Валентина Владимировна Ерышова
Программа кружка «Всезнайка» по развитию познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опыт
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружка по развитию познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опыт
Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.
Публикация «Программа кружка „Всезнайка“ по развитию познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста по средствам опыт» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
1.1 Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Ребенок растет, стремится к самостоятельности, интересуется окружающим миром, где ему хочется все потрогать и попробовать.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.
Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.
Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.
Познавая мир, дети делают множество открытий, и экспериментирование является эффективным средством интеллектуального развития дошкольников. Любой ребенок вовлечен в экспериментирование постоянно: он рвет бумагу, разбирает игрушки, играет с песком, водой и снегом.
Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений.
Наблюдение является составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и его результатов.
Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время осуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
Связь детского эксперимента с изобразительной деятельностью. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет результат эксперимента, так как ребёнок точнее передаст его детали во время изобразительной деятельности.
Связь экспериментирования с формированием математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость измерять, сравнивать, определять форму и размеры и т. д.
Экспериментирование связанно с другими видами деятельности – чтение художественной литературы, с музыкой и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Они получают возможность удовлетворить присущую им любознательность и получить ответы на волнующие их вопросы «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?», почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В процессе экспериментирования воспитателю не следует выступать в роли учителя или наставника, а надо быть для детей равноправным партнером, соучастником деятельности, что позволит детям проявить собственную исследовательскую активность. Ведь активное внедрение детского экспериментирования основано на том, что у ребенка усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.
Начиная с младшей группы, дети входят в мир экспериментирования. Происходит знакомство со свойствами солнечных лучей, которые нагревают окружающие предметы, испаряют влагу. Изучая свойства песка, малыши делают вывод, что сухой песок светлого цвета, сыпучий, из него нельзя слепить куличик. Мокрый песок темный, из него легко лепить, но невозможно сделать рисунок, так как он не сыплется.
Наблюдая за ветром, дети приходят к выводу, что при наличии ветра лопасти бумажных вертушек и султанчики вращаются медленно или с ускорением. Знакомясь со свойствами бумаги и ткани, ребята замечают, что бумага рвется. В зависимости от толщины ее можно мять, она намокает в воде. Ткань состоит из ниток, мнется, ее легко стирать, гладить. Очень интересны и увлекательны опыты с воздухом, так как он не видим.
Интересных объектов для экспериментирования великое множество и опытно – экспериментальная деятельность у воспитанников очень популярна.
При проведении экспериментов особое внимание необходимо уделять соблюдению правил безопасности. Потому что дети в силу их возрастных особенностей ещё не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, дети просто забывают о правилах безопасности.
Таким образом, эксперимент - это не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить. Очень важно, как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребенок уже с рождения — исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психологическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.
Экспериментальная деятельность направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Понимая значения экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка для детей младшего дошкольного возраста.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы : способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи:
1. Формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и неживой природе.
2. Формировать знания, умения и навыки творческой деятельности, наполненной экологическим содержанием.
3. Развить и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный интеллект.
4. Обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.
1.3 Принципы и подходы к реализации программы
Программа построена на основе следующих принципов:
• Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития.
• Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития.
• Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития.
• Принцип «развивающей интриги».
• Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания.
• Принцип деятельного подхода к развитию личности.
• Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности.
• Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности.
• Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания).
1.4 Практическое значение программы кружка
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами.
В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям младшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
1.5 Формы и режим занятий
Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования, беседы, опыты, эксперименты, наблюдения, познавательные игры, моделирование (триз, проблемные ситуации, алгоритмы, опорные карточки, планы – схемы, таблицы, календарь природы.
Режим занятий: 1 раз в неделю- среда; продолжительность – 15-20 минут.
Диагностика уровня познавательной активности и любознательности детей проводиться в сентябре и мае по методикам Л. Н. Прохоровой «Маленький исследователь».
1.6 Возраст детей и продолжительность реализации программы
Программа разработана для детей младшего дошкольного возраста. Возраст детей 3-4 года.
Дети раннего возраста очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Образовательная деятельность, в рамках организации дополнительных образовательных услуг, организуются в форме кружковой работы и дополняет содержание основной образовательной программы в ДОУ.
Срок реализации кружка – 1 год.
1.7 Планируемые результаты освоения программы
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается:
Повысить уровень познавательной активности у детей.
Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.
Обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Пополнить научно – методологическую базу ДОУ по данному методу исследования.
Повысить уровень владения дошкольниками простейшими техниками экспериментирования.
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе экспериментирования с использованием простейших техник, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
II. Содержательный раздел
2.1 Описание возможных форм, приемов, методов и технологий организации кружка
Приемы и методы, используемые на занятиях кружка :
Экспериментирование как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Наглядность как ведущий педагогический метод (проведение опытов, рассматривание материала пот экспериментированию, иллюстрации).
Дидактические игры и упражнения, способствующие освоению детьми свойств элементарного экспериментирования, развитие мелкой моторики (пальчиковые игры); игровые ситуации.
Демонстрация опытов в группе.
Метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре).
Метод двигательной активности (физкультурные минутки, пальчиковые гимнастики и динамические паузы).
Слушание музыкальных произведений.
Включение элементов творчества в занятиях педагога с детьми, в игровую и самостоятельную деятельность дошкольников.
Все методы используются в комплексе.
Формы проведения итогов реализации рабочей программы :
• беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения;
• моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
• опыты;
• фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
• подражание голосам и звукам природы;
• использование художественного слова;
• дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации;
• трудовые поручения, действия.
2.2 Перспективное планирование образовательной деятельности
№ п/п Тема Задачи Оборудование, материалы Источник
Сентябрь
Эксперементирование с водой
1. 1. Вода льется из крана. 1. познакомить со свойствами воды;
2. воспитывать бережное отношение к воде.
Стаканчик № 1, с. 49
2. 1. Забавы жарким летом 1. повысить эмоциональное состояние детей Разбрызгиватель, игрушечные ведерки, лейки № 1, с. 64
3. 1. Искусство дождя. 1. развивать в детях воображение Большой лист плотной бумаги № 1, с. 63
4. 1. Вода жидкая – она может течь. 1. познакомить со свойством воды - текучестью
Две ёмкости, твердый предмет (кубик) № 1, с. 51
Октябрь
5. 1. Свойства воды. 1. подвести детей к пониманию того, что вода бывает теплая, горячая, холодная Три чайника, три ёмкости № 1, с. 52
6. 1. Узнаем, какая вода. 1. помочь выявить свойства воды 3 одинаковых ёмкости, закрытые крышками, стаканчики по количеству детей № 1, с. 53
7. 1. Вода бывает холодная и горячая. 1учить различать холодную и горячую воду, правильно обозначать словами; 2. воспитывать аккуратность Вода № 1, с. 55
8. 1. Вода прозрачная. 1. познакомить со свойством воды - прозрачность 2 стакана № 1, с. 57
Ноябрь
9. 1. Вода не имеет формы. 1. дать о том, что вода не имеет формы
Деревянный кубик, сосуды разной формы. № 1, с. 58
10. 1. Растворимость веществ в воде. 1. раскрыть понятие о том, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет 2 стакана № 1, с. 59
11. 1. Разноцветная вода. 1. уточнить знания о свойствах воды: показать, как можно сделать воду цветной
2. воспитывать бережное отношение к воде Стаканчик, аквариум, формочки № 1, с. 60
Экспериментирование с песком, глиной, камешками.
12. 1. Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков. 1. познакомить детей со свойствами песка Совочки и формочки, салфетки по числу детей, лейка с водой, аудиозапись для игры № 1, с. 34
Декабрь
13. 1. Наблюдения за природными материалами. 1. сравнить свойства сухого и мокрого песка Ёмкости, палочки № 1, с. 36
14. 1. Глина. Лепка печений для кукол. 1. закрепить знания о песке и его свойствами;
2. познакомить с глиной и ее свойствами Ёмкости, формочки, салфетки, кукла Катя № 1, с. 38
15. 1. Песок и глина. Свойства песка и глины. 1. познакомить со свойствами песка и глины Ёмкости, палочка, стакан № 1, с. 42
16. 1. Камни. 1. познакомить с камнями, различными по форме и текстуре Коробка из-под обуви. Емкость, бумажные полотенца, губки № 1, с. 45
Январь
17. 1. Сравнение глины и камня 1. Закрепить знания о свойствах глины;
2. познакомить с камне, со свойствами камня Дощечки для лепки. Салфетки по числу детей, кукла № 1, с. 47
Наблюдение за погодой
18. 1. Наблюдения за состоянием погоды. 1. показать разнообразие погодных условий № 1, с. 86
19. 1. Наблюдения за солнцем 1. учить замечать изменения, происхождение с солнцем
№ 1, с. 87
Февраль
Наблюдения за жизнью насекомых
21. Интересные насекомые. 1. развивать внимание и наблюдательность Картинки с изображениями различных насекомых – мух, пчел, пауков № 1, с. 79
22. 1. Насекомые 1. учить узнавать насекомых, изображенных на картинках, развивать наблюдательность. Вызывать интерес к живой природе;
2. активизировать словарь, употребляя в речи названия насекомых Картинки с изображением бабочек, стрекозы, кузнечика, божьей коровки № 1, с. 80
Наблюдения за жизнью растений
23. Посадка лука. 1. познакомить со свойствами лука;
2. научить сажать луковицы в землю и воду Ящик. Совочки, майонезная банка, лейка № 1, с. 74
24. Маленький цветочек 1. познакомить с растениями и с тем, как они растут 2 горшочка для цветов № 1, с. 77
Март
Экспериментирование с воздухом
25. Надувание мыльных пузырей. 1. научить пускать мыльные пузыри;
2. познакомить со свойством мыльной воды Тарелка, стеклянная воронка, соломинка, палочки с колечками на конце № 1, с. 65
26. Ветер по морю гуляет. 1. Помочь детям обнаружить вокруг себя воздух. Таз, модель парусника № 1, с. 66
27. Познакомьтесь, одуванчик. 1. познакомить с одуванчиком на разных стадиях развития : желтый и белый;
2. вызвать эмоциональный отклик на любование цветами;
3. воспитывать бережное отношение к цветам Предметные картинки с изображением одуванчиков на разных стадиях развития № 1, с. 67
28. Знакомимся с одуванчиком. 1. закрепить характерные особенности строения одуванчика (желтый пушистый цветок, стебель длинный, гладкий);
2. вызывать эмоциональный отклик на красоту растения Одуванчики № 1, с. 71
Апрель
29. Одуванчиков много - они разные и красивые 1. организовать наблюдение за стадией развития одуванчиков;
2. вызывать эмоциональный отклик на красоту поляны Картинки с изображением желтых и белых одуванчиков № 1, с. 72
Экспериментирование с предметами
30. Сокровища природы. 1. развивать мелкую моторику Клейкая бумага № 1, с. 82
31. Играем на бобах. 1. развивать умение оценивать предметы и события 4 полиэтиленовых пакета № 1, с. 83
32. Потрясающая игра. 1. способствовать развитию чувства ритма По 2 бумажных мешочка для каждого ребенка, фломастеры, скотч, магнитофон. Аудиозапись хорошего знакомой детям песенки № 1, с. 84
Май
Лето 1. формировать представление о временах года;
2. учить правильно строить фразы, выражать свои впечатления 2-3 предложениями № 1, с. 85
Диагностика