Любовь Тимургалеева
Программа «Мир прекрасен, почувствуй этот мир!»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир прекрасен, почувствуй этот мир!»
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер.
Постановка проблемы
Большинство дошкольников, поступающих в приют, находились в длительном психологическом напряжении (будучи с рождения лишенные нормальной материнской любви и заботы, нервная система детей получила эмоциональную перегрузку, в результате чего многие из малышей находятся в состоянии стресса. И, как следствие, происходит отставание, замедление, а в некоторых случаях и грубое торможение всех сторон развития, что так ярко наблюдается у основной части поступающих в приют дошкольников.
Публикация «Программа „Мир прекрасен, почувствуй этот мир!“» размещена в разделах
Среди видов психологической депривации, с которой сталкивались наши малыши, необходимо выделить материнскую, эмоциональную, двигательную, сенсорную, что характеризуется специфическими проявлениями отклоняющегося состояния в развитии. "Люди, воспитанные без родительской любви, часто - искалеченные люди" - писал А. С. Макаренко.
Самым тяжелым и трудно компенсируемым следствием дефицита материнской теплоты, отсутствия эмоциональной связи, является отсутствие у ребенка базового доверия к миру, что, наряду с другими лишениями, имеет такие негативные проявления как снижение коммуникативно-познавательной активности, эмоционально-личностные нарушения, расстройства поведения (развивается страх, агрессивность, инфантилизм).
Эмоциональная неустойчивость, враждебность, тревожность и агрессия - это те факторы, не устранив которые вовремя, могут перерасти во вторичные личностные отклонения, обуславливающие в последствии негативный характер поведения и общения, деформации личностного роста детей в целом.
Особенно трудно поддаются коррекции малыши с двигательной депривацией и с "синдромом дефицита внимания", с гиперактивностью. Последствия этого заболевания сказываются чуть позже: после поступления такого ребенка в школу выясняется, что малыш и сам не может учиться, и другим мешает. Мировая статистика показывает, что среди малолетних правонарушителей огромное количество детей с "синдромом дефицита внимания" - гиперактивностью.
Наверстать упущенное, не дать ранним симптомам перерасти в необратимые последствия - вот наша задача. Для этого необходимы: усиление сенсорного и эмоционального развития ребенка, поступление для него разнообразной и стимулирующей информации из внешней среды, соответствующей его возрасту; положительная эмоциональная окрашенность, чувство радости и спокойного окружения; адекватное реагирование в общении со сверстниками и взрослыми; широкая общественная и предметная обстановка – все то, что необходимо ребенку для дальнейшей социализации и нормального развития.
В раннем детстве основные новообразования связаны с развитием основного типа деятельности: развитие восприятия, интеллекта, речи. И необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем дошкольном возрасте является огромное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработке разнообразной информации из внешнего мира происходит развитие органов чувств и соответствующих структур мозга. Закладываются такие важные качества, как моторная ловкость, сенсомоторная координация, чувство равновесия, соразмерность и целенаправленность движений. Это сводится не только к тренировке движений и развитию моторики, но и охватывает характер взаимодействия маленького ребенка с миром, предметным и социальным, а также со становлением чувства «Я». От овладения своим телом, произвольного управления им, от адекватной тактильной чувствительности зависит и формирование произвольности поведения, внимания, зрительно – пространственная ориентация.
Научить улыбаться, научить дарить улыбку миру, прочувствовать, как прекрасен этот мир и познать его таким - это не только состояние физического равновесия, но и психического, без которого невозможно нормальное и полноценное развитие малыша. Этому и посвящена программа проекта, разработанная специалистами приюта. Проектом предусматривается цикл мероприятий с детьми дошкольного возраста, который предполагает ежедневные занятия, расчитанные на определенные дни недели учебного года.
Для полного развития детей необходимо оборудование по сенсорному воспитанию: подвесные модули с разными звуковыми эффектами, пузырьковая колона с волшебными переливающимися нитями, пособия для развития мелкой моторики рук, увлажнитель воздуха, кварц, компьютерное оборудование.
Авторы проекта выражают надежду, что средства гранта очень помогут в решении этой очень важной проблемы.
Проект «Мир прекрасен, почувствуй этот мир!» ведется параллельно с основной, традиционной программой для дошкольного обучения. Досуговый характер занятий с обязательным включением элементов игры строится на принципе добровольности и положительного эмоционального настроя, что и обеспечит его эффективность в отведенные сроки.
Цели и задачи
Цель:
Создание единого реабилитационно-образовательного пространства на полисенсорной основе для осуществления качественного развития и воспитания дошкольников, стимуляция их к активному познанию и получению максимально позитивной информации из окружающего мира.
Задачи проекта:
• Нейтрализация агрессивных и деструктивных форм поведения через положительный эмоциональный настрой и разнообразие сенсорных ощущений.
• Развитие и совершенствование всех видов восприятия, органов чувств, обогащение их опыта на полисенсорной основе.
• Повышение эмоциональной адекватности и доверие к окружающему миру дошкольника.
• Привитие умения дошкольника воспринимать жизненное пространство в целом, во всем его многообразии.
Рабочий план реализации проекта, состоит из 4 блоков:
1 блок. «Радуга чувств» (сенсорное развитие).
Задача: Активизация всех видов восприятия для создания целостной картины действительности. (занятия проводятся по понедельникам)
№ Наименование мероприятий
1 «Я познаю себя».
2 «А что у меня внутри?»
3 «Восприятие мира».
4 «Мир похож на цветной луг». Занятия по ИЗО
5 «Разное и одинаковое».
6 «Левое и правое». Занятия по ориентировке в пространстве.
7 «Тик-так тикают часы».
8 «Разные разности».
9 «Разноцветные фантазии».
10 «Раз ступенька, два ступенька».
11 «Составь картинку».
12 «Угадай по описанию».
13 «Интерактивная выставка».
14 «До-ми-солька». Занятия по музыкальному развитию.
15 «Веселая капель».
16 «Волшебные платочки».
17 «Мир звуков природы».
18 «Путешествие по экологической тропе».
19 «Цветочный аромат». Знакомство с запахами.
20 «Из чего же, из чего же, из чего же?».
21 «Мир искусственных вещей».
22 «Ниточка-иголочка». Работа с ножницами, наборы тканей.
23 «Бумажное чудо». Игры с бумагой.
24 «Эй, вода-водичка». Игры с водой.
2 блок. Раздел «Школа 10 гномов» (пальчиковая терапия, развитие мелкой моторики рук).
Задача: повысить функциональную деятельность коры головного мозга, активизировать деятельность ведущих внутренних органов, стимулировать развитие речи, развивать память, внимание, мышление, подготовить руки к письму. Совершенствование моторики. (Занятия проводятся по вторникам)
№ Наименование мероприятий
1 «Знакомство с пальчиками». .
2 «Зайчики и лягушки».
3 «Строим дом».
4 «Волшебники».
5 «Мячики».
6 «На лугу».
7 «В лесу».
8 «Котята».
9 «Путешествие».
10 «Моряки».
11 «Дикие звери».
12 «Помощники».
13 «Котята и щенята». .
14 «В саду».
15 «Веселые пальцы».
16 «Волшебники».
17 «У бабы Фроси».
18 «Расскажи стихотворение».
19 «Я леплю из глины и пластилина».
20 «Узелок завяжется, узелок развяжется».
21 «Дом, который построили мы».
22 «Чудесный мешочек».
23 «Бусы для мамы».
24 «Живые буквы».
3 блок. Раздел «Цветик - семицветик» (психокоррекция и психогимнастика).
Задача: Диагностика, коррекция и развитие эмоционального состояния детей, коррекция неадекватного эмоционального и поведенческого реагирования – дезадапционных проявлений, которые фрустрируют ведущие потребности и препятствуют нормальному онтогенезу личности ребенка. Приобретение навыков бесконфликтного общения. (Занятия проводятся по средам).
№ Наименование мероприятий
1 «Я другой».
2 «Гуси - лебеди». Сказкотерапия. (Диагностика эмоциональной сферы,
3 «Встреча с другом». Этюд.
4 «Арт - студия».
5 «Бип». Игра.
6 «Зеркало». .
7 «Наоборот».
8 «Чунга - чанга».
9 «Два друга».
10 «Хоровод».
11 «Очень худой щенок».
12 «Три характера».
13 «Мир эмоций».
14 «Умеем ли мы общаться?»
15 «Что такое хорошо и что такое плохо?».
16 «Узнай по голосу».
17 «Несуществующее животное».
18 «Поделись улыбкою своей».
19 «Кладовая радости».
20 «Вежливые слова».
21 «Петух-будильник».
22 «Веселые козлята».
23 «Дворец короля Пипина».
24 «Небывальщина».
4 блок. «Как стать неболейкой?» (оздоровительный, спортивный блок)
Задача: Воспитание с детства ответственного отношения к своему здоровью, знание об особенностях функционирования организма человека. Выработка надежности психомоторных ощущений под влиянием монотонных, предельных и соревновательных нагрузок. (Занятия проводятся по четвергам).
№ Наименование мероприятий
1 «Вот Я какой».
а Я-человек Я и природа.
б Что такое здоровье? Что поможет быть здоровым?
в Зачем нужны врачи?
2 «Наши органы дыхания».
а Зачем мы дышим?
б Что еще умеет нос? Для чего мы дышим?
3 «Наши органы слуха».
а Слышит кошка, слышит человек? Чтобы уши слышали? Нам нужны уши?
4 «Хорошее зрение». (Роль зрения в жизни человека).
а Роль зрения в жизни человека
б Про очки. Безопасность глаз
5 «Зачем человеку рот?»
а Зачем человеку язык? Как сохранить зубы?
6 «Правила на всю жизнь».
а Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. В здоровом теле – здоровый дух
7 «Ветер, ветерок, ветрище».
8 «Умный молоток». Работа с «волшебными нитями».
9 «Наездники». Работа с пузырьковыми колоннами.
10 «Светлячки». Работа с «волшебными нитями».
11 «Аквапарк». Работа с пузырьковыми колоннами
12 «Мельница снов». Работа с принадлежностями для рисования.
13 «Полет на Луну». Работа с разноцветными шарами.
14 «Зеркало». Работа с принадлежностями для рисования.
Ожидаемые результаты
• Эмоциональное реагирование посредством целенаправленной подачи сенсорного восприятия по каналам зрительного, слухового, вестибулярного и осязательного анализаторов.
• Создание условий для получения детьми дошкольного возраста, необходимой информации из разных источников для дальнейшего процесса социализации.
• Формирование инициативности в общении и в предметной деятельности, построение контактов со сверстниками.
• Смягчение и коррекция недостатков в личностном развитии дошкольников.
• Овладение детьми дошкольного возраста нормативными категориями, эталонами их проявления как началу становления эмоциональной культуры личности ребенка и становления социально значимых форм эмоционального реагирования.
• Снятие психологического напряжения.
• Обогащение и активизация словаря эмоциональной лексики.