МААМ-картинки

Программа кружка «Занимательные финансы» в подготовительной группе

Наталия Терпугова
Программа кружка «Занимательные финансы» в подготовительной группе

Пояснительная записка

Программа кружка «Занимательные финансы» в подготовительной группе «А» «Почемучки» разработана на основе программы «Занимательные финансы» Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжаковская.

Публикация «Программа кружка „Занимательные финансы“ в подготовительной группе» размещена в разделах

Программа кружка «Занимательные финансы» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:

-Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. 273ФЗ;

-Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);

Программа кружка «Занимательные финансы» реализуется как часть, формируемой участниками образовательных отношений ООП ДО с детьми подготовительной группы, 1 раз в неделю во второй половине дня и включает в себя 32 занимательных мероприятия.

Актуальность программы

Актуальность программы по формированию финансовой культуры дошкольников обусловлена значимостью подготовки ребёнка к условиям обучения в школе и к жизни в целом, формированием правильной ориентации ребёнка в экономических явлениях, необходимостью преемственности в знакомстве с экономикой между первыми ступенями образовательной системы - детским садом и школой.

Новизна программы заключается в заложении основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным ценностям. Программу отличает взаимосвязь денег как предмета материального мира с нормами морали, этически-культурными ценностями социума и общественно полезного труда человека.

Адресат программы :

Дети достаточно четко выделяют типичные ролевые отношения лиц, роли которых они выполняют и, в соответствии с ними, строят свое поведение; ролевые действия разнообразны. Ребенок может создавать цепочку действий, объединенных одним сюжетом, способен подчиняться правилу, установленному в игре, ролевая речь детей достаточно четкая.

Расширяется и обогащается опыт ребенка, его отношение к действительности становится дифференцированным и разноплановым. Продуктивная деятельность ребенка начинает подчиняться замыслу, намерению. К старшему дошкольному возрасту, ребенок уже ставит перед собой цель, старается изобразить или построить то, что он задумал. То есть замысел не следует за исполнением, а ведет создание продукта за собой.

Дети 6 -7 лет помимо вербальных средств общения овладевают также невербальными (жесты, мимика, способны регулировать темп речи и силу голоса, использовать разнообразные интонации. При развитии познавательных способностей основное внимание переносится с содержания обучения на его средства. Что касается развития других общих способностей и личности ребенка, то тут по-прежнему основными задачами являются становление его активной позиции (через предоставление инициативы, развитие произвольности и осознанности поведения, ответственности, умения сотрудничать с другими детьми, проявление индивидуальности каждого ребенка. И деятельность детей друг с другом, и взаимодействие педагога с детьми носит характер диалога и активного сотрудничества.

Объем и срок освоения программы :

Программа реализуется с октября по май, состоит из 32 занятий.

Формы обучения программы : очная

Программа предусматривает следующие формы реализации:

игровые (игры, игровые упражнения, театральные мини-постановки и др.);

словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

практические (исследование, экспериментирование и др.).

Особенности организации образовательного процесса

Принципы организации образовательного процесса Программы :

учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

психологический и эмоциональный комфорт как условие самореализации воспитанника;

- доверие и поддержка активности, инициативности и устремлений к самоутверждению.

Периодичность занятий: 1 занятие в неделю, продолжительность занятий 30 минут.

Цель программы : формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей подготовительной группы.

Задачи программы :

- познакомить воспитанников с денежной сферой жизни;

- раскрыть взаимосвязь понятий: труд - продукт (результат труда) - деньги, подготовить к восприятию денег как жизненно необходимого, но ограниченного ресурса, труда как честного способа их заработать;

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- подготовить к принятию своих первых финансовых решений;

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, полезным тратам;

- обогатить словарный запас и познакомить с понятиями: трудиться, работать и зарабатывать; деньги, доходы, покупать, тратить, расходовать, транжирить, откладывать, возвращать, планировать, экономить.

- способствовать формированию гармоничной личности, осознающей нормы и ценности, определяющие основы финансово - экономических отношений между людьми в обществе;

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Содержание программы :

В программе используются формы и методы, которые позволяют детям стать активными участниками образовательного процесса (игры, обучающие сказки, театральные мини-постановки, притчи, загадки, ситуативные задачи и т. д.) Особое внимание уделяется играм, сказкам, притчам и театральным мини – постановкам, которые позволяют не заметно формировать ценностную ориентацию и такие качества, как трудолюбие, бережливость, честность, милосердие, взаимопомощь.

Планируемые результаты программы :

Специфика дошкольного возраста не позволяет требовать от ребёнка достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры дошкольного образования предназначены для педагогов и родителей. Их необходимо воспринимать как возрастные характеристики возможных достижений ребёнка и направление воспитательной деятельности взрослых.

Личностные результаты:

В итоге освоения Программы дошкольник сможет :

-разбираться в значении основных экономических и финансовых понятий, предусмотренных Программой;

-чётко осознавать, что труд - основа жизни, любой труд - это хорошо, плохо -сидеть без дела;

-знать, что деньги зарабатываются трудом, являются мерой оценки труда, универсальным средством обмена;

-понимать, что бережливость и экономия - это разумное отношение к расходам (они не бессмысленны, а направлены на достижение конкретных целей, умение ценить результаты труда, умение делиться и отдавать, в случае острой необходимости прийти на помощь ближнему, делиться своими сбережениями, порой абсолютно бескорыстно;

-осознавать необходимость выделения главного (умение видеть преимущества того или иного предмета, действия).

Практические результаты:

- освоить начальные навыки обращения с деньгами, осознать необходимость

грамотно и бережливо относиться к ним;

-научиться принимать свои первые финансовые решения относительно расходов и трат, соотносить понятия хочу и могу. Понимать, что тратить можно мудро, с пользой для себя, а можно напрасно, без толку, бесполезно, бессмысленно;

-освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр., денежные средства;

-заложить нравственно-этические привычки (возвращать долги, уважать свой и чужой труд, сопереживать, делиться и пр., которые в будущем будут способствовать успешному управлению личными финансами.

Условия реализации программы

Условия реализации Программы способствуют созданию развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Учитывая тот факт, что наличие обратной связи повышает эффективность реализации Программы, предусмотрено использование как традиционных средств (книги, модели, макеты, иллюстративный материал, игрушки, инвентарь для всех видов труда, оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования, конструирования, дидактический материал и др., так и интерактивных средств (аудио- и видеоматериалы, электронные ресурсы, основанных на достижениях технологического прогресса.

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие условия:

активная поддержка родителей (законных представителей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность;

использование форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным особенностям;

поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

предоставление детям возможности выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях.

Методические материалы программы

Программа реализуется с методическим сопровождением:

методические рекомендации для воспитателя (с темами и рекомендациями по организации и проведению занятий);

пособие для родителей «Советы родителям: о чём и как говорить с ребёнком»;

сборник мини-спектаклей по финансовой грамотности для дошкольников (обучающих сказок для знакомства с основами финансовой грамотности и формирования финансовой культуры детей в возрасте 5 - 8 лет);

сборник ситуационных задач по финансовой грамотности для дошкольников;

сборник игр для детей дошкольного возраста «Азы финансовой культуры»;

раздаточные и дидактические материалы по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников;

художественная литература для организации занятий по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях.

Список литературы

Мини-спектакли / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. -М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Рассуждаем и решаем / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Играем вместе / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. -

М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Читаем и обсуждаем / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019.

Говорим с детьми о финансах / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю.

Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019

Методические рекомендации для воспитателя / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская. - М. : ВИТА-ПРЕСС, 2019

Приложение 1

Тематическое планирование

№ Тема занятия Содержание занятия Формы и методы проведения

1. Без труда нет жизни на земле

1 Труд - основа жизни Трудиться означает что-то делать, созидать для себя, на благо семьи, близких, друзей, домашних питомцев. Любой труд – это хорошо, сидеть без дела – это плохо. Виды домашнего труда Беседа, чтение, обсуждение, игра-соревнование «Мои домашние обязанности»

2 Работать и зарабатывать Работать означает трудиться за вознаграждение. Зарабатывать - получать вознаграждение за выполненную работу Беседа, ситуационные задачи, обсуждение, игра «Вот так заработали!»

3 Все работы хороши, выбирай на вкус Профессии. Продукты труда: товары и услуги Беседа, обсуждение, игра «Что создается трудом», викторина «Угадай профессию», загадки о профессиях

4 Творческое занятие Разбираемся, что будет, если люди перестанут трудиться Читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, рисуем

5 Работа в рабочей тетради Закрепляем понятия: трудиться, работать, зарабатывать Рабочая тетрадь № 1

2. Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны

6 Как придумали деньги Деньги - мера оценки труда, универсальное средство обмена Технология «Клубный час», читаем, обсуждаем, разгадываем загадки, рассказ

7 Какие бывают деньги, как они выглядят и откуда берутся Виды денег. Изготовление денег: печатка, чеканка Беседа, исследование, чтение, игра «Нарисуем деньги для нашей группы», тематический стенд «Эволюция денег»

8 Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка Труд и доходы. Вознаграждение за честный труд, заработная плата родителей, пенсия. Считай деньги в своем кармане, а не в чужом Беседа, обсуждение, игра «Как потопаешь, так и полопаешь», ситуационные задачи, сказка «Трудовые деньги».

9 Где живут деньги Денежку бережем. Кошельки, копилки, сейфы, банки и банковские карты и пр. Игра «Денежкин домик», сказка «Где живут денежки?», обсуждение

10 Работа в рабочей тетради

Закрепляем понятие деньги Рабочая тетрадь №1

3. Покупаем, продаем, обмениваем

11 Потребности и желания Домашнее хозяйство, главные потребности человека, желания и капризы. Соотносим потребности, желания и возможности Исследование: что необходимо человеку для жизни, игра «Выбираем самое важное», ситуационные задачи, рассказ «Про капризного Артема», обсуждение

12 «Желания Волчонка Зубастика» мини-спектакль Различаем разницу между желаниями и потребностями. Учимся задавать себе вопрос и оценивать. Мини-спектакль

13 Где покупают и продают разные товары Торговые предприятия: магазины, киоски, ларьки, базары, рынки, ярмарки Игра «Где что купить?», обсуждение

14 Стоимость и цена товара Разбираем цепочку товар стоимость-цена. Определяем стоимость товара и формируем цену Игра «Сколько это стоит?», беседа «Как складывается стоимость товара», обсуждение

15 Выгодно невыгодно Волшебные правила для покупателя и продавца, обмен, подарок, реклама Ситуационные задачи, игра «Выбираем: дорого-дешево, выгодно-невыгодно, сказка «Что за птица?» - обмен, сказка «Как старик корову продавал» - что может реклама

4. Тратим разумно, сберегаем и экономим

16

Тратим разумно, экономим Деньги зарабатываются трудом, и поэтому тратить их необходимо с пользой, относится к ним бережливо. Бережливый человек всегда богаче. Воспитываем бережное отношение к труду и деньгам Беседа, чтение, игра «Деньги получил

- ерунды накупил»

17 Копим и сберегаем Уясняем: зачем надо копить и сберегать, как можно копить, копить непросто, но полезно, ответственно и важно Ситуационные задачи, обсуждение

18 «Наша мастерская» творческое занятие Развиваем у детей потребность радовать близких добрыми делами, экономить, беречь свои вещи

19 Работа в рабочей тетради Узнаем, что о подарках нужно думать заранее, подарки нужно подбирать или мастерить с умом Рабочая тетрадь №1

5. «Учимся занимать и отдавать долги»

20 Занимаем и одалживаем Знакомимся с понятиями «одалживать», «занимать». Занять - взять что-то взаймы на время, одолжить-дать что-то взаймы на время. Беседа, ситуационные задачки, игра «Занять и одолжить»

21 Долги Знакомство с рассказом В. Осеевой «Долг» Чтение, обсуждение

22 Заплатить долг скорее, так будет веселее Осознаем, что если взял что-то в долг на время, обязан вовремя вернуть

(возвратить). Обсуждение русских пословиц

23 Сказка «Долг платежом красен» Закрепляем понятия «одалживать», «долг», «должник», «занимать». Чтение, обсуждение, обыгрывание

6. Учимся планировать

24 Все по плану! Знакомим с понятием план. Объясняем важность составления плана. Закладываем основы планирования. Игра «План на следующий день», беседа

25 Ставим цели

Воспитываем желание и умение ставить перед собой цели, строить планы, действовать по плану и достигать цели Ситуационные задачи, игра «Наши цели»

26 Сделал дело – гуляй смело Учимся подводить итоги всего, что делали и планировали, анализировать поступки Игра «Сделал дело – гуляй смело», исследование, ситуационные задачи

27 Рассказ «Все по плану!» Закрепляем понятия: план, планировать Чтение, обсуждение, обыгрывание

7. «Богатство и бедность»

28 Хочу все купить! Выясняем, что не все продается и покупается, главные ценности за деньги не купишь Беседа, ситуационные задачи, игра «Что нельзя купить?», читаем и обсуждаем рассказ «Как Валюша бабушке сон покупала»

29 Наше богатство Формируем представления о вечных ценностях: любви, доброжелательности, милосердии, взаимопомощи, которые наряду с денежным благополучием позволяют воспитать целостную гармоничную личность Читаем и обсуждаем сказки «Бедные богатые», «Ум и богатство», беседа, ситуационные задачи

30 Жадность Разбираемся, что такое жадность и почему это плохо для человека Читаем и обсуждаем рассказ В. Сухомлинского «Жадный мальчик», ситуационные задачи, обсуждение поговорок

31 Творческое занятие: изображаем щедрость и жадность

Читаем стихи о жадности, обсуждаем такое качество, как щедрость, изображаем при помощи художественных приемов: рисунков, лепки из пластилина Читаем о щедрости и жадности и изображаем щедрость и жадность: Аким Яков «Жадина»

32 Рассказ «Бережливые друзья»

Осознаем, что бережливый человек всегда умеет трудиться, мастерить своими руками. Он всегда увлечен процессом творчества и обладает таким качеством, как здоровое отношение к деньгам Чтение, обсуждение

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт» Дополнительная общеразвивающая программа кружка «РобоСтарт»Автор: воспитатель А. А. Голудина Руководитель: старший воспитатель Е. А. Земляк.

Программа кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы. Каждый ребенок хочет ощутить.

Программа кружка «Веселая математика» в средней группе Программа кружка «Математические ступеньки» в средней группе ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целевой раздел Программы Содержание Программы ориентировано.

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группеРабочая программа кружка по рисованию «Акварелька» в младшей группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» г. СУРАЖ Кружок по рисованию в младшей группе «Акварелька».

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности Пояснительная записка Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего,.

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности во второй младшей группе РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Золотой ключик», во второй младшей группе Вязьма 2018 г.

Фотоотчет «Занимательные финансы»Фотоотчет «Занимательные финансы» В дошкольном возрасте немало важную роль играют занятия по финансовой культуре. Будущих налогоплательщик, вкладчиков и заемщиков. Учат различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Занимательные финансы» в подготовительной группе
Опубликовано: 17 мая 2022 в 18:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД