Папки-передвижки

Модифицированная (авторизованная) программа «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины».

оксана глушкова
Модифицированная (авторизованная) программа «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины».

Пояснительная записка.

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, постоянно рассказывает о красоте и богатстве своего родного края? Думается, что это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это необходимо передавать детям, так как это важно для воспитания нравственных и патриотических чувств ребенка.

Публикация «Модифицированная (авторизованная) программа „Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины“,» размещена в разделах

Патриотизм – это чувство любви к родине. Именно патриотизм должен стать стержнем всего российского воспитания. Именно любовь к своей природе, своему прошлому и настоящему, уважение традиций родного края, уважение труда взрослых и понимание того, что ты – ребенок - являешься частичкой этого огромного мира, и от тебя зависит его будущее, является условием успешного развития как личности ребенка, так и нашей страны. В дошкольном детстве ребенок – пластилин, а мы, педагоги, родители – скульпторы и от нас зависит, какие вырастут наши дети – а значит, и будущее нашей страны, часто ли мы будим видеть кучи мусора после праздников или посещений людьми массовых мероприятий, загрязненные бытовыми отходами речки, малоприятные надписи на остановках и детских площадках, грубое отношение к живому.

Благодаря обращению к особенностям культуры и быта, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. Именно через воспитание любви и уважения, ответственности и заботы к своей малой родине педагоги и родители делают первый направляющий шаг на пути дальнейшей самостоятельной жизни ребенка.

Цель программы – воспитание патриотических чувств дошкольников на основе ознакомления с культурой и историей малой родины.

Задачи:

- сообщение элементарных знаний о родной станице, новопокровском районе, Краснодаре, Краснодарском крае;

- ознакомление с историческим прошлым и настоящим станицы, края, его географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями, экономическим развитием;

- ознакомление с достопримечательностями, традициями края;

- ознакомление с трудом взрослых, кубанскими ремеслами;

- ознакомление с кубанским культурным наследием;

- нравственное воспитание: воспитание чувства любви и уважения к родным местам, бережного отношения к историческим ценностям, уважения к труду взрослых, трудолюбия, доброты, умения приходить на помощь другому человеку, созидать новое, прекрасное);

- воспитание желания познавать и возрождать лучшие традиции народа Кубани.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог сам должен, прежде всего, знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Он должен продумать, как преподнести материал детям, доступно показать связь родного города со всей страной. Нужно обязательно подчеркнуть, что, каким бы особенным ни был родной край, в нем непременно находит отражение то, что типично, характерно для всей страны:

- люди работают на заводах, фабриках, в разных учреждениях, на фермах, полях и т. д. ;

- в родной станице, крае, как и в других местах, соблюдаются народные традиции: отмечаются народные праздники, чтят память погибших героев, чествуют ветеранов труда;

- здесь, как и по всей стране проявляют заботу о детях;

- в родном краю живут люди разных национальностей, они вместе трудятся, отдыхают;

- здесь, как и по всей стране, люди должны беречь и охранять природу.

Решая задачи программы, необходимо основываться на следующих принципах.

1. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

2. Принцип увлекательности: материал, предназначенный для обучения детей, обязательно должен опираться на личностный опыт проживания различных познавательных ситуаций с опорой на любознательность ребенка.

3. Принцип наглядности, символичности, практичности: предполагает использование наглядных средств обучения, приемов замещения, моделирования и схематизации, практических методов.

4. Принцип системности: предполагает обеспечение преемственность в получении знаний детьми, протекающую через все виды деятельности.

5. Принцип интеграции образовательного содержания разных разделах программы при решении воспитательно-образовательных задач.

6. Деятельный подход к организации образования, включение познавательного компонента в разнообразные виды и формы организации детской деятельности.

7. Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности.

Ознакомительный материал в данной программе планируется по темам:

- ознакомление с природой родного края;

- развитие труда и ремесел на Кубани;

- развитие представлений об историческом прошлом и настоящем Кубани;

- люди, прославившие кубанскую землю.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Темы повторяются в возрастных группах. В зависимости от возраста детей, содержания сообщаемых знаний они конкретизируются в более мелких темах. Темы различны по объему познавательного материала, по его сложности, и, следовательно, по длительности изучения.

Работа по каждой теме включает:

- специально организованную деятельность;

- совместную деятельность:

• игровую,

познавательную,

• трудовую,

• художественную;

- самостоятельную деятельность детей в развивающей среде.

Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом имеется в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые в народной традиции имеют характер игры (обряды, праздники, и др.). Народный праздник является именно такой большой яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след.

Большой педагогический потенциал имеют и кубанские народные игры. Через игру ребенок входит в систему взаимоотношений в семье, в коллективе, усваивает трудовые навыки, учиться подчиняться и брать ответственность на себя. В игре ребенок развивается физически. Игровой фольклор кубанцев отличается ярко выраженной трудовой и военно-прикладной направленностью. Отличаются историческим и бытовым содержанием, находчивостью, смекалкой, юмором.

Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами были активными участниками, где широко применялась наглядность, поэтому необходимо использовать следующие методы:

- практические:

• дидактические игры;

• подвижные игры;

• творческие игры;

• трудовая деятельность в природе;

• опытническая деятельность;

• продуктивная деятельность.

- наглядные:

• рассматривания;

• наблюдения;

прогулки;

• экскурсии по территории детского сада и вне ее;

• просмотр видеозаписей о родном крае

- словесные:

• беседы;

• рассказ воспитателя;

• рассказ из личного опыта;

ознакомление с художественной литературой

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении с бытом, традициями и историческим прошлым вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому следует больше использовать «живые» наглядные предметы и материалы: кубанки костюмы, утварь, старинную мебель, орудия труда и т. д.

В данной программе предлагается примерный объем познавательного материала, который может быть усвоен детьми от 3 до 7 лет. Отбор и систематизация знаний проводятся с учетом умственных возможностей дошкольников : принимается во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Важно, чтобы дети, воспринимая материал, активно думали. Поэтому целесообразно использовать такие методические приемы, как:

- сравнение;

- вопросы,

- индивидуальные задания,

- обращение к опыту детей,

- предложение задавать вопросы друг дугу и воспитателю,

- рассказ из личного опыта,

- использование художественных средств в зависимости от темы,

- игровые приемы и др.

Сравнение помогает формированию конкретных ярких представлений, активного отношения к окружающей жизни. Дети учатся самостоятельно анализировать увиденное и услышанное, делать выводы.

Такой прием, как задавание вопросов помогает развивать детскую любознательность, интерес к предмету разговора. Важно в старшем возрасте детям предлагать найти ответы на вопросы по иллюстрациям, спросить у родителей, подумать самостоятельно, поразмышлять.

Использование игровых приемов позволяет важно для повышения познавательной активности, заинтересованности, для создания эмоциональной атмосферы занятия.

Использование художественных средств в разных сочетания в зависимости от темы – музыка, стихи, живопись - помогают поддерживать эмоциональный фон занятия. Способствуют эстетическому развитию дошкольников.

Тема 1. Ознакомление с природой родного края.

Любовь к природе – это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и приумножать природные богатства.

В данном разделе перед педагогом поставлены следующие задачи:

- воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть красоту природы, формировать эстетически чувства.

- развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях Краснодарского края, родной станице.

- формировать бережное отношение к природе, побуждать желание охранять ее от разрушений, а при необходимости восстанавливать.

Знакомя детей с природными особенностями родного края, педагогу необходимо не только сообщать детям конкретные сведения, но и пробуждать в душе каждого ребенка гуманные и эстетические чувства. Эмоциональное отношение начинается с элементарных оценок «нравится» - «не нравится» и постепенно доходит до овладения целого ряда эстетических оценок.

Важно показать детям, что именно от человека, большого и маленького зависит красота и «здоровье» природы, рассказать и показать как человек оберегает и приумножает богатства природы, как использует ее ресурсы, не нанося вреда, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех поля и леса, моря и реки.

У дошкольников любовь к природе выражается, прежде всего, действенным, бережным отношением к ней. Это элементарная забота о животных, посильный труд по выращиванию растений и т. д. Задачи данного раздела по возрастным группам:

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

- продолжать знакомить детей с домашними животными и птицей, обитающими на Кубани.

- познакомить с дикими животными и птицами обитающими в близи станицы Ильинской

- учить правилам поведения в лесу, воспитывать желание относится к природе охранительно, бережно.

-сформировать представление о реке Калалы.

- воспитывать заботливое, бережное отношение к природе посредством наблюдений за объектами природы на экологической тропе ДОУ. - познакомить детей с естественными водоемами Краснодарского края: Азовским и Черным морями, рекой Кубань, Калалы, Ея,Челбас.

- закрепить знания о природных объектах нашего края: растительном и животном мире водоемов, лесов, гор, степей; воспитывать охранительное отношение к ним.

- показать зависимость растительного и животного мира от особенностей сезонных изменений в природе.

- воспитывать бережное, заботливое отношение к природным богатствам нашего края.

- воспитывать заботливое, бережное отношение к природе посредством наблюдений за объектами природы на экологической тропе ДОУ. - расширять знания детей о естественных водоемах Краснодарского края: морях, рек, лиманах, озерах.

- закреплять знания о растительном и животном мире Краснодарского края: обитателях степей, лесов, гор.

- показать зависимость животного и растительного мира от условий обитания.

- познакомить детей с заповедными местами Краснодарского края - Кавказским заповедником, с животными и растениями, занесенными в Красную книгу.

- воспитывать бережное, заботливое, охранительное отношение к природным богатствам нашего края.

Тема 2. Развитие труда и ремесел на Кубани.

Народная педагогика транслирует через предметы народных промыслов ментальные качества и нравственные ценности предков. Народное прикладное искусство Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин – казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий. На Кубани возрождаются народные ремесла и старинные виды рукоделия:

- художественная обработка соломы;

- вышивка;

- вязание крючком;

- вязание спицами;

- лоскутная техника;

- ковроплетение;

- петриковская роспись;

- ковань;

- лазоплетение;

- резьба по дереву и др.

Чтобы лучше понять процесс развития казачества, целесообразно познакомить дошкольников с использованием исторической образной символикой.

В процессе приобщения дошкольников к кубанским ремеслам важно не только использовать словесные и наглядные методы, но и практические. Поэтому целесообразно организовывать продуктивную деятельность с детьми по данным темам. И не обязательно ковань делать из железа – можно использовать пластилин, резьбу по дереву можно попробовать на пластилиновой основе при помощи стеки, вышивку выложить из мозаики, зарисовать узор и т. д.

Основным видом деятельности людей в Краснодарском крае является сельское хозяйство. Кубань является важным сельскохозяйственным регионом страны. Труд людей связан с растениеводством: полеводством, овощеводством, плодоводством, цветоводством, лесоводством. А также с животноводством.

В настоящее время на Кубани развивается промышленность, курортный бизнес, туризм. Это связано с географическим положением Краснодарского края.

Действенным методом по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых является приглашение родителей и рассказ на основе личного опыта о профессии.

Основные задачи данного раздела:

- формировать обобщенные представления о различных видах труда и ремесел на Кубани, с их взаимосвязанностью и ролью в удовлетворении потребностей человека;

- расширять кругозор детей, развивать и направлять любознательность и наблюдательность детей, стремление находить ответы на возникающие вопросы при ознакомлении с трудом взрослых в прошлом и настоящем времени;

- воспитывать уважение к людям труда, потребность трудиться, бережное отношение к результатам труда взрослых.

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

- формировать знания и представления детей о труде взрослых: работников почты, телеграфа; поликлиники, труде хлеборобов.

- закрепить знания детей о профессиях сотрудников детского сада. - формировать знания и представления о труде взрослых, профессиях посредством ознакомления с предприятиями Новопокровского района: сахарный завод, элеватор, ОАО «Россия» и др.

- закреплять знания о труде животноводов и людей, занимающихся растениеводством.

- показать связь между климатическими условиями и развитием промышленности и сельского хозяйства. - формировать первоначальные представления о полезных ископаемых нашего края. - закреплять знания и представления о труде взрослых, профессиях посредством ознакомления с предприятиями края:

- подчеркнуть вклад труда кубанцев в развитие всей страны.

- познакомить детей с кубанскими народными ремеслами:

- плетение, ткачество;

- кубанская вышивка:

- резьба по дереву. - познакомить детей с кубанскими народными ремеслами:

- ковань;

- лозоплетение;

- лоскутковая техника;

- Петриковская роспись;

-керамика.

Тема 3. Развитие представлений об историческом прошлом и настоящем Кубани.

В этом разделе детям сообщаются знания об истории заселения Кубани, жилища казаков, рассказывается о внутреннем убранстве кубанского жилища, дети знакомятся с историей возникновения кубанского костюма.

Задача воспитателя при ознакомлении детей с историей родного края – показать сложность, противоречивость, неоднозначность исторического пути родной им земли. Важно также выделить все лучшее и передовое в историческом прошлом края и использовать эти знания при анализе сегодняшних реалий. Богатейшие материалы по истории станицы Ильинской и Краснодарского края собранные в краеведческом музее, позволяют прославить социально-экономическое, политическое и культурное становление края.

Также даются сведения и понятия о родном крае, детей знакомят с историей его возникновения, символикой. Надо показать ребенку, что родной край славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Основная идея знакомства детей с родной станицей заключается в формировании у детей дошкольного возраста системных знаний по истории казачьей станицы, воспитании чувства любви к своей малой родине, гордости за нее.

Какие сведения и понятия о своей станице способны усвоить дети?

Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется - это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своей станицы, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.

Задачи:

- развивать у детей представления об истории развития Краснодарского края, посредством сообщения элементарных сведений об образе жизни человека на Кубани, его трудовой деятельности, изменениях условий быта, средствах коммуникации;

- формировать интерес дошкольника к настоящему и прошлому Краснодарского края, умение видеть историю вокруг себя (в домах, в названиях улиц и т. д., воспитывать уважение и гордость за родину;

- активизировать познавательную сферу ребенку, умение понимать неразрывную связь «прошлое – настоящее».

Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа

- познакомить детей с родной станицей, улицами, школами, детскими садами, почтой, поликлиникой.

- расширить представление о станицах, которые находятся рядом. - познакомить детей с историей возникновения Новопокровского района

- воспитывать чувство гордости за малую родину через ознакомление с достопримечательностям: мемориал павшим воинам, парковой зоной; музеем, библиотекой,

-формировать первоначальные знания о городах Краснодарского края: Армавир, Краснодар, Анапа, Сочи и др. на основе привлечения опыта детей по этой теме. - познакомить с символикой Новопокровского района.

- закрепить знания об историческом прошлом родного города, воспитывать чувство гордости, любви к родным местам.

- познакомить с достопримечательностями – Свято – Вознесенским храмом,

- рассказать об истории возникновения некоторых улиц.

- познакомить детей с историческим прошлым Кубани посредством развития представлений об жилище казаков, кубанской одежде, посуде в быту казаков.

- познакомить с первыми средствами передвижения жителей Кубани. - познакомить детей с историческим прошлым Кубани на основе ознакомления с историей жилища кубанских казаков, кубанской народной одежды.

- формировать первоначальные сведения о городе Краснодаре как столице Краснодарского края, его достопримечательностях. - познакомить детей с историческим прошлым Кубани на основе расширения представлений детей о появлении водопровода, освещения, отопления в жилищах кубанцев.

- продолжать знакомить с историей жизни казаков, дать представление о появлении имен и фамилий.

- познакомить детей с историей возникновения города Краснодара (Екатеринодар, символикой Краснодарского края.

Тема 4. Люди, прославившие кубанскую землю.

Кубань – песенный край. Здесь хорошо сохранилось песенно-танцевальное традиционное народное творчество. В станице Ильинской имеется свой казачий ансамбль, творчество которого направленно на сохранение и развитие кубанской народной песни. Детям очень нравиться не только слушать кубанские мелодии, но и самим становится участником совместного пения знакомых произведений.

Наряду с кубанскими народными песнями необходимо знакомить детей и песнями композиторов Кубани – Г. Ф. Пономаренко, творчеством кубанского казачьего хора.

Знакомство с кубанскими художниками, поэтами, а также с поэтами, чьи произведения отражают красоту кубанской земли, силу кубанского народа помогают детям осознать значимость своего края, народа в огромном мире, воспитывают эстетически чувства, способствуют приобщению к культуре родного народа. Произведения кубанских поэтов внесены в каждую тему программы в раздел «художественная деятельность». Дополнительно полезно знакомить детей с произведениями кубанских поэтов: В. Нестеренко, В. Бордадым, И. Беляков, К. Обойщиков и др., включая в совместное чтение, рассказывание и заучивание.

В рамках данной темы дети целенаправленно знакомятся с земляками, которые оставили «свой след» в истории города и края.

Также в рамках данной темы дети получают знания о станичниках защищавших Родину, знакомятся со спортсменами, которые внесли большой вклад в развитие спорта на Кубани.

Публикации по теме:

Формирование нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с культурой и историей В дошкольном возрасте важно создавать условия, способствующие духовно-нравственному развитию личности и гармоничному взаимодействию с другими.

Интегрированное занятие по ознакомлению с малой Родиной, с традициями кубанского быта в подготовительной группе Задачи: • Закрепить представления о традициях кубанского быта. • Развивать нравственные чувства (патриотизм, воспитывать любовь к малой.

Изучение малой Родины как одно из направлений нравственно-патриотического воспитания дошкольников (из опыта работы) Слайд 1 Тема моего выступления: «ИЗУЧЕНИЕ МАЛОЙ РОДИНЫ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ», ИЗ.

Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной Накопление нравственно-патриотического опыта старших дошкольников с нарушением зрения через ознакомление с малой Родиной Нравственно-патриотическое.

Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны Ознакомление дошкольников с историей родного края в годы Великой Отечественной войны Понкратова А. В. Каракулина О. А. воспитатели первой.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой с своей малой Родины Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является нравственно-патриотическое воспитание детей. Патриотизм является.

Проект «Ознакомление старших дошкольников с культурой, бытом и достопримечательностями Египта» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №248 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Проект.

Стихотворение «У истоков малой Родины — Ворсмы». Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников В стороне от Волги с Окою, На красивых и тихих местах Поселились, не беспокоя, Люди с песнями на устах. Ворсма, ты породнилась с березкой,.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с историей и культурой родного края 1слайд: Здравствуйте уважаемая комиссия, вашему вниманию предлагается презентация практических достижений профессиональной деятельности.

Эстетическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов поволжья. В современном мире утрачены многие духовные ценности, которые определяют этническое своеобразие народа. За последние несколько лет были.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Модифицированная (авторизованная) программа «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины».
Опубликовано: 17 марта 2017 в 20:04
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД