Получи документы

Программа по «Ознакомлению с родным краем старших дошкольников» (2 фото)

Клокова Алена
Программа по «Ознакомлению с родным краем старших дошкольников»

Программа по «Ознакомлению с родным краем старших дошкольников»

Пояснительная записка.

На сегодняшний день проблема формирования представлений о родном крае считается актуальной и наиболее сложной в педагогике, так как подразумевает наличие знаний не только о родном крае, но и особое ценностное отношение к Родине, сформированность чувства любви к ней, стремление сохранить наследие народа.

Публикация «Программа по „Ознакомлению с родным краем старших дошкольников“» размещена в разделах

Вопросами формирования представлений о родном крае в педагогике занимались: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоци, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский. Они утверждали, что их необходимо начинать формировать с детства. Так, например, В. А. Сухомлинский говорил, что детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания внесли Р. И. Жуковская, Н. В. Виноградова, Е. И. Радина и др.

Период дошкольного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества, связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Т. Н. Антонова, Т. Т. Зубова, Е. П. Арнаутова и др., осознания ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О. А. Князева, С. Е. Шукшина и др., восприятия детьми мира предметов (О. А. Артамонова, формирование знаний о трудовой деятельности взрослых (М. В. Крулехт) и т. д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни о своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек.

В этой связи нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города Верхняя Тура.

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

В каждом городе есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

Цель и задачи программы.

Цель

: формирование у старших дошкольников патриотических чувств к своему городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края.

Задачи:

1. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.

2. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

3. Осуществлять ознакомление дошкольников с историческим, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

4. Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе.

Чтобы реализовать поставленные задачи, были определены

этапы работы.

1 этап – начальный (констатирующий) –

Проводился анализ литературы, сбор информации по проблеме на

основе диагностики воспитания гражданских чувств (по методикам Н. Н. Горбачевская, О. М. Ельцова, А. Н. Терехова «Освоение представлений о родном крае» и «Диагностика воспитанности патриотизма» О. В. Сакачевичене.)

2 этап – основной (формирующий) –

На данном этапе нами был разработан перспективный план работы с детьми по данной теме, намечены мероприятия по ознакомлению дошкольников с историей города, его достопримечательностями, проводилась апробация системы работы.

3 этап – заключительный (контрольный) –

На заключительном этапе подводились итоги работы для решения

обозначенной проблемы, повторная диагностика.

При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом рекомендуется учитывать

следующие принципы.

Принцип историзма. Р

еализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий уголок, подобран материал, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.

Принцип гуманизации

. Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.

Принцип дифференциации

. Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.

Принцип интегративности.

Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой, центром развития творчества детей и юношества, музеем города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города.

Ожидаемый результат реализации программы.

Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного города; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать:

6–7 лет (подготовительная группа)

• Краткие сведения об истории города.

• Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

• Знать герб Верхней Туры.

• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых и т. д. Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

• Правила безопасности поведения в природе и на улице города.

• Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

• Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.

2.2. Тематическое планирование

Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: «История города Верхняя Тура», «Край, в котором мы живем, «Улицы моего города», «Традиции и культура г. Верхняя Тура», «Защитники родной земли» и «Природа родного края». Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, беседы, нерегламентированную деятельность детей. По некоторым темам – праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своем родном крае, той местности, где они живут.

Занятия планируется проводить один раз в неделю.

Месяц I неделя II неделя III неделя IV неделя

Сентябрь - сбор информации, подборка литературы.

Октябрь Беседа на тему: «История возникновения города Верхняя Тура» Оформление подборки из домашних фотоальбомов «История моего города». Презентация фотоальбомов. Аппликация: «Мой родной город»

Ноябрь Рассказ воспитателя: «Край, в котором мы живем» (географическое расположение, климатические особенности) Рассматривание карты России, карты Свердловской области (местоположение г. Верхняя Тура). Создание альбома: «Мой город – Верхняя Тура». Выставка рисунков на тему: «Мой город на карте»

Декабрь Беседа на тему: «Улицы моего города» Целевая прогулка по близлежащим улицам г. Верхняя Тура. Беседа на тему: «История возникновения первых улиц».

Рисование на тему: «Моя улица»

Январь

Беседа с детьми на тему: «Люди каких национальностей населяют наш город» Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по г. Верхняя Тура» Художественное творчество: «Костюмы татар, башкир, русских» (рисование) Творческая гостиная для детей и родителей «Культура коренных народов города».

Февраль

Рассказ воспитателя «О символике города Верхняя Тура» Художественное творчество (рисование): «Герб и флаг моего города» Литературная гостиная: «Я и мой город» с использованием поэтических произведений искусства, местных поэтов, художников. Викторина «Знаешь ли ты свой город?»

Март Рассказ воспитателя: «Традиции и культура города Верхняя Тура» Открытое занятие «Малый город – мой отчий дом» Беседа «Архитектура родного города». Акция «Спасти и сохранить». Экскурсия в городскую библиотеку.

Апрель Беседа на тему: «Все профессии нужны, все профессии важны». Рассказ детей: «Кем работают мои родители». Выставка рисунков: «Профессия моих родителей» Беседа «Лес – многоэтажный дом», знакомство с профессиями лесника, лесоруба, пильщика, стропальщика и т. д. Рассказ педагога о Героях Советского Союза: Гробов

Май Сбор информации об участниках войны – жителях нашего города Утренник «День Победы» с приглашением ветеранов войны.

Ручной труд: изготовление открыток ко дню победы. Экскурсия к «Стеле памяти» посвященной участникам Великой Отечественной Войны.

Июнь Беседа на тему: «Природа родного края» Тренировочное упражнение «Учимся радоваться природе». Экскурсия по экологической тропе (растительный мир родного края г. Верхняя Тура) «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада).

Анализ проведенной работы.

На первом этапе работы нами была изучена психолого-педагогическая литература по данной теме. Была проведена первичная диагностика по методикам Н. Н. Горбачевская, О. М. Ельцова, А. Н. Терехова «Освоение представлений о родном крае» и «Диагностика воспитанности патриотизма» О. В. Сакачевичене. По результатам диагностики был сделан следующий вывод: дети имеют 18 % высокий уровень представлений о родном крае, 49 % средний уровень и 33 % низкий уровень.

Исходя, из анализа результатов диагностики мы сделали следующие выводы:

1. Работа по ознакомлению детей с родным городом сведена лишь к формированию у ребят поверхностных знаний о городе, в котором они живут.

2. У детей не сформированы: интерес к истории и достопримечательностям родного города и края; представления о наиболее значимых событиях и традиция города.

3. В группе не достаточно создана развивающая среда, которая смогла бы способствовать формированию у детей дошкольного возраста интереса к познанию родного города.

4. Усилить работу, направленную на приобщение родителей и их детей на ознакомление с родным городом.

На втором этапе нами был подобран материал про родной город;

• составлены познавательные рассказы про Верхнюю Туру;

• разработаны конспекты занятий по темам: «История города Верхняя Тура», «Край, в котором мы живем», «Улицы моего города», «Традиции и культура г. Верхняя Тура», «Защитники родной земли» и «Природа родного края»;

• оформлен альбом на тему: «Мой город Верхняя Тура»;

• оформлен фотоальбом на тему: «История города Верхняя Тура»;

• составлена картотека игр;

• подобраны стихи о нашем городе;

• создан видеофильм про Верхнюю Туру;

• разработаны методические рекомендации для родителей по ознакомлению с родным городом.

На данном этапе был составлен и частично апробирован перспективный план: «Моя родная Тура». Были проведены занятия и экскурсии с детьми подготовительной группы.

В работе с детьми мы использовали разнообразные приемы и методы, такие как: путешествие, экскурсия, выставки и экспозиции, конкурс рисунков, творческая гостиная, праздники и развлечения, наблюдение, беседа и др. При планировании и проведении занятий по ознакомлению детей с родным городом важно помнить о том, что развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к определенной теме способствует неоднократное обращение к ней, ее подкрепление различными играми. Ведь игра, как известно, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. В своей работе мы использовали дидактические игры: «Где находится памятник?», «Узнай по описанию», «Кто подберет больше слов», «Так бывает», сюжетно-ролевые: «Мы верхнетуринцы», подвижные: «Городок», настольно-печатные: «Сложи картинку», игры-сотрудничества, игровое упражнение: «Продолжи»: наш город называется, жителей нашего города называют… Так же были организованы экскурсии по городу, посещение городской библиотеки.

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада.

При работе с родителями мы использовали следующие формы работы:

• анкетирование родителей;

• индивидуальные беседы и консультации;

• родительское собрание на тему: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Дошкольники - будущие патриоты нашей родины»;

• Фотовыставки «Мой любимый город»;

• Творческая гостиная на тему: «Культура коренных народов города».

При индивидуальных беседах с родителями, а так же с помощью анкетирования родителей мы выяснили, что большинство родителей считают работу по ознакомлению с родным городом важной, что готовы к совместной работе с детским садом по данному вопросу.

Проведенные для родителей консультации, родительское собрание помогли родителям стать для своих детей примером отношения к своему городу, к месту, где живёшь.

Работа на втором этапе была направлена на ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей, живущих в Верхней Туре. Дети посещали библиотеку, знакомились с достопримечательностями Верхней Туры, улицами родного города.

При ознакомлении с историей малой родиной была организована

поисковая деятельность: детям было предложено расспросить своих

родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они

живут и далее дошкольники обменялись полученной информацией,

предлагали свои версии об истории некоторых названий улиц.

Рассматривание фотографий с видами улиц города, способствовало

уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут. В

результате данной работы вырос познавательный интерес к истории города,

уважение к знаменитым землякам.

Цикл занятий о родном городе способствовал формированию чувства гордости за свой город, его историю.

Большое внимание уделялось ознакомлению детей с трудом взрослых, как родителей, так и жителей города. Дошкольники увидели важность и значимость труда их родителей, и это явилось продолжением заложённых основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного города.

Яркие впечатления остались у ребят после проведения итогового занятия на тему: «Малый город - мой отчий дом». Ребята на занятии выступали в роли туристов, побывали на экскурсии по родному городу. Подобные занятия вызывают у дошкольников большой эмоциональный отклик, интерес.

И наконец, на третьем этапе подводились итоги проведенной работы. Была проведена повторная диагностика.

Мы выявили, что при повторной диагностике показатели стали выше, чем до изучения данной темы. 100% детей твердо знают название города, в котором живут, и могут безошибочно найти герб города и рассказать о нем. Об истории возникновения нашего города имеют точные знания 79% детей, 21% допускают небольшие неточности. 82% детей имеют представление

о названии улиц города, знают, по какому адресу находятся дома, в которых

они живут, детский сад, который они посещают. Дети могут объяснить,

почему или в честь кого названы улицы города, 18% допускают ошибки. О

самых распространенных профессиях нашего города, о главных

промышленных предприятиях, их продукции имеют хорошее знание 64%

детей, 36% детей не на все вопросы могут ответить уверенно. Познакомить с

достопримечательностями нашего города могут 80% детей, 20% - немного в

этом затрудняются.

В итоге, общий уровень следующий: 83% детей имеют прочные знания о

родном городе, 17% - допускают небольшие неточности.

У детей появился интерес к краю, городу, в котором они живут. Этот интерес проявился не только в беседах, но и в детских рассказах, рисунках.

Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.

У детей отмечено уважительное отношение к людям труда, истории, культуре и обычаям родного города. Полученные знания нашли отражение в сюжетно-ролевых играх детей.

Дети научились самостоятельно и целенаправленно рассматривать произведения искусства, фотографии, альбомы, соотносить увиденное со своим опытом, чувствами и представлениями. В самостоятельных работах по рисованию, лепке, конструированию стали проявлять инициативу и творчество.

Мы считаем, что наша работа ведется в правильном направлении, так как достигнуты положительные результаты, мы убедились в том, что только планомерная систематическая работа, использование разнообразных форм, методов и приемов способствуют воспитанию у детей интереса и любви к своему родному городу.

Наш проект рассчитан на дальнейшее развитие нравственно-патриотических качеств дошкольников. В дальнейшем мы планируем рассмотреть темы: «Урал» и «Россия».

Программа по «Ознакомлению с родным краем старших дошкольников»
Фото «Ознакомлению с родным краем старших дошкольников»
Публикации по теме:

Формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с родным краем «Формы и методы работы по ознакомлению дошкольников с родным краем» Методика ознакомления детей с родным краем разнообразна. Это наблюдения,.

Наполняемость уголка патриотического воспитания по ознакомлению с родным краем в разных возрастных групп Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8» города Энгельса Саратовской области СООБЩЕНИЕ.

Диагностика «Выявление уровня знаний по ознакомлению с родным краем старших дошкольников» В исследовании определены критерии усвоения знаний о культуре родного края для детей старшего дошкольного возраста, которые определялись.

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с родным краем «Животные и растения Прикубанского района» Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с родным краем «Животные и растения Прикубанского района». Цели: 1. Продолжать знакомство.

Конспект занятия по ознакомлению детей подготовительного возраста с родным краем по теме «Алтай» Тема: Мой край родной, тебя люблю я! Цель: Формировать в ребенка чувство принадлежности к малой родине: родному городу, краю Программное.

Конспект занятия по ознакомлению с родным краем через празднование праздника Белого месяца Сагаалган Конспект занятия по ознакомлению с родным краем через празднование праздника Белого месяца САГААЛГАН Зайцева Е. М. Конспект занятия по ознакомлению.

Конспект занятия по ознакомлению с родным краем в старшей группе «Нижегородский край любимый» Цель: • Закрепить знания детей о Нижнем Новгороде и о городах, которые входят в состав Нижегородской области, народных промыслах. • Создать.

Консультация для педагогов на тему «Формы и методы работы по ознакомлению детей с родным краем» Методика ознакомления детей с родным краем разнообразна. Это демонстрация иллюстративного материала: фотографии, открытки; наблюдения, прогулки,.

Перспективный план работы в старшей группе по ознакомлению детей с родным краем Сентябрь: «Мой дом – моя семья". Цель: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить.

Игра-путешествие как форма ознакомления старших дошкольников с родным краем Сообщение к педсовету. «Путешествие — как форма ознакомления старших дошкольников с родным краем» «Родина для человека – самое дорогое.

Автор публикации:
Программа по «Ознакомлению с родным краем старших дошкольников»
Опубликовано: 2 марта 2019 в 12:32
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД