Папки-передвижки

Программа по изодеятельности «Азбука мастерства»

Татьяна Татарина
Программа по изодеятельности «Азбука мастерства»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №20 муниципального образования Крыловский район

Программа

дополнительного образования

по изобразительной деятельности

«Азбука мастерства»

Автор-составитель: Татарина Татьяна Николаевна

педагог дополнительного образования

МАДОУ№20 ст. Крыловской Краснодарский край

Пояснительная записка

Публикация «Программа по изодеятельности „Азбука мастерства“» размещена в разделах

Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — утверждал В. А. Сухомлинский. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики

Рисование – одно из любимейших занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Оно приобщает к миру прекрасного, развивает креативность, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Ребенку прививается эстетическое восприятие, художественный вкус, а также у него развиваются творческие способности. Необходимо отметить, что все дети рисуют, но впоследствии рисованием занимаются немногие. Это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не целью, а средством познания мира. Поэтому стоит обучать детей рисованию. Душа ребенка открыта для восприятия чуда, и мы, взрослые, должны наиболее эффективно строить образовательную и воспитательную работу, чтобы раскрыть и развить открывающую мир личность, помочь ему развить умение видеть и творить прекрасное. Рисование даёт возможность маленькому человеку свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, дошкольник получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни. А радостный и удовлетворенный ребенок растет счастливым и уравновешенным человеком.

Каждый ребёнок рождается художником. Нужно только ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать своё место и назначение в этом прекрасном мире.

Данная программа направлена на развитие художественного творчества и учитывает возможности и особенности каждого ребёнка, обогащая его умственную и духовно-эмоциональную сферу. Программа помогает добиться высоких результатов в комплексном решении задач эстетического воспитания. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребёнка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Данная программа позволяет развивать :

Способность рисовать по замыслу; умение подчинить изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче (выбор изобразительного материала; использование линий, фигур, пятен и т. п. ; умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков); уровень воображения, фантазии.

Главное для меня, как для автора программы - разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызвала чувство радости и удовлетворения. Это касается всех обучающихся, ведь в студию принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Учебный материал рассчитан на 1 год обучения для детей средней, старшей и подготовительной к школе групп (4 – 7 лет). Частота занятий – 2 раз в неделю.

Направленность программы «Азбука мастерства» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков,

по функциональному предназначению — учебно-познавательная

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

Цель программы : формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, развитие фантазии, воображения и творческих способностей детей дошкольного возраста.

Задачи:

- Обучать приёмам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

-учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства, окружающих предметов, зданий, сооружений;

-знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать изобразительные средства искусства;

-подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей действительности;

-формировать умение оценивать созданные изображения;

-развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;

-развивать творческие способности ;

-воспитывать у дошкольников интерес к изобразительной деятельности;

-воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.

Принципы построения программы :

-системность занятий;

-доступность материала;

-от простого к сложному;

-повторность материала;

-разнообразие тематики и изобразительных техник.

Планируемые результаты

К концу первого года обучения дети должны знать:

-основные и дополнительные цвета;

-цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

-понятие симметрии;

-контрасты форм;

-свойства красок и графических материалов;

-азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

-основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги).

-умение работать с глиной

К концу первого года обучения дети должны уметь:

-смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

-правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

-грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

-работать самостоятельно и в коллективе;

-использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

-выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

Формы работы с детьми:

Групповая беседа, метод показа, дидактические игры, экспериментирование с художественными материалами, использование стихов, загадок, пальчиковых игр; индивидуальный подход, анализ детских работ, создание коллективных композиций.

Занятия проводятся в специально оборудованном помещении – Изостудии детского сада. Для успешной реализации программы необходимы материальная база, изобразительные материалы.

групповые занятия

возраст

Количество детей в группе

Время занятий

4-5 лет

12

15 -20 минут

5-6 лет

13

20-25мин

6-7 лет

16

25-30мин

Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.

Принципы проведения занятий:

-системность подачи материала- взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятийи на пртяжении всего периода обучения по данной программе;

-наглядность в обучении-осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

-цикличность построения занятия;

-доступность -комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого к сложному);

-проблемность-активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

-развивающий и воспитывающий характер обучения-направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Наглядный материал

ватман,

альбомный лист А-4,

фломастеры,

клей,

акварель,

гуашь,

кисточки,

трафареты,

«инструменты» для рисования нетрадиционными способами рисования:

бусинки, пуговицы, соломинки для коктейля., цветная бумага, нитки, вата, лоскутки ткани;

репродукции картин;

глина;

солёное тесто;

гофрированная бумага;

картон.

Форма подведения итогов реализации программы – еженедельные выставки после каждого занятия, персональные выставки детских работ.

Перспективный план работы кружка дополнительного образования по изодеятельности «Азбука мастерства»

Перспективный план

работы кружка «Азбука мастерства» (изодеятельность)

средняя группа, октябрь

Тема

Цель

Технология обеспечения

1

«Радужная рыбка»

Знакомство с палитрой красок (тёплые и холодные цвета, радуга цветов)

Е. А. Румянцева. «Необычное рисование

2

«Сказочный лес»

Учить детей создавать аппликативные композиции на основе пейзажных рисунков

Н. С. Васина. «Бумажная симфония». Москва. Айрис-Пресс, 2009 год.

3

«Гусеница»

Учить конструировать из бумаги с элементами аппликации.

Н. С. Васина. «Бумажная симфония». Москва. Айрис-Пресс, 2009 год.

4

«Осенние листочки»

Учить детей создавать сюжетные композиции при помощи красок и природного материала (засушенных листьев). Воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранить её красоту в аранжировках.

Е. А. Румянцева. Необычное рисование» Дрофа. Москва. 2008 год

5

Созрели овощи на грядках (лепка из глины)

Учить детей передавать основную форму овощей, характерные отличия, развивать мелкую моторику рук, прививать любовь к народным промыслам.

Наглядное пособие «Овощи»(свёкла, морковь, огурец)

6

Роспись овощей

Учить передавать цвет овощей, развивать мелкую моторику рук, прививать любовь к народным промыслам.

Наглядное пособие «Овощи»(свёкла, морковь, огурец)

7

Пейзаж «Осенние Зарисовки»

Познакомить детей с пейзажем, с приё мами передачи сюжета: выделять главное, изображать крупно на переднем плане, передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения.

Наглядное пособие «Деревья осенью»

8

«В саду созрели яблоки»

Учить детей передавать основную форму фруктов, характерные отличия на бумаге с помощью красок гуашь.

Наглядное пособие «Яблоко»

Перспективный план

работы кружка «Азбука мастерства» (изодеятельность)

старше-подготовительная группа, октябрь

Тема

Цель

Технология обеспечения

1

«Радужная рыбка»

Знакомство с палитрой красок (тёплые и холодные цвета, радуга цветов)

Е. А. Румянцева. «Необычное рисование» Дрофа. Москва. 2008 год

2

«Земной шар- детям (коллективная работа)

Учить рисовать портрет, своё изображение, соблюдая пропорции, выделяя индивидуальные черты лица. Использовать различные оттенки цвета.

Наглядное пособие «Портрет человека»

3

«Гусеница»

Учить конструировать из бумаги с элементами аппликации.

Н. С. Васина. «Бумажная симфония». Москва. Айрис-Пресс, 2009 год.

4

«Осенние листочки»

Учить детей создавать сюжетные композиции при помощи красок и природного материала (засушенных листьев). Воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранить её красоту в аранжировках.

Е. А. Румянцева. Необычное рисование» Дрофа. Москва. 2008 год

5

«Собираем грибочки в лесу»

Научить детей рисовать грибы разной формы. Учить детей передавать основную форму объекта.

Наглядное пособие «Грибы»(муляжи)

6

«Собираем грибочки в лесу»(лепка из глины)

Научить детей лепить из глины грибы разной формы. Учить передавать основную форму объекта, развивать мелкую моторику рук.

Наглядное пособие «Грибы»(муляжи)

7

Витраж «Кот в окне»

Учить детей создавать композиции при помощи аппликации и природного материала (засушенных листьев)

Н. В. Дубровская «Витражи из цветной бумаги» Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2009год (наглядно-методическое пособие).

8

Осенний пейзаж»Золотая осень»

Учить использовать в пейзаже сюжет, выделять главное и изображать его крупно, на переднем плане, передавать как смысловое, так и пропорциональное отношение между объектами. Развивать композиционные умения.

Картины природы, презентация «Золотая осень», репродукции известных художников.

Перспективный план

работы кружка «Азбука мастерства» (изодеятельность)

средняя группа, ноябрь

Тема

Цель

Технология обеспечения

1

«Моя мама лучше всех»

Научить изображению портрета человека, соблюдая пропорции, выделяя индивидуальные черты лица, использовать различные оттенки красок.

Наглядное пособие:

портрет

2

«Лесная полянка»

коллективная работа

(лепка из глины)

Научить работать с трафаретом и глиной

Трафареты:

бабочка, цветок

3

«Лесная полянка»

коллективная работа

(рисование)

Роспись фигурок красками (гуашь).

Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками.

Готовые глиняные изделия

4

5

«Угостим Федору чаем»

аппликация

«Паучок»

Познакомить детей с выполнением аппликации способом обрыва бумаги. Упражнять в работе с трафаретами; развивать мелкую моторику рук.

Учить конструированию из бумаги с элементами аппликации.

А. Н. Малышева, Э. М. Поварченкова

«Занятия в детском саду»

Н. С. Васина

«Бумажная симфония»

Москва, Айрис-Пресс, 2009г.

6

Рисование с натуры

«Что-то рядом с нами растет»

(коллективная работа)

Вызвать интерес к рисованию комнатных растений с натуры. Инициировать поиск изобразительных средств для передачи характерных признаков. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изодеятельности.

И. А. Лыкова

«Изобразительная деятельность в детском саду»;

«Занятия в ИЗОстудии»

творческий центр СФЕРА

Москва,2008г.

7

Рисование по замыслу

«Фантастические цветы»

Вызвать интерес к рисованию фантазийных цветов по мотивам экзотических растений. Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции. Побудить интерес к цветковым растениям, желание любоваться ими.

И. А. Лыкова

«Изобразительная деятельность в детском саду»;

«Занятия в ИЗОстудии»

творческий центр СФЕРА

Москва,2008г.

Стр. 156-157

8

«В зеленой траве»

(коллективная работа)

Знакомство с гофрированной бумагой. Учить детей конструировать из бумаги с элементами аппликации. Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции.

Н. В. Дубровская

«Аппликация из гофрированной бумаги»

С-П., Детство-Пресс, 2009г. стр., 36-37

Перспективный план

работы кружка «Азбука мастерства» (изодеятельность)

старше-подготовительная группа, ноябрь.

Тема

Цель

Технология обеспечения

1

«Моя мама лучше всех»

Научить изображению портрета человека, соблюдая пропорции, выделяя индивидуальные черты лица, использовать различные оттенки красок.

Наглядное пособие:

портрет

2

Рисование с натуры

«Что-то рядом с нами растет»

Вызвать интерес к рисованию комнатных растений с натуры. Инициировать поиск изобразительных средств для передачи характерных признаков. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению представлений в изодеятельности

И. А. Лыкова

«Изобразительная деятельность в детском саду»;

«Занятия в ИЗОстудии»

творческий центр СФЕРА

Москва,2008г.

3

«Рябинка»

(коллективная работа)

Знакомство с гофрированной бумагой. Учить детей конструировать из бумаги с элементами аппликации. Развивать творческое воображение, чувство цвета и композиции.

Н. В. Дубровская

«Аппликация из гофрированной бумаги»

С-П., Детство-Пресс, 2009г. Стр. 20, 48-49

4

Маски с узорами

(занятие №1)

Учить детей создавать объемные полые поделки из соленого теста. Показать разные приемы оформления лепных фигурок. Развивать чувство формы, пропорций, воспитывать аккуратность.

«Художественный труд в детском саду. Экопластика»

творческий центр СФЕРА, Москва, 2009г. стр. 155-156

5

Маски с узорами

(занятие №2)

Совершенствовать изобразительную деятельность. Рисование масок по замыслу. Развивать творческое воображение, поощрять инициативу в придумывании своих узоров на масках.

«Художественный труд в детском саду. Экопластика»

творческий центр СФЕРА, Москва, 2009г. стр. 155-156

6

«Ветка вишни»

Объемные композиции

Учить детей объемной аппликации с элементом композиции. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук.

Н. С. Васина

«Бумажная симфония»

Москва, Айрис-Пресс, 2009г

7

Объемные композиции

«Ежик в лесу»

(коллективная работа)

(занятие №1)

Учить детей созданию композиции при помощи объемной аппликации и конструирования. Развивать творческое воображение, учить замечать красоту окружающего мира.

Н. С. Васина

«Бумажная симфония»

Москва, Айрис-Пресс, 2009г

8

Объемные композиции

«Ежик в лесу»

(коллективная работа)

(занятие №2)

Продолжить работу по объемной композиции.

Н. С. Васина

«Бумажная симфония»

Москва, Айрис-Пресс, 2009г

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования дошкольников «Азбука безопасности» Пояснительная записка Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта породил целый ряд проблем. Травматизм на дорогах - это проблема,.

Программа дополнительного образования «Песочные фантазии» Программа дополнительного образования «Песочные фантазии» для детей дошкольного возраста разработала педагог-психолог дошкольного отделения.

Программа дополнительного образования Программа дополнительного образования «Путешествие в песочные фантазии» для детей 4-5 лет Разработчик программы: Новожилова Галина.

Программа дополнительного образования «Мастерская творчества Бэлль» «МАСТЕРСКАЯ ТВОРЧЕСТВА БЭЛЛЬ» рабочая программа дополнительного образования занятий в кружке ручного труда. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ 1. Пояснительная.

Программа дополнительного образования в ДОУ «Чудеса конструирования» Программа дополнительного образования логопедической группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский.

Программа дополнительного образования «Веселый мяч» .

Программа дополнительного образования «Волшебные ладошки» .

Программа дополнительного образования «Волшебный мир оригами» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Рабочая программа дополнительного образования «Скоро в школу» Пояснительная записка Поступление ребенка в школу – переломный момент в жизни дошкольника. В первые дни первоклассника в школе меняется.

Эссе на тему: «Я педагог дополнительного образования» Одна из основных задач воспитания - всестороннее развитие ребёнка, формирование у него духовных и общечеловеческих ценностей и творческих.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа по изодеятельности «Азбука мастерства»
Опубликовано: 3 октября 2016 в 09:49
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД