Наталья Маслова
Программа ознакомления дошкольников с малой Родиной
▼ Скачать + Заказать документы
Л. Г. Масич
Н. В. Макарычева
Н. А. Маслова
ПРОГРАММА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С МАЛОЙ РОДИНОЙ
«Я И МОЯ СТАНИЦА СУЗДАЛЬСКАЯ»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1: История и традиции моего народа. Истрия возникновения станицы Апчаской (ныне Суздальской). Быт и традиции казаков. Истрия защиты малой Родины.
Раздел 2: Моя станица Суздальская. Представления детей о малой Родине. Достопримечательности станицы. Именитые люди, прославившие станицу. Наш детский сад.
Публикация «Программа ознакомления дошкольников с малой Родиной» размещена в разделах
Раздел 3: Я и моя семья. Дом, в котором я живу. Понятие «я» и моя семья. Осознание своей принадлежности к семье: родственные отношения, общая фамилия, одно место жительства. Совместный отдых и труд. Историяи традиции семьи. Семейные реликвии.
Раздел 4: Природа родного края. Климатические особенности родного края. Растительный и животный мир, водное пространство. Отношение жителей станицы к природе.
Раздел 5: Трудовая деятельность Суздальцев. Социально-экономические особенности малой Родины. Знакомство с трудовыми объектами станицы. Трудовая деятельность жителей. Кубань- житница России. Труд растениеводов и животноводов. Знакомство с трудовой деятельностью родителей.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРДЕЛЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Раздел 1: История традиции моего народа
Тема 1.1. История возникновения станицы Апчаской (ныне Суздальской).
Станица Суздальская образована 17 апреля 1864 года на левой стороне реки Пчас, (ныне Апчас) в 3-х верстах ниже впадения в р. Шкелюк. и была включена в состав 27-полка. Её основателями стали 75 семей из первой и четвертой бригад Кубанского казачьего войска. А также 25 семей из числа Черноморских казаков и государственных крестьян.
К концу августа, до наступления осенних дождей, станичники возвели более 50 рубленных домов и 12 турлучных. Уже 1 января 1865 года в станице проживало 736 жителей, в 100 дворах было 95 лошадей, 156 волов, 360 коров, 990 овец, 142 свиньи. В этом же году на казачьем круге избрали атаманом старейшего урядника Скляра.
29 сентября 1867 года переименована в станицу Суздальскую. С 1871 по 1890 годы числилась поселком Суздальским. Переименована Императором Александром II по ходатайству командующего Кавказской армией Великого князя Михаила Николаевича.
Тема1.2. Быт и традиции казаков.
Казачий курень: печь, шкаф для посуды, комод для белья, кованые и деревянные сундуки, железная кровать, круглый стол, деревянная лавка. Домашняя утварь: макитры, миски, кувшины, горшки, ухват, кочерга, рубель, котелки, самовар и т. д. На стенах – семейные фотографии, вышитые рушники.
Основное занятие казаков – сельское хозяйство (выращивание пшеницы, ржи, овса, проса, гречихи). Использование в ходе сельскохозяйственных работ борон, плугов, катков, ручных веялок, серпов, кос, конных грабель. Занятие казачек: ткачество, прядение.
Культура кубанского народа. Костюм черноморского казака: черкеска, шаровары, бешмет, башлык, бурки, папаха, сапоги, шашка. Особенности женского костюма: юбка, кофточка (с вышивкой, кружевами, оборками, шелковый платок, украшения, полусапожки.
Особенности местного говора. Праздники казаков: фольклор, обряды, народные игры.
Тема 1.3. Защитники малой Родины.
В борьбе с немецко-фашистскими захватчиками жители станицы, как и весь советский народ, приняли активное участие. В ряды Красной Армии было призвано 650 человек рядового, сержантского и офицерского состава. До самой оккупации родной станицы её жители, не покладая рук. Трудились, чтобы обеспечить фронт всем необходимым. В августе 1942 года станица была занята фашистами. Станицу освобождали части 30-ой Иркутской дивизии. За мужество и героизм, проявленные в боях с врагом, более 500 жителей Суздальской были награждены орденами и медалями. Прославил свою малую Родину и Герой Советского Союза Михаил Михайлович Корницкий, который стал им уже посмертно. О событиях тех лет на въезде в Суздальскую напоминает стела с именами погибших, установленная в 1947 году. А в самом центре станицы находится братская могила, где по словам старожилов, во время войны находился госпиталь и где захоронены умершие от ран бойцы.
Празднование знаменательных дат. Почтение памяти погибших героев. Другие подвиги земляков (война в Афганистане, Чечне). Представления об общих защитниках. Которые были и есть сегодня: военные, милиция, спасатели, скорая помощь и т. д.
Раздел 2: Моя станица Суздальская
Тема 2.1. Суздальский сельский округ.
Суздальский сельский округ – юго-восточная зона Краснодарского края, граничит с Бакинской, Первомайской, Черноморской, Имеретинской станицами и Адыгейской республикой.
В Суздальский сельский округ входят такие населенные пункты, как станица Суздальская, станица Мартанская и хутор Красный Восток.
На территории Суздальского сельского округа находятся две школы (№9 и №12, детский сад №15, два дома культуры, аптека и аптечный пункт, хлебопекарня, агрофирма «Рубин», кондитерский цех, ФАП и амбулатория, крестьянско-фермерские хозяйства, магазины.
Тема 2.2. Моя станица.
Станица Суздальская – станица Горячеключевского района, Краснодарского края. Как выглядит моя станица: станичные улицы, дома, природа, река. Чем она отличается от города?
Место отдыха станичников: парк и дом культуры, водоемы. Достопримечательности станицы: памятники погибшим солдатам (стела с именами погибших, установленная в 1947 году и братская могила, где по словам старожилов, во время войны находился госпиталь и где захоронены умершие от ран бойцы).
Как Cуздальцы заботятся о своей станице? Что должен делать каждый, чтобы станица наша всегда бала красивой?
Празднование Дня рождения станицы Суздальской.
Тема 2.3. Именитые люди, прославившие станицу.
Именитые люди, прославившие станицу - свою малую Родину : Герой Советского Союза Михаил Михайлович Корницкий, который стал им уже посмертно и пять ветеранов Великой Отечественной войны, дожившие до наших дней: Кобахидзе Валентина Лазаревна, Кузнецов Геннадий Борисович, Семёнова Александра Ивановна, Карпенко Ольга Романовна, Пермякова Зинаида Ивановна.
Тема 2.4. Наш детский сад.
Наш детский сад, название детского сада. Почему он так называется? Знакомство с территорией, помещениям и сотрудниками детского сада.
Чем занимаются дети в детском саду? Права и обязанности детей.
Наша группа, название группы, правила общения детьми. Мои друзья. Играем вместе. Мои любимые игры.
Раздел 3: Я и моя семья
Тема 3.1. Дом, в котором я живу.
Название улицы, на которой расположен мой дом. Почему она так называется. Сколько домов на улице? Кто живёт рядом со мной. Мои соседи (слева, справа, напротив). Есть ли рядом магазины или другие учреждения, где работают люди.
Как выглядит дом, в котором живет моя семья. Сколько в нем этажей. Из чего построен дом. Какие деревья, кустарники, цветы растут возле дома. Кто заботится о чистоте в доме и вокруг него? Почему это нужно делать?
Почему каждому человеку дорог его отчий дом?
Тема 3.2. Я и моя семья.
Семья как родное и близкое окружение ребенка. Понятие «родня». Мои родители и другие члены семьи. Как их зовут, какая у них фамилия?
Дружеские, доверительные отношения в семье. Как я отношусь к своим родным?
Как они относятся ко мне? Заботливое отношение к членам семьи: изготовление подарков, поздравление с днем рождения и прочее.
Мои права и обязанности в семье. Осознание своей принадлежности к семье: родственные отношения, общая фамилия, одно место жительства, совместный отдых и труд.
Как можно отдыхать? Друзья нашей семьи.
Тема 3.3. История и традиции моей семьи.
История моей семьи. Гениологическое древо семьи. Мои прадедушки и прабабушки.
Семейные традиции и праздники. Семейные реликвии. Почему каждый человек старается соблюдать и уважать традиции семьи?
Ситуации из жизни семьи.
Раздел 4: Природа родного края
Тема 4.1. Особенности природы родного края.
Климатические особенности Краснодарского края. Времена года на Кубани. Природное окружение, фенологические особенности местной природы.
Полезные ископаемые: нефть. Минеральные воды.
Тема 4.2. Растительный мир Горячеключевского района.
Многообразие и специфика растительного мира: деревья, кустарники, травянистые растения. Дикорастущие и культурные растения, их место обитания (луг, поле, сад, огород).
Дубовая роща (дуб и другие породы деревьев).
Почему нужно бережно относиться к растениям?
Забота Суздальцев о растительном мире.
Тема 4.3. Растительный мир детского сада.
Знакомство с растениями, которые растут рядом с детьми (в групповой комнате, в помещении детского сада, на участке, вокруг него).
Разнообразие деревьев (тополь, берёза, ель, ясень, липа, клен и другие, кустарников (калина, жасмин, сирень, и др.). Деревья плодовые и декоративные, лиственные и хвойные, высокие и низкие, молодые и старые.
Цветочно-декоративные растения детского сада: астра. Календула. Бархатцы, тюльпаны, нарциссы и другие. Разообразие травянистых растений с соцветиями разного цвета: мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, ромашка и др.
Забота сотрудников и детей о растениях.
Тема 4.4. Животный мир Горячеключевского района.
Многообразие и специфика животного мира: звери (зайцы, лисы, енотовидная собака, волки, косули, дикие кабаны, еноты, ежи, птицы (воробьи, вороны, грачи, сороки, фазаны, лебеди, ласточки, насекомые (муравьи, стрекозы, пчелы, бабочки, шмели, кузнечики, богомолы, пауки, земноводные (лягушки, ящерицы, змеи, ужи).
Дикие, домашние животные, их место обитания: поле, луг, водоем, ферма.
Почему нужно заботится о животных? Забота станичников о животном мире.
Тема 4.4. Водное пространство Суздальского округа.
Реки (Апчас, Марта, ряд балок и притоков, пруды (по производству рыбы) – водное пространство Суздальского округа. Основные обитатели рек – это два десятка видов рыб. Наиболее распространены : окунь, карась, красноперка, лещ.
Отдых людей у водоемов. Ловля рыбы.
Отношение жителей станицы к природе. Необходимость ухода за рекой.
Раздел 5: Трудовая деятельность Суздальцев.
Тема 5.1. Трудовая деятельность жителей станицы.
Социально-экономические особенности малой Родины. Знакомство с трудовыми особенностями станицы: пекарня, кондитерский цех, ферма, машино-тракторная мастерская, ток.
Общее представление об основных профессиях жителей станицы: труд хлеборобов, механизаторов, животноводов, полеводов.
Разнообразие профессиональной деятельности Суздальцев. Сфера обслуживания (учитель, воспитатель, библиотекарь, продавец, сфера здравоохранения (амбулатория, аптека, ФАП). Труд транспортных профессий, труд строителей.
Знакомство детей с трудовой деятельностью родителей.
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПОРОГОВЫХ ЗНАНИЙ ДЕТЕЙ
О МАЛОЙ РОДИНЕ
Раздел 1: История и традиции моего народа
Знает, когда и кем была основана станица. Имеет представление о быте, культуре, искусстве, традициях казаков, их праздниках, обрядах. Знаком с основными предметами народного быта, особенностями казачьего костюма, местного говора.
Знает, почему переименовали станицу Апчаскую в станицу Суздальскую.
Имеет представление о защитниках малой Родины, о памятниках, воздвигнутых в честь воинов.
Раздел 2: Моя станица Суздальская
Может назвать основные достопримечательности станицы. Знает отдельные имена Героев Социалистического труда. Знает отдельных имена умельцев, художников, музыкантов. Частично знаком с их творчеством.
Знает, как называется детский сад, который посещает. Знаком с территорией, помещениями и сотрудниками детского сада. Осознает значение труда взрослых людей в организации жизни детей в ДОУ.
Раздел 3: Я и моя семья
Знает дом, улицу, где живет; фамилию, имена и отчества взрослых членов семьи. Имеет представление о тех, кто живет рядом (соседях).
Устанавливает общее между родителями и собой (дом, занятия, увлечения, семейные дела, забота друг о друге). Имеет представление о родственных связях между членами семьи; роде их зантий. Интересах; об истории и семейных традициях.
Раздел 4: Природа родного края
Имеет представление о климатических особенностях Краснодарского края.
Знает и называет наиболее распространенные в нашем районе виды растений и животных. Знаком с растительным миром, растениями, которые растут рядом (в групповой комнате, в помещении детского сада, на участке, вокруг него).
Имеет представление о реках Апчас и Марта, о станичных прудах. Осознает необходимость заботы Суздальцев и Мартанцев о природе.
Раздел 5: Трудовая деятельность Суздальцев
Имеет общее представление о том, чем занимаются жители станицы (объекты труда, профессии, виды трудовой деятельности). Знает, в чем специфика труда растениеводов (полеводов, садоводов, овощеводов) и животноводов; может пояснить, чем они занимаются, какова специфика трудовых действий.
Осознает значение труда людей разных профессий, уважительно относится к результатам трудовой деятельности.
ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
В младшем дошкольном возрасте освоение содержания программы осуществляется на конкретном образном уровне. У детей 3-4 лет создается общее представление о малой Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением: дом, двор, улица (маршрут в детский сад, детский сад, его территория; с явлениями природы, социального мира, с которыми они сталкиваются в жизни. Дети учатся устанавливать простые связи, которые приобретают в процессе конкретных действий на занятиях, в играх и других видах деятельности. Педагоги воспитывают добрые чувства, интерес к месту, где живет ребенок; подчеркивают значение окружающих предметов быта; обращают внимание на природное окружение. Через сказки, потешки и иллюстрации к ним, детей знакомят с народным фольклором.
К концу года дети 3-4 лет должны:
• Иметь представление о том, что каждому человеку нужен дом, где он живет со своей семьей. В доме есть всё, что необходимо человеку.
• Знать, что он является жителем станицы Суздальской (Мартанской).
• Узнавать на фотографиях себя, членов своей семьи, достопримечательные места дошкольного учреждения.
• Иметь представление о важности труда всех людей, работающих в детском саду.
• Узнать на фотографиях.
ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
В среднем дошкольном возрасте за счет повышения продуктивности чувственной ступени познания, процессов узнавания, запоминания, умения устанавливать некоторые причинно-следственные связи увеличивается информационное содержание предлагаемого материала. У детей 4-5 лет формируется представление о станице, где они живут, развивается чувство национального самосознания своей этнической принадлежности. Освоение целевой программы осуществляется посредством знакомства детей с социальной сферой, природным особенностям малой Родины.
К концу года дети 4-5 лет должны знать:
• Членов семьи и ближайших родственников.
• Узнавать на фотографиях основные достопримечательности станицы.
• Иметь представление о маршруте в детский сад и обратно домой.
• Иметь представление о казачьем подворье, хате казака, кубанском фольклоре, одежде казаков.
• Иметь представление об основных профессиях жителей станицы.
• Иметь представление о растительном и животном мире края. Проявлять заботливое отношение к окружающей природе.
ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
В старшем дошкольном возрасте происходят существенные качественные изменения во всех психических процессах, которые связаны с переходом к произвольным действиям. Активно развиваются мыслительные процессы: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. Значительное место начинают занимать словесные методы обучения. Дети старшей группы способны в доступной форме получать представления о географическом и климатическом расположении станицы; знакомится с традициями, историческим прошлым казачества и настоящим малой Родины. Они начинают сопоставлять свой личный опыт с увиденным, услышанным и на этой основе делать самостоятельные выводы.
К концу года дети 5-6 лет должны:
• Знать свой домашний адрес. Осознавать свою принадлежность к жителям станицы Суздальской, города Горячий Ключ, Краснодарского края.
• Знать и узнавать флаг, герб, гимн Горячего Ключа.
• Иметь представление о прошлом и настоящем малой Родины, об именитых людях, прославивших станицу.
• Называть и узнавать (по иллюстрации, фотографии) достопримечательности, социально-значимые объекты, зеленые зоны станицы; 4-5 улиц. Уметь рассказать о достопримечательностях станицы.
• Проявлять устойчивый интерес к своей родословной.
• Иметь представление о жизни и быте казаков. Различать костюмы казаков.
• Знать основные профессии жителей станицы.
• Иметь представление о природе родного края.
ОСВОЕНИЕ ПРОГРАММЫ ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Дошкольники 6-7 лет познают культурное наследие малой Родины (через произведения поэтов, художников, музыкантов) способны получать информацию опосредованно (через былины, сказки, рассказы, наглядно демонстрационный материал); у них формируется познавательное отношение к национальной символике Родины. Дошкольники знакомятся с подвигами земляков в мирное время и в период военных действий.
Психологи утверждают, что в старшем дошкольном возрасте «ребенок направлен не только на предметно-операционную среду, но и на сферу отношений с другими людьми» (Д. Б. Эльконин, в шестилетнем возрасте происходит становление устойчивых оснований психики и личности, ребенок начинает воспринимать другого человека в разнообразии его свойств в том числе связанных с его национальной принадлежностью (Н. И. Непомнящая). У них значительно возрастает интерес к явлениям общественной жизни. Близкое и даже далекое социальное окружение является для шестилетних значимой стороной действительности.
К концу года дети 6-7 лет должны знать:
• Краткие сведения об истории станицы, края.
• Различать символику Горячего Ключа и Краснодарского края.
• Имеет представление о природно-климатических особенностях малой Родины. Называет диких и домашних животных, виды растений родных мест
• Имеет представление о реках Псекупс, Апчас, Марта.
• Умеет находить на карте станицы знакомые улицы.
• Проявлять устойчивый интерес к истории семьи, станицы, защитникам малой Родины.
• Иметь представления о жизни, быте, культуре кубанских казаков.
• Иметь представления о музыкальных, литературно-художественных произведениях местных поэтов, писателей, композиторов и художников. Знать песни и стихи о Горячем Ключе.
• Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
• Иметь элементарные представления об охране природы, красной книге.
• Иметь представления о труде людей Горячеключевского района.
Диагностика и критерии оценки результативности проводимой работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной
Показатели нравственно-патриотических представлений детей дошкольного возраста :
• Эмоционально-чувственные (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины);
• Когнитивные (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности);
• Мотивационные (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности);
• Практические (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим).
Критерии оценки:
Полнота – ребёнок называет отличительные особенности родного края, станицы.
Сущность – ребёнок знает отличительные признаки родной станицы, растительного и животного мира, коренных жителей малой Родины (быт, традиции, понимает свою сопричастность к жизни людей станицы.
Обобщенность – ребёнок знает историю появления станицы, социально-экономическую значимость родного края для страны, называет близлежащие города; знает символику города Горячий Ключ; осознает неразрывную связь человека с природой, её влияние на жизнь людей; знает особенности проживания в многонациональном обществе.
Основные показатели результативности воспитательно-образовательного процесса: Наличие у детей устойчивого интереса к себе, своей родословной, семье, родственникам, станице, её истории возникновения, знаний достопримечательностей станицы, природных богатств, социально-экономической значимости, символике Горячего Ключа; знаний основных объектов трудовой деятельности жителей станицы, возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родной станицы, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Комплексный показатель оценки готовности воспитателя к проведению работы с детьми по ознакомлению с малой Родиной :
1. Высоко нравственная и профессиональная культура педагога.
2. Современные взгляды на проблему значимости воспитания чувства патриотизма у детей дошкольного возраста.
3. Знание природных, культурных, социальных, экономических, исторических особенностей.
4. Педагогическая квалификация: знание цели, содержания, методов и форм нравственно-патриотического воспитания детей с учетом национально-регионального компонента.
5. Овладение комплексом педагогических умений, позволяющих эффективно конструировать и осуществлять воспитательно-образовательный процесс по ознакомлению с малой Родиной детей дошкольного возраста.
Основные параметры анализа культурно-региональной образовательной среды:
1. Наличие развивающего характера природной и предметной образовательной среды, соблюдение национально-регионального принципа её организации.
2. Направленность содержания среды на формирование чувства любви к близким людям, детскому саду, к родному дому, к родной станице, краю и стране.
3. Возможности среды для включения дошкольников в разнообразные виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, художественно-речевую, экологическую и музыкальную.
Диагностический инструментарий по изучению нравственно-патриотических представлений детей о малой Родине.
Примерные вопросы для беседы с детьми.
1. Как называется наша страна?
2. Как называется край, в котором ты живешь?
3. Как называется станица, в которой ты живешь?
4. Кто основал нашу станицу?
5. Какие главные улицы ты знаешь?
6. Как называется улица, на которой ты живешь?
7. Как называется центральная улица станицы?
8. Какие главные улицы ты знаешь?
9. Какие памятники в станице суздальской ты знаешь?
10. Каких знаменитых людей, прославивших нашу станицу, ты знаешь?
11. Что бы ты ещё хотел узнать о нашей станице?
Проективная методика «Моя станица»
Детям старшего дошкольного возраста предлагают нарисовать станицу Суздальскую. Анализируются представления детей о станице; полнота, содержательность и значимость изображаемых объектов. Уточняются знания детей об основных достопримечательностях станицы, природных особенностях, символике Горячего Ключа, знания основных объектов трудовой деятельности жителей Суздальской и прочее.
Анкета для родителей.
1. Как вы считаете, необходимо ли в дошкольном возрасте воспитывать чувство патриотизма?
2. Интересует ли вас проблема нравственно-патриотического воспитания собственного ребенка?
3. Проявляет ли ваш ребёнок интерес к малой Родине?
4. Что именно его больше всего интересует: улицы, памятники, парки и т. д. ?
5. Интересуется ли ваш ребёнок историей нашей станицы?
6. Уделяете ли вы внимание знакомству ребенка с достопримечательностями ст. Суздальской?
7. Какую помощь вы хотели бы получать от детского сада по данному вопросу. Ваши предложения и пожелания.