УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ детский

сад №60 города Белово

___

Т. П. Сулейманова

Приказ №___

«___»___20___г.

Дополнительная общеразвивающая программа

по познавательному развитию «Веселая клеточка»

(старшая группа)

Составитель: Плис Т. Н. – воспитатель

Беловский городской округ2019-2020 уч. год

Содержание

Публикация «Программа кружка „Веселая клеточка“» размещена в разделах

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка---3

1.2. Цель и задачи---4

1.3. Принципы при организации работы с детьми---5

1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы---6

2. Содержательный раздел

2.1. Значимые для разработки и реализации программы характеристики детей старшего возраста---7

2.2. Методы освоения программы---7

2.3. Тематический план---8

3. Организационный раздел

3.1. Информационно-методическое обеспечение---15

3.2. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие решение задач программы---16

3.3. Предметно-развивающая среда---16

3.4. Материально-техническое обеспечение---17

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Поступление в школу важный момент в жизни ребенка и его родителей. Чем лучше ребенок будет подготовлен к школе психологически, эмоционально и интеллектуально, тем увереннее он будет себя чувствовать, тем легче у него пройдет адаптационный период в начальной школе.

От развития графических навыков, мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Вот почему так важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для направления ребенком двигательного и практического опыта, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Использование в работе графических диктантов по клеточкам – один из резервов педагогического воздействия, при подготовке руки к освоению письма в школе. Графические диктанты предотвратят трудности в обучении: как несформированность зрительно – пространственного восприятия, моторной координации движений произвольного и слухового внимания.

Проведение кружковой работы – позволит не только развивать познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации со взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности.

Практические действия, полученные в ходе выполнения заданий увлекут ребенка, познакомят с разными способами изображения предметов. Навыки, полученные на занятиях по штриховке, рисованию по клеточкам, копированию рисунка по точкам, позволяет детям почувствовать свою успешность и дети уверенно шагнут в страну знаний. А мы, педагоги, должны им в этом помочь.

Программа адресована дошкольникам 5-6 лет.

Периодичность деятельности: еженедельно;

Количество в год: 36 часов;

Продолжительность деятельности: 25 минут.

В содержании программы учитываются такие возрастные особенности данного возраста, как потребность в активном познавательном развитии, для которого характерно: развитие любознательности и познавательной мотивации, формирование интереса к выполнению графических упражнений.

Программа включает такие направления работы:

Графические диктанты.

Включает в себя графические задания, формирующие у детей: умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, путем отчета указанного количества клеток, создавать силуэтное изображение животных, предметов, действовать в определенной последовательности и исправлять ошибки самостоятельно.

Штриховка.

Включает в себя игры и упражнения на штриховку различными способами (горизонтальная, под углом, по форме предмета, вертикальная, на дорисовку и обводку, копирование картинок.

Актуальность:

Актуальность программы заключается в том, чтонеподготовленность руки к письму, недостаточное развитие речи, мелкоймоторики, зрительного восприятия, внимания, может привести квозникновению негативного отношения к учебе, тревожного состоянияребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развиватьмеханизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для

накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитиянавыков ручной умелости.

1.2. Цель и задачи

Целью программы является : формирование графических навыков при подготовке руки к овладению письма.

Задачи:

Обучающие:

* учить ориентироваться в пространстве листа, тетради в клетку, строки;

* совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разного вида;

* учить соблюдать во время работы правила письма (положение корпуса, тетради, руки)

Развивающие:

* развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию;

* развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;

* развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;

Воспитательные:

* воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.

* воспитывать навыки сотрудничества.

1.3. Принципы при организации работы с детьми

1. Принцип деятельностного подхода. Деятельность — это совокупностьдействий, направленных на достижение целей (по С. Л. Рубинштейну).

2. Принцип индивидуализации и дифференциации используемых методов,приемов и средств с учетом имеющегося опыта детей. При общем заданиимогут совпадать целевые установки, но способы выполнения каждымребенком могут быть различными и содержание задания может быть разнымдля отдельных детей в зависимости от уровня их развития.

3. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения кучастию в работе. Развитие мелкой моторики у детей проходит спривлечением в работу родителей, которые с использованием игр иупражнений в домашних условиях помогают закрепить уже полученныенавыки.

4. Принцип психологической комфортности. Деятельность должна приноситьдетям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строится наоснове доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Доброжелательнаяатмосфера и позитивный настрой очень важны, так как ребёнку, которогохвалят и поощряют каждый раз, когда он выполняет что-либо, получаетдополнительный стимул для последующих усилий. Этому служат средства невербальной коммуникации: взгляд, улыбка, поглаживание, физическийконтакт.

1.4. Планируемые результаты освоения рабочей программы

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Воспитанник должен знать:

-правила и различные виды штриховки (вертикальная, горизонтальная,

наклонная, по уменьшающемуся и увеличивающемуся контуру);

-гигиенические правила письма (посадка, положение рук при письме,

положение ручки, тетради);

-правила работы с тетрадью.

Воспитанник должен уметь:

-правильно сидеть за столом во время письма;

-правильно располагать рабочую тетрадь;

-правильно держать карандаш и ручку;

-проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);

-проводить линии в разных направлениях;

-обводить рисунки по контуру, стараясь не отрывать карандаш от бумаги;

-ориентироваться на листе бумаги в клетку;

-ориентироваться на плоскости и решать логические задачи.

-писать графические диктанты

Целевые ориентиры на конец старшего возраста

-у ребенка развивается и общая моторика;

-стремится проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

-стремится выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам;

-проявляет интерес узнать новое;

-развивается умение работать по правилу и образцу.

2. Содержательный раздел

2.1. Значимые для разработки и реализации программы

характеристики детей старшего возраста.

Ребенок старшего возраста стремится познать себя и другого человека, как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимость в взаимоотношениях людей.

Происходят качественные изменения в поведении детей, формируется возможность саморегуляции, дети начинают проявлять к себе те требования, которые предъявляли им взрослые.

Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений со сверстниками. Игровые действия становятся разнообразными. Дети обладают довольно большим запасом представлений об окружающем мире, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Внимание детей более устойчиво и произвольно. Улучшается устойчивость памяти, преобладает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребенку более сложные задачи, с использованием схем, чертежей… Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводит действительность.

Дети учатся самостоятельно строить игровые, деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, используя прямую и косвенную речь. Творческие проявления более осознанные и направленные.

2.2. Методы освоения программы.

Наглядные:Рассматривание иллюстративно-наглядного материала, наблюдение, использование ИКТ, работа по образцу.

Практические:моделирование и анализ заданных ситуаций, игры с правилами, творческие игры, занимательные игры соревнования, викторины, КВН, работа в тетрадях.

Словесные: беседы с детьми, чтение художественной литературы, объяснения, рассказ воспитателя.

2.3. Тематический план.

№ п/п Наименование раздела. Тема. Количество часов В том числе отведено Примечание

Теор. Практ.

1. Графические диктанты. 17 17

1.1. Знакомство с тетрадью. 1

1.2. Путешествие в страну смешариков. 1

1.3. Заяц. 1

1.4. Путешествие в страну сказок. 1

1.5. Корова. 1

1.6. Путешествие в страну знаний. 1

1.7. Жираф. 1

1.8. Перелетные птицы. 1

1.9. Путешествие в лес 1

1.10. Вовка в тридевятом царстве 1

1.11. Гусь 1

1.12. Белка 1

1.13. Поможем мышатам 1

1.14. Космическое путешествие 1

1.15. Лягушка 1

1.16. Симметричный диктант 1

1.17. Снежинка 1

2. Штриховка. 17 17

2.1. Космический сон. 1

2.2. Путешествие на кухню. 1

2.3. Одуванчик. 1

2.4. Мишки – шалунишки. 1

2.5. Осень, осень в гости просим. 1

2.6. Скоро лето. 1

2.7. Цыпленок и солнышко. 1

2.8. Зимушка – зима. 1

2.9. Виды штриховки 1

2.10. Рисуем ежику друзей 1

2.11. Моя любимая сказка 1

2.12. Лягушки веселые подружки 1

2.13. Лес 1

2.14. Насекомые 1

2.15. Новогодняя елка 1

2.16. Мышки-нарушки 1

2.17. Транспорт 1

3. Мониторинг

2 2

Всего 36 36

Содержание деятельности

Сентябрь

Тема: Мониторинг

Цель: выявить знания и умение детей

Тема: Знакомство с тетрадью в крупную клетку

Цель: формировать умение концентрировать внимание

Ориентировка на клетке (нахождение левого угла клетки, середина, обводка клетки. Пальчиковая гимнастика: «Будем пальчики считать», «Повтори чистоговорку», «Рисуем узор по клеточкам».

Тема:Путешествие в страну смешариков.

Цель: формирование зрительно-двигательной координации

Проблемная ситуация: «На чем поедем?», «Графический диктант – машина», «Решение задач», «Обведи по контору».

Тема: Виды штриховки

Цель: знакомство с разными видами штриховки

Упражнение «умелые руки», игра «сходство и различие», упражнение «дождик и его настроение».

Октябрь

Тема: Путешествие на кухню

Цель: умение выполнять штриховку в фигуре

Работа с четными палочками. Дидактическая игра «Собери чашки». Игра «Скажи наоборот». Штриховка конфет.

Тема: Заяц

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги

Загадывание загадок. Упражнение: «Что видел заяц на полянке?», «Скороговорка про зайца», «Пальчиковая игра», «Диктант», «Дорисовка изображения».

Тема: Осень, осень в гости просим

Цель: учить закрашивать силуэт без пробелов

Ситуация общения «Подарки осени». Игра «Какие». Игровая ситуация «Падают листья».

Тема: Путешествие в страну сказок

Цель: умение выполнять графический диктант под диктовку

Игровая ситуация – письмо от папы Карло, дидактическая игра «Сломанный телевизор». Упражнение «Разгадай кроссворд».

Ноябрь

Тема: Корова

Цель: ориентироваться на листе бумаги в клетку

Загадывание загадки. Упражнение «Дорисовка», «Копирование».

Тема: Перелетные птицы.

Цель: совершенствовать графические навыки

Чтение стихотворения «Апрель», слушание «Звуки леса». Игра «Птицы и птенчики».

Тема: Мишки – шалунишки.

Цель: упражнять в рисовании штриховкой-петелькой

Упражнение «Подсказки». Игровая ситуация «Вот помощники какие». Игра «Сделай так».

Тема:Космический сон.

Цель: совершенствовать умение соблюдать параллельные линии

Загадывание загадки, рассматривание космических картинок. Игра «Мы космонавты». Выставка «Космические приключения».

Декабрь

Тема: Зимушка – зима.

Цель: учить выполнять штриховку крестиком

Слушание стихотворения Ф. Тютчева. Рассматривание зимнего пейзажа. Игровая ситуация «Прогулка в лес».

Тема: Новогодняя елка

Цель: формировать умение выполнять штриховку по образцу

Игра движения «Ежики, зайчики», Познавательный рассказ «Тайны елки», Игровая ситуация «Украшаем елку», Чтение стихов по выбору детей.

Тема: Жираф.

Цель: учить работать по словесной инструкции

Игра «Кто где живет?», работа с трафаретом. Игра «Что спряталось в комочке?».

Тема: Поможем мышатам

Цель: совершенствовать графические навыки

Проблемная ситуация: научи мышек считать, решение задач шуток, игра «Веселые мышки», упражнение «Дорисуй».

Январь

Тема: Симметричный диктант

Цель: продолжать ориентироваться по плану

Игра «Круг знаний», игровая ситуация «Письмо Бабы Яги», упражнение «Отгадай», диктант «Лиса»

Тема: Снежинка

Цель: упражнять написание диктанта под диктовку

Игра «Снежинка», упражнение «Собери санки», рассматривание иллюстративного материала.

Тема: Моя любимая сказка

Цель: упражнять в умении штриховать толь в контуре

Разгадывание кроссворда, игра инсценировка «Мой любимый герой сказки», игра «Вспомни сказку».

Тема: Рисуем ежику друзей

Цель: упражнять выполнение штриховки, соблюдая выполнения направления и интервала.

Чтение В. Росина «Зачем ежику колючки», игра ситуация «Загадки, отгадки», игра «Ежик», упражнение «Дорисуй»

Февраль

Тема: Лягушки веселые подружки

Цель: учить штриховать только в заданном направлении

Упражнение отгадай, загадай, игра «Две веселые подружки», слушание записи звуки природы, игра отгадай слова

Тема:Цыпленок и солнце.

Цель: формировать умение штриховать разными видами штриховки

Упражнение «Пишем узор», «Мешаем крупу», «Прищепки». Игра – фантазия.

Тема: Путешествие в страну знаний.

Цель: учить писать графические диктанты самостоятельно

Игра «Назови быстрее», решение ребусов, игровое задание: примеры со звездочками.

Тема: Лягушка

Цель: совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

Загадывание загадок о сказочных героях, разгадывание ребуса, игра «Иван Царевич», решение проблемной ситуации.

Март

Тема: Путешествие в лес

Цель: учить писать диктанты под диктовку

Игра – путешествие «Мы едем, едем», игра-разминка «Отгадай», проблемная ситуация «Кто поможет выбраться из леса», диктант «Собака».

Тема: Вовка в тридевятом царстве

Цель: закреплять умение, ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Проблемная ситуация «Как помочь Вовке», игра-задание «Лабиринт», упражнение «Узел дружбы», игра «Разложи цифры», диктант «Бабочка».

Тема: Транспорт

Цель: совершенствовать умение и соблюдать параллельные линии.

Виды транспорта, игра «Проводилки», слушание песни «Голубой вагон», упражнение «Цветок и улыбка».

Тема: Насекомые

Цель: формировать умение самостоятельно придумывать штриховку.

Игра «Волшебные слова», сказка «Про паука и муху», задание рисуем картинку, игра воображение «Мы насекомые».

Апрель

Тема: Одуванчик

Цель: совершенствовать вид штриховки «В круговую»

Игровая ситуация «Письмо из цветочной страны», «На корабле в цветочную страну». Проблемная ситуация «Не успели вырастить одуванчик».

Тема: Мышки-нарушки

Цель: выполнять работу одним видом штриховки.

Упражнение делаем вместе, чтение В. Брюсова «Мышонок и мышь», упражнение «Сколько мышат в камышах шуршат»

Тема: Гусь

Цель: упражнять в написании диктантов по словесной инструкции.

Игра «Пальчики здороваются», игровое задание «Тропинка для гуся», Упражнение загадки-отгадки, игра «Что понравилось»

Тема: Белка

Цель: совершенствовать графические навыки, развитие мелкой моторики. Загадывание загадки, рассматривание иллюстрации, игра «Сидит белка на тележке, упражнение «Дорисовка».

Май

Тема: Скоро лето.

Цель: закрепить умение самостоятельно придумывать вид штриховки для силуэта

Загадывание загадок. Игра «Помечтаем о лете». Слушание «Вальс цветов». Упражнение «Ромашка».

Тема: Космическое путешествие

Цель: Тренировать мышцы рук.

Игра Фантазия «Отправляемся в Космос», игровое задание «Поможем роботам», игра «Звездочет», графический диктант «Робот».

Тема: Лес

Цель: совершенствование графических навыков.

Упражнение»Пальчики», игра «Где прячется лиса», скороговорки,-физминутки, упражнение «Что происходит в лесу».

Тема: Итоговая диагностика

Цель: определить уровень сформированности графических навыков.

• Методика Е. В. Колесниковой (диагностика письма детей 6 лет)

• Графический диктант Д. Б. Эльконин.

3. Организационный раздел

3.1. Информационно-методическое обеспечение

Содержание данной программы реализуется при наличии информационно-методического обеспечения, предметно пространственной среды.

* Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М. : «Просвещение», 1985.

* Никитин Б. П. Развивающие игры. – М. : Издание «Занятие», 1994.

* Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. – СПб «Детство – Пресс», 2004.

* Б. Б. Финкельштейн «Вместе весело играть».

*Графические диктанты. Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. Голубь В.» ТЦ Сфера, М. 2006

*Воскобович В. В., Харько Т. Г. и др. Игровые технологии интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет «Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр. СПб., 2003 г.

*Е. В. Колесникова «Демонстрационный материал: Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М. ,2007

* Тетрадь. Графические диктанты. Автор: Сыропятова Г. А. Издательство: Издательский дом ЛИТУР Год: 2012

* Графические диктанты для мальчиков и девочек 5 – 7 лет, Автор: ред. Васильева И. Издательство: Стрекоза Год: 2010

3.2. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие решение задач программы

• Личностная индивидуальная взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств…

• Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.

• Формирование игры как фактора развития ребенка

• Создание развивающей образовательной среды способствующей познавательному, физическому, социально-коммуникативному, речевому, художественно-эстетическому развитию.

• Участие семьи как условие для полноценного развития ребенка.

• Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящий готовый образец) и продуктивной (производящий субъективно новый продукт) деятельности, т. е. деятельности по усвоению форм и образов детской и творческой деятельности.

• Профессиональное развитие педагогов направленное на развитие профессиональной компетентности и мастерства мотивирования ребенка.

3.3. Предметно-развивающая среда.

1. Насыщенность – соответствие среды возрастным возможностям детей и содержанию программы. Наличие средств обучения (в том числе и технических) разнообразие материала для всех видов активности воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами.

2. Трансформируемость – возможность изменение среды от образовательной ситуации.

3. Доступность – свободный доступ всех воспитанников к играм, игрушка, материалам.

4. Полифункциональность – возможность разнообразного использования различных составляющих среды в разных видах детской деятельности.

5. Вариативность – наличие различных пространств, разнообразных материалов, игры, игрушек. Периодическая сменяемость и появление нового.

6. Безопасность – соответствие всех элементов среды требованиям надежности и качествам.

Организация образовательного пространства обеспечивает познавательную и творческую активность, эмоциональное благополучие детей и возможность самоутверждения детей.

3.4. Материально-техническое обеспечение

• Тетрадь в крупную клетку

• Простые карандаши

• Наборы образцов графических диктантов, штриховок.

• Альбомы и тетради с образцами заданий

• Развивающие игры, тетради

• Ластик

• Развивающие карточки

• Иллюстративный материал по теме занятий.

Публикации по теме:

Фотоотчет по работе кружка «Веселая мастерская»Фотоотчет по работе кружка «Веселая мастерская» Фотоотчет по работе кружка «Веселая мастерская». В этом учебном году я вела кружок «Веселая мастерская». Занятие проводилось 2 раза.

Календарно-тематическое планирование кружка «Веселая кисточка» для детей младшего дошкольного возрастаКалендарно-тематическое планирование кружка «Веселая кисточка» для детей младшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование кружка для детей младшего возраста. Цель: Развитие творческих способностей.

Календарно-тематическое планирование кружка «Веселая кисточка» для детей старшего дошкольного возрастаКалендарно-тематическое планирование кружка «Веселая кисточка» для детей старшего дошкольного возраста Доброе время суток! Уважаемые коллеги и друзья предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование моего кружка "Веселая кисточка".

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

План-программа фольклорного кружка «Сударушка» План – программа Фольклорного кружка «Сударушка» Сентябрь 1 неделя: «Пришел Тит и Варфоломей, значит осень у дверей» - встреча осени 2.

Программа кружка «Веселая математика» в средней группе Программа кружка «Математические ступеньки» в средней группе ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целевой раздел Программы Содержание Программы ориентировано.

Программа кружка по вышиванию «Волшебная иголочка» .

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Веселая клеточка»
Опубликовано: 14 января 2020 в 14:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД