Получи документы

Программа логопедического кружка «Веселый язычок» для старшей и подготовительной группы

Татьяна Полякова
Программа логопедического кружка «Веселый язычок» для старшей и подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы

Программа кружка «Веселый язычок»

Пояснительная записка

На мой взгляд, самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. Очень важно помочь ребенку овладеть этим прекрасным даром.

Публикация «Программа логопедического кружка „Веселый язычок“ для старшей и подготовительной группы» размещена в разделах

К 5-6 годам ребенок должен овладеть всей системой родного языка: уметь полно и последовательно излагать свои мысли, легко строя сложные развернутые предложения, логически обосновывая свои высказывания, свободно пересказывать рассказы и сказки, описывать произошедшие события, правильно произносить все звуки и многосложные слова.

Правильная речь является один из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения.

Однако, анализ реальной ситуации, сложившейся в системе воспитания и обучения дошкольников показывает, что количество детей, имеющих

отклонение в речевом развитии, неуклонно растёт, а в условиях ДОУ невозможно оказать коррекционно-логопедическую помощь всем нуждающимся. Любая речевая патология, в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств, отрицательно влияет на психологическое развитие ребенка, отражается на его деятельности, поведении, умственном развитии, познавательной деятельности, формировании личности. А если вовремя устранить нарушения звукопроизношения и развить фонематические процессы, мы поможем ребёнку преодолеть трудности общения с окружающими, а в дальнейшем, хорошо учиться в школе и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

Проведя диагностическое обследование, я организовала логопедический кружок «Веселый язычок» для детей, которые не были зачислены на логопункт и которым не достаточно занятий, по причине сложного речевого дефекта.

Данная программа представляет собой коррекционно-развивающую работу, которая ориентирована исключительно на каждого ребёнка, так как позволяет составить индивидуальный путь коррекционной помощи с учётом его личностных особенностей, особенности речевого, общего развития и темпа продвижения в освоении звуков.

Цели:

- способствовать более прочному усвоению материала, изученного на логопедических занятиях;

- содействовать развитию речи детей, усвоению детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм;

- создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.

Задачи:

- закреплять (закрепление) правильное звукопроизношение;

- различать буквы, которыми обозначают звуки;

-составлять предложения, рассказы;

- образовывать родственные слова;

- правильно использовать в речи грамматические категории времени, рода, числа;

- развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух;

- развивать словесно-логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память;

- воспитывать чувство гордости за русский язык.

Дети: старшей и подготовительной группы.

Время проведения: вторник, четверг – с 15.30-16.30

При составлении программы я использовала литературу:

1. Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (4 до 7 лет). Издательство Санкт-Петербург. «Детство-Пресс» 2007 г.

2. Н. В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». Издательство Санкт-Петербург. «Детство-Пресс» 2001 г.

3. Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду». Издательство Москва. «Мозаика-Синтез» 2003 г.

4. В. В. Гербова «Учусь говорить». Москва. «Просвещение» 2003 г.

5. Н. В. Пятибратова «Логопедические занятия с элементами методики Монтессори». Москва. ООО «ТЦ Сфера» 2010 г.

6. Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников». Изд-во «Союз», 2004 г, изд-во «Феникс» 2004 г.

7. Т. И. Петрова, Е. С. Петрова «Игры и занятия по развитию речи дошкольников». Изд-во Москва «Школьная Пресса» 2004 г.

8. «Преодоление общего недоразвитие речи у дошкольников» под редакцией Т. В. Волосовец. Москва ТЦ «Сфера» 2007 г.

Месяц Темы занятий

Цели

Методические приемы

сентябрь

1. Детский сад -учить слушать рассказ воспитателя;

-подражать действиям взрослого;

-развивать зрительную и слуховую память, внимание, мимическую и артикуляционную моторику. Игра «Со мной играй, за мной повторяй. Подвижная игра «Сначала буду маленьким».

Считалка «Детский сад».

2. Осень

-систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы;

-расширить словарь по лексической теме;

-формировать умение употреблять единственное и множественное число;

-развивать слуховую память. Упражнения: «Осенью», «Ветер дует».

Пальчиковые игры «Скоро в школу». Викторина: «Ответь на вопросы», «Угадай слово».

Составление рассказа «Осень».

3. Грибы. Ягоды.

-расширить представление детей о многообразии растений осеннего леса;

- уточнить знания о грибах и лесных ягодах;

-учить образовывать существительные с помощью суффиксов;

-учить детей внимательно слушать, побуждать к участию в беседе. Упражнения: «Опята», «За грибами», «Грибы».

Лексико–грамматические игры «Четвертый лишний», «Что не так?».

Физкультминутка «Осень».

Составление рассказа – описания с элементами сравнения.

4. Деревья осенью -закрепить знание названий деревьев;

- дать знания о причинах опадания листьев;

- учить детей согласовывать существительное с прилагательным;

-развивать фонематический слух, общую и мелкую моторику. Упражнения «Чей листок», «Найди картинку».

Логоритмическое упражнение «Листья».

«Запомни и повтори».

Рассматривание иллюстрации «Лес».

октябрь 1. Огород. Овощи.

-закрепить представления об овощах;

-расширить представление о труде взрослых в огородах;

-формировать умение образовывать прилагательные от существительных и активно употреблять их в речи;

-учить детей четко проговаривать слова, регулировать темп речи и силу голоса. Упражнение «Овощи».

Лексико–грамматические игры «В земле или на земле?».

Физкультминутка

«Листочки».

Пальчиковая игра «У Лариски две редиски», «Хозяйка однажды с базара пришла».

2. Сад. Фрукты. -уточнить понятие «фрукты»;

-расширить представление о труде взрослых в саду;

-закрепить образование множественного числа имен существительных;

-формировать умение составлять короткий описательный рассказ. Игра «Что растет в саду», «Один - много», «Четвертый лишний», «Найди слово».

Физминутка «Мы делили апельсин».

3. Части тела

-закрепить названия частей тела, их функции;

-образовывать существительные с

уменьшительными суффиксами;

-учить употреблять притяжательные местоимения;

-развивать внимание, память. Упражнения «Один – много», «Ответь на вопросы», «Он и я»

Произнесение слоговых цепочек.

Упражнение «Кулак или ладошка».

4. Перелетные птицы

-закрепить и расширить знания детей о перелетных птицах;

-продолжить развивать диалогическую речь;

-учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок;

-упражнять детей в словообразовании, активизировать и обогащать словарный запас. Упражнения: «Птички», «Чьи следы?», «Угадай слово».

Штриховка справа – налево.

Пальчиковая гимнастика: «Птички».

Составление рассказа «Ласточка и ястреб».

ноябрь 1. Наш город

-расширить знания о городе;

-воспитывать чувство гордости за родной город;

-учить составлять небольшие рассказы по памяти;

-учить четко, произносить слова, говорить в умеренном темпе, выразительно. Упражнение «Какое слово короче?», «Что у нас, а что у вас?».

Физкультминутка «Мы по городу шагаем». Чистоговорки «Этажи», «Повтори слова тройками».

2. Моя семья

- систематизировать представления о семье, семейных и родственных отношениях;

- воспитывать добрые чувства и любовь к членам своей семьи, проявлять о них заботу;

-закреплять умения образовывать существительные множественного числа;

-автоматизация правильного произношения всех поставленных звуков в спонтанной речи. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

Мозаика, шнуровка.

Формирование навыка составления рассказа о своей семье.

Упражнение: «Проговаривание чистоговорок»

3. Домашние животные и птицы.

-систематизировать представления детей о домашних животных и птицах;

-расширить и углубить представления о подготовки их к зимовке;

-учить употреблять в речи существительные в родительном падеже. Викторина «Вопросы – ответы». Физкультминутка «Вверх рука и вниз рука».

Повторение слоговых цепочек.

Упражнение «Какой звук потерялся?»

4. Дикие животные, их детеныши.

-закрепить знания о диких животных, их детенышах;

-называть жилище диких животных;

-употреблять относительные прилагательные;

-составлять предложения с числительными и существительными, согласуя их в роде и числе. Упражнения «Один – много», «Что у кого?», «Угадай и повтори». Физминутка «Волк».

Формирование навыка составления короткого рассказа.

декабрь

1. Зимующие птицы.

-закрепить знания детей о зимующих птицах;

-расширить знания о поведении и повадках зимующих птиц;

-учить образовывать приставочные глаголы;

-составлять предложения с предлогами. Упражнение «Живой – неживой», «Каких птиц много на дереве?»

Психоречевая гимнастика «Спрячь слоги в ладошки».

Выучить загадки о птицах.

2. Одежда. Обувь.

-уточнить и расширить представления об одежде и обуви;

-углубить представления о материалах, из которых они сделаны;

-расширить словарный запас,

-развивать диалогическую речь, учить отвечать на вопросы. Упражнения «Помогаем маме», «Туфельки для Маши». Отгадывание загадок.

Упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Что с чем».

3. Посуда

-расширить представление о назначении посуды, о видах, материалах из которых сделана посуда;

- учить образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе. Упражнения «Что с чем?», «Из чего?», «Из чего сделан предмет?»

Произнесение слоговых цепочек.

Игра «Хлопни в ладоши»

Выучить загадки о посуде.

4. Новый год.

-закрепить представление детей о новогоднем празднике;

-дать представление о том, как встречают новый год в разных странах;

-развивать фонематический слух. Составление рассказа по предметным картинкам.

Упражнение «Исправь ошибку», «Какое слово короче?».

Произнесение слоговых цепочек.

январь

1. Рождество

-дать представление о празднике;

-развивать мелкую моторику, внимание, память;

-подбирать приставочные глаголы;

-совершенствовать навык ведения диалога. Упражнение «Снеговик», «Игра зимой».

Штриховка слева направо.

Пальчиковые игры «Пирог», «Наряжаем елку» .

Чтение отрывка сказки Гофмана «Щелкунчик».

2. Зима.

-закрепление представлений о зиме и ее приметах;

-уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Зима»;

- закреплять умения подбирать однородные определения, грамматически правильно строить предложения, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе. Упражнение «Снеговик», «Снегирь». Упражнение «Слово ты договори и все вместе повтори.

Выучить стихотворение «Мороз».

3. Дикие и домашние животные зимой

-обобщение и систематизация знаний о домашних и диких животных;

-их приспособленности к среде обитания, пользе для человека;

- развивать внимание, мышление и воображение, речевую активность;

- воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям. Упражнение «Накорми зверей», «Чьи детеныши?».

Отгадывание загадок по теме.

Упражнение: «Кто около» (усвоение категории родительного падежа).

4. Музыкаль-ные инструменты

-расширять словарь по теме «Музыкальные инструменты», закреплять названия музыкальных профессий.

- развивать мелкую моторику, дыхание и голос; развивать слуховое и зрительное внимание;

координировать речь с движением. Игра «Какой инструмент звучал?».

Игра «Найди и назови музыкальный инструмент».

Физминутка:«Ай ты, дудочка-дуда»

Игра «Назови в слове первый звук».

Игра «Исправь ошибку Незнайки».

февраль

1. Электроприборы

-закрепить названия электроприборов;

-расширять словарный запас по теме;

-продолжать обучать отвечать на вопросы предложениями, согласовывая части речи;

-учить составлять описательные

рассказы по предложенной схеме;

-воспитывать умение быть осторожными при обращении с электроприборами. Упражнение: «Четвертый лишний», «Скажи правильно», «Зачем?».

Отгадывание загадок по теме.

Упражнение: «Повтори чистоговорки».

2. Транспорт

-закрепить и обобщить знания о транспорте;

- уточнение и расширение словаря по теме «Транспорт»;

-развитие грамматического строя речи, развитие слухового восприятия;

- развитие графических умений и навыков. Упражнение «Скажи наоборот», «Скажи правильно». Отгадывание загадок по теме.

Упражнение «Повтори слова».

Считалка «Машина».

Штриховка сверху-вниз.

3. Защитники Отечества

-уточнение и закрепление знаний детей об армии, их представлений о родах войск, воспитание уважения к защитникам нашей Родины;

-развитие слоговой структуры слова;

-совершенствование связной речи;

-координация речи с движением, развитие общих речевых навыков;

-развитие внимания, памяти. Упражнение «Защитники», «Солдатик».

Упражнение «Скажи много».

Пальчиковая гимнастика «Танки», «Бойцы – молодцы».

Выучить стихотворение «Пограничник».

4. Продукты питания

-закрепить информацию о классификации продуктов питания;

-закреплять употребление в речи относительных и качественных прилагательных;

-развивать навык составления предложений из 4-5 слов;

-закреплять умение использования и употребления в речи близких по значению глаголов: жарить, варить, печь, кипятить;

-развивать мыслительные операций сравнения, анализа, синтеза;

-развивать сенсомоторные навыки. Упражнение «Закончи предложение» (стихотворение «Пирог»).

Отгадывание загадок по теме.

Составление рассказ «Гости» по опорным предметным картинкам.

март

1. Мамин праздник

-закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта;

-обогащать словарь прилагательными;

-упражнять в умении образовывать существительные с уменьшительно - ласкательными

суффиксами;

- развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление, диалогическую речь;

-воспитывать любовь и

уважение к маме, бабушке, сестре. Упражнения «Помощники», «Маму я свою люблю». Пальчиковая гимнастика «Мамин день».

Упражнение «Запомни и повтори», «Назови ласково».

Выучить стихотворение «Посидим в тишине» Е. Благинина.

Рассматривание иллюстраций.

Д. и. «Красивые слова о маме».

2. Профессии людей.

-закрепление у детей представлений о профессиях людей;

- обогащение лексики детей существительными и прилагательными;

- развитие связной речи – составление рассказа с использованием схемы;

-развитие мелкой моторики пальцев рук, фонематического слуха, мимики, фантазии;

-воспитание уважения к труду. Упражнение «Кто что делает?», «Исправь ошибку».

Слоговой анализ слов.

Упражнение «Повтори потешки».

3. Весна

-уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки весны;

-закрепить умение образовывать уменьшительно ласкательные существительные, существительные мн. ч. ; согласовывать числительные с существительными;

-учить составлять предложения, согласовывая части речи;

-развивать внимание, память, мышление;

-воспитывать любовь к природе, бережное отношение. Упражнение «Почему?», составление предложений с союзом потому что, «Чего не бывает?».

Составление рассказа о весне.

Психоречевая гимнастика «Прошагаем загадку».

4. Мой дом

-обогащение словаря по теме «мой дом»;

-уточнение и расширение представлений о назначении, материалах, из которых строят дома;

-совершенствование грамматического строя речи;

-развитие связной речи, внимания, мышления; умения сравнивать предметы, выделяя отличительные признаки.

Отгадывание загадок по теме.

Пальчиковые игры «Пальчики – строители».

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Игра с мячом «Назови родственные слова к слову ДОМ.

Дидактическая игра «Назови, какой дом». Физминутка:

«Тук-тук – молотком!

Строим, строим новый дом».

Чтение сказки «Три поросенка».

апрель

1. Комнатные растения

-уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения»;

-совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с числительными);

-совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинё нных предложений со словами: для того чтобы. Упражнение «Четвертый лишний», «Что неправильно?».

Отгадывание загадок по теме.

Психоречевая гимнастика «Протопай слоги».

Физминутка «Наши алые цветки».

Упражнение «Закончи предложение».

Упражнение «Божья коровка».

2. Космос

-закрепить понятия по лексической теме;

-развитие фонематического восприятия, отработка навыка подбора родственных слов,

упражнять в образовании новых слов;

-расширение тематического словаря: космос, космический, планета, астроном, созвездие, атмосфера, спутник, скафандр, космодром, планетный, планетарий, инопланетяне;

-воспитание чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру. Упражнение «Почему?», «Что лишнее?».

Мозаика.

Упражнение «Ракета» Упражнение «Повтори скороговорки».

Игра «Какое слово отличается от других?»

Игра «Найди две одинаковые ракеты».

3. Насекомые

-закреплять знания о насекомых;

-закреплять умение использовать в речи предлоги, согласовывать числительные с существительными, образовывать сложные слова;

-учить составлять описательные рассказы, используя модели;

-воспитывать любовь к живому. Упражнение «Куда спрятались насекомые?», «Назови ласково».

Шнуровка.

Составление рассказа по опорным предметным картинкам.

Психоречевая гимнастика: «Отхлопай слоги».

4. Рыбы

-систематизировать знания о рыбах;

-активизировать словарь детей по данной теме;

-закреплять умение отвечать на вопросы предложениями, согласовывая части речи;

-упражнять в умении составлять описательные рассказы, используя модели. Упражнение «Летучая рыба», «На дне». Пальчиковые игры «Акула»

Отгадывание загадок по теме.

Чтение стихотворения: «Аквариум» (Г. Абрамов).

Рассматривание иллюстраций.

май

1. Цветы

-систематизировать знания о цветах;

-закреплять умение использовать в речи предлоги, согласовывать

числительные с существительными,

образовывать сложные слова.

-обучать составлять описательные рассказы, используя картинно – графическую схему;

-развивать внимание, память, мышление, коммуникативные навыки, связную речь;

-воспитывать бережное отношение к природе. Игра “Кто внимательный”.

Физкультминутка “Жук”.

Игра «Положи и посчитай цветы»

Игр: «Соберём букеты»,

«Помогите пчеле»,

«Исправь ошибку».

Упражнение «Составь предложение».

2. Лето

-обобщить и систематизировать знания детей о времени года - лето, называть

характерные признаки;

-упражнять в подборе слов действий, признаков;

-развивать внимание, память, мышление, коммуникативные навыки, диалогическую речь. Упражнение: «Что с чем рядом?», «Составь предложение».

Речевая подвижная игра: «Цветики».

Упражнение: «Повтори пары слов».

3. Животные жарких стран.

-уточнить знания детей о животных жарких стран;

-учить детей отвечать на вопросы.

-развивать чувство координации движений и ориентации в пространстве;

-активизировать внимание, развивать артикуляционную и речевую моторику. Пальчиковая гимнастика:

«В жарких странах…»

Упражнение «У жирафов…».

Упражнение «Попугай зеленый Жак…»

Упражнение

«Лимпопо».

Дидактическая игра «Кто у кого?»

Загадки по теме.

4. Скоро в школу.

-расширить и обобщить представления детей о школе, учебе, школьных принадлежностях;

-закрепление полученных ранее знаний, умений и навыков.

Отгадывание загадок.

Игра «Собери портфель».

Игра «Разноцветный сундучок»

Подвижная игра «Самый ловкий».

Чтение и пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок»

Публикации по теме:

«Веселый английский». Программа раннего обучения дошкольников Программа «Веселый английский» Содержание: 1. Пояснительная записка: актуальность, проблема, цель, задачи, ожидаемые результаты. 2. Структура.

Игровая программа на свежем воздухе «Веселый ветер!»Игровая программа на свежем воздухе «Веселый ветер!» Лето - замечательное время для игр и забав на свежем воздухе. Дети с радостью выполняют знакомые движения и очень быстро осваивают предложенные.

Пособие для детей логопедической группы «Веселый язычок»Пособие для детей логопедической группы «Веселый язычок» Пособие «Веселый язычок». Первый вариант: Артикуляционная гимнастика. Цель: Выработка правильных движений артикуляционных органов, необходимых.

Программа кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы. Каждый ребенок хочет ощутить.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 2 Пояснительная записка: «Тактильные ощущения несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 1 Цель: Развитие у детей тактильного, зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики и речи. Задачи: Обучающие: 1. Формировать у детей.

Программа кружка оригами «Бумажные фантазии» для средней группы Дополнительная образовательная программа кружка оригами «Бумажные фантазии» Пояснительная записка Искусство оригами известно с давних.

Программа логопедического клуба для родителей подготовительной группы «Грамотейки» Актуальность Логоклуба для родителей «Грамотейки»Семья для ребенка – одновременно и среда обитания и воспитательная среда. Влияние семьи.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Автор публикации:
Программа логопедического кружка «Веселый язычок» для старшей и подготовительной группы
Опубликовано: 5 сентября 2021 в 17:30
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа логопедического кружка «Веселый язычок» для старшей и подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Полякова (УИ 427521) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД