МААМ-картинки

Программа «Моя малая Родина»

Наталия Медведенко
Программа «Моя малая Родина»

Программа «Моя малая Родина»

Пояснительная записка

Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

Ребёнок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю».

Актуальность

Публикация «Программа „Моя малая Родина“» размещена в разделах

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, селом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родное село… Надо показать ребенку, что оно славно своей историей, традициями, достопримечательностями, лучшими людьми. В программе отведено место региональному компоненту, предназначение которого - защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей села.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среды как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента, усвоение которого позволяет выпускникам детского сада адаптироваться к условиям жизни, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в рациональном использовании природных богатств.

Содержание регионального компонента программы призвано способствовать формированию у дошкольников нравственно - патриотических ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Любой край, село неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, села, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Через региональный компонент педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.

Для реализации регионального компонента особенно привлекательна тема патриотизма. Такая тема требует длительной, кропотливой предварительной работы: беседы, экскурсии, посещение музея, выставок, творческие встречи с известными людьми родного села.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения всегда волновали выдающихся педагогов: В. Г. Белинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё Отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения таких авторов как М. Д. Маханёва, Г. А. Ковалева, Н. В. Алёшина, М. Ю. Новицкая.

Воспитывая у детей любовь к родному селу, необходимо подвести их к пониманию, что их село - это частица Родины. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.

Цель программы :

Формирование у детей дошкольного возраста патриотических чувств к своему селу, к природе на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи программы :

1. Формировать у дошкольников нравственные качества личности через ознакомление с родным селом.

2. Воспитывать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям.

Сроки реализации программы :

Программа определяет основные направления нравственно - патриотического воспитания дошкольников на 2013-2015 годы.

Реализация программы осуществляется в три этапа:

• 2013 – 2014 учебный год - реализация мер по выполнению задач программы;

• 2014 - 2015 учебный год - обобщение результатов реализации программы.

Основой для разработки программы по региональному компоненту стали:

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, М. : Мозаика – Синтез, 2010г. ;

2. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России»;

3. Н. В. Алёшина. Методическое пособие «Патриотическое воспитание дошкольников»

Основные направления работы

Моя семья:

- моя семья, какой я её вижу?

- Как я интересуюсь жизнью своих родственников?

- Знаю ли я своих родственников?

- Рассматривание фотографий – внешнее сходство и различия между братьями и сёстрами;

- Профессия моих родителей;

- Выходной день в нашей семье;

Моё село.

- название отдельных улиц – отражение истории села;

- исторические памятники;

- национальности, населяющие село;

- рассматривание разных по назначению зданий;

- места отдыха, экология села;

- виды транспорта в селе;

Люблю тебя, мой край родной:

- историческое прошлое и настоящее ставропольского края;

- географическое расположение, его природные ресурсы;

- климатические условия, определяющие экономическое развитие края.

- Города края (Ставрополь, КМВ, их достопримечательности.

- Происхождение казаков. История, быт, культура казачества.

Ожидаемый результат:

В процессе реализации программы по нравственно -патриотическому воспитанию у дошкольников к моменту выпуска из ДОО будут сформированы следующие качества личности:

• Чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

• духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

• способность к саморазвитию.

У детей будут присутствовать знания об истории возникновения села, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края. Возникнет стойкий интерес к прошлому, настоящему и будущему родного села, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Дети должны знать:

5–6 лет.

• Знать свой домашний адрес, название села.

• Иметь представление о символике села.

• Знать название близлежащих улиц.

• Иметь представление о жизни и быте народа населивших село.

• Узнавать на фотографиях достопримечательности села, уметь рассказывать о них.

• Знать профессии своих родителей.

• Знать правила поведения в природе.

• Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

• Различать некоторые рода войск.

6–7 лет.

• Краткие сведения об истории села.

• Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

• Знать герб, флаг своего села.

• Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.

• Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

• Правила безопасности поведения в природе и на улице села.

Результативность работы по нравствено-патриотическому воспитанию определяется по следующим критериям:

1. Определение характера отношения дошкольников к малой Родине.

2. Сформированность патриотического сознания личности.

Этапы внедрения программы

• Сбор информации.

• Разработка и внедрение программы.

• Реализация плана выполнения программного материала.

• Текущий мониторинг выполнения программы.

• Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.

Педагогические принципы программы :

1. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

2. Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

3. Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

4. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

5. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе, в школе реализуется программа «Воспитание и развитие школьников через музейную деятельность»

6. Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.

Законодательно-нормативное обеспечение программы

• Закон РФ «Об образовании».

• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

• Устав МДОБУ «Детский сад № 3 с. Екатеринославка «Дюймовочка»

• Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.)

• Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает два возрастных периода развития детей: старший возраст (5-6 лет, старшая группа, (6 -7 лет, подготовительная к школе группа).

Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

1 раздел «Семья, детский сад».

2 раздел «Моя малая Родина».

3 раздел «Любимое село».

1 раздел «Семья, детский сад».

Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.

2. Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.

3. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.

2 раздел «Моя малая Родина».

Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

Задачи:

• Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.

• Расширять представления о природных богатствах амурской земли, особенностях села: растительном и животном мире; полезных ископаемых.

3 раздел «Любимое село».

Цель: Дать элементарные представления об истории и достопримечательностях родного села, о защитниках Отечества,, социально-экономической значимости села.

Задачи:

• Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости села.

• Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.

Комплексно - тематическое планирование

Старшая группа (5–6 лет)

Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя

Сентябрь Рассказ воспитателя «О тружениках села» Беседа с детьми о летнем отдыхе – страна большая, наш край, город ее часть. «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности). Экскурсия к памятнику героям ВОВ

Октябрь Мир природы «Хвойные и лиственные деревья». Сюжетно-ролевая игра «МЧС». Рассказ воспитателя «О символике родного края». Рассматривание карты России, карты Амурской области

Ноябрь Беседа «Чем славится Октябрьский район»

Экскурсия к строительству нового дома. «Поиграем в экономику» (что из чего сделано) Выставка рисунков «Мама лучшая на свете» посвященная Дню матери.

Декабрь «Панорама добрых дел». Экскурсия в краеведческий музей. Природоохраняемая акция «Не рубите елочку». Создание группового альбома «Все профессии важны, все профессии нужны» (профессии округа).

Январь Чтение рассказа «Кто хозяин?» (В. Осеева) Изготовление с детьми и родителями герба с. Екатеринославка История возникновения

Екатеринославки Проект (д/и) «Вкусная и полезная пища».

Февраль Защитники земли Русской (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович). Природный мир «Природа и человек». Акция «Подарки для Защитников Отечества». Праздник День Защитника Отечества.

Март Праздник, посвященный международному женскому дню 8 Марта Целевая прогулка по близлежащим улицам г. Макарова. Природоохраняемая акция «Берегите птиц». Изготовление альбома фотографий «Достопримечательности

села». Экскурсия в Центральную районную библиотеку «Встреча с знаменитыми людьми

Апрель Беседа с детьми «Люди каких национальностей населяют наш город». Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по Екатеринославке». «Кем работают наши родители». Экскурсия к памятнику погибшим от пожара корейских школьников

Май Тематический праздник «День Победы». Встреча с героями ВОВ «Вкусная и полезная пища». Беседа «Национальная одежда коренных народов». Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

Июнь «Украсим детский сад» (озеленение территории детского сада). «Дом, в котором я живу» выставка рисунков. Досуг «Зарница». «Лесные приключения» путешествие по экологической тропе.

Июль Беседа «Рыбы наших водоемов». Сбор гербария. Экскурсия в краеведческий музей. Развлечение «Приключения капельки». Познакомить с с животными, занесенными в Красную книгу.

Август Игровая обучающая ситуация «школа для игрушечных зайчиков». Составление с детьми Красной книги. «Символика города». «Наша дружная семья» – о коренных народах населяющих город.

Взаимодействие с родителями по патриотическому воспитанию детей

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьями воспитанников.

Публикации по теме:

Консультация «Моя малая Родина» Моя малая Родина? У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет.

Беседа «Моя малая Родина» Цель: обобщить и закрепить знания детей о своей малой родине, о своем городе, его достопримечательностях, познакомить со знаменитыми людьми.

Фотоотчет «Моя малая Родина»Фотоотчет «Моя малая Родина» Родина, Отечество. …В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Понятие «Родина».

Конспект НОД «Моя малая Родина» Цель: Расширить и углубить знания детей о родном городе Балаково. Задачи:• Уточнить и закрепить знания детей о своей малой Родине, город.

Стихотворение «Моя малая Родина» Мы счастливы. что родились в нашем небольшом поселке. С раннего детства нас окружает красивая природа, уютные уголки наших улиц. История.

Проект «Моя малая Родина» ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ «САРАНСК – НАШ ГОРОД».Участники.

Проект «Моя малая Родина» На протяжении многих лет одним из приоритетных направлений в работе МДОУ общеразвивающего вида№8 "Золотая рыбка" является формирование экологического.

Проект «Моя малая Родина» Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность.

Тема: Моя малая Родина «Моя малая Родина». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Цель: расширить знания детей о родном городе,.

Викторина «Моя малая Родина»Викторина «Моя малая Родина» Воспитатель подготовительной группы № 4 Бородинова Зинаида Григорьевна Цель занятия: закрепление знаний детей подготовительной к школе группы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Моя малая Родина»
Опубликовано: 22 марта 2016 в 09:01
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД